Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 11 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 272/03-АДМ-2015 об административном правонарушении

04.09.2015 г.                                                                                                      г. Кемерово

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, Кухарская Наталья Евгеньевна, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении дела № 272/03-АДМ-2015, возбужденного в отношении Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (в настоящее время – Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири») (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144-а, ИНН/КПП: 2460069527/246001001, ОГРН  1052460054327; дата регистрации юридического лица: 04.07.2005 г.) (далее – ПАО «МРСК Сибири») по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛА:

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по делу № 15/А-10-2015 от 29.04.2015 г. (в полном объеме изготовлено 18.05.2015 г.) ПАО «МРСК Сибири» было признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Нарушение выразилось в злоупотреблении ПАО «МРСК Сибири», которое является субъектом естественной монополии, доминирующим положением на рынке передачи электрической энергии, а именно в ненадлежащем исполнении ПАО «МРСК Сибири» функций по контрольному снятию показаний приборов учета потребителей,  передаче гарантирующему поставщику недостоверных показаний приборов учета потребителей, а также завышении объемов электроэнергии потребленной гражданами, результатом чего явилось ущемление интересов ОАО «Кузбассэнергосбыт», а также граждан-потребителей.

За совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, ответственность предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

27.05.2015 г. Кемеровским УФАС России в адрес ПАО «МРСК Сибири» было направлено уведомление о составлении протокола (исх. № 03/5255), в котором было указано, что законному представителю ПАО «МРСК Сибири» надлежит явиться  23.06.2015  г. в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по факту нарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

В назначенное время 23.06.2015 г. на процедуру составления и подписания протокола законный представитель ПАО «МРСК Сибири» надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не явился, направив защитника – <…> (доверенность № 00/261 от 11.12.2014 г.).

При участии защитника ПАО «МРСК Сибири» был составлен и подписан протокол по делу № 272/03-АДМ-2015 об административном правонарушении (исх. №03/6252 от 23.06.2015 г.). Копия протокола направлена в адрес законного представителя ПАО «МРСК Сибири».

Определением от 23.06.2015 г. (исх. № 03/6343 от 24.06.2015 г.) рассмотрение дела № 272/03-АДМ-2015 об административном правонарушении было назначено на 08.07.2015 г.

В назначенное время 08.07.2015 г. на рассмотрение дела № 272/03-АДМ-2015 об административном правонарушении законный представитель ПАО «МРСК Сибири» не явился, защитника не направил.

Сведениями о надлежащем извещении законного представителя                               ПАО «МРСК Сибири» о дате, времени и месте рассмотрения дела № 272/03-АДМ-2015 об административном правонарушении Кемеровское УФАС России не располагало. 

Определением от 08.07.2015 г. (исх. № 03/7068 от 13.07.2015 г.) рассмотрение дела № 272/03-АДМ-2015 об административном правонарушении было отложено на 07.08.2015 г.

Определением от 08.07.2015 г. срок рассмотрения дела № 272/03-АДМ-2015 об административном правонарушении продлен до 07.08.2015 г.

06.08.2015 г. от защитника ПАО «МРСК Сибири» <…> поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела № 272/03-АДМ-2015 (исх. № юр-060815-01 от 06.08.2015 г.), в связи с невозможностью явки представителя ПАО «МРСК Сибири». Данное ходатайство было удовлетворено.

Определением от 07.08.2015 г. (№ 03/8260 от 12.08.2015 г.)  рассмотрение дела №272/03-АДМ-2015 об административном правонарушении было отложено на 04.09.2015 г.

Определением от 07.08.2015 г. срок рассмотрения дела № 272/03-АДМ-2015 об административном правонарушении продлен до 06.09.2015 г.

В назначенное время 04.09.2015 г. на рассмотрение дела № 272/03-АДМ-2015  об административном правонарушении законный представитель ПАО «МРСК Сибири» надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела №272/03-АДМ-2015 об административном правонарушении, не явился, направив защитника – <…> (доверенность № 42/153 от 25.06.2015г.).

Защитник ПАО «МРСК Сибири» вину общества не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях по административному делу №272/03-АДМ-2015, просила снизить размер административного штрафа по данному административному делу до 100 тысяч рублей в связи с тяжелым материальным положением филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго-РЭС», а также просила признать правонарушение, допущенное ПАО «МРСК Сибири», малозначительным.

