Решение б/н Решение по жалобе № 29/11-18.1-2015 от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по жалобе № 29/11-18.1-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» апреля 2015 г.                         г. Кемерово

В полном объеме решение изготовлено «23» апреля 2015 г.
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Председатель Комиссии:

Кухарская Н.Е. – руководитель управления;

Члены Комиссии:

Полякова Ю.А.  –  начальник отдела контроля органов власти;

Ланцман Л.И. – заместитель начальника отдела судебной и правовой работы;

Наумова В.В. – начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи;

Фризен С.Н. – и.о. начальника отдела топливно-энергетического комплекса.

 

при ведении протокола с использованием аудиозаписи,

 

при участии:

  1. <…> – представителя Кемеровского филиала ОАО «СОГАЗ» (доверенность от 30.03.2015 г. № Ф-45/15-12);
  2. <…> – представителя Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» (далее – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области») (по доверенности от 09.01.2015 г. № 18);
  3. <…> – представителя ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» (по доверенности от 17.12.2014 г. № 502);
  4. <…> – представителя ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» (по доверенности от 17.12.2014 г. № 503);
  5. <…> – врио. главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» (приказ от 18.03.2015 № 51-О);
  6. <…> – представителя САО «ВСК» (по доверенности от 10.12.2014 г. № 00-08 26/990).

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу ОАО «СОГАЗ» и материалы по жалобе  № 29/11-18.1-2015,

УСТАНОВИЛА:

14.04.2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – Кемеровское УФАС России) поступила жалоба ОАО «СОГАЗ» на действия заказчика, членов закупочной комиссии ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» при проведении запроса котировок услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение № 31502214731 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).

По мнению заявителя, заказчиком был нарушен порядок оценки заявок участников закупки и, как следствие, порядок определения победителя. Нарушение выразилось в необоснованном принятии ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» предложения САО «ВСК» о цене договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок № 60 от 10.04.2015 г.).

Уведомлением от 17.04.2015 г. № 11/3640 рассмотрение жалобы было назначено на 22.04.2015 г. на 10 часов 30 минут.

На заседании Комиссии, состоявшемся 22.04.2015 г., представитель ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» пояснила, что проведение закупки в форме запроса котировок является правомерным, так как действующим законодательством установлены минимальные и максимальные размеры страховой премии, в пределах которых по договору ОСАГО страховые премии в отношении одного и того же транспортного средства могут различаться, в связи с чем и итоговые страховые премии по всем транспортным средствам могут быть различными.

Представитель ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» также указала, что члены единой комиссии ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» не являются специалистами в области страховой деятельности, в связи с чем не имело возможности проверить представленные участниками запроса котировок расчеты страховой премии. У страховщиков существует право на обращение к заказчику с запросом о предоставлении  недостающей информации, данным правом ни один из участников запроса котировок не воспользовался.

Представитель ОАО «СОГАЗ» поддержала доводы, изложенные в жалобе, а также пояснила, что ОАО «СОГАЗ» при расчете страховой премии применяло минимальные значения базовых ставок страховых тарифов, действующих на момент подачи котировочной заявки.

Представитель САО «ВСК»  пояснила, что при расчете страховой премии  САО «ВСК» также применялись минимальные значения базовых ставок страховых тарифов, но с учетом изменений базовых тарифов, вступивших в законную силу с 12.04.2015 г., в связи с чем цена договора обязательного страхования гражданской ответственности  была ниже цены, предложенной ОАО «СОГАЗ».

Изучив имеющиеся материалы, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися,  а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ № 223-ФЗ), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Во исполнение требований ФЗ № 223-ФЗ 24.03.2014 г. руководителем ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области». Для осуществления закупочной деятельности ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» создана единая комиссия по закупкам товаров, работ, услуг (приказ от 04.02.2014 г. № 36).

 Согласно документации о проведении запроса котировок № КС-2015-041ЗК-223 на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств начальная (максимальная) цена договора составляет 381620, 55 руб., котировочная заявка подается участником в письменной форме с 04.04.2015 г. по 09.04.2015 г.

Неотъемлемой частью документации о проведении запроса котировок № КС-2015-041ЗК-223 является приложение № 1 «Техническое задание», в соответствии с которым обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств подлежат 56 автомобилей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области».

03.04.2015 г. на официальном сайте закупок Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31502214731 о проведении запроса котировок по отбору страховой организации для оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Дата  рассмотрения и оценки котировочных заявок была назначена на 10.04.2015 г.

Согласно протоколу № 60 рассмотрения и оценки котировочных заявок от 10.04.2015 г. для участия в запросе котировок поступило две заявки от САО «ВСК» и ОАО «СОГАЗ», предложенная участниками закупки цена договора ОСАГО составила 241 726, 47 руб. и 336 488, 14 руб. соответственно, в связи с чем единая комиссия по закупкам товаров, работ, услуг признала победителем запроса котировок САО «ВСК» с ценой предложения 241 726, 47 руб.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ) страховые тарифы – ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов.

Статьей 5 ФЗ № 40-ФЗ установлено, что порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России) в правилах обязательного страхования.

Статьей 8 Закона № 40-ФЗ предусмотрено регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию, осуществляемое посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

В соответствии с частью 6 статьи 9 Закона № 40-ФЗ страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) установлены в указании Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указание Банка России от 19.09.2014 г.  № 3384-У).

Исходя из системного толкования указанных норм, применение экономически обоснованных базовых ставок страховых тарифов, установленных Банком России, является обязанностью страховщиков.

Таким образом, при применении страховыми компаниями – участниками закупки, установленных экономически обоснованных базовых ставок страховых тарифов, принятых страховыми компаниями в размере минимальных значений базовых ставок страховых тарифов, для расчета сумм страховки (при заданных характеристиках транспортных средств), указанные суммы должны быть одинаковыми.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что предложения участников закупки № 31502214731 различаются в связи с использованием страховщиками разных коэффициентов наличия или отсутствия страховых выплат (КБМ), произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей (пункт б) части 2 статьи 9 Закона № 40-ФЗ).

Значения коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее – коэффициент КБМ) также установлены в указании Банка России от 19.09.2014 г. № 3384-У, обязательному для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Пунктом 2.1 главы 2 Правил страхования владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России от 19.09.2014 г. № 431-П (далее – Правила № 431-П), установлено, что страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России. Расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования или заявлении, направленном страховщику в виде электронного документа, сведений о страховании с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

Частью 3 статьи 30 Закона № 40-ФЗ установлено, что в целях информационного обеспечения возможности заключения договора обязательного страхования, в том числе применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом б) пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, и реализации иных положений настоящего Федерального закона создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.

Согласно пункту в) части 3.1. статьи 30 Закона № 40-ФЗ лицам, имеющим намерение заключить договор обязательного страхования, обеспечивается свободный доступ, в частности, к сведениям, необходимым для определения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом б) пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

Кроме того, частью 10.1. статьи 15 Закона № 40-ФЗ при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

Однако частью 10 статьи 15 Закона № 40-ФЗ установлено, что при прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее - сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

Таким  образом, обязанность внести в автоматизированную информационную систему обязательного страхования сведения для применения в последующем коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом б) пункта 2 статьи 9 Закона № 40-ФЗ, возникает у страховщика после прекращения действия договора обязательного страхования.

При наличии действующего договора обязательного страхования сведения о наличии или отсутствии страховых выплат (КБМ), произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, указанные в пункте б) части 2 статьи 9 Закона № 40-ФЗ, могут быть предоставлены потенциальному страховщику исключительно владельцем транспортного средства при объявлении конкурентных процедур отбора страховщика.

Методика определения страховой премии по договорам обязательного страхования является единой и обязательной для применения всеми страховщиками.

Исходя из изложенного, возможен единственный правильный расчет страховой премии при использовании страховщиками минимальной базовой ставки, а также при прочих равных условиях (сведений) заказчика о наличии или отсутствии страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (коэффициент КБМ).

Техническое задание, являющееся неотъемлемой частью документации по закупке № 31502214731, не содержит сведений о наличии или отсутствии страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, в связи с чем участнику запроса котировок (потенциальному страховщику) невозможно достоверно и однозначно определить коэффициент КБМ, и, следовательно, произвести правильный расчет страховой премии по спорному запросу котировок.

Требования к предмету запроса котировок, установленные документацией документации по закупке № 31502214731, не являются однозначными, что ввело в заблуждение ОАО «СОГАЗ» и явилось основанием для подачи данной жалобы в антимонопольный орган.

Пунктом 1 части 1 статьи 3 ФЗ № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом информационной открытости закупки.

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что в соответствии с изложенными обстоятельствами заказчику ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» при проведении спорного запроса котировок № 31502214731 необходимо было указать достоверные сведения для применения коэффициента, входящего в состав страховых тарифов и предусмотренного подпунктом б) пункта 2 статьи 9 Закона № 40-ФЗ, для расчета страховщиками страховой премии.

Действия заказчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области», выразившиеся в непредставлении при проведении запроса котировок   № 31502214731 достоверных (актуальных) сведений, необходимых для определения единственно возможного коэффициента КБМ по предыдущему периоду страхования транспортных средств, не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают принцип информационной открытости закупки, приводят к созданию неравных условий для потенциальных участников конкурса по оказанию услуг ОСАГО, а также вступают в противоречие с требованиями пункта 1 части 1 статьи 3 ФЗ № 223-ФЗ.

Кроме того, комиссия Кемеровского УФАС России не может согласиться с доводом представителя ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» о том, что у страховщиков существует право на обращение к заказчику за запросом недостающей информации, которым ни один из участников запроса котировок не воспользовался, в силу того, что требования, установленные Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», направлены на обеспечение свободного доступа к информации о проводимой закупке товаров, работ, услуг, и, как следствие, к свободному доступу к участию в закупке (без дополнительных препятствий в виде необходимости обращения к заказчику для получения недостающей информации о предмете запроса котировок).

Отсутствие указанной выше информации в запросе котировок № 31502214731 могло ограничить круг потенциальных участников закупки, а также нарушил принцип доступности и прозрачности информации для неопределенного круга лиц.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России

РЕШИЛА:

 

1.       Признать жалобу ОАО «СОГАЗ» обоснованной.

2.       Признать заказчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.       Выдать ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» предписание об аннулировании запроса котировок № 31502214731.

4.       Передать материалы жалобы № 29/11-18.1-2015 должностному лицу для разрешения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

 

Председатель комиссии:

Н.Е. Кухарская

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны