Решение №03/5896 по делу от 10 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/01/10-232/2019

 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Резолютивная часть решения оглашена «25» июня 2020

В полном объеме решение изготовлено «10» июля 2020         г. Кемерово, ул. Ноградская, 5

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:    

<…> – заместителя руководителя   управления;

Членов Комиссии:

<…> – начальника отдела ТЭК;

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела ТЭК;

<…> - ведущего специалиста-эксперта отдела ТЭК;

в присутствии:

- <…> - представителя ПАО «МРСК Сибири» (по доверенности: № 44 от 21.05.2020);

- <…> - представителя ПАО «МРСК Сибири» (по доверенности: № 115 от 01.08.2019);

- <…> - представителя ПАО «МРСК Сибири» (по доверенности: № 45 от 26.05.2020);

- <…> - представителя ПАО «МРСК Сибири» (по доверенности: № 143 от 09.12.2019);

- <…> - представителя ООО «Металлэнергофинанс» (по доверенности: № 16МЭФ19 от 18.03.2019),

рассмотрев дело № 042/01/10-232/2019, возбужденное по признакам нарушения ПАО «МРСК Сибири» (660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А; ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, дата регистрации юридического лица – 04.07.2005г.) в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго-РЭС» (650099, Кемеровская область – Кузбасс, г. Кемерово, ул. Н. Островского, 11) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), установила:

Определением от 06.03.2019 (исх. № 03/2104 от 07.03.2019) рассмотрение дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 16.04.2019.

16.04.2019 в Кемеровское УФАС России поступило ходатайство ПАО «МРСК Сибири» об отложении рассмотрения дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства на более поздний срок, в связи с необходимостью представления ПАО «МРСК Сибири» дополнительных доказательств по делу.

Данное ходатайство Комиссией было удовлетворено.           

Определением от 16.04.2019 (исх. № 03/4349 от 19.04.2019) рассмотрение дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 20.05.2019.

Вместе с тем 17.05.2019 в адрес Комиссии поступило ходатайство (вх. № 3040) об истребовании в материалы дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства у ООО «МЭФ» дополнительных доказательств, а также об отложении рассмотрения дела на более поздний срок.

Определением от 20.05.2019 (исх. № 03/5512 от 23.05.2019) рассмотрение дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 02.07.2019.

02.07.2019 на заседание Комиссии прибыли представители ПАО «МРСК Сибири» и ООО «Металлэнергофинанс».

Заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия приходит к выводу о необходимости получения дополнительных доказательств.

Данное ходатайство Комиссией было удовлетворено.

Определением от 02.07.2019 (исх. № 03/7026 от 05.07.2019) рассмотрение дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 08.08.2019.

08.08.2019 на заседание Комиссии прибыли представители ПАО «МРСК Сибири» и ООО «МЭФ».

Заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия приходит к выводу о необходимости получения дополнительных доказательств.

Определением от 02.07.2019 (исх. № 03/8330 от 13.08.2019) рассмотрение дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 11.09.2019.

10.09.2019 в Кемеровское УФАС России поступило ходатайство ООО «МЭФ» об отложении рассмотрения дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства на более поздний срок, в связи невозможностью обеспечения явки представителя.

11.09.2019 в Кемеровское УФАС России поступило ходатайство ПАО «МРСК Сибири» (вх. № 4947э от 11.09.2019) об истребовании дополнительных доказательств у ООО «МЭФ».

Данные ходатайства Комиссией были удовлетворены.

Определением от 11.09.2019 (исх. № 03/9420 от 16.09.2019) рассмотрение дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 11.10.2019.

Вместе с тем на дату рассмотрения отсутствовал кворум для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно ч. 6.1 ст. 40 Закона о защите конкуренции в случае отсутствия кворума для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства присутствующие на заседании члены комиссии принимают решение об отложении рассмотрения этого дела и о назначении новой даты его рассмотрения, которое оформляется определением.

Определением от 11.10.2019 (исх. № 03/10680 от 16.10.2019) рассмотрение дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 11.11.2019.

11.11.2019 на заседание Комиссии прибыли представители ПАО «МРСК Сибири» и ООО «МЭФ».

Представители ООО «МЭФ» заявили ходатайство об истребовании у ПАО «МРСК Сибири» в материалы дела дополнительных доказательств, касающихся уведомления гарантирующего поставщика о перерывах в электроснабжении конечных потребителей.

Данное ходатайство Комиссией было удовлетворено.

Также ПАО «МРСК Сибири» представило письменное ходатайство об истребовании у ООО «МЭФ» дополнительных документов.

Данное ходатайство Комиссией было удовлетворено.

Заслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия приходит к выводу о необходимости получения дополнительных доказательств.

Определением от 11.11.2019 (исх. № 03/10680 от 16.10.2019) рассмотрение дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 11.12.2019.

Определением от 11.12.2019 (исх. № 03/12282-1 от 12.12.2019) рассмотрение дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 17.01.2020.

17.01.2020 на заседание Комиссии прибыли представители ПАО «МРСК Сибири» и ООО «МЭФ».

Представителем ПАО «МРСК Сибири» были представлены письменные дополнительные пояснения.

Представителем ООО «МЭФ» было заявлено ходатайство об ознакомлении с представленными пояснениями для формирования собственной правовой позиции.

Данное ходатайство Комиссией было удовлетворено.

Определением от 17.01.2020 рассмотрение дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 14.02.2020

14.02.2020 в Кемеровское УФАС России поступило ходатайство ПАО «МРСК Сибири» (вх. № 7314э от 10.12.2019) об отложении рассмотрения дела, в связи с необходимостью ознакомиться с материалами дела и необходимостью предоставления дополнительные доказательства по делу.

Данное ходатайство Комиссией было удовлетворено.

Определением от 14.02.2020 рассмотрение дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 17.03.2020

Вместе с тем на дату рассмотрения отсутствовал кворум для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 17.03.2020 (исх. № 03/2365 от 18.03.2020) рассмотрение дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 17.04.2020.

В связи с рекомендациями Правительства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции, рассмотрение дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства отложено.

Определением от 17.04.2020 (исх. № 03/3097 от 17.04.2020) рассмотрение дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 17.05.2020.

В назначенное время 17.05.2020 на процедуру рассмотрения дела № 042/04/9.21-179/2020 об административном правонарушении законный представитель ПАО «МРСК Сибири» не явился, защитника не направил.

Сведения о надлежащем уведомлении законного представителя ПАО «МРСК Сибири» о дате, времени и месте рассмотрения дела у Кемеровского УФАС России отсутствуют.

Определением от 17.05.2020 (исх. № 03/4011 от 17.05.2020) рассмотрение дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 17.06.2020.

Комиссией 17.06.2020 при рассмотрении   дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства объявлен перерыв на срок 7 дней.

Согласно ч. 1 ст. 46 Закона о защите конкуренции Комиссия по ходатайству лица, участвующего в деле о нарушении антимонопольного законодательства, а также по собственной инициативе вправе объявить перерыв в заседании комиссии на срок, не превышающий семи дней.

Комиссия, изучив материалы дела № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителей сторон, приходит к следующим выводам:

По результатам рассмотрения заявления ООО «Металлэнергофинанс» (вх. № 7250 от 19.11.2018), Приказом Кемеровского УФАС России от 20.02.2019 № 21 возбуждено дело № 042/01/10-232/2019 по признакам нарушения ПАО «МРСК Сибири» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 04.12.2017 № 3005/2008/12-2 в части передачи потребителю ООО «МЭФ»  - ПАО «Распадская», в результате чего действиями релейной защиты (РЗА) потребителя были отключены энергопринимающие устройства первой категории надежности, а также в нарушении требований соблюдения передаче электрической энергии потребителям ООО «МЭФ»: ПАО «Распадская», ЗАО «Распадская-Коксовая», ООО «Стальэмаль» в соответствии с согласованной категорией надежности, в осуществлении веерных отключений, в непроведении мероприятий по локализации последствий аварий в электрических сетях высокого напряжения, в непроведении комплекса организационно и технологически связанных действий, направленных на модернизацию и на поддержание и объектов электросетевого хозяйства в работоспособном (безаварийном) состоянии, в результате чего угледобывающим предприятиям был принесен существенный материальный ущерб, а также в неуведомлении гарантирующего поставщика (в игнорировании его запросов) о причинах множественных перерывов в электроснабжении и снижением качества передаваемой ПАО «МРСК Сибири» электрической энергии указанным потребителям, что является ущемлением интересов ООО «МЭФ» в сфере предпринимательской деятельности.

ООО «МЭФ» является гарантирующим поставщиком на территории Кемеровской области (Приказ ФСТ от 17.01.2007 № 7-э с изменениями).

04.12.2007 ООО «МЭФ» был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 3005/2008/12-2 (далее — Договор № 3005/2008-12-2, действует в редакции Протокола урегулирования разногласий от 30.01.2008, а также с многочленными дополнительными соглашениями в отношении точек поставки)) с ОАО «Кузбассэнерго — региональная электросетевая компания» (далее по тексту ПАО «МРСК Сибири»).

Согласно п. 1.1 ПАО «МРСК Сибири» (Исполнитель) обязуется оказывать ООО «МЭФ» (Заказчику) (потребителям Заказчика) услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином установленном федеральным законом основании, а также на основании заключенных исполнителем межсетевых договоров оказания услуг по передаче электрической энергии через технические устройства электрических сетей смежных сетевых организаций, а Заказчик обязуется оплачивать услуги Исполнителя в установленном порядке.

В соответствии с п. 2.3 Договора № 3005/2008-12-2 в Приложении № 3, а также Приложениях № 1, 2 определили в существенные условия настоящего договора в отношении каждого потребителя, интересы которого представляет Заказчик.

В силу п. 3.1.1 Договора № 3005/2008-12-2 при исполнении обязательств по настоящему договору стороны обязуются руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3.3.1 Договора № 3005/2008-12-2 Исполнитель обязуется обеспечить передачу принятой в свою сеть электрической энергии от точек приема (на оптовом рынке) до точек поставки конечным потребителям в пределах присоединенной (заявленной) мощности (Приложение № 12) в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств.

Качество и иные параметры передаваемой электрической энергии должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97, ныне ГОСТ 32144-2013), что должно подтверждаться сертификатом соответствия, выданным Исполнителю уполномоченным органом (до получения Исполнителем сертификата соответствия замещающими документами являются: график проведения обязательной сертификации электрической энергии, согласованный с Сибирским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее также — Ростехнадзор) и договор с аккредитованными (уполномоченным) органом по сертификации (испытательной лабораторией). Копи таких документов, имеющихся на дату подписания настоящего договора у Исполнителя, должны быть переданы Заказчику не позднее 3 дней с указанной даты. В случае, если такие документы будут получены Исполнителем после даты заключения договора, то соответствующие документы должны быть переданы Заказчику в срок, не превышающий 7 дней с даты их получения.

На основании п. 3.3.2 Договора № 3005/2008-12-2 Исполнитель обязуется информировать Заказчика об обстоятельствах, влекущих полное и (или) частичное ограничение режима потребления в сроки и порядке, определенные сторонами в Приложении № 6 к настоящему договору.

Согласно п. 3.3.6 Договора № 3005/2008-12-2 Исполнитель совместно со смежными сетевыми организациями/Заказчиком обязан разрабатывать в установленном нормами действующего законодательства Российской Федерации порядке ежегодные графики аварийного ограничения с указанием объемов и узлов вводимых ограничений у потребителей Заказчика.

В силу п. 3.3.9 Договора № 3005/2008-12-2 Исполнитель обязуется урегулировать в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации отношения, связанные с передачей электрической энергии со смежными сетевыми организациями и с иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, электрические сети которых имеют последовательное взаимное соединение и используется для поставок электрической энергии потребителю.

