Решение №05/3091 по жалобе от 9 апреля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е
по жалобе № 042/07/3-399/2020
«07» апреля 2020 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель председателя комиссии: |
<…>; |
Члены комиссии |
<…>; <…>; <…>; <…>; |
рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кровсервис» и материалы жалобы № 042/07/3-399/2020,
У С Т А Н О В И Л А:
Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «Кровсервис» (вх. № 1542э от 20.03.2020 г.) на действия Заказчика – муниципального казенного предприятия г. Новокузнецка «Дороги Новокузнецка» (далее – МКП «Дороги Новокузнецка», Заказчик) при организации и проведении аукциона в электронной форме на выполнение ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия, извещение опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru, 13.03.2020 г. под № 32008983873 (далее – Закупка).
По мнению Заявителя, требования к материалам, установленные в п. 2 Документации противоречат требованиям ГОСТ Р 52128-2003 по показателю «условная вязкость». Требования к материалам, установленные в п. 4 Документации противоречат требованиям ГОСТ Р 9128-2013 по показателям «щебень», «остаточная пористость». Требования к материалам, установленные в п. 6 Документации противоречат требованиям ГОСТ Р 30108-94-2013 по показателям «модуль крупности песка».
Уведомлением Кемеровского УФАС России от 24.03.2020 г. № 05/2522 рассмотрение жалобы № 042/07/3-399/2020 было назначено на 31.03.2020 года в 14 часов 00 минут. Данное уведомление было направлено посредством электронной почты в адреса: МКП «Дороги Новокузнецка», ООО «Кровсервис» и оператору электронной площадки.
Уведомлением от 27.03.2020 № 05/2701 о переносе жалобы № 042/07/3-399/2020 рассмотрение жалобы было назначено на 07.04.2020 г. а 11 часов 00 мин. Уведомление было направлено посредством электронной почты в адреса: МКП «Дороги Новокузнецка», ООО «Кровсервис» и оператору электронной площадки.
В связи с тем, что ООО «Кровсервис» было надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения жалобы № 042/07/3-399/2020, Комиссия решила рассмотреть данную жалобу в отсутствие представителя Заявителя.
30.03.2020 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили пояснения МКП «Дороги Новокузнецка» (вх. № 1805э). Согласно пояснениям МКП «Дороги Новокузнецка» все, указанные в Документации характеристики материалов установлены Заказчиком в соответствии с положениями ГОСТов.
МКП «Дороги Новокузнецка» было заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя МКП «Дороги Новокузнецка».
Ходатайство МКП «Дороги Новокузнецка» удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.
Изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-399/2020, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд муниципального казенного предприятия г. Новокузнецка «Дороги Новокузнецка» (далее – Положение).
Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме регулируется главой 8 Положения.
На основании части 2.2 раздела 2 главы 6 Положения в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
Согласно части 8.3 раздела 8 главы 8 Положения Заявка на участие в аукционе в электронной форме может состоять из двух частей:
- первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:
а) согласие участника закупки на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг);
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией;
в) эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого размещается закупка.
13.03.2020 г. директором МКП «Дороги Новокузнецка» утверждена Документация по проведению аукциона в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства ЭА-05/2020_Е выполнение ямочного асфальтобетонного покрытия (далее – Документация).
13.03.2020 г. МКП «Дороги Новокузнецка» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия, включающая в себя извещение, Документацию с проектом договора.
Дата и время окончания подачи заявок 23.03.2020 в 08:00 (МСК+4).
Дата подведения итогов 25.03.2020 (МСК+4).
Согласно пункту 3 части I Документации наименование и описание объекта закупки, количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг указано в части II «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ» настоящей документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 20 части I Документации заявка на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
- первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:
а) согласие участника закупки на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг);
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией. Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе;
в) эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого размещается закупка.
В соответствии с пунктом 10 Информационной карты Документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Пункт 11 Информационной карты Документации содержит требования к содержанию заявки участника на ее составление требованиям Документации, Инструкцию по ее заполнению.
В пункте 1.3 Технической части указаны Материалы, необходимые для выполнения работ.
