Решение №08/11347 по жалобе от 2 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«02» декабря 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена «29» ноября 2021г.

Решение изготовлено в полном объеме «02» декабря 2021г.                            г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

 

 Заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

 

Начальника отдела  контроля в сфере закупок;

 

 

 

 

 

ведущего специалиста-эксперта отдела  контроля в сфере закупок;

рассмотрев  дело № 042/06/33-1988/2021, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – ГУ – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации законодательства в сфере закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0239100000321000281 «Выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечности для обеспечения инвалидов.», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями п.п «б» п.2 ч.3 ст. 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

установила:

22.11.2021 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО «Интра-Аудит» (вх. № 7896э  от 22.11.2021) (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГУ Кузбасское региональное отделение фонда социального страхования РФ, нарушающего по мнению заявителя, требования Федерального закона от 05.04.2013г.  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона № 0239100000321000281 «Выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечности для обеспечения инвалидов.».

По мнению заявителя, аукционная документация противоречит требованиям закона о контрактной системе.

В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

09.11.2021г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком – ГУ – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0239100000321000281 «Выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечности для обеспечения инвалидов.» и конкурсная документация.

В  информационной карте документации об электронном аукционе, в проекте государственного контракта Заказчиком установлены положения о том, что «Исполнитель должен выполнить работы по изготовлению изделий лично и передать изделие  непосредственно получателю», а также «выполнить работы по изготовлению изделия из своих материалов, своими силами и средствами».

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что данные  положения включены Заказчиком в условия проекта контракта в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) с соблюдением требований Федерального закона  от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) по следующим основаниям:

Предметом контракта рассматриваемой закупки является «выполнение работ», и данный вид сделок регламентируется главой 37 ГК РФ «Договор подряда».

В соответствии со статьей 706 ГК РФ, если из закона или договора не вытекает обязанность подрядчика (исполнителя) выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик (исполнитель) вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).  По рассматриваемой закупке в проекте контракта изначально была установлена обязанность исполнителя выполнить работу лично, что исключает возможность привлечения к исполнению своих обязательств соисполнителей.

Согласно статьи 704 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами. При этом, в соответствие с частью 2 статьи 704 ГК РФ, подрядчик (исполнитель) несет ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обремененных правами третьих лиц.

Закон № 44-ФЗ  не устанавливает ограничения в отношении применения условий о выполнение работ с иждивением  подрядчика (исполнителя), а так же не содержит запретов на установление требований в условиях контракта о выполнении работ лично подрядчиком (исполнителем).

Таким образом аукционная документация  на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей составлена в соответствии с требованиями ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно Государственному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51819-2017 «Протезирование и ортезирование верхних и нижних конечностей. Термины и определения» протезирование конечностей рассматривается как комплекс медицинских, технических и организационных мероприятий, направленных на частичное восстановление опорно-двигательных функций и/или устранение косметических дефектов верхних и нижних конечностей с помощью протезов конечностей.

Одновременно, согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 53870-2010 «Услуги по протезированию нижних конечностей. Состав, содержание и порядок предоставление услуг» протезирование должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52876, подраздел 5.1.3. В свою очередь, пунктом 5.1.3 Национального стандарта ГОСТ Р 52876-2007 «Услуги организаций реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. Основные положения» установлено, что протезирование включает в себя «проведение медицинских (реконструктивно-восстановительное лечение), технических (изготовление и применение протезно-ортопедических изделий) и организационных мероприятий по реабилитации инвалида».

ГОСТ Р 56137-2014 «Протезирование и ортезирование. Контроль качества протезов и ортезов нижних конечностей с индивидуальными параметрами изготовления» устанавливает виды, методы и порядок контроля качества наружных протезов и ортезов нижних конечностей с индивидуальными параметрами изготовления (далее - изделия). Согласно указанному ГОСТу изделие с индивидуальными параметрами изготовления изготовлено по заказу пользователя (пациента) в соответствии с назначением медицинского работника и предназначено исключительно для компенсации ограничений жизнедеятельности конкретного пользователя.

Как указывает заказчик в своих пояснениях, при изготовлении индивидуальных изделий необходим осмотр конечного потребителя квалифицированным специалистом – врачом - ортопедом, который может определить параметры специальных ортопедических деталей изделия и выбрать конструкцию и материал изготовления, учитывая не только антропометрические данные, но и другие определенные медицинские параметры получателя изделия (например, непереносимость материалов).

