Решение №05/3091 по жалобе от 9 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 042/07/3-399/2020

«07» апреля 2020 г.                                                                                      г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

<…>;

Члены комиссии

<…>;

<…>;

<…>;

<…>;

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кровсервис» и материалы жалобы № 042/07/3-399/2020,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «Кровсервис» (вх. № 1542э от 20.03.2020 г.) на действия Заказчика – муниципального казенного предприятия г. Новокузнецка «Дороги Новокузнецка» (далее – МКП «Дороги Новокузнецка», Заказчик) при организации и проведении аукциона в электронной форме на выполнение ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия, извещение опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru, 13.03.2020 г. под № 32008983873 (далее – Закупка).

По мнению Заявителя, требования к материалам, установленные в п. 2 Документации противоречат требованиям ГОСТ Р 52128-2003 по показателю «условная вязкость».  Требования к материалам, установленные в п. 4 Документации противоречат требованиям ГОСТ Р 9128-2013 по показателям «щебень», «остаточная пористость». Требования к материалам, установленные в п. 6 Документации противоречат требованиям ГОСТ Р 30108-94-2013 по показателям «модуль крупности песка».

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 24.03.2020 г. № 05/2522 рассмотрение жалобы № 042/07/3-399/2020 было назначено на 31.03.2020 года в 14 часов 00 минут. Данное уведомление было направлено посредством электронной почты в адреса: МКП «Дороги Новокузнецка», ООО «Кровсервис» и оператору электронной площадки.

Уведомлением от 27.03.2020 № 05/2701 о переносе жалобы № 042/07/3-399/2020 рассмотрение жалобы было назначено на 07.04.2020 г. а 11 часов 00 мин. Уведомление было направлено посредством электронной почты в адреса: МКП «Дороги Новокузнецка», ООО «Кровсервис» и оператору электронной площадки.

В связи с тем, что ООО «Кровсервис» было надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения жалобы № 042/07/3-399/2020, Комиссия решила рассмотреть данную жалобу в отсутствие представителя Заявителя.

30.03.2020 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили пояснения МКП «Дороги Новокузнецка» (вх. № 1805э). Согласно пояснениям МКП «Дороги Новокузнецка» все, указанные в Документации характеристики материалов установлены Заказчиком в соответствии с положениями ГОСТов.

МКП «Дороги Новокузнецка» было заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя МКП «Дороги Новокузнецка».

Ходатайство МКП «Дороги Новокузнецка» удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

Изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-399/2020, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд муниципального казенного предприятия г. Новокузнецка «Дороги Новокузнецка» (далее – Положение).

Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме регулируется главой 8 Положения.

На основании части 2.2 раздела 2 главы 6 Положения в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

Согласно части 8.3 раздела 8 главы 8 Положения Заявка на участие в аукционе в электронной форме может состоять из двух частей:

- первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:

а) согласие участника закупки на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг);

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией;

в) эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого размещается закупка.

13.03.2020 г. директором МКП «Дороги Новокузнецка» утверждена Документация по проведению аукциона в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства ЭА-05/2020_Е выполнение ямочного асфальтобетонного покрытия (далее – Документация).

13.03.2020 г. МКП «Дороги Новокузнецка» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия, включающая в себя извещение, Документацию с проектом договора.

Дата и время окончания подачи заявок 23.03.2020 в 08:00 (МСК+4).

Дата подведения итогов 25.03.2020 (МСК+4).

Согласно пункту 3 части I Документации наименование и описание объекта закупки, количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг указано в части II «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ» настоящей документации об электронном аукционе.

Согласно пункту 20 части I Документации заявка на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

- первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:

а) согласие участника закупки на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг);

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией.  Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе;

в) эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого размещается закупка.

В соответствии с пунктом 10 Информационной карты Документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Пункт 11 Информационной карты Документации содержит требования к содержанию заявки участника на ее составление требованиям Документации, Инструкцию по ее заполнению.

В пункте 1.3 Технической части указаны Материалы, необходимые для выполнения работ.

Проанализировав Положение, Документацию, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам:

Согласно пункту 11 Информационной карты Документации значения параметров, указанные в сочетании со словами «диапазон», «в диапазоне», «в интервале», «интервал», «фракция», означает требование допустимого диапазонного значения, указываемого участником закупки в диапазонном значении, в границах установленного диапазона, в соответствии с техническими параметрами предлагаемого участником закупки товара. При этом указываемое диапазонное значение может не включать крайние значения допустимого диапазона, установленного в требованиях. Крайние минимальные и/или максимальные значения допустимого диапазона, указанные в сочетании с предлогами «от» и/или «до» не включаются в требуемое диапазонное значение, если отсутствует слово «включительно», при этом участнику закупки следует указать диапазонное значение в границах установленного допустимого диапазона. В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: «от» и «до», «от» или «до», то участнику закупки необходимо предоставить конкретное значение параметра из данного диапазона, не включая указанное в требовании крайнее значение, если отсутствует слово «включительно». Совокупность указанных участником закупки значений показателей должна соответствовать и не противоречить конкретному сорту, типу, классу, марке, виду, исполнению, типоразмеру, установленным в требованиях государственных стандартов (при наличии указания конкретных ГОСТ.

В Технической части установлены требованиями к материалам:

 

2

Эмульсия

ГОСТ Р 52128-2003 «Эмульсии битумные дорожные. Технические условия». битумная

Эмульсия битумная. Технические характеристики, параметры эквивалентности: вид эмульсии по химической природе поверхностно-активного вещества, применяемого в качестве эмульгатора: ЭБК; ЭБПК; ЭБА; ЭБПА. Эмульсия должна быть анионная или катионная. Минимальное значение содержания вяжущего с эмульгатором, % по массе, должно быть от 40 до 70 включительно. Минимальная условная вязкость при 20 °С, должна быть от 8 до 65 с включительно. Минимальное значение сцепления с минеральными материалами, балл, должно быть не менее 3. Для приготовления водных растворов эмульгаторов применять: или кислота уксусная или кислота ортофосфорная или хлористый кальций или едкий натр или жидкое стекло или триполифосфат натрия. Класс по устойчивости при перемешивании с минеральными материалами: быстрораспадающиеся; среднераспадающиеся; медленнораспадающиеся. Максимальное значение остатка на сите с сеткой № 014, % по массе, должен быть не более 0,5. Устойчивость при транспортировании: эмульсии не должны распадаться на воду и вяжущее.  Минимальная температура размягчения по кольцу и шару, °С, должна быть не ниже 43. Минимальная растяжимость при 25 °С и при 0 °С, см, должна быть не менее 3,5. Минимальное значение эластичности при 25 0С должно быть не менее 85 %.

4

Асфальтобетонные смеси

ГОСТ 9128-2013 «Смеси  асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. технические условия».

Технические характеристики, параметры эквивалентности: тип  Б , II марки, горячая, мелкозернистая или крупнозернистая, плотная.   Асфальтобетонные смеси должны выдерживать испытание на сцепление битумов с поверхностью минеральной части. Минимальное содержание щебня должно быть от 40 до 50% включительно. Максимальное значение пористости минеральной части должна быть, % должно быть  от 14 до 19 включительно. Минимальное значение водостойкости должно  быть не менее 0,75. Максимальный размер минеральных зерен: до 40 мм. Минимальная величина остаточной пористости от 2,5%  до  5,0% включительно.

6

Песок

 

ГОСТ 30108-94 «Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов» 

 

ГОСТ 31424-2010 «Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия» 

 

ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия» 