Проанализировав Положение, Документацию, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам:
Согласно пункту 11 Информационной карты Документации значения параметров, указанные в сочетании со словами «диапазон», «в диапазоне», «в интервале», «интервал», «фракция», означает требование допустимого диапазонного значения, указываемого участником закупки в диапазонном значении, в границах установленного диапазона, в соответствии с техническими параметрами предлагаемого участником закупки товара. При этом указываемое диапазонное значение может не включать крайние значения допустимого диапазона, установленного в требованиях. Крайние минимальные и/или максимальные значения допустимого диапазона, указанные в сочетании с предлогами «от» и/или «до» не включаются в требуемое диапазонное значение, если отсутствует слово «включительно», при этом участнику закупки следует указать диапазонное значение в границах установленного допустимого диапазона. В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: «от» и «до», «от» или «до», то участнику закупки необходимо предоставить конкретное значение параметра из данного диапазона, не включая указанное в требовании крайнее значение, если отсутствует слово «включительно». Совокупность указанных участником закупки значений показателей должна соответствовать и не противоречить конкретному сорту, типу, классу, марке, виду, исполнению, типоразмеру, установленным в требованиях государственных стандартов (при наличии указания конкретных ГОСТ.
В Технической части установлены требованиями к материалам:
2 |
Эмульсия ГОСТ Р 52128-2003 «Эмульсии битумные дорожные. Технические условия». битумная |
Эмульсия битумная. Технические характеристики, параметры эквивалентности: вид эмульсии по химической природе поверхностно-активного вещества, применяемого в качестве эмульгатора: ЭБК; ЭБПК; ЭБА; ЭБПА. Эмульсия должна быть анионная или катионная. Минимальное значение содержания вяжущего с эмульгатором, % по массе, должно быть от 40 до 70 включительно. Минимальная условная вязкость при 20 °С, должна быть от 8 до 65 с включительно. Минимальное значение сцепления с минеральными материалами, балл, должно быть не менее 3. Для приготовления водных растворов эмульгаторов применять: или кислота уксусная или кислота ортофосфорная или хлористый кальций или едкий натр или жидкое стекло или триполифосфат натрия. Класс по устойчивости при перемешивании с минеральными материалами: быстрораспадающиеся; среднераспадающиеся; медленнораспадающиеся. Максимальное значение остатка на сите с сеткой № 014, % по массе, должен быть не более 0,5. Устойчивость при транспортировании: эмульсии не должны распадаться на воду и вяжущее. Минимальная температура размягчения по кольцу и шару, °С, должна быть не ниже 43. Минимальная растяжимость при 25 °С и при 0 °С, см, должна быть не менее 3,5. Минимальное значение эластичности при 25 0С должно быть не менее 85 %. |
4 |
Асфальтобетонные смеси ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. технические условия». |
Технические характеристики, параметры эквивалентности: тип Б , II марки, горячая, мелкозернистая или крупнозернистая, плотная. Асфальтобетонные смеси должны выдерживать испытание на сцепление битумов с поверхностью минеральной части. Минимальное содержание щебня должно быть от 40 до 50% включительно. Максимальное значение пористости минеральной части должна быть, % должно быть от 14 до 19 включительно. Минимальное значение водостойкости должно быть не менее 0,75. Максимальный размер минеральных зерен: до 40 мм. Минимальная величина остаточной пористости от 2,5% до 5,0% включительно. |
6 |
Песок
ГОСТ 30108-94 «Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов»
ГОСТ 31424-2010 «Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия»
ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия» |
Песок должен быть для строительных работ. По виду песок должен быть из отсевов дробления; природный. По типу песок из отсевов дробления должен быть обогащенный; фракционированный. Песок по группе крупности зернового состава должен быть средний; крупный; повышенной крупности; очень крупный. Класс песка (по качеству) должен быть I (первый); II (второй). Класс песка по суммарной удельной активности основных радиоактивных нуклидов природного происхождения должен быть I (первый). Природный песок (по типу) должен быть карьерный. Порода дробленого песка (по виду) должна быть метаморфическая; изверженная. Максимальное значение полного остатка на сите с сеткой N 063 должно быть от 31 % по массе включительно. Фракция дробленого песка должна быть свыше 0,63 до 5,00 мм включительно. Максимальное допустимое значение содержания зерен крупностью менее 0,16 мм в песке 2-го класса должно быть не более 15,0 % по массе. Марка песка по дробимости должна быть от 600 до 1400 включительно. Максимальное допустимое значение содержания в песке зерен крупностью свыше 5 мм должно быть не более 20,0 % по массе. Интервал истинной плотности природного песка должен быть от 2,00 до 2,80 г/см3 включительно. Модуль крупности (Мк) песка должен быть свыше 2,0. Допустимое максимальное содержание в песке пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 3,0 % по массе. Допустимое максимальное содержание в природном песке 1-го класса глины в комках должно быть не более 0,25 % по массе. Допустимое максимальное содержание зерен крупностью менее 0,16 мм в песке 1-го класса должно быть не более 5,0 % по массе. Смесь фракций песка из отсевов дробления в соотношениях не допускается. Максимальная удельная эффективная активность естественных радионуклидов должна быть до 370,0 Бк/кг включительно. Минимальный коэффициент фильтрации природного песка должен быть не менее 0,4 м/сут. Максимальное содержание зерен размером свыше 5 мм в дробленом песке фракции от 2,5 до 5 мм должно быть не более 5,0 % по массе. Максимальное допустимое содержание в природном песке 2-го класса глины в комках должно быть не более 0,5 % по массе. |
Согласно ГОСТ Р 52128-2003:
наименование показателя |
Значение для эмульсии класса |
|||||
ЭБА-1 |
ЭБА-2 |
ЭБА-3 |
ЭБПА-1 |
ЭБПА-2 |
ЭБПА-3 |
|
Содержание вяжущего с эмульгатором, % по массе |
От 40 до 55 |
От 50 до 55 |
От 50 до 55 |
От 50 до 65 |
От 55 до 60 |
От 55 до 60 |
|
Значение для эмульсии класса |
|||||
ЭБК-1 |
ЭБК-2 |
ЭБК-3 |
ЭБПК-1 |
ЭБПК-2 |
ЭБПК-3 |
|
Содержание вяжущего с эмульгатором, % по массе |
От 50 до 70 |
От 50 до 60 |
От 55 до 60 |
От 55 до 70 |
От 55 до 65 |
От 55 до 60 |
Минимальное значение параметра «содержания вяжущего с эмульгатором, % по массе» устанавливается в зависимости от значения параметра «эмульсия должна быть анионная или катионная». При выборе Участником закупки эмульсии анионной, минимальное значение эмульсии ЭБА будет 40 % по массе. При выборе эмульсии катионной, минимальное значение эмульсии ЭБК будет 50 % по массе.
Аналогично с параметром «минимальная условная вязкость при 20°С», согласно ГОСТ Р 52128-2003:
наименование показателя |
Значение для эмульсии класса |
|||||
ЭБК-1 |
ЭБК-2 |
ЭБК-3 |
ЭБПК-1 |
ЭБПК-2 |
ЭБПК-3 |
|
условная вязкость при 20°С, с |
От 10 до 65 |
От 10 до 25 |
От 15 до 25 |
От 15 до 65 |
От 15 до 40 |
От 15 до 25 |
|
Значение для эмульсии класса |
|||||
ЭБА-1 |
ЭБА-2 |
ЭБА-3 |
ЭБПА-1 |
ЭБПА-2 |
ЭБПА-3 |
|
условная вязкость при 20°С, с |
От 8 до 15 |
От 10 до 15 |
От 10 до 15 |
От 10 до 40 |
От 15 до 25 |
От 15 до 25 |
Минимальное значение параметра «условная вязкость при 20°С, с» устанавливается в зависимости от значения параметра «эмульсия должна быть анионная или катионная». При выборе Участником закупки эмульсии анионной, минимальное значение эмульсии ЭБА будет 8 с. При выборе эмульсии катионной, минимальное значение эмульсии ЭБК будет 10 с.
Таким образом довод Заявителя о том, что требования к материалам, установленные в пункте 2 Документации противоречат требованиям ГОСТ Р 52128-2003 является необоснованным.