Таким образом, протезы следует изготавливать по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и непосредственно для его личного пользования по нескольким причинам, в том числе:

  • анатомическое строение определенной конечности или всего тела инвалида особенно, что не позволяет использовать стандартный вид изделия;
  • антропометрические данные инвалида нестандартны и неповторимы, что вызывает несоответствие готового изделия серийного производства;
  • невозможно провести корректировки серийного изделия при индивидуальной подгонке для конкретной патологии;
  • индивидуально изготовленное изделие всегда наиболее полно соответствует своему назначению и четко выполняет свою функцию.

Индивидуальное изготовление подразумевает контроль качества индивидуально изготавливаемых изделий Исполнителем с последующей оценкой результатов протезирования и реабилитации.

Выдача изделий должна осуществляться также квалифицированным специалистом – врачом-ортопедом, который сможет обучить пользованию изделием и оценить качество оказанной протезно-ортопедической помощи, соответствии изделия антропометрическим данным.

Выполнение работ лично подразумевает, что Исполнитель государственного контракта лично проводит прием инвалида, осматривает его с учетом сопутствующих заболеваний, особенностей патологии, антропометрических данных, социального статуса, снимает слепки усеченного сегмента, изготавливает протез, лично примеряет и осуществляет индивидуальную подгонку изделия с учетом вышеперечисленных фактов.

В случае распределения различных этапов исполнения контракта (участие в аукционе, снятие слепка (изготовление негатива) усеченного сегмента, изготовление протеза, выдача изделия, его подгонка) между различными организациями, в том числе принадлежащими к одному холдингу, высок риск утери индивидуальных особенностей инвалида, в связи с чем он может быть обеспечен изделием, не соответствующим его потребностям в полной мере. Кроме того, увеличивается срок исполнения контракта, и возникает необходимость повторных обращений инвалида в организацию, изготавливающую протез, для повторных примерок и подгонки готового изделия.

Кроме того, в состав услуг по протезированию входят, в том числе, оперативная и консервативная подготовка к протезированию, снятие слепка (изготовление негатива) усеченного сегмента, его примерка и подгонка, примерка, установка, подгонка креплений протеза, пробная носка. Оказание данных услуг без участия врача-специалиста (травматолога-ортопеда) невозможно.

Без проведения медицинских осмотров, обследований пациента, постановки диагноза, составления акта медико-технической комиссии, оперативной и консервативной подготовки к протезированию, снятия слепка, предшествующих протезированию и завершающих его, невозможно:

  • сделать обоснованный вывод о наличии или отсутствии у пользователя медицинских противопоказаний к протезированию;
  • оценить то, насколько протез, изготовленный по индивидуальному заказу для конкретного пользователя, соответствует потребностям данного пользователя и достигнута ли при этом цель реабилитации;
  • проводить мониторинг (наблюдение) за ходом оказания услуг по протезированию;
  • оценить качество протезирования нижних конечностей.

На изготовление  протезов (вид производственной деятельности) не требуется лицензия на медицинскую деятельность, но для протезно-ортопедической помощи (как комплекса мероприятий по ГОСТ Р 51819-2017) и оценки качества протезирования нижних конечностей (ГОСТ Р 53870-2010 и ГОСТ Р 52876-2007) такая лицензия необходима. При этом, исходя из существа деятельности по протезированию конечностей, это должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности по оказанию первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по «травматологии и ортопедии», предоставленной лицензирующим органом в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ.

Документация об аукционе разрабатывается и утверждается исходя из потребности Заказчика, специфики деятельности с учетом обеспечения наиболее эффективного использования бюджетных средств.

     Таким образом, аукционная документация, утвержденная заказчиком, в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым частью 5 статьи 31, частью 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

         Таким образом, довод заявителя ООО «Интра-Аудит» признается необоснованным, нарушений требований ФЗ №44-ФЗ не установлено.

         С учетом того обстоятельства, что нарушений положений статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ Комиссией не выявлено, ограничение участников закупки не установлено, передача жалобы в соответствующее структурное подразделение Кемеровского УФАС России для рассмотрения на предмет соответствия действий заказчика требованиям статьи 17 Федерального закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является нецелесообразным.

        Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Интра-Аудит» на действия заказчика – ГУ – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0239100000321000281 «Выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечности для обеспечения инвалидов.»  необоснованной.

2. Производство по делу № 042/06/33-1988/2021 прекратить.

   Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.  

Председатель комиссии:                                                          

Члены  комиссии:                                                            

Связанные организации

Связанные организации не указаны