В соответствии с п. 5.1 Договора № 3005/2008-12-2 порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии устанавливается действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок взаимодействия определен сторонами в Приложении № 6 к настоящему договору («Регламент взаимодействия сторон при ограничении режима потребления электрической энергии и возобновления электроснабжения).

01.05.2013 ООО «МЭФ» (ЭСО) заключило договор электроснабжения с ЗАО «Распадская-Коксовая» № 1129 (далее — Договор № 1129).

Согласно п. 1.1 Договора № 1129 ООО «МЭФ» обязуется продажу потребителю через присоединенную сеть электрической энергии (мощности), предусмотренного настоящим договором и качеством в соответствии с требованиями технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов требованиями ГОСТ Р 54149-2010.

В соответствии с п. 2.1.2 Договора № 1129 ООО «МЭФ» обязуется поддерживать на границе раздела балансовой принадлежности электрически сетей потребителя показатели качества электрической энергии в соответствии с ГОСТ Р 54149-2010.

В силу 2.1.3 Договора № 1129 ООО «МЭФ» обязуется обеспечивать надежность электроснабжения потребителя в точках поставки в соответствии с Актом раздела границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон и обязательствам сетевой организации при технологическом присоединении.

В разделе XII Договора № 1129 в Приложении № 9 определены Акты раздела границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

В материалы заявления ООО «МЭФ» представило Акт раздела границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон составленный между ЗАО «Распадская-Коксовая» (ранее — ЗАО «Коксовая) и ПАО «МРСК Сибири» от 30.04.2010, согласно которому максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителя 6,144 МВт, уровень напряжения 6 кВ, категория надежности электроснабжения вторая.

На день составления Акта электроснабжение производится/планируется производить от сети ПАО «МРСК Сибири» от ниже перечисленных трансформаторных подстанций, ЛЭП 110 кВ, 6-10 кВ.

На балансе ПАО «МРСК Сибири» находятся подстанция ПС 35/6 кВ «Нагорная»; на балансе ЗАО «Распадская-Коксовая» ВЛ и КЛ 6 кВ (ф. 6-27-К, ф. 6-26-С, ф. 6-31-Ш, ф. 6-7-К, ф. 6-9-С, ф. 6-11-Ш, преимущественно вентиляторная нагрузка, нагрузка подземных выработок).

Также в соответствии Актом раздела границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, составленные между ЗАО «Распадская-Коксовая» и ПАО «МРСК Сибири» от 2012 г., максимальная мощность энергопринимающих устройств ЗАО «Распадская-Коксовая» составляет 16 МВт.

На день составления Акта электроснабжение планируется производить от сети       ПАО «МРСК Сибири» от ниже перечисленных трансформаторных подстанций, ЛЭП 110 кВ, 35 кВ, 6-10 кВ, 0,4 кВ.

На балансе ПАО «МРСК Сибири» находятся подстанция ПС 110/6,6/6,3 кВ «Распадская-5»; на балансе потребителя находятся ВЛ и КЛ, отходящие от ячеек 6,6 кВ и     6,3 кВ (ф .1-3 — ф. 1-12, ф. 2-3 — ф. 2 — 11, ф. 3-3 — ф. 3 — 7; ф. 4-3 — ф. 4 — 8).

По первой категории надежности электроснабжения 9 МВт (вентилятор главного проветривания, вентиляторы местного проветривания, дегазационная станция, противопожарная насосная станция). По второй категории надежности 3 МВт (водозаборные скважины, подземные РПП и ЦПП). По третьей категории надежности 4 МВт (поверхностный комплекс).

Письмом (исх. № 835 от 20.08.2018) ЗАО «Распадская-Коксовая» направило запрос информации в адрес ООО «МЭФ» о причинах кратковременного прекращения подачи электрической энергии 19.08.2018 в 15 часов 43 минуты по ф. 3-3, ф. 4-3, ф. 1-9, ф. 2-6, ф. 1-6, ф. 2-3 от ПС «Распадкая-5».

ООО «МЭФ» направило запрос потребителя в сетевую организацию ПАО «МРСК Сибири». Из материалов заявления следует, что ответ ПАО «МРСК Сибири» в адрес гарантирующего поставщика не поступал.

В Кемеровское УФАС России ПАО «МРСК Сибири» представило Акт расследования технологического нарушения (аварии) № 33, произошедшей 19.08.2018 в 15 часов 43 минуту (местного времени), из которого следует, что авария произошла вследствие несанкционированного монтажа ВОЛС в охранной зоне ВЛ 110 кВ ТУ ГРЭС-Мысковская-1,2, произошло натяжение кабеля и приближение на недопустимое расстояние к нижнему проводу ВЛ-110 кВ ТУ ГРЭС-Мысковская 1-2, что привело к возникновению междуфазного короткого замыкания в пролете опор № 63-64 и аварийному отключению ВЛ 110 кВ.

Из данного Акта следует, что в 15 часов 43 минуты отключились обе цепи ВЛ 110 кВ ТУ ГРЭС-Мысковская 1-2. В 15 часов 50 минут на ПС «Мысковская-2» включен В 110 кВ ТУГРЭС-1 и запитаны все ранее обесточенные потребители.

В 15 часов 55 минут на ПС «Мысковская» включен МШВ 110 кВ и восстановлена нормальная схема электроснабжения. Длительность перерыва электроснабжения 0,11 часа.

Согласно Акту было принято решение направить в адрес ООО «РТА Связь» письмо по факту размещения ВОЛС в охранной зоне ВЛ 110 кВ ТУ ГРЭС-Мысковская 1-2.

Расследование технологического нарушения (аварии), произошедшего 19.08.2018 в 15 часов 43 минут было проведено 28.08.2018 комиссией ПАО «МРСК Сибири» назначенной на основании Приказа от 10.11.2017.

Также 04.09.2018 данный Акт был подписан Главным инспектором Регионального управления технического надзора Сибири филиала ПАО «Россети».

На основании Акта № 33 расследования технологического нарушения (аварии), произошедшей 19.08.2018, Кемеровским УФАС России установлено, что отключение цепей ВЛ 110 кВ ТУ ГРЭС-Мысковская-1,  ВЛ 110 кВ ТУ ГРЭС-Мысковская-2 произошло по вине воздействия посторонних лиц и организаций, не участвующих в технологическом проессе.

01.05.2013 между ООО «МЭФ» и ПАО «Распадская» был заключен договор электроснабжения № 2456

Согласно п. 1.1 Договора № 2456 ООО «МЭФ» обязуется продажу потребителю через присоединенную сеть электрической энергии (мощности), предусмотренного настоящим договором и качеством в соответствии с требованиями технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов требованиями ГОСТ Р 54149-2010.

В соответствии с п. 2.1.2 Договора № 2456 ООО «МЭФ» обязуется поддерживать на границе раздела балансовой принадлежности электрически сетей потребителя показатели качества электрической энергии в соответствии с ГОСТ Р 54149-2010.

В силу 2.1.3 Договора № 2456 ООО «МЭФ» обязуется обеспечивать надежность электроснабжения потребителя в точках поставки в соответствии с Актом раздела границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон и обязательствам сетевой организации при технологическом присоединении.

В разделе XII Договора № 2456 в Приложении № 9 определены Акты раздела границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

В материалы заявления ООО «МЭФ» представило Акт раздела границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, составленный между ПАО «Распадская» и ПАО «МРСК Сибири» от 2012 г., согласно которому максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителя 29 МВт, уровень напряжения 6-10 кВ.

На день составления Акта электроснабжение планируется производить от сети       ПАО «МРСК Сибири» от трансформаторной подстанции ПС 110/6,6/6,3 «Распадская-4» ЛЭП 110 кВ, 6-10 кВ,

На балансе ПАО «МРСК Сибири» находятся подстанция ПС 35/6 кВ «Нагорная»; на балансе ЗАО «Распадская-Коксовая» ВЛ и КЛ 6 кВ (ф. 6-27-К, ф. 6-26-С, ф. 6-31-Ш, ф. 6-7-К, ф. 6-9-С, ф. 6-11-Ш, преимущественно вентиляторная нагрузка, нагрузка подземных выработок).

В соответствии Актом раздела границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, составленным между ЗАО «Распадская-Коксовая» и ПАО «МРСК Сибири» от 2012 г., максимальная мощность энергопринимающих устройств ЗАО «Распдаская-Коксовая» составляет 16 МВт.

На день составления Акта электроснабжение планируется производить от сети ПАО «МРСК Сибири» от ниже перечисленных трансформаторных подстанций, ЛЭП 110 кВ, 35 кВ, 6-10 кВ, 0,4 кВ.

На балансе ПАО «МРСК Сибири» находятся подстанция ПС 110/6,6/6,3 кВ «Распадская-4»; на балансе потребителя находятся ВЛ и КЛ, отходящие от ячеек 6,6 кВ и     6,3 кВ (ф .1-13,ф. 1-10, ф. 1-19, ф. 1-8, ф. 1-7, ф.1-6, ф. 1-5, ф. 2-3, ф. 2-4, ф. 2-5, ф. 2-6, ф.2-7, ф. 2-9, ф. 2-12, ф. 3-9, ф. 3-7, ф.3-6, ф. 3-5, ф. 3-3, ф. 3-2, ф. 4-2, ф. 4-4, ф. 4-6, ф. 4-7, ф. 4-8,      ф. 4-10.

По первой категории надежности электроснабжения 23 МВт (вентилятор главного проветривания, вентиляторы местного проветривания, клетьевой подъем, котельная, противопожарная насосная станция, дегазационная установка, ЦПП, главный водоотлив). По второй категории надежности 4 МВт (компрессорная, калориферные установки, участковый водоотлив). По третьей категории надежности 5 МВт (прочее оборудование).

Из заявления ООО «МЭФ» следует, что от потребителя ПАО «Распадская» в адрес гарантирующего поставщика поступали запросы о разъяснении причин прекращения передачи электрической энергии (исх. № 16/1984 от 25.09.2017, исх. № 15/4003 от 17.11.2017, исх. № 1188-15 от 11.05.2018, исх. № 2069-от 24.08.2018).

16.01.2018 ПАО «МРСК Сибири» представило в адрес ООО «МЭФ» письмо, в котором пояснило, что 08.07.2017 в 18 часов 41 минуту при прохождении грозового фронта и возникновения перенапряжения в сети 110 кВ ПС 110/6 «Распадская-4», произошло срабатывание ОПН-110 кВ (находится в зоне действия дифференциальной защиты трансформатора (ДЗТ) и отключение силового трансформатора действием ДЗТ.

Технологических нарушений в сетях ПАО «МРСК Сибири» 13.08.2017 в 07 часов 39 минут, 21.09.2017 в 18 часов 15 минут зафиксировано не было.

Также 16.01.2018 ПАО «МРСК Сибири» представило в адрес ООО «МЭФ» сведения о том, что 15.11.2016 в 13 часов 04 минуты на ТУ ГРЭС работа 3, 4 ступени ТЗНП отключилась ВЛ 110 кВ ТУ ГРЭС-Распадская 5-2 с успешным АПВ.

Между тем, из имеющейся в материалах завлечения переписки следует, что произошло фактическое отключение электроснабжения от ПС 110/6,6/6,3 кВ «Распадская-4», в результате чего произошла остановка вентилятора главного проветривания TAF38/21/5-1.

В письме от 11.05.2018 (исх. № 1188-15) ПАО «Распадская» сообщило ООО «МЭФ», что 08.05.2018 в 16 часов 20 минут локальной системой мониторинга качества электрической энергии вентилятора TAF38/21/5-1, электроснабжение которого осуществляется от ПС 110/6,6/6,3 кВ «Распадская-4» было зафиксировано отклонение напряжения 6 кВ от номинального уровня, в результате чего произошла остановка вентилятора TAF38/21/5-1 и загазирование горных выработок.

Согласно письму ПАО «МРСК Сибири», направленному в адрес ООО «МЭФ» (исх. № 1.4/05/4224-исх.) причиной провала напряжения в сети 110 кВ 08.05.2018 явилось отключение действием защит с успешным АПВ ВЛ 110 кВ «Мысковская-Междуреченская» I цепь с отпайками.

В материалы завлечения от 19.11.2018 г. ПАО «МРСК Сибири» представило Акт расследования причин аварии № 309, произошедшей 08.05.2018.

Из данного Акта следует, что в 16 часов 19 минут (местного времени) действием 1 ст. ТЗНП, 2 ст. ДЗ с успешным АПВ отключилась ВЛ 110 кВ «Мысковская-Междуреченская» -1. Авария ликвидирована в 16 часов 19 минут. При осмотре персоналом ПАО «МРСК Сибири» ВЛ 110 кВ «Мысковская-Междуреченская» -1 было обнаружено на опоре № 5 повреждение шлейфа нижней фазы (распушился, есть след подгара) возможно попадание постороннего предмета. Перерыва электроснабжения потребителей нет.

Согласно п. 2.4 Акта в качестве причин возникновения аварии и ее развития указано, что в результате наброса неизвестными лицами на нижнюю фазу «В» на опоре № 5 ВЛ 110 кВ «Мысковская-Междуреченская» -1 произошло перекрытие изоляционного промежутка между проводом фазы «В» и траверсой, что привело в междуфазному короткому замыканию и оплавлению провода шлейфа на опоре № 5 и, как следствие, аварийное отключение ВЛ 110 кВ «Мысковская-Междуреченская» -1.

Данный Акт был составлен 18.05.2018 представителями ПАО «МРСК Сибири» без присутствия ООО «МЭФ» либо потребителя, сведений о его направлении в их адрес отсутствуют.

Из оперативного журнала ПАО «МРСК Сибири» (ОДС Юга) за 08.05.2018 следует, что в 16 часов 19 минут отключилась ВЛ 110 кВ «Мысковская-Междуреченская» -1 с отпайкой УАПВ 1 фаз. «В» 823 м.

Между тем, из оперативного журнала следует, что последствия аварии были устранены ПАО «МРСК Сибири» только в 17 часов 00 минут, таким образом, общее время отключения вентилятора TAF38/21/5-1 составила 41 минуту и могло привести в загазованности горных выработок.

Письмом от 24.08.218 (исх. № 20169-15) ПАО «Распадская» сообщило в адрес      ООО «МЭФ», что 19.08.2018 в 15 часов 43 минуты (по местному времени) произошло кратковременное прекращение подачи электрической энергии от ПС 110/6 кВ «Распадская-4», ПС 110 кВ «Распадская-6», повлекшее за собой остановку вентиляторов главного и местного проветривания, а также водоотливных установок, тем самым создало угрозу жизни работников, загазирования и созданию предпосылок к затоплению горных выработок. Отсутствие напряжения привело к повышению концентрации газа метана выше допустимых норм и длительному технологическому простою.

30.08.2018 ООО «МЭФ» в адрес ПАО «МРСК Сибири» запрос (исх. № 1925) о причинах перебоев в электроснабжении и перечне мер по недопущению подобных нарушений.

Согласно письму ПАО «МРСК Сибири» направленному в адрес ООО «МЭФ» (исх. № 1.4/01/8222-исх), в 19.08.2018 в 15 часов 43 минуты произошло отключение ВЛ 110 кВ «ТУ ГРЭС-Мысковская» II цепь с отпайкой на ПС «Безруковская». При этом не происходило ограничение режима потребления электрической энергии угледобывающих предприятий, электроснабжение которых осуществляется от ПС 110 кВ «Распадская-4, 5,6». Аварийных отключений ВЛ 110 кВ «ТУ ГРЭС — Распадская-5-1(2)» не происходило.

В письме ЗАО «Распадская-Коксовая» в адрес ООО «МЭФ» (исх. № 835 от 20.08.2018) просит проинформировать гарантирующего поставщика о причинах прекращения подачи электрической энергии 19.08.2018 в 15 часов 43минуты от ПС 110 кВ/6,6/6,3 «Распадская-5».

Акт расследование причин аварии 19.08.2018 в материалы заявления от 19.11.2018 ПАО «МРСК Сибири» не представлен, сведения о его составлении отсутствуют.

Оперативный журнал на 19.08.2018 ПАО «МРСК Сибири» в Кемеровское УФАС России не представлен.

В виду изложенной информации, а также с учетом письма ПАО «Распадская» в адрес ПАО «МРСК Сибири» (исх. № 02-03.2/1234) оснований не доверять сведениям потребителя об ограничении режима потребления электрической энергии не имеется. Доказательств обратного ПАО «МРСК Сибири» не представило.

01.01.2014 ООО «МЭФ» (ЭСО) заключило договор электроснабжения с                 ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ» № 1491 (далее — Договор № 1491).

Согласно п. 1.1 Договора № 1491 ООО «МЭФ» обязуется продажу потребителю через присоединенную сеть электрической энергии (мощности), предусмотренного настоящим договором и качеством в соответствии с требованиями технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов требованиями ГОСТ Р 54149-2010.

В соответствии с п. 2.1.2 Договора № 1491 ООО «МЭФ» обязуется поддерживать на границе раздела балансовой принадлежности электрически сетей потребителя показатели качества электрической энергии в соответствии с ГОСТ Р 54149-2010.

В силу 2.1.3 Договора № 1129 ООО «МЭФ» обязуется обеспечивать надежность электроснабжения потребителя в точках поставки в соответствии с Актом раздела границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон и обязательствам сетевой организации при технологическом присоединении.

В разделе XII Договора № 1129 в Приложении № 9 определены Акты раздела границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

В материалы заявления ООО «МЭФ» представило Акт раздела границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон № 10-1-8, составленный между ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ» и ООО «ЭлКК» от 30.12.2013, согласно которому максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителя 2,3 МВт, уровень напряжения 6 кВ, категория надежности электроснабжения вторая.

На балансе сетевой организации ООО «ЭлКК» находятся ВЛ и КЛ от РП-502, РП-503, нам балансе ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ»: отходящие ВЛ и КЛ 0,4 кВ, печные трансформаторы.

Из документов, представленных в материалы заявления следует, что РП-502, РП-503 ООО «ЭлКК» имеют технологическое присоединение в электрическим сетям ПАО «МРСК Сибири» (ф. 6-6-Э, ф. 6-29-Э, ф. 6-43-Э, ф. 6-47-Э от двух секций шин (СШ 1,2) от ПС 110/6 ОП-5 «Ширпотреб».

Из заявления от 19.11.2018 следует, что 15.08.2018 в адрес ООО «МЭФ» поступило письмо от ООО «СТАЛЬЭМАЛЬ» (исх. № 1028 от 14.08.2018), в котором сообщалось, что в период апреля по август неоднократно происходили перебои в электроснабжении. Последнее отключение было зафиксировано 12.08.2018. Электроснабжение отсутствовало с 22 часов 45 минут до 00 часов 15 минут 13.08.2018, в результате чего был остановлен весь технологический процесс и нанесен значительный материальный ущерб.

ООО «МЭФ» направило в адрес ПАО «МРСК Сибири» запрос о причинах перебоев и перечне мер по недопущению подобных нарушений в ПАО «МРСК Сибири». Ответ на данный запрос не последовал.

Между тем в соответствии Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2009 № 846, Сибирским Управлением по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) было проведено расследование причин отключения ПС 110/6 кВ «Ширпотреб» 1 СШ 110 кВ, 2 СШ 110 кВ, в результате чего был составлен Акт расследования технологического нарушения (аварии) № 12, произошедшей 12.08.2018.

Согласно данному Акту дата и время возникновения аварии 12.08.2018 в 22 часа 44 минуты, дата и время ликвидации аварии 13.08.2018 в 00 часов 16 минут.

Причины возникновения аварии и ее развития: В результате несоблюдения сроков выполнения ремонтных работ кровли здания ЗРУ-110 кВ ПС 110 кВ «Ширпотреб» и сильных ливневых дождей произошла частичная разгерметизация элементов мягкой кровли ЗРУ-110 кВ и попадание влаги на проходные вводы 110 кВ ячейки «МШВ»-110 и к аварийному отключению 1 СШ, 2 СШ ПС 110 кВ «Ширпотреб». Данным актом предписано ПАО «МРСК Сибири» провести противоаварийные мероприятия.

Также из материалов заявления следует, что 30.11.2018 в 12 часов 37 минут произошло аварийное отключение ВЛ 110 кВ ЮК ГРЭС — Темирская-1 с не успешным АПВ, в результате чего произошел отказ в работе силовой электрической машины грузолюдской подъемной установки ствола «Ново-Клетьевой» шахты «Шерегешская» с зависанием клети в стволе шахты и введением плана ликвидации аварии.

Объяснения ПАО «МРСК Сибири», что введение режима ограничения потребления электрической энергии не вводилось, поскольку была использована резервная схема электроснабжения (переключение), не могут быть приняты вследствие отсутствия полных и достоверных доказательств.

Также нет никаких оснований не доверять информации, представленной АО «ЕВРАЗ ЗСМК».

Согласно ч. 1 ст. 28 Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона об электроэнергетике основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций — гарантирующих поставщиков.

Согласно ст. 3 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики — лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности;

территориальная сетевая организация — коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям;

услуги по передаче электрической энергии — комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона;

Из чего следует, что территориальная сетевая организация, оказывая энергоснабжающим организациям, в том числе гарантирующему поставки услуги по передаче электрической энергии, обязана осуществлять комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации утвердило Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее — Правила недискриминационного доступа».

Согласно п. 2 Правил недискриминационного доступа «точка поставки» - место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики).

В силу пп. «б» п. 15 Правил недискриминационного доступа при исполнении договора сетевая организация обязана осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор);

А также на основании пп. «г» п. 15 Правил недискриминационного доступа в порядке и сроки, установленные договором, сетевая организация обязана информировать потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору.

Согласно 31(6) Правил недискриминационного доступа категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в договоре в зависимости от параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса осуществляемой потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор) деятельности, но не могут быть более величин, предусмотренных для третьей категории надежности.

Для первой категории надежности срок восстановления энергоснабжения не может превышать время автоматического восстановления питания, а допустимое число часов отключения в год не может быть более величины, предусмотренной для второй категории надежности.

Для второй категории надежности срок восстановления энергоснабжения определяется временем автоматического восстановления питания либо в случае отсутствия устройств автоматики для ввода резервного источника - временем выполнения оперативным персоналом сетевой организации переключений в электроустановках.

Время автоматического восстановления электроснабжения определяется при технологическом присоединении энергопринимающих устройств потребителя. В случае отсутствия указания времени автоматического восстановления электроснабжения в документах о технологическом присоединении такое время определяется сетевой организацией по согласованию с потребителем в зависимости от параметров схемы внешнего электроснабжения потребителя и применяемых в ней устройств сетевой автоматики как максимальное время действия автоматики восстановления питания от резервных источников.