Довод о противоречии пункта 4 Документации требованиям ГОСТ 9128-2013 является обоснованным исходя из следующего:
Содержание щебня в смеси типа Б согласно ГОСТ должно составлять св. 40 до 50 %, причем крайнее левое значение диапазона не является включительным. Однако в требованиях к асфальтобетонным смесям Заказчиком установлено, что минимальное содержание щебня должно быть от 40 до 50 % включительно, следовательно, в соответствии с пунктом 11 Информационной карты Документации крайнее левое значение является включительным.
Аналогично с показателем «Минимальная величина остаточной пористости». Согласно ГОСТ 9128-2013 величина остаточной пористости плотных асфальтобетонных смесей должна быть св. 2,5 до 5 %, причем крайнее левое значение диапазона не является включительным. В требованиях к асфальтобетонным смесям заказчиком установлено, что минимальная величина остаточной пористости должна быть от 2,5 до 5 % включительно, следовательно, крайнее левое значение является включительным.
Таким образом, требование Заказчика установлено в нарушение ГОСТ 9128-2013, так как согласно ГОСТ содержание щебня установлено в диапазоне св. 40 до 50 %, величина остаточной пористости плотных асфальтобетонных смесей должна быть св. 25, до 5 %, причем крайние левые значения данных показателей не являются включительными.
Кроме того, на момент подачи заявки асфальтобетонная смесь у участника отсутствует, что не позволяет указать минимальное содержание щебня и минимальную величину остаточной пористости.
Довод Заявителя, о том, что требования к материалам, установленные в пункте 6 Документации противоречат требованиям ГОСТ Р 30108-94-2013 по показателям «модуль крупности песка» является обоснованным исходя из следующего:
Согласно Инструкции по заполнению заявки участник должен предоставить конкретное значение показателя «Модуль крупности песка». Однако согласно ГОСТ 8736-2014 модуль крупности песка выражается диапазонным значением в зависимости от группы песка:
Группа песка |
Модуль крупности Мк |
Повышенной крупности |
Св. 3,0 до 3,5 |
Крупный |
Св. 2,5 до 3,0 |
Средний |
Св. 2,0 до 2,5 |
Мелкий |
Св. 1,5 до 2,0 |
Очень мелкий |
Св. 1,0 до 1,5 |
Тонкий |
Св. 0,7 до 1,0 |
Очень тонкий |
До 0,7 |
Указать в виде конкретного числового значения Модуль крупности песка в первой части заявки участнику закупки не представляется возможным, так как на момент подачи заявки у участника закупки отсутствует в наличии товар, а модуль крупности определяется путем проведения лабораторных испытаний каждой партии песка.
Таким образом, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления конкретных значений), показатели, значения которых становятся известны после испытания определенной партии товара после его производства.
На момент подачи заявок участники могут не располагать достоверными сведениями о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участники закупки в своих заявках обязаны указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих испытаний.
Кроме того, подобное изложение характеристик товара может привести к тому, что участник закупки, указав конкретный показатель товара при отсутствии документа, подтверждающего его соответствие ГОСТ, в случае победы в электронном аукционе, будет обязан в ходе исполнения договора обеспечить соответствие значения данного показателя значению, указанному им в заявке на участие в аукционе, что может оказаться невозможным.
Установление вышеуказанных требования может привести к ограничению конкуренции среди участников аукциона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться правилом: в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Установив в Документации в требованиях к материалам необходимость указания конкретных числовых значений по ряду показателей, которые возможно указать только при наличии испытаний определенной партии товаров после производства, Заказчик ограничил конкуренцию по отношению к участникам закупки, тем самым нарушил пункт 2 части 1, пункт 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Р Е Ш И Л А:
- Признать жалобу ООО «Кровсервис» на действия заказчика - муниципального казенного предприятия г. Новокузнецка «Дороги Новокузнецка» при организации и проведении аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение № 32008983873) обоснованной.
- Признать заказчика - МКП «Дороги Новокузнецка» нарушившим пункт 2 части 1, пункт 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Выдать заказчику - МКП «Дороги Новокузнецка» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации торгов.
- Передать материалы жалобы должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Заместитель председателя комиссии: |
<…> |
Члены Комиссии: |
<…> |
|
<…> <…> |
|
<…>
|
Примечание. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.