Изучив материалы дела, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к следующим выводам:

ПАО «МРСК Сибири» допущено нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ненадлежащем исполнении ПАО «МРСК Сибири» функций по контрольному снятию показаний приборов учета потребителей,  передаче гарантирующему поставщику недостоверных показаний приборов учета потребителей, а также завышении объемов электроэнергии потребленной гражданами, результатом которых явилось ущемление интересов ОАО «Кузбассэнергосбыт», а также граждан-потребителей, которое квалифицировано как злоупотребление ПАО «МРСК Сибири» доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями в Кемеровском районе Кемеровской области.

Из материалов дела № 15/А-10-2015 следует, что 01.01.2007 г. между ОАО «Кузбассэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 2465 (далее - Договор).

Согласно пункту 2.1 Договора (в редакции дополнительного соглашения от 15.01.2010 г.) ПАО «МРСК Сибири» обязуется оказывать ОАО «Кузбассэнергосбыт» услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии  через  технические  устройства электрических сетей, принадлежащих ПАО «МРСК Сибири» на праве собственности или ином установленном федеральном законе основании, а также через технические устройства смежных сетевых компаний (ССК), включенных в группу 3.1 Реестра энергоснабжающих организаций Кемеровской области в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов, а ОАО «Кузбассэнергосбыт» обязуется оплачивать услуги ПАО «МРСК Сибири» в порядке установленном настоящим Договором.

Пунктом 2.2 Договора предусмотрено, что ОАО «Кузбассэнергосбыт» обязуется по заявке ПАО «МРСК Сибири» приобретать электроэнергию для компенсации потерь согласно приложению №9 к Договору, а ПАО «МРСК Сибири» обязуется оплачивать указанные объемы электроэнергии на условиях настоящего Договора.

Согласно пункту 3.3.17 Договора ПАО «МРСК Сибири» обязуется ежемесячно, не позднее 24 часов второго рабочего дня месяца, следующего за расчетным представлять ОАО «Кузбассэнергосбыт» электронный файл установленного образца (приложение № 8 к Договору) с информацией об объемах электроэнергии, переданной по Договору (Потребителям ОАО «Кузбассэнергосбыт» из сетей ПАО «МРСК Сибири») за расчетный месяц и документальное подтверждение в письменной форме «Расход по подстанциям» (приложение № 8 к Договору) за подписью ответственных лиц, а также представлять ОАО «Кузбассэнергосбыт» первичную документацию по снятию показаний приборов учета, расчету объемов переданной (поставленной) электроэнергии до 20 числа месяца, следующего за отчетным.

В силу пункта 4.3 Договора ежемесячно в порядке, определенном Сторонами в приложении № 8 к настоящему Договору, ПАО «МРСК Сибири» определяет объемы переданной по Договору (поставленной Потребителям                                        ОАО «Кузбассэнергосбыт») электроэнергии.

В соответствии с Регламентом снятия показаний приборов учета и применения расчетных способов при определении объемов переданной электроэнергии (приложение №8 к Договору) определяется порядок определения объемов переданной по Договору (поставленной Потребителям                                       ОАО «Кузбассэнергосбыт») электроэнергии на основании данных приборов учета и расчетных способов.

Согласно пункту 2  вышеуказанного регламента ПАО «МРСК Сибири» по окончании каждого расчетного периода определяет объемы переданной по Договору (поставленной Потребителям ОАО «Кузбассэнергосбыт») электроэнергии, в том числе на основании  показаний   приборов  учета,  полученных  от   Потребителя  или  снятых   ПАО «МРСК Сибири» (порядок передачи показаний Потребителем ПАО «МРСК Сибири» или снятие показаний ПАО «МРСК Сибири» определяется условиями договоров между                                   ОАО «Кузбассэнергосбыт» и Потребителем).

30.10.2014 г. ПАО «МРСК Сибири» в адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт» переданы показания приборов учета, снятые у граждан-потребителей за октябрь 2014 г.

Согласно заявлению ОАО «Кузбассэнергосбыт» в ходе обработки переданных показаний и соотнесения их с данными, имеющимися в лицевых карточках потребителей, по многим гражданам были выявлены значительные расхождения показаний по сравнению с конечными показаниями предыдущего месяца. Так, по отдельным потребителям такая разница составила более 10 тысяч кВтч, а в некоторых случаях и более 20-30 тысяч кВтч.

31.10.2014 г., по мере  выявления  данных  несоответствий,                                   ОАО «Кузбассэнергосбыт» направило отдельным потребителям уведомления о снятых сетевой организацией показаниях с просьбой их подтверждения.

Так, письмом № 80-20-25/7788, направленным в адрес <...>  (<...> ), ОАО «Кузбассэнергосбыт» сообщило потребителю, что ПАО «МРСК Сибири» в адрес                                             ОАО «Кузбассэнергосбыт» представлены показания индивидуального прибора учета типа Искра Е 73С, зав.№034000809-2629 и просило подтвердить достоверность сведений, представленных ОАО «МРСК Сибири», о месячном расходе электроэнергии в размере 25 100 кВтч.

Аналогичные письма с просьбой подтвердить достоверность представленных ПАО «МРСК Сибири» сведений, направлены ОАО «Кузбассэнергосбыт» в адрес <...>  (Кемеровский район, <...> ), а также в адрес <...> . (Кемеровский район, <…>), расход электрической энергии за октябрь 2014 г. которых по представленным данным составил 6 423 кВтч и 30 080 кВтч соответственно.

В ответ на вышеуказанные письма <…>, <…> и  <…> сообщили ПАО «Кузбассэнергосбыт», что расход электрической энергии, указанный в письмах, неверный. Кроме того, потребители просили провести проверку приборов учета электрической энергии.

31.10.2014 г. ОАО «Кузбассэнергосбыт» проведена выборочная проверка снятых сетевой организацией показаний приборов учета потребителей.

В ходе проверки установлено, что по вышеуказанным потребителям показания расчетных приборов учета были значительно завышены, что подтверждается Актами осмотра приборов учета электрической энергии у граждан-потребителей от 31.10.2014г.

Так,  по абоненту  <…>  разница    между     снятыми    показаниями   ОАО «Кузбассэнергосбыт» и показаниями, переданными ПАО «МРСК Сибири», составила - 5 948 кВтч (11 420 руб.), по абоненту <…>  -  24 900 кВтч (47 808 руб.) и по абоненту <…> – 32 420 кВтч (62 246 руб.).

10.11.2014 г. ОАО «Кузбассэнергосбыт» письмом (исх. №80-01-11/5406) направило в адрес ПАО «МРСК Сибири» объемы потребления электрической энергии за октябрь 2014 года по гражданам-потребителям, а также сообщило, что при формировании полезного отпуска за октябрь 2014 года вновь были выявлены многочисленные факты предоставления недостоверных показаний приборов учета граждан потребителей в итоговом файле ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго-РЭС» по сравнению с данными контрольных обходов ОАО «Кузбассэнергосбыт».

Из письма ПАО «МРСК Сибири», поступившего в адрес Кемеровского УФАС России (вх. №9597 от 08.12.2014 г.), следует, что ежемесячные снятия показаний у абонентов (граждан-потребителей) производятся посредством автоматизированной системы (АИИС КУЭ).

В октябре 2014 г. показания граждан-потребителей были выгружены из системы АИИС КУЭ и направлены в адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт» по электронной почте.

В ноябре 2014 г. сотрудниками ПАО «МРСК Сибири» произведен контрольный обход и выявлено, несоответствие ранее снятых показаний.

В соответствии с обходными листами в систему АИИС КУЭ были внесены скорректированные показания по абонентам <…>, <…> и <…>.

Все скорректированные показания приборов учета электроэнергии по указанным потребителям     направлены  ПАО «МРСК Сибири»  в  ноябре 2014   года в  адрес       ОАО «Кузбассэнергосбыт» по   электронной  почте.

Из письма ПАО «МРСК Сибири» также следует, что показания за октябрь 2014 года по указанным выше абонентам оказались некорректными в связи с ошибкой в программе. На настоящий момент ошибки в показаниях устранены, в программном комплексе осуществлен перерасчет, верные данные направлены в адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт», в итоговом полезном отпуске данные показания не учитывались.

Согласно письму ОАО «Кузбассэнергосбыт», поступившему в адрес Кемеровского УФАС России (вх. №10323 от 29.12.2014 г.), по абоненту <…> (<...> ) на 30.10.2014 г. в итоговом файле показаний приборов учета за октябрь 2014 года, направленном ПАО «МРСК Сибири», представлены показания 10 050 кВтч.

После предоставления ОАО «Кузбассэнергосбыт» в адрес ПАО «МРСК Сибири» итогового реестра с начислениями объемов полезного отпуска по населению за октябрь 2014 г. (05.11.2014 г.) ПАО «МРСК Сибири» письмами от 11.11.2014 г., 14.11.2014 г., 28.11.2014 г. и 01.12.2014 г. предоставлены показания (по абоненту <…>) 8795 кВтч, которые также не соответствовали фактическим показаниям на конец октября 2014 года – 8429 кВтч, указанном в Акте осмотра ОАО «Кузбассэнергосбыт» от 31.10.2014г.

Учитывая, что данные по показаниям прибора учета, представлены                        ПАО «МРСК Сибири» после 01.11.2014 г., они не могут рассматриваться                       ОАО «Кузбассэнергосбыт» в качестве показаний за октябрь 2014 года, а принимаются как показания за ноябрь 2014 года.

По абоненту <…> (<...> ) на 30.10.2014 г. в итоговом файле  показаний  приборов  учета  за  октябрь  2014  года,  направленном  ПАО «МРСК Сибири», представлены показания 2 629 кВтч.

До  28.11.2014 г.  по  данному  потребителю  за  октябрь  2014 г. ПАО «МРСК Сибири» корректировочных показаний не представлялось. В файле от 28.11.2014 г. ПАО «МРСК Сибири» была предоставлена информация о наличии технической проверки с последующим предоставлением Акта от 09.12.2014 г., содержащего показания, не имеющие отношения к октябрю 2014 года, так как они зафиксированы в декабре и могут рассматриваться ОАО «Кузбассэнергосбыт» только в качестве показаний за декабрь 2014г.

По абоненту <…> (<...> ) на 30.10.2014 г. в итоговом файле показаний приборов учета за октябрь 2014 года, направленном ПАО «МРСК Сибири», представлены показания 16 483 кВтч с последующим предоставлением обходного листа датированного 24.10.2014 г.

В установленные сроки, а именно до закрытия расчетного периода «октябрь 2014г.», в адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт» со стороны ПАО «МРСК Сибири» не поступало скорректированных показаний приборов учета за октябрь 2014 г., свидетельствующих об изменении объема переданных данных, несмотря на то, что фактически снятые у данных потребителей показания ОАО «Кузбассэнергосбыт» были предоставлены в адрес ПАО «МРСК Сибири» 05.11.2014 г.

 Кроме того, согласно письму ОАО «Кузбассэнергосбыт», поступившему в адрес Кемеровского УФАС России (вх. №573 от 28.01.2015 г.), на основании Актов согласования объемов переданной электроэнергии гражданам-потребителям за октябрь 2014 года разногласия между ОАО «Кузбассэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири» составляют 2 327 733 кВтч.

В соответствии с письмом ПАО «МРСК Сибири» (исх. №1.4/03.3/1994-исх от 06.04.2015 г.), направленным в адрес Кемеровского УФАС России, по абоненту <...>  (<...> ) в октябре 2014 г. в программный комплекс ПАО «МРСК Сибири»-«Кузбассэнерго-РЭС» были занесены показания 2 629 кВтч. Расчетный объем переданной электроэнергии за октябрь 2014 г. был направлен в ОАО «Кузбассэнергосбыт» письмом  от 18.11.2014 г. №1.4/03.3/8067. В ноябре 2014 г. данные показания были скорректированы и в программный  комплекс  занесены  показания 145  кВтч. Данные показания были  переданы в ОАО «Кузбассэнергосбыт» в рамках информационного обмена. Рассчитанный объем    переданной   электроэнергии   за    ноябрь  2014 г.  был  направлен  в    адрес   ОАО «Кузбассэнергосбыт» письмом от 17.12.2014 г. №1.4/03.3/8914.

По абоненту <...>  (Кемеровский район, <...> ) в октябре 2014 г. в программный комплекс ПАО «МРСК Сибири»-«Кузбассэнерго-РЭС» были занесены показания 16 483 кВтч. Расчетный объем переданной электроэнергии за октябрь 2014 г. был направлен в ОАО «Кузбассэнергосбыт» письмом  от 18.11.2014 г. №1.4/03.3/8067. В ноябре 2014 г. после обнаружения некорректных показаний в программный комплекс занесены показания 10 643 кВтч. Рассчитанный  объем   переданной  электроэнергии за ноябрь 2014 г. был направлен в ОАО «Кузбассэнергосбыт» письмом от 17.12.2014 г. №1.4/03.3/8914. Кроме того, представители ПАО «МРСК Сибири» сообщили, что по данному абоненту изначально в ПАО «Кузбассэнергосбыт» была передана ведомость контрольного обхода с корректными показаниями.

По абоненту <...> (Кемеровский район, <...> ) в октябре 2014 г. в программный комплекс ПАО «МРСК Сибири»-«Кузбассэнерго-РЭС» были занесены показания 10 050 кВтч. В том же месяце до согласования  полезного  отпуска   за   октябрь 2014 г. показания были исправлены на 8 795 кВтч. В итоговом расчете полезного отпуска за октябрь 2014 г. приняты показания 8 795 кВтч. Данные показания были переданы в ОАО «Кузбассэнергосбыт» в рамках информационного обмена и приняты к расчету ОАО «Кузбассэнергосбыт» в ноябре 2014г. Рассчитанный объем переданной электроэнергии за октябрь 2014 г. был направлен в адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт» письмом от 18.11.2014 г. №1.4/03.3/8067. Рассчитанный объем переданной электроэнергии за ноябрь 2014 г. был направлен в ОАО «Кузбассэнергосбыт» письмом от 17.12.2014 г. №1.4/03.3/8914.

С данным письмом представлены копии объяснительных от 29.12.2014 г., взятых с сотрудников ПАО «МРСК Сибири», ответственных за ведение базы данных по вышеуказанным абонентам  по  факту  внесения  некорректных  показаний  в  программный  комплекс ПАО «МРСК Сибири» за октябрь 2014 г.

В соответствии со статьей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В порядке пункта 49 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, стоимость услуг сетевой организации, оказанных производителю электрической энергии, осуществляющему продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, определяется исходя из объема электрической энергии, отпущенной производителю из сетей сетевой организации.

Согласно пункту 169 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства от 04.05.2012 №442 (далее – Основные положения), проверка правильности снятия показания расчетных приборов учета (далее - контрольное снятие показаний) осуществляется не чаще 1 раза в месяц сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства потребителей (объекты по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), в отношении которых установлены указанные расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Для проведения контрольного снятия показаний сетевая организация вправе привлекать третьих лиц, в этом случае ответственность за действия таких третьих лиц, в том числе перед гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), несет сетевая организация.

Пунктом 171 Основных положений предусмотрено, что результаты контрольного снятия показаний сетевая организация оформляет актом контрольного снятия показаний, который подписывается сетевой организацией, а гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) - в случае их присутствия. При отказе потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) от подписания акта в нем указывается причина такого отказа. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, участвовавших в проведении контрольного снятия показаний.

Показания расчетных приборов учета, полученные в ходе контрольного снятия показаний, могут быть использованы для определения объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) потребителем (производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке) и для расчета стоимости электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии за тот расчетный период, в котором такое контрольное снятие показаний проводилось. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), который не участвовал в контрольном снятии показаний, с показаниями расчетного прибора учета, указанными в акте контрольного снятия, такой потребитель вправе обратиться к гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) и (или) сетевой организации с требованием о проведении повторного контрольного снятия показаний в его присутствии и (или) присутствии гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

Таким образом, действующим законодательством на сетевую организацию возложены функции по контрольному снятию показаний потребителей, которые впоследствии используются гарантирующим поставщиком при определении объема  и расчета стоимости потребленной электрической энергии.

В соответствии с указанными выше нормами и условиями Договора ПАО «МРСК Сибири» ежемесячно передает в ОАО «Кузбассэнергосбыт» показания приборов учета, в том числе снятые им у граждан-потребителей, которые впоследствии используются гарантирующим поставщиком при осуществлении расчетов, как с потребителями электрической энергии, так и с сетевой организации.

Таким образом, ПАО «МРСК Сибири», завышая показания приборов учета, установленных у потребителей, увеличивает полезный отпуск электроэнергии, передача которой подлежит оплате ОАО «Кузбассэнергосбыт», и соответственно уменьшая потери электрической энергии, которые должны приобретаться ПАО «МРСК Сибири» и оплачиваться ОАО «Кузбассэнергосбыт», создает ситуацию, которая ведет к неправильному определению объемов потребления гражданами электроэнергии, некорректным начислениям, и как следствие, в случае неоплаты гражданами-потребителями данных объемов, создает угрозу введения им ограничения (приостановления) режима потребления электроэнергии.

Представленные в материалы дела №15/А-10-2015 Акты осмотра приборов учета от 31.10.2014 г. и письма граждан являются доказательствами, свидетельствующими о том, что ПАО «МРСК Сибири» искажает действительный объем потребленной электроэнергии гражданами-потребителями (в том числе <...> , <...> , <...> ) и завышает его.

Кроме того, на заседании комиссии, состоявшемся 29.04.2015 г., представители ПАО «МРСК Сибири» признали факт направления в адрес ОАО «Кузбассэнергосбыт» недостоверных показаний граждан-потребителей <...> , <...> , <...> .

Региональной энергетической комиссией Кемеровской области для филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – РЭС» на 2014 год утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии.

Услуги по передаче электрической энергии, согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

На основании части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – РЭС», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями филиала в Кемеровском районе Кемеровской области.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Действия ПАО «МРСК Сибири», выразившиеся в  ненадлежащем исполнении ПАО «МРСК Сибири» функций по контрольному снятию показаний приборов учета потребителей,  передаче гарантирующему поставщику недостоверных показаний приборов учета потребителей, а также завышении объемов электроэнергии потребленной гражданами, результатом которых явилось ущемление интересов ОАО «Кузбассэнергосбыт», а также граждан-потребителей, квалифицированы как злоупотребление ПАО «МРСК Сибири» доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями в Кемеровском районе Кемеровской области, и являются  нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Ответственность за совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно статье 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае у ПАО «МРСК Сибири» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности, тем не менее, данным хозяйствующим субъектом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.

ПАО «МРСК Сибири» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также то, что им были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства РФ.

Таким образом, ПАО «МРСК Сибири» виновно в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Должностное лицо Кемеровского УФАС России приходит к выводу о невозможности признания правонарушения, допущенного ПАО «МРСК Сибири», малозначительным.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Как следует из текста Закона о защите конкуренции, целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Положения Закона о защите конкуренции и установление административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, направлены на предупреждение совершения противоправных действий со стороны лиц, занимающих доминирующее положение на соответствующих рынках товаров, услуг и защиту интересов общества, государства, а также отдельных участников правоотношений, подпадающих под регулирование антимонопольного законодательства.

Рассматриваемое правонарушение, совершенное ПАО «МРСК Сибири» является формальным, в связи с чем представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий. Кроме того, статус общества как субъекта естественных монополий, предопределяет повышенные требования законодательства к деятельности данного хозяйствующего субъекта, поскольку любые, не основанные на нормах права действия субъекта естественных монополий, нарушают права смежных сетевых организаций.

Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается, прежде всего, в несоблюдении ПАО «МРСК Сибири» публично-правовых обязанностей, возникающих у него при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии. При этом были нарушены права и законные интересы ОАО «Кузбассэнергосбыт», а также граждан потребителей.

Факт нарушения ПАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, установлен и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.

Срок давности привлечения к административной ответственности                          ПАО «МРСК Сибири», установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области учитывает характер совершенного правонарушения, а также наличие обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность.

04.09.2015 г. на процедуре рассмотрения дела № 272/03-АДМ-2015 об административном правонарушении руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, с целью определения смягчающих обстоятельств, исследовался вопрос об исполнении ПАО «МРСК Сибири» предписания по делу №15/А-10-2015 от 29.04.2015 г. Защитник ПАО «МРСК Сибири» пояснила, что в настоящее время оно не исполнено, так как обжалуется в суде.

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 примечания к статье 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.

Согласно части 3 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;

2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей;

3) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.8 КоАП РФ, если за это административное правонарушение лицо уже подверглось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ (данное обстоятельство может быть применено только к тому административному правонарушению, в рамках дела о котором были истребованы сведения (информация), необходимые для расчета размера административного штрафа).

Согласно части 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

В качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность                 ПАО «МРСК Сибири» установлено то, что ПАО «МРСК Сибири» совершено повторное однородное административное правонарушение. Так, Кемеровским УФАС России в отношении ПАО «МРСК Сибири» были вынесены постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2  статьи 14.31 КоАП РФ от 02.04.2014 г. по делу № 61/03-АДМ-2014 об административном правонарушении, а также от 17.04.2014 г. по делу № 70/03-АДМ-2014 об административном правонарушении.

 В целях определения размера административного штрафа, размер выручки рассчитывается в соответствии со ст.ст. 248 – 249, 271 Налогового кодекса Российской Федерации.

ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – РЭС», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями филиала в Кемеровском районе Кемеровской области.

Сумма выручки ПАО «МРСК Сибири» от реализации всех товаров, работ и услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательств) за 2014 год составила <…> (<…>) рублей.

Согласно информации, предоставленной Кемеровскому УФАС России                    ПАО «МРСК Сибири», выручка правонарушителя на рынке услуг по передаче электрической энергии за 2014 год от деятельности по передаче электроэнергии по сетям филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго-РЭС» на территории Кемеровского района, составила <…> (<…>).

Минимальный размер штрафа, а именно три тысячные (0,003) размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на вышеуказанном рынке, составляет <…> руб. (<…>).

Максимальный размер штрафа, а именно три сотые (0,03) размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, составляет <…> руб. (<…>).

Половина разности максимального размера административного штрафа размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение), предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, составляет <…> руб. (<…>).

Одна восьмая разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, составляет <…> руб. (<…>).

Следовательно, штраф, предусмотренный законодательством за данное правонарушение, учитывая одно отягчающее обстоятельство, составляет 3 364 644,05 руб. (три миллиона триста шестьдесят четыре тысячи шестьсот сорок четыре рубля, 05 копеек), который не превышает одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки (часть 4 статьи 3.5 КоАП РФ).

Оценивая собранные по делу доказательства, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области находит вину ПАО «МРСК Сибири» доказанной, а действия верно квалифицированными по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, как совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а именно частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и назначает административное наказание ПАО «МРСК Сибири» в пределах санкции, определенной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом наличия одного отягчающего обстоятельства (повторность совершения однородного правонарушения), а также исходя из финансового положения общества не находит возможным снижение размера административного штрафа в размере ниже  низшего предела, установленного санкцией части 2 статьи 14.31 КоАП РФ. Размер административного штрафа, определенный в соответствии с требованиями КоАП РФ, отвечает требованиям соразмерности наказания с характером административного правонарушения и обеспечивает индивидуализацию и справедливость наказания ПАО «МРСК Сибири» за совершенное административное правонарушение.

Рассчитанный размер административного штрафа не превышает одну пятидесятую совокупного размера суммы выручки (3 364 644,05 рубля).

Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, а также частью 2 статьей 14.31 КоАП РФ, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области

ПОСТАНОВИЛА:

Признать  ПАО «МРСК Сибири» (660021,  г. Красноярск, ул. Бограда,  144а; ИНН/КПП: 2460069527/420501001) виновным   в   совершении   административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить обществу наказание в виде административного штрафа в размере 3 364 644,05 руб. (три миллиона триста шестьдесят четыре тысячи шестьсот сорок четыре рубля) 05 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со  дня  вступления  постановления  о  наложении  штрафа  в законную  силу  либо  со  дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В  соответствии  с  частью  5  статьи  3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет.

 

Реквизиты для уплаты административного  штрафа:

Получатель: ИНН 4207012419 КПП 420501001

УФК по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России)

р/с 40101810400000010007

в ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области г. Кемерово

БИК 043207001

КБК: 161 116 02010 01 6000 140

ОКТМО: 32701000

Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу № 272/03-АДМ-2015.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (3842) 36-77-83.

Согласно  части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В  соответствии  с  пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по  делу  об  административном  правонарушении  может  быть обжаловано  в  арбитражный  суд  в  течение  10  дней  со  дня вручения или получения копии постановления.

Согласно    статье   31.1  КоАП  РФ   постановление    по     делу     об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

 

Руководитель управления                                                                          Н.Е. Кухарская

Связанные организации

Связанные организации не указаны