Требования к сроку восстановления энергоснабжения энергопринимающих устройств первой и второй категории надежности не распространяются на случаи отключения нагрузки потребления энергопринимающих устройств действием противоаварийной автоматики. В указанных случаях восстановление электроснабжения таких потребителей от электрической сети сетевой организации производится по диспетчерской команде (разрешению) соответствующего диспетчерского центра субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязан обеспечить поддержание автономного резервного источника питания мощностью, достаточной для обеспечения электроснабжения соответствующих электроприемников потребителя, необходимость установки которого определена в процессе технологического присоединения, в состоянии готовности к его использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.

Если необходимость установки автономных резервных источников питания возникла после завершения технологического присоединения, то потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязан обеспечить его установку и подключение в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Сетевая организация не несет ответственности за последствия, возникшие вследствие неисполнения потребителем услуг требований настоящего пункта и повлекшие за собой повреждение оборудования, угрозу жизни и здоровью людей, экологической безопасности и (или) безопасности государства, значительный материальный ущерб, необратимые (недопустимые) нарушения непрерывных технологических процессов производства.

Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок» (вместе с «Правилами устройства электроустановок. Издание седьмое. Раздел 1. Общие правила. Главы 1.1, 1.2, 1.7, 1.9. Раздел 7. Электрооборудование специальных установок. Главы 7.5, 7.6, 7.10») утверждены Правила устройства электроустановок (далее — ПУЭ).

Согласно 1.2.17 ПУЭ категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.

На основании п. 1.2.18 ПУЭ в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.

Электроприемники первой категории — электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

В соответствии с п. 1.2.19. ПУЭ электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.

Для электроснабжения особой группы электроприемников первой категории должно предусматриваться дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания.

В качестве третьего независимого источника питания для особой группы электроприемников и в качестве второго независимого источника питания для остальных электроприемников первой категории могут быть использованы местные электростанции, электростанции энергосистем (в частности, шины генераторного напряжения), предназначенные для этих целей агрегаты бесперебойного питания, аккумуляторные батареи и т. п.

Если резервированием электроснабжения нельзя обеспечить непрерывность технологического процесса или если резервирование электроснабжения экономически нецелесообразно, должно быть осуществлено технологическое резервирование, например, путем установки взаимно резервирующих технологических агрегатов, специальных устройств безаварийного останова технологического процесса, действующих при нарушении электроснабжения.

Электроснабжение электроприемников первой категории с особо сложным непрерывным технологическим процессом, требующим длительного времени на восстановление нормального режима, при наличии технико-экономических обоснований рекомендуется осуществлять от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, к которым предъявляются дополнительные требования, определяемые особенностями технологического процесса.

Слогасно п. 1.2.20 ПУЭ электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

В целях осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств ЗАО «Распадская-Коксовая», ПАО «Распадская» ПАО «МРСК Сибири» были выданы соответствующие технические условия.

При несоответствии фактической схеме внешнего соединения энергопринимающих устройств ПАО «МРСК Сибири не должно было подписывать Акты раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.

В процессе технологического присоединения, а также после осуществления технологического присоединения необходимость установки автономного источника питания, равно как и технологического резервирования не была установлена, кроме того с учетом характера электроустановок потребителей и их мощности представляется невозможным.

Из переписки, представленной в материалы заявления следует, что в нарушение пп. «г» п. 15 Правил недискриминационного доступа, Приложения № 6 к настоящему Договора № 3005/2008-12-2 («Регламент взаимодействия сторон при ограничении режима потребления электрической энергии и возобновления электроснабжения) ПАО «МРСК Сибири» нарушались сроки представления гарантирующему поставщику, заключившему на розничном рынке реализации электрической энергии договора электроснабжения в интересах указанных потребителей, сведений об инцидентах в электрических сетях ПАО «МРСК Сибири», причинах введения режима ограничения потребления электрической энергии в отношении электропринимающих устройств конечных потребителей первой и второй категории надежности, а также о мероприятиях которые были предприняты, предпринимаются для устранения последствий аварий на сетях и недопущению таких аварий в будущем.

При этом ответы ПАО «МРСК Сибири» представленные в адрес ООО «МЭФ» были направлены не на полное объективное объяснение причин произошедшего, а указание на отсутствие за допущенные действия (бездействии) общества ответственности перед ООО «МЭФ» и конечными потребителями.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

ООО «МЭФ» и ПАО «МРСК Сибири» являются организациями, добровольно принявшими на себя публичный статус и, как следствие, несут перед конечными потребителями ответственность за бесперебойную поставку энергетических ресурсов, вытекающую из публичных договоров, заключенных на соответствующих товарных рынках.

В целях защиты особо охраняемых государством прав и законных интересов конечных потребителей взаимоотношения сторон по прекращению поставки энергоресурсов прямо регулируются законодательством Российской Федерации.

Ответственность субъектов электроэнергетики перед исполнителями и потребителями коммунальной услуги за ограничение режима потребления электрической энергии сверх допустимого числа часов ограничения, отклонения показателей надежности и качества электрической энергии сверх величин, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, определяется в том числе в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено право потребителей на получение электрической энергии надлежащего качества.

Указанное право потребителя порождает корреспондирующую обязанность субъектов розничного рынка электроэнергетики поставлять потребителю электрическую энергию надлежащего качества и урегулировать процедуру поставки электрической энергии между собой в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики.

Согласно п. 7 Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики. энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, суд кассационной инстанции по делу № A06-7379/2014 при аналогичных обстоятельствах обосновано пришел к выводу, что гарантирующий поставщик предпринял все зависящие от него меры по реализации потребителям качественной электрической энергии, а именно: приобрел электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии; урегулировал в интересах потребителей отношения по передаче электрической энергии с сетевой организацией. При этом суд указал на то, что мероприятия, направленные на поддержание качества электроэнергии должны проводиться в центрах питания электрической сети, трансформаторах и иных объектах электросетевого оборудования, находящихся в сфере контроля территориальной сетевой организации.

Региональной энергетической комиссией Кемеровской области для ПАО «МРСК Сибири» на 2018 год утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии.

Услуги по передаче электрической энергии, согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

На основании ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ПАО «МРСК Сибири», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями филиала в границах Новокузнецкого городского округа и зоне действия гарантирующего поставщика ООО «МЭФ» на территории Кемеровской области.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 30.06.2008 г. «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 30) к нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, ст. 1 ГК РФ, и ст. 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Частью 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ № 30 для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

При этом необходимо учитывать правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума ВАС РФ № 30, согласно которым суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определить, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Кемеровское УФАС России, исследовав все доказательства сторон и учитывая правовую позицию суда, приходит   к следующему.

 Как следует из акта расследования технологического нарушения (аварии) № 567, произошедшего 08.07.2017 в 18 ч 41 мин, отключение сети 110 кВ ПС 110/6,6/6,3 кВ «Распадская-4» произошло по причине воздействия стихийных явлений, а именно прохождения грозового фронта, что привело к возникновению перенапряжения в сети 110 кВ ПС 110/6,6/6,3 кВ «Распадская-4», срабатыванию ОПН-110 и отключению трансформатора действием ДЗТ.

В соответствии с актом расследования технологического нарушения (аварии) № 208, произошедшего 15.11.2017 в 13 ч 04 мин, аварийное отключение ВЛ-110 Томь-Усинская ГРЭС-Распадская 5-2 от ПС 110 кВ Томь-Усинская ГРЭС произошло в результате налипания мокрого снега на провода ВЛ-110 кВ Томь-Усинская ГРЭС-Распадская 5-2 в пролете опор № 80-81, а также под воздействием порывов ветра произошло приближение на недопустимое расстояние проводов ВЛ-110 кВ Томь-Усинская ГРЭС-Распадская 5-2 в пролете опор № 80-81, что привело к пробою изоляционного промежутка между проводами фаз «А» и «В» и возникновению междуфазного короткого замыкания.

Согласно акта расследования технологического нарушения (аварии) № 309, произошедшего 08.05.2018 в 16 ч 19 мин, аварийное отключение ВЛ-110 кВ Мысковская-Междереченска-1 произошло вследствие наброса стальной проволоки неизвестными лицами на нижнюю фазу «В» на опоре № 5 ВЛ-110 кВ Мысковская-Междуреченская-1, что привело к перекрытию изоляционного воздушного промежутка между проводом фазы «В» и траверсой и как следствие междуфазному короткому замыканию и оплавлению провода шлейфа на опоре №5.

На основании акта расследования технологического нарушения (аварии) № 988, произошедшего 10.08.2018 в 05 ч 20 мин, Кемеровским УФАС России сделан вывод о том, что аварийное отключение ВЛ-110 кВ Междуреченская –Междуреченская Тяговая-1-2 произошло вследствие аварийного отключения 1 и 2 СШ-110 кВ на ПС 220 кВ Междуреченская, принадлежащей ПАО «ФСК ЕЭС».

В соответствии с актом расследования технологического нарушения (аварии) № 12, произошедшего 12.08.2018 в 22 ч 44 мин, аварийное отключение ВЛ-110 кВ Ширпотреб-Прокатная-1-2 произошло в результате несоблюдения сроков выполнения ремонтных работ кровли здания ЗРУ-110 кВ ПС 110 кВ Ширпотреб и сильных ливневых дождей, а именно произошла частичная разгерметизация элементов мягкой кровли ЗРУ-110 и попадание влаги на проходные вводы 110 кВ ячейки МШВ-110, что привело к перекрытию проходных изоляторов фазы «В» и фазы «С» МШВ-110.

Как следует из акта расследования технологического нарушения (аварии) № 33, произошедшего 19.08.2018 в 15 ч 43 мин, аварийное отключение ВЛ-110 кВ ТУ ГРЭС-Мысковская-1, ВЛ-110 кВ ТУ ГРЭС-Мысковская-2 произошло в результате несанкционированного монтажа оптико-волоконного кабеля в охранной зоне ВЛ-110 кВ ТУ ГРЭС-Мысковская-1-2, натяжения кабеля и приближения на недопустимое расстояние к нижнему проводу ВЛ-110 кВ ТУ ГРЭС-Мысковская-1, что привело к возникновению межфазного замыкания, ОЗЗ в пролете опор №63-64.

В соответствии с актом расследования технологического нарушения (аварии) № 465, произошедшего 30.11.2018 в 12 ч 37 мин, аварийное отключение ВЛ-110 кВ ЮК ГРЭС-Темирская-1 произошло в результате обильного снегопада, налипания снега на провода в пролете опор № 231-232 ВЛ-110 кВ ЮК ГРЭС-Темирская-1, что привело к перекрытию изоляционного промежутка и как следствие межфазному замыканию.

Таким образом, из материалов дела следует, что данные  аварийные отключения произошли по причине  обстоятельств непреодолимой силы, соответственно  вина ПАО «МРСК Сибири» отсутствует.

На основании  вышеизложенного  Комиссия  пришла к выводу, что представленные в материалы дела доказательства ПАО «МРСК-Сибири» в совокупности и взаимосвязи не содержат признаков злоупотребления своим доминирующим положением, кроме того  в материалах дела № 042/01/10-232/2019  отсутствуют надлежащее доказательство ООО «МЭФ» о нарушении ПАО «МРСК-Сибири»  условий договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 04.12.2017 № 3005/2008/12-2 в части передачи потребителю ООО «МЭФ»  - ПАО «Распадская».

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, Кемеровским УФАС России сделан вывод о том, что в действиях ПАО «МРСК Сибири» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

Руководствуясь п.1.ч.1 ст. 48, п.1 ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Дело № 042/01/10-232/2019 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить в связи с отсутствием в действиях ПАО «МРСК Сибири» нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии: <…>

Члены Комиссии: <…>

<…>

<...>                                                                                                      

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.                                                                                                                                                                                                                                        

Связанные организации

ПАО "МРСК Сибири"
ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327