Решение №27.03.2018 № 09/2762 Решение по делу № 104/Р-2017 от 27 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«14» марта 2017г.                                                                            г.  Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместитель председателя Комиссии: <…> заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии: <…> начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

<…> главного специалиста-эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 104/Р-2017, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <…> о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 4 части 2, пункта 3 части 3, пункта 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»), в присутствии: ИП <…>, ИП <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление индивидуального предпринимателя о наличии признаков недобросовестной конкуренции при размещении рекламы в поисковой системе «Яндекс».

09.10.2017 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 104/Р-2017 в отношении ИП <…> и назначено к рассмотрению на 17.11.2017 на 13 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…> и заявителя заказными письмами с уведомлением о вручении и посредством электронной почты.  

17.11.2017 состоялось рассмотрение дела № 104/Р-2017 в присутствии ИП <…> и ИП <…>. 

ИП <…> поддержал требования, изложенные в заявлении о нарушении законодательства о рекламе в действиях ИП <…> при использовании им в рекламе товарного знака «Алмаз Гарант», принадлежащего заявителю. 

ИП <…> с нарушением не согласился, пояснив, что обозначение «Алмаз Гарант» не зарегистрировано в качестве товарного знака либо коммерческого обозначения, что, по мнению ИП <…>, дает право на использование данного обозначения иным лицам, а появление обозначения «Алмаз Гарант» в контекстной рекламе произошло в результате ошибки с его стороны. 

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств. 

Определением от 17.11.2017 рассмотрение дела № 104/Р-2017 было отложено на 18.12.2017 на 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…> и заявителя заказными письмами с уведомлением о вручении и посредством электронной почты.

18.12.2017 состоялось рассмотрение дела № 104/Р-2017 в присутствии ИП <…> и ИП <…>.

ИП <…>  поддержал позицию о том, что использование ИП <…> в рекламе коммерческого обозначения «Алмаз Гарант» нарушает его права.

ИП <…> пояснил, что у него отсутствуют доказательства того, что в тексте рекламы слова «Алмаз Гарант» были указаны по ошибке, а также то, что, по его мнению, использование указанной фразы в качестве ключевых слов при размещении рекламы в сети интернет, не является нарушением законодательства. 

Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств. 

Определением от 18.12.2017 рассмотрение дела № 104/Р-2017 было отложено на 23.01.2018г. на 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…> и заявителя заказными письмами с уведомлением о вручении и посредством электронной почты.

23.01.2018 состоялось рассмотрение дела № 104/Р-2017 в присутствии ИП <…>, который пояснил, что законодательством не запрещено использовать в ключевых словах при размещении рекламы в сети интернет чьи либо коммерческие обозначения, реестр договоров не представил из-за опасения того, что его контрагенты станут известны конкуренту. Поскольку коммерческое обозначение у ИП <…> состоит из 3 слов: «Алмаз Гарант Кемерово», использование иного словосочетания «Алмаз Гарант» не является использованием его коммерческого обозначения, и данное словосочетание не является сходным до степени смешения с коммерческим обозначением «Алмаз Гарант Кемерово».

Определением от 23.01.2018 рассмотрение дела № 104/Р-2017 было отложено на 14.03.2018 на 09 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…> и заявителя заказными письмами с уведомлением о вручении и посредством электронной почты.

14.03.2018 состоялось рассмотрение дела в присутствии ИП <…> и ИП <…>.

ИП <…> пояснил,  что с нарушением не согласен, поскольку в тексте спорной рекламы использовались слова имеющие различие с коммерческим обозначением «Алмаз Гарант Кемерово», а именно в тексте рекламы были указаны слова «Алмаз Гарант», указан сайт и телефон организации «Аерон», что не могло ввести в заблуждение потребителей, также законодательством РФ не запрещено использовать в ключевых словах коммерческие обозначения других организаций. 

Заслушав пояснения ИП <…>, рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее.

Из заявления следует, что при наборе в поисковой системе «Яндекс» словосочетания «Алмаз Гарант» первой строкой появлялась реклама следующего содержания: 

«Алмаз Гарант / aeron-prof/ru 

Алмазное сверление и резка  Свежий воздух у Вас дома кондиционеры

Aeron-prof.ru/ address   реклама

Алмазное сверление и резка бетона кирпича!!! Вентиляция! Кондиционеры!

Диаметр от 10 до 500 мм – Более 10 лет опыта – География Весь Кузбасс

Контактная информация - +7(3842) 76-43-55- пн-вт: 8:00-23:00 - Кемерово».

Заявитель указывает, что при размещении в поисковой системе «Яндекс» вышеуказанной рекламы незаконно используется коммерческое обозначение «Алмаз Гарант», принадлежащее ИП <…>, таким образом, выполняя поиск одной компании, потребитель автоматически выходит на сайт другой компании.