Песок должен быть для строительных работ. По виду песок должен быть из отсевов дробления;  природный. По типу песок из отсевов дробления должен быть обогащенный; фракционированный. Песок по группе крупности зернового состава должен быть средний; крупный; повышенной крупности; очень крупный. Класс песка (по качеству) должен быть I (первый); II (второй). Класс песка по  суммарной удельной активности  основных радиоактивных нуклидов природного происхождения должен быть I (первый). Природный песок (по типу) должен быть карьерный. Порода дробленого песка (по виду) должна быть метаморфическая; изверженная. Максимальное значение полного остатка  на сите с сеткой N 063 должно  быть от 31 % по массе включительно. Фракция дробленого песка должна быть свыше 0,63 до 5,00 мм включительно. Максимальное допустимое значение содержания зерен крупностью менее 0,16 мм в песке 2-го класса должно быть не более 15,0 % по массе. Марка песка по дробимости должна быть от 600 до 1400 включительно. Максимальное допустимое значение содержания в песке зерен крупностью свыше 5 мм должно быть не более 20,0 % по массе. Интервал истинной плотности природного песка должен быть от 2,00 до 2,80 г/см3 включительно. Модуль крупности (Мк) песка должен быть свыше 2,0. Допустимое максимальное  содержание в песке пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 3,0 % по массе. Допустимое максимальное  содержание в природном песке 1-го класса глины в комках должно быть не более 0,25 % по массе. Допустимое максимальное содержание зерен крупностью менее 0,16 мм в песке 1-го класса должно быть не более 5,0 % по массе. Смесь фракций песка из отсевов дробления в соотношениях не допускается.  Максимальная удельная эффективная активность естественных радионуклидов должна быть до 370,0 Бк/кг включительно. Минимальный коэффициент фильтрации природного песка должен быть не менее 0,4 м/сут. Максимальное содержание зерен  размером свыше 5 мм в дробленом песке фракции от 2,5 до 5 мм должно быть не более 5,0 % по массе. Максимальное допустимое содержание в природном песке 2-го класса глины в комках должно быть не более 0,5 % по массе.

 

Согласно ГОСТ Р 52128-2003:

наименование показателя

Значение для эмульсии класса

ЭБА-1

ЭБА-2

ЭБА-3

ЭБПА-1

ЭБПА-2

ЭБПА-3

Содержание вяжущего с эмульгатором, % по массе

От 40 до 55

От 50 до 55

От 50 до 55

От 50 до 65

От 55 до 60

От 55 до 60

 

Значение для эмульсии класса

ЭБК-1

ЭБК-2

ЭБК-3

ЭБПК-1

ЭБПК-2

ЭБПК-3

Содержание вяжущего с эмульгатором, % по массе

От 50 до 70

От 50 до 60

От 55 до 60

От 55 до 70

От 55 до 65

От 55 до 60

Минимальное значение параметра «содержания вяжущего с эмульгатором, % по массе» устанавливается в зависимости от значения параметра «эмульсия должна быть анионная или катионная». При выборе Участником закупки эмульсии анионной, минимальное значение эмульсии ЭБА будет 40 % по массе. При выборе эмульсии катионной, минимальное значение эмульсии ЭБК будет 50 % по массе.

Аналогично с параметром «минимальная условная вязкость при 20°С», согласно ГОСТ Р 52128-2003:

наименование показателя

Значение для эмульсии класса

ЭБК-1

ЭБК-2

ЭБК-3

ЭБПК-1

ЭБПК-2

ЭБПК-3

условная вязкость при 20°С, с

От 10 до 65

От 10 до 25

От 15 до 25

От 15 до 65

От 15 до 40

От 15 до 25

 

Значение для эмульсии класса

ЭБА-1

ЭБА-2

ЭБА-3

ЭБПА-1

ЭБПА-2

ЭБПА-3

условная вязкость при 20°С, с

От 8 до 15

От 10 до 15

От 10 до 15

От 10 до 40

От 15 до 25

От 15 до 25

Минимальное значение параметра «условная вязкость при 20°С, с» устанавливается в зависимости от значения параметра «эмульсия должна быть анионная или катионная». При выборе Участником закупки эмульсии анионной, минимальное значение эмульсии ЭБА будет 8 с. При выборе эмульсии катионной, минимальное значение эмульсии ЭБК будет 10 с.

Таким образом довод Заявителя о том, что требования к материалам, установленные в пункте 2 Документации противоречат требованиям ГОСТ Р 52128-2003 является необоснованным.

Довод о противоречии пункта 4 Документации требованиям ГОСТ 9128-2013 является обоснованным исходя из следующего:

Содержание щебня в смеси типа Б согласно ГОСТ должно составлять св. 40 до 50 %, причем крайнее левое значение диапазона не является включительным. Однако в требованиях к асфальтобетонным смесям Заказчиком установлено, что минимальное содержание щебня должно быть от 40 до 50 % включительно, следовательно, в соответствии с пунктом 11 Информационной карты Документации крайнее левое значение является включительным.

Аналогично с показателем «Минимальная величина остаточной пористости». Согласно ГОСТ 9128-2013 величина остаточной пористости плотных асфальтобетонных смесей должна быть св. 2,5 до 5 %, причем крайнее левое значение диапазона не является включительным. В требованиях к асфальтобетонным смесям заказчиком установлено, что минимальная величина остаточной пористости должна быть от 2,5 до 5 % включительно, следовательно, крайнее левое значение является включительным.

Таким образом, требование Заказчика установлено в нарушение ГОСТ 9128-2013, так как согласно ГОСТ содержание щебня установлено в диапазоне св. 40 до 50 %, величина остаточной пористости плотных асфальтобетонных смесей должна быть св. 25, до 5 %, причем крайние левые значения данных показателей не являются включительными.

Кроме того, на момент подачи заявки асфальтобетонная смесь у участника отсутствует, что не позволяет указать минимальное содержание щебня и минимальную величину остаточной пористости.

 

Довод Заявителя, о том, что требования к материалам, установленные в пункте 6 Документации противоречат требованиям ГОСТ Р 30108-94-2013 по показателям «модуль крупности песка» является обоснованным исходя из следующего:

Согласно Инструкции по заполнению заявки участник должен предоставить конкретное значение показателя «Модуль крупности песка». Однако согласно ГОСТ 8736-2014 модуль крупности песка выражается диапазонным значением в зависимости от группы песка:

 

Группа песка

Модуль крупности Мк

Повышенной крупности

Св. 3,0 до 3,5

Крупный

Св. 2,5 до 3,0

Средний

Св. 2,0 до 2,5

Мелкий

Св. 1,5 до 2,0

Очень мелкий

Св. 1,0 до 1,5

Тонкий

Св. 0,7 до 1,0

Очень тонкий

До 0,7

Указать в виде конкретного числового значения Модуль крупности песка в первой части заявки участнику закупки не представляется возможным, так как на момент подачи заявки у участника закупки отсутствует в наличии товар, а модуль крупности определяется путем проведения лабораторных испытаний каждой партии песка.

Таким образом, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления конкретных значений), показатели, значения которых становятся известны после испытания определенной партии товара после его производства.

На момент подачи заявок участники могут не располагать достоверными сведениями о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участники закупки в своих заявках обязаны указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих испытаний.

Кроме того, подобное изложение характеристик товара может привести к тому, что участник закупки, указав конкретный показатель товара при отсутствии документа, подтверждающего его соответствие ГОСТ, в случае победы в электронном аукционе, будет обязан в ходе исполнения договора обеспечить соответствие значения данного показателя значению, указанному им в заявке на участие в аукционе, что может оказаться невозможным.

Установление вышеуказанных требования может привести к ограничению конкуренции среди участников аукциона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться правилом: в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Установив в Документации в требованиях к материалам необходимость указания конкретных числовых значений по ряду показателей, которые возможно указать только при наличии испытаний определенной партии товаров после производства, Заказчик ограничил конкуренцию по отношению к участникам закупки, тем самым нарушил пункт 2 части 1, пункт 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу ООО «Кровсервис» на действия заказчика - муниципального казенного предприятия г. Новокузнецка «Дороги Новокузнецка» при организации и проведении аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение № 32008983873) обоснованной.
  2. Признать заказчика - МКП «Дороги Новокузнецка» нарушившим пункт 2 части 1, пункт 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».  
  3. Выдать заказчику - МКП «Дороги Новокузнецка» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации торгов.
  4. Передать материалы жалобы должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Заместитель председателя комиссии:

<…>

 

Члены Комиссии:

 

<…>

                                 

<…>

<…>

 

<…>

 

Примечание. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КРОВСЕРВИС"
ИНН 2225148088, ОГРН 1142225004789
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА НОВОКУЗНЕЦКА "ДОРОГИ НОВОКУЗНЕЦКА"
ИНН 4217066420, ОГРН 1044217014104