Решение №05/9325 по делу от 12 сентября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 042/01/10-865/2019

г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «10» сентября 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено «12» сентября 2019 г. 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<…>;

Члены комиссии:

<…>;

 

<…>;

 

<…>;

При видении аудиозаписи заседания комиссии

при участии:

- <…> – генерального директора ООО «Любимый город»;

- <…> - представителя ООО «Любимый город» (доверенность от 10.09.2019 б/н),

рассмотрев дело  № 042/01/10-865/2019, возбужденное по признакам нарушения  ООО «Любимый город» (653007, г. Прокопьевск, ул. Каширская, 4; ИНН 4223060353) пункта 1 части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

01.04.2019 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение физического лица, о наличии в действиях ООО «Любимый город» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Как было указано в заявлении, ООО «Любимый город» планирует необоснованно увеличить стоимость проезда по городскому регулярному маршруту № 56 по нерегулируемому тарифу с 22 руб. до 25 руб.

30.05.2019 г. приказом Кемеровского УФАС России № 72 возбуждено дело                 № 042/01/10-865/2019 по признакам нарушения ООО «Любимый город» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на перевозку пассажиров по регулярным маршрутам по нерегулируемым тарифам, в результате чего были ущемлены интересы неопределенного круга потребителей (население г. Прокопьевска).

Определением от 31.05.2019 г. рассмотрение дела № 042/01/10-865/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 03.07.2019 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5. Копия определения была направлена в адрес ООО «Любимый город» заказным письмом.

03.07.2019 г. ООО «Любимый город» надлежащим образом извещено о месте, дате и времени рассмотрения дела № 042/01/10-865/2019, представителей не направило.

03.07.2019 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 042/01/10-865/2019 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 03.07.2019 г. рассмотрение дела № 042/01/10-865/2019 было отложено на 10.09.2019 г. на 14 часов 00 мин.

Копия определения направлена в адрес ООО «Любимый город» заказным письмом.

Определением от 30.08.2019 г. срок рассмотрения дела № 042/01/10-865/2019 был продлен до 29.02.2019 г.

10.09.2018 г. на заседании Комиссии представители ООО «Любимый город» пояснили следующее: цены на перевозку пассажиров по регулярным маршрутам по нерегулируемым тарифам были повышены с 15.05.2019 г., о повышении стоимости проезда по маршрутам № № 56, 50, 155, 3 администрация г. Прокопьевска была уведомлена 06.05.2019 г. Увеличение стоимости проезда обусловлено повышением стоимости ГСМ, запасных частей, ОСАГО и т.д. Кроме того, представители пояснили, что у жителей города имеется альтернатива маршрутным такси, маршруты трамваев совпадают с маршрутами маршрутных такси №№ 3, 50, 56.

10.09.2019 г. на заседание Комиссии представителями ООО «Любимый город» были представлены копии ранее запрошенных документов, подтверждающие затраты ООО «Любимый город» и т.д.

Изучив материалы дела № 042/01/10-865/2019, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее:

На момент возбуждения дела № 042/01/10-865/2019 Кемеровское УФАС России располагало следующей информацией:

По сведениям, предоставленным администрацией г. Прокопьевск в адрес Кемеровского УФАС России (вх. 19.04.2019 № 2499), ООО «Любимый город» осуществляет регулярные автобусные перевозки по нерегулируемым тарифам по маршрутам № 3, № 50, № 56 (далее – маршрутные такси).

С 10.11.2018 г. по данным маршрутам была установлена стоимость проезда в размере:

- маршрут № 3 – 23 руб.;

- маршруты № 50, № 56 – 22 руб.

Письмом (исх. 112 от 02.05.2019 г.) ООО «Любимый город» известило администрацию г. Прокопьевска о повышении стоимости проезда с 15.05.2019 г.:

- маршрут № 3 – 26 руб.;

- маршрут № 50, № 56 – 25 руб.

По результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам на территории г. Прокопьевска за период с 01.01.2018 г. по 15.05.2019 г.,  установлено, что ООО «Любимый город» занимает доминирующее положение на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа на регулярных маршрутах по нерегулируемым тарифам на локальных рынках – маршрутах на территории г. Прокопьевска:

- маршрут № 3 с долей 100 %;

- маршрут № 50 с долей 100 %;

- маршрут № 56 с долей 100 %.

При проведении данного анализа данные о сопоставимых регулярных маршрутах по регулируемым тарифам (автобусы, трамваи) отсутствовали.

По информации, имеющейся у Кемеровского УФАС России в рамках проведения анализа рынка услуг регулярных автобусных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам по регулируемым и нерегулируемым тарифам на территории Кемеровской области за 2017 – 2018 г.г. по  количеству перевезенных пассажиров ООО «Любимый город» сопоставимо с ООО «Кузбасс-Авто-Спас»              (г. Прокопьевск), группа лиц ООО «Автомобилист» и ИП <…> (г. Белово).

При этом, вышеуказанными хозяйствующими субъектами в мае 2019 г. стоимость проезда в маршрутных такси не увеличивалась, а осталась на уровне 2018 г.:

- ООО «Кузбасс-Авто-Спас» - 22 руб./чел.;

- группа лиц ООО «Автомобилист» и ИП <…> – 21 руб./чел

По информации, предоставленной ООО «Любимый город» в адрес Кемеровского УФАС России (вх. от 22.05.2019 г.), стоимость проезда по регулярным перевозкам по нерегулируемым тарифам была увеличена в связи с подорожанием бензина, запасных частей и материалов, страхования ОСАГО, при этом подтверждающие документы не представлены.

В связи с непредставлением ООО «Любимый город» сведений и документов, запрошенных Кемеровским УФАС России, необходимых для рассмотрения заявления физического лица об увеличении стоимости проезда в маршрутных такси № № 3, 50, 56, ООО «Любимый город» было привлечено к административной ответственности.

28.08.2019 г. в отношении ООО «Любимый город» вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа, в размере 50 000 руб.

По информации, предоставленной администрацией г. Прокопьевска, ООО «Любимый город» осуществляет пассажирские перевозки автомобильным транспортом на маршруте(ах) на основании:

- Договора № 67 от 05.11.2014 г. на право выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте № 3 «ЦГБ – ДК «Зиминка» - площадь Шахтеров – Тупик»;

-  Договора № 68 от 05.11.2014 г. на право выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте № 50 «БТИ – Хлебзавод – Тупик – ДК «Ясная Поляна» - Сельская больница»;

- Договора № 69 от 05.11.2014 г. на право выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруте № 56 «БТИ – Тупик – Школа № 16».

Маршрутная сеть пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории г. Прокопьевска указана в Приложениях № 1 к вышеуказанным Договорам.

По сведениям, предоставленным администрацией г. Прокопьевска в адрес Кемеровского УФАС России, взаимозаменяемыми маршрутами маршрутам ООО «Любимый город» являются маршруты общественного транспорта, а именно: автобусные маршруты:

- № 5 – ООО «Электропром» - п. Восточный;

- № 6 – ж/д вокзал – Мичуринские сады;

- № 30 – Дом Ветеранов – ООО «Электропром»;

- № 32 – Дом афганцев – ООО «Электропром»;

- № 104 – ООО «Электропром» - п. Шарап;

- 115 – Прокопьевск (Дом ветеранов) – Киселевск (Красный камень).

Трамвайные маршруты:

- № 3 – завод Электромашина – ДК им. Горького;

- № 6 – Строительная – завод Электромашина;

- № 7 – ДК им. Горького – Аптека.

Из информации и документов, предоставленных ООО «Любимый город» при рассмотрении данного дела следует, что затраты ООО «Любимый город» на одну поездку по маршрутам № № 3, 50, 56 в 2019 г. составили 31,47 руб., тогда как в 2018 г. составляли 24,76 руб., таким образом себестоимость поездки увеличилась на 27,1 %.

При этом стоимость поездки для пассажиров увеличилась:

- по маршруту № 3 на 13%.

- по маршрутам № 50, № 56 на 13,6 %.

В таблице представлены расчеты себестоимости одной поездки.

№ п/п

Наименование и расчет затрат

Затраты в месяц (руб.) 2019 г.

Затраты в месяц (руб.) 2018 г.

Увеличение затрат в 2019 по сравнению с 2018, %

1

ГСМ (130 л.×цена×24 маш.дн.)

<…>

<…>

8,67

2

ФОТ (з/пл.вод.+з/пл.конд)×24 маш.дн.

<…>

<…>

11,11

3

ФСС+ПФ (ФОТ×20,8 %)

<…>

<…>

6,84

4

С-ть автошины (6 колес×цена:6 мес.)

<…>

<…>

7,14

5

Аккумулятор (цена:12 мес.)

<…>

<…>

4,17

6

Тех.осмотр (1300:12 мес.)

<…>

<…>

0

7

Стоянка (цена×30 маш.дн.)

<…>

<…>

25

8

Мойка (цена×24 маш.дн.)

<…>

<…>

33,33

9

Страхование трансп.ср-ва (цена:12 мес.)

<…>

<…>

8,69

10

Страхование пассажиров

<…>

<…>

7,55

11

Переподготовка водителя 9550:12 мес.)

<…>

<…>

0

12

Моторное масло (0,5 л.×цена×24 маш.дн.)

<…>

<…>

2,85

13

Трансмиссионная смазка (0,195 л. ×цена×24 маш.дн.)

<…>

<…>

4

14

Охлаждающая жидкость (0,3 л. ×цена×24 маш.дн.)

<…>

<…>

0

15

Техническое обслуживание

<…>

<…>

0

16

Абонентская плата ГЛОНАСС

<…>

<…>

9,09

17

Предрейсовый и послерейсовый осмотр

<…>

<…>

0

18

Общехоз. расходы

<…>

<…>

25

 

Итого затрат в месяц

<…>

<…>

9,49

 

В день

<…>

<…>

9,48

 

пассажиропоток

<…>

<…>

- 13,7

 

тариф

<…>

<…>

27,1

 

Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела № 042/01/10-865/2019 приходит к следующим выводам:

В соответствии с частью 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (часть 2 статьи 426 ГК РФ).

На основании части 2 статьи 426 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 220-ФЗ).

Согласно пункту 16 части 1 статьи 3 ФЗ № 220-ФЗ регулярные перевозки подразделяются на регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

Пунктом 17 части 1 статьи 3 ФЗ № 220-ФЗ установлено, что регулярные перевозки по регулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 14 ФЗ № 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Следовательно, регулированию органами местного самоуправления подлежат только те тарифы, которые устанавливаются в отношении перевозчиков, действующих на основании муниципального контракта.

При этом пунктом 18 статьи 3 ФЗ № 220-ФЗ предусмотрено, что регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

Из изложенного следует, что перевозчики (юридические лица и индивидуальные предприниматели), осуществляющие регулярные перевозки без муниципального контракта и за счет собственных средств, оказывают услуги по перевозке пассажиров с применением тарифов, установленных самостоятельно.

Таким образом, в системе действующего федерального законодательства предусмотрено право перевозчиков, действующих на регулярных муниципальных маршрутах по нерегулируемым тарифам, самостоятельно устанавливать, а, следовательно, изменять/повышать/понижать тарифы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

На основании части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Стоимость проезда в маршрутных такси, установленная ООО «Любимый город» не может быть признана монопольно высокой ценой, так как не выполняются в совокупности условия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, а именно: расходы, необходимые для производства и реализации товара (для осуществления перевозки пассажиров) увеличились и при этом уменьшился состав покупателей (пассажиропоток).

Кроме того, у регулярных маршрутов по нерегулируемым тарифам, осуществляемых ООО «Любимый город», существуют взаимозаменяемые регулярные маршруты по регулируемым тарифам (автобусы, трамваи), таким образом, на территории г. Прокопьевска имеется альтернативный общественный транспорт.

При этом согласно результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг регулярных автобусных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам по регулируемым и нерегулируемым тарифам доля перевезенных пассажиров по регулярным маршрутам по нерегулируемым тарифам на территории г. Прокопьевска в 2018 г. составляет 43,95%.

Следовательно, ООО «Любимый город» не занимает доминирующее положение на рынке перевозки пассажиров по регулярным маршрутам по нергулируемым тарифам.

Таким образом, в действиях ООО «Любимый город» отсутствуют нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в установлении монопольно высокой цены на перевозку пассажиров по регулярным маршрутам по нерегулируемым тарифам.

Согласно статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела 042/01/10-865/2019 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Любимый город» (653007, г. Прокопьевск, ул. Каширская, 4; ИНН 4223060353).

 

Председатель Комиссии:                                                              <…>

 

Члены Комиссии:                                                                             <…>

                                                                                                           <…>

 

                                                                                                            <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Связанные организации

ООО «Любимый город»
ИНН 4223060353, ОГРН 1134223001373