В подтверждение использования ИП <…> при хозяйственной деятельности коммерческого обозначения «Алмаз Гарант» в адрес Кемеровского УФАС России была представлена визитная карточка, содержащая данное коммерческое обозначение, и оттиск печати, на котором также присутствует обозначение «Алмаз Гарант» со схематическим изображением шестеренки. Дополнительно ИП <…> пояснил, что у него имеется сайт по адресу: https://almazgarant.nethouse.ru/ в котором используется коммерческое обозначение «Алмаз Гарант» со схематическим изображением шестеренки, и на котором предлагаются услуги по установке приточной вентиляции, алмазной резке, алмазному бурению/сверлению отверстий. 

На сайте по адресу: https://almazgarant.nethouse.ru/ и на визитных карточках указываются одни и те же контактные данные.

Из ответа ООО «ЯНДЕКС», представленного в адрес Кемеровского УФАС России, следует, что реклама, содержащая коммерческое обозначение «Алмаз Гарант», размещалась и оплачивалась ИП <…> в системе «Яндекс.Директ». Период распространения рекламы с 24.06.2017г. по 07.08.2017г. 

Целью рекламы являются привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом рекламная информация лежит в основе представлений о качестве и назначении товара, об особенностях его использования, условиях приобретения, цене товара, следовательно, особую важность приобретают достоверность рекламы, создание правильного представления об объекте рекламирования.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Для признания действий какого-либо субъекта недобросовестной конкуренцией необходимо одновременное выполнение следующих условий: 

- наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ (на определенной территории), а также наличие соперничества, состязательности между ними на данном рынке; 

- при наличии конкурентных отношений совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, которые: а) противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; б) направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом; в) причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Следует отметить, что такие убытки либо ущерб (либо вероятность их возникновения) должны находиться в причинной связи с деянием).

При установлении в действиях предполагаемого нарушителя признаков недобросовестной конкуренции необходимо доказывать все признаки недобросовестной конкуренции, а также следует проверить наличие такого существенного признака недобросовестной конкуренции как направленность действий на причинение ущерба конкуренту, а также обосновывать наличие ущерба либо угрозы причинения такого ущерба, причем не формальным методом (исходя из презумпции того, что любое нарушение подразумевает получение преимуществ и причиняет ущерб тем, кто соблюдает установленные ограничения), а на основании конкретных доказательств и документов.

Для признания действий актом недобросовестной конкуренции необходимы доказательства, сведения о целеполагании предполагаемого нарушителя (осознанном совершении им действий, направленных на нечестную конкуренцию), а также о масштабах и возможности влияния нарушения на конкуренцию в целом.

Поскольку, как следует из пояснений ИП <…> слова «Алмаз Гарант» им использовались в ключевых словах, недоступных для пользователей интернета, а в сам текст рекламы они попали ошибочно, в действиях ИП <…> отсутствует направленность на причинение ущерба конкуренту, следовательно, признаки нарушения пункта 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при размещении спорной рекламы в сети интернет не установлены. 

Позиция ИП <…> о том, что в тексте спорной рекламы использовались слова имеющие различие с коммерческим обозначением «Алмаз Гарант Кемерово», соответственно не могло возникнуть смешения двух организаций, не обоснована; поскольку у Кемеровского УФАС России имеется справка от Роспатента, в которой указывается на схожесть используемых в тексте рекламы слов «Алмаз Гарант» с коммерческим обозначением «Алмаз Гарант Кемерово», соответственно при использовании таких обозначений в отношении однородных услуг разными юридическими / физическими лицами вероятно заблуждение потребителя относительно лица, оказывающего однородные услуги. 

Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

В нарушение данной правовой нормы реклама, содержавшая коммерческое обозначение «Алмаз Гарант», содержит недостоверные сведения о возможности приобретения услуг у лица, осуществляющего деятельность под данным коммерческим обозначением, поскольку переход при нажатии на рекламу осуществляется на сайт иного лица. 

Пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Реклама, содержавшая словосочетание «Алмаз Гарант», содержит недостоверные сведения о продавце услуг, поскольку при нажатии на данную рекламу осуществляется переход на сайт другого лица – конкурента, предоставляющего аналогичные услуги по алмазной резке, сверлению, бурению отверстий.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 3, пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель. 

Пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае рекламодателем является ИП <…> как продавец рекламируемых услуг.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России       

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП <…>, размещенную в сети «Интернет» с 24.06.2017 по 07.08.2017, поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 3, пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание не выдавать в связи с окончанием периода распространения рекламы.

3.   Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «27» марта 2018 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

Заместитель председателя Комиссии

Члены Комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны