Решение б/н Решение по жалобе № 29/03-18.1-2016 от 4 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 29/03-18.1-2016

«30» марта  2016 г.                                                           г. Кемерово, ул. Ноградская, 5

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия) в составе:

Заместителя председателя комиссии:

Ланцман Л.И. – заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии

Наумовой В.В. – начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи;

Чубукова А.А. – начальника отдела судебной и правовой работы;

Кирилловой И.Г. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

Бердникова Е.А. – специалист-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса,

при ведении аудиозаписи заседания Комиссии,

при участии:

- <…> – представителя ОАО «СКЭК» (доверенность от 27.06.2013 № 119/2-22),

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» жалобу ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» и материалы жалобы № 29/03-18.1-2016,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

22.03.2016 г. Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба (вх. №1058э от 21.03.2016 г.) ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» (далее – Заявитель) на действия Заказчика – Открытого акционерного общества «Северо-Кузбасская энергетическая компания» (ИНН\КПП: 4205153492\420501001) (далее – Заказчик, ОАО «СКЭК») при осуществлении закупки в форме открытого запроса предложений на право заключить договор с ОАО «СКЭК» на оказание услуг по экспертизе экономически обоснованных расходов на производство, передачу и сбыт тепловой энергии и горячего водоснабжения, на передачу электрической энергии, по экспертизе предоставляемых для установления тарифов материалов, проверке и анализу хозяйственной деятельности (4 лота), размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http//zakupki.gov.ru, извещение № 31603423257 (далее – Запрос предложений).

По мнению Заявителя, в нарушение требований, установленных законодательством РФ, Заказчиком в пункте 7 раздела II «Информационная карта запроса предложений» в качестве требования к участникам запроса предложений установлено, что участник должен быть зарегистрирован в г. Кемерово, иметь зарегистрированный в г. Кемерово филиал или иметь поставленное на учет обособленное подразделение в г. Кемерово.

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 22.03.2016 г. № 03/2631 рассмотрение жалобы № 29/03-18.1-2016 было назначено на 30.03.2016 г. на 11 часов 00 минут. Данное уведомление было направлено почтой, электронной почтой в адрес Заявителя и ОАО «СКЭК».

В связи с тем, что Заявитель был надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы № 29/03-18.1-2016, Комиссия решила рассмотреть данную жалобу в отсутствие Заявителя.

28.03.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России (вх. № 1921) поступили письменные возражения ОАО «СКЭК» с приложением подтверждающих документов.

Согласно изложенным возражениям, Заказчик полагает, что в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции у Заявителя отсутствуют основания для обращений в Кемеровское УФАС России. Указывает, что от Заявителя не поступала заявка на участие в открытом запросе предложений на право заключить договор с ОАО «СКЭК» на оказание услуг по экспертизе экономически обоснованных расходов на производство, передачу и сбыт тепловой энергии и горячего водоснабжения, на передачу электрической энергии, по экспертизе предоставляемых для установления тарифов материалов, проверке и анализу хозяйственной деятельности (4 лота), размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http//zakupki.gov.ru, извещение № 31603423257.

Предметом обжалования является нарушение процедуры проведения торгов и осуществления закупок. В жалобе Заявитель не приводит ни одного довода или доказательства нарушения его прав или прав других лиц.

По мнению Заказчика, Заявитель злоупотребляет своим правом с намерением причинить вред другому лицу, по следующим причинам:

В соответствии со статьей 444 ГК РФ местом заключения договора является место нахождения юридического лица. Место исполнения отражено в разделе 2 «Информационная карта запроса предложений» Документации о проведении запроса предложений. Пунктом 2 статьи 11 НК РФ предусмотрено обособленное подразделение, определен порядок постановки на налоговый учет обособленного подразделения, который носит уведомительный характер (статья 83 НК РФ).

Кроме того, Заказчик указывает на невозможность оказания услуг Заявителем в связи с невозможностью изъятия первичных документов ОАО «СКЭК», которая обусловлена техническими, организационными и экономическими причинами.

Подробно доводы изложены в письме (вх. № 1921 от 28.03.2016г.).

В ходе заседания Комиссии представитель ОАО «СКЭК» возражения и доводы, изложенные в письме (вх. № 1921 от 28.03.2016), поддержал в полном объеме.

Изучив имеющиеся материалы жалобы № 29/03-18.1-2016 и заслушав пояснения представителя ООО «СКЭК», Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

16.03.2016 г. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http//zakupki.gov.ru размещено извещение № 31603423257 о проведении закупки «Экспертиза экономически обоснованных расходов на производство, передачу и сбыт тепловой энергии и горячего водоснабжения, на передачу электрической энергии». Заказчиком закупки является ОАО «СКЭК».

При проведении процедуры закупки товаров, работ, услуг ОАО «СКЭК» руководствуется Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Единственным акционером ОАО «СКЭК» (Решение от 26.10.2015) утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «СКЭК» в новой редакции (далее – Положение).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 7.1. Положения предусмотрена процедура (способ) закупки – запрос предложений (в том числе в электронной форме).

Раздел 10 Положения содержит сведения о порядке и процедуре  проведения, формах и условиях  запроса предложений. Пунктом  10.8. Положения установлено, что закупочная документация, при проведении процедуры запроса предложений, оформляется в соответствии с пунктом 6 Положения.

Разделом 6 Положения установлены требования к составу закупочной документации. Закупочная документация утверждается Заказчиком или организатором запроса предложений (пункт 6.1. Положения).

Согласно сведениям, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http//zakupki.gov.ru (извещение № 31603423257), документация о проведении открытого запроса предложений на право заключить договор с ОАО «СКЭК» на оказание услуг по экспертизе экономически обоснованных расходов на производство, передачу и сбыт тепловой энергии и горячего водоснабжения, на передачу электрической энергии, по экспертизе предоставляемых для установления тарифов материалов, проверке и анализу хозяйственной деятельности (4 лота) утверждена 15.03.2016г. генеральным директором ОАО «СКЭК» (далее – Документация о запросе предложений).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Федерального  закона  от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

При этом для реализации порядка рассмотрения жалоб, установленных пунктом 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, о рассмотрении, в том числе порядка организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, пунктом 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции расширен круг лиц, которые могут обжаловать действия заказчика, в том числе поименованы как иные лица (заявитель), права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.   

Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Данная норма также нашла свое отражение в пункте 1.1.2. Документации о запросе предложений.

Разделом III Документации о запросе предложений установлен порядок проведения открытого запроса предложений, в том числе изложены требования, предъявляемые к Предложению, требования к сроку действия Предложения, к языку Предложения, к подаче, рассмотрению, оценке Предложений, заключению договора.

Кроме того, разделом II Документации о запросе предложений установлено, что требования к участникам открытого запроса предложений указаны в информационной карте.  Согласно пункту 1 «Требований к участникам» раздела II «Информационная карта запроса предложений» Документации о запросе предложений, к участникам запроса предложений предъявляется требование о соответствии участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом настоящего запроса предложений (лицензии или сертификаты на право производить экспертизу расчетов нормативов, являющихся предметом закупки).

Вместе с тем Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что Заявителем не были представлены документы, подтверждающие соответствие Заявителя требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся предметом закупок.

Одновременно Заказчиком не были представлены доказательства отсутствия у Заявителя документов, подтверждающих соответствие Заявителя требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся предметом закупок.

Таким образом, Комиссия Кемеровского УФАС России не может сделать вывод об отсутствии у Заявителя возможности быть потенциальным участником Запроса предложений, следовательно, не представляется возможным установить, могли ли быть ущемлены или нарушены права или законные интересы Заявителя действиями Заказчика при осуществлении Запроса предложений.

На основании вышеизложенного Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что в связи с недоказанностью отсутствия возможности у Заявителя быть участником Запроса предложений, Заявитель может являться потенциальным участником Запроса предложений, чьи интересы и права могли быть ущемлены или нарушены действиями Заказчика при осуществлении Запроса предложений, соответственно Заявитель имел право подать жалобу в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции на действия Заказчика при осуществлении Запроса предложений.

Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании части 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Как указывалось ранее, Документация о запросе предложений размещена Заказчиком в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http//zakupki.gov.ru (извещение № 31603423257).

В соответствии с пунктом 2.1. Документации о запросе предложений требования к участникам открытого запроса предложений указаны в Информационной карте.

При этом пунктом 3.7.2. Документации о запросе предложений установлено, что в рамках рассмотрения предложений комиссия выполняет последовательные действия, в том числе отклонение (не допуск) участников закупки, Предложения которых, по мнению членов комиссии, не соответствуют требованиям документации о закупке.

Указав в пункте 7 «Требований к участникам» раздела II «Информационная карта запроса предложений» Документации о запросе предложений, что участник должен быть зарегистрирован в г. Кемерово, иметь зарегистрированный в г. Кемерово филиал или иметь поставленное на учет обособленное подразделение в г. Кемерово, Заказчик ограничил круг потенциальных участников закупки, так как участники, находящиеся в других городах и регионах Российской Федерации, не могут принять участие в данной закупке.

Следовательно, Заказчик нарушил принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

  1. Признать жалобу ЗАО «Научно-исследовательский центр муниципальной экономики» № 29/03-18.1-2016 на действия Заказчика – ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» обоснованной.
  2. Признать Заказчика - ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать Заказчику – ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» предписание об устранении нарушений порядка организации торгов, а именно об исключении пункта 7 «Требований к участникам» раздела II «Информационная карта запроса предложений» Документации о запросе предложений.

 

Заместитель председателя комиссии:  

Л.И. Ланцман

 

Члены комиссии

В.В. Наумова

 

А.А. Чубуков

 

И.Г. Кириллова

 

Е.А. Бердников

 

 

Примечание. В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны