Решение №05/6475 по жалобе от 29 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 042/07/3-1080/2021           

«28» июня 2021 г.                                                                                           г. Кемерово

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

<…>;

Члены комиссии

<…>;

<…>;

<…>;

<…>;

При рассмотрении жалобы с использованием систем видеоконференцсвязи, при участии:

- <…> – представителя ГАУЗ «Кузбасский клинический центр охраны здоровья шахтеров» (доверенность от 25.06.2021 б/н),

- <…> - представителя ГАУЗ «Кузбасский клинический центр охраны здоровья шахтеров» (доверенность от 25.06.2021 б/н),

- <…> – представителя ИП <…> (доверенность от 27.10.2020 б/н),

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ИП <…> и материалы жалобы № 042/07/3-1080/2021,

У С Т А Н О В И Л А:

Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ИП <…> на действия Заказчика – Государственного автономного учреждения здравоохранения «Кузбасский клинический центр охраны здоровья шахтеров» (далее – Заказчик, ГАУЗ ККЦОЗШ) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку детского питания, извещение опубликовано 11.06.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru под № 32110376646  (далее – Закупка).

По мнению Заявителя, продукция по позициям №№ 1, 2, 4, 5 соответствует только единственному производителю и отсутствует альтернативная продукция. Подробно доводы изложены в жалобе.

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 18.06.2021 № 05/6080 рассмотрение жалобы № 042/07/3-1080/2021 с использованием систем видеоконференцсвязи было назначено на 28.06.2021 г. на 14 часов 00 минут. Данное уведомление на основании части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» направлено на адреса электронной почты лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.

25.06.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступил мотивированный письменный отзыв ГАУЗ ККЦОЗШ (вх. 2856).

28.06.2021 представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, дополнительно пояснил, что по позиции № 1 отсутствует возможность поставить требуемое детское питание, так как имеющаяся продукция не соответствует конкретным показателям технического задания, а с производителем молочной смеси Mamelle ООО «Фармалак» отсутствуют договорные отношения. При этом отказ со стороны ООО «Фармалак» от заключения договора так же отсутствует.

28.06.2021 представители Заказчика на заседание Комиссии пояснили, что объектом закупки является поставка детского питания. Нормативы пищевой ценности закупаемой ГАУЗ ККЦОЗШ продукции определяются Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическиму надзору, утвержденными Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299, Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического профилактического питания, Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 033/2021 «О безопасности молока и молочной продукции». Указанные регламенты предусматривают диапазон допустимых значений по всем компонентам, входящим в состав продукции, при этом в пунктах 1, 2, 4, 5 Технического задания указаны показатели в пределах допустимых значений. Указанная продукция является значимой исходя из потребностей ГАУЗ ККЦОЗШ, что подтверждается заявкой заведующей детской поликлиникой ГАУЗ ККЦОЗШ.  Подробно доводы Заказчика изложены в отзыве (вх. 2856 от 25.06.2021) .

Изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-1080/2021, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Государственного автономного учреждения здравоохранения «Кузбасский клинический центр охраны здоровья шахтеров» (далее – Положение), которое разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно пункту 13.2.1.2 Положения в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом 16.2.1.2 Положения в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме должны быть включены сведения, указанные в подразделе 10.1 настоящего Положения о закупках, а также следующие сведения Требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

11.06.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку детского питания, включающая извещение с приложениями, форму заявки, проект договора.

Согласно пункту 3 Извещения участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Описание объекта закупки содержится в Техническом задании (приложение    № 1 к Извещению):

п/п

Наименование

Технические характеристики

Код ОКПД 2

Ед. изм.

Кол-во

1

Молочная смесь с рождения до 12 месяцев

 

Молочная смесь с рождения до 12 месяцев

Сухая адаптированная молочная смесь для питания здоровых детей с рождения до 12 месяцев.

Технические характеристики на 100 мл готовой смеси:

Энергетическая ценность 65 ккал
Жир 3,4 г

смесь не  содержит пальмового масла

Углеводы 7,2 г

Селен  1,2 мкг

Цинк  0,7 мг

Железо  0,8 мг

L-карнитин 1,3 мг

Витамин Е 1,2 мг

Витамин С 9,2 мг

Витамин Д  1,2 мкг

Ниацин (витамин РР) 580 мкг

Пантотеновая кислота  400 мкг
Герметичная упаковка,  350 г

10.86.10.133

шт

3330

2

Каша рисовая молочная с пребиотиками

 

Каша сухая молочная быстрорастворимая без варки с пребиотиками, с 4-6 месяцев, в ассортименте (рисовая).

Состав на 100 г сухого продукта:

Белок 13 г

Жир 10 г

Углеводы 66 г

Пребиотики  - наличие

Каша  обогащена 11 витаминами

Каша  обогащена минералами:

Кальций  500 мг

В состав  входит сахар.

смесь не  содержит пальмового масла

10.86.10.136

шт

2390

3

 

 

 

 

4

Безлактозная смесь сухая, специализированная с рождения

 

Безлактозная смесь сухая, специализированная с рождения

Состав на 100 мл готовой смеси:

Белок 1,4 г

Жир  3,45 г

Углеводы 7,4 г

Цинк  0,8 мг

Железо  0,8 мг

Селен 1,3 мкг

Фолиевая кислота 8,5 мкг

L-карнитин 1,4 мг

Герметичная упаковка  350 г

смесь не  содержит пальмового масла

10.86.10.133

шт

60

5

Специализированная сухая смесь с рождения

 

Специализированная сухая смесь с рождения

Полуэлементная гипоаллергенная молочная сухая смесь для коррекции всех видов пищевой непереносимости у детей с рождения.

Пищевая ценность (в 100мл готового к употреблению продукта):

Белок  2,0 г

Жир  3,4г

Таурин  5,4 мг Углеводы  7,3г

Лактоза 0,01 г

Упаковка герметичная, изготовленная из экологически безопасных материалов, разрешенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей- жесть банка. Объем упаковки 400 гр. Смесь полностью соответствует Техническому регламенту Таможенного союза TP ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания

10.86.10.133

шт

10

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) целью регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - Заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств.

Из вышеназванного следует, что основной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности товара, что предполагает самостоятельность заказчиков в определении условий закупок и порядка её проведения, а также выявление в результате закупки лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика в рамках проводимой закупки.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В рассматриваемом случае Заказчиком соблюдены требования части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, так как указаны все характеристики упаковочного детского питания и отсутствует указание на товарные знаки, фирменные наименования и т.д.

Требования пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках так же соблюдены, так как технические характеристики необходимого к поставке товара (детское питание) соответствуют Техническим регламентам.

Основной задачей Закона о закупках является не сколько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Основным видом деятельности ГАУЗ ККЦОЗШ является оказание медицинской помощи.

Осуществляя медицинскую деятельность, во исполнение требований Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Заказчик обязан обеспечить ее безопасность.

Извещение не содержит каких-либо требований к поставляемому товару, имеющих отсылку на торговую марку какого-либо конкретного производителя или страну изготовления.

В Извещении отсутствует требования к статусу участника Закупки (производитель детского питания, наличие дилерского договора), что не ограничивает возможность подачи заявки компаниям, не являющимся производителями или официальными дилерами поставляемой продукции.

Кроме того, в Извещении указано, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Учитывая, что запрос котировок в электронной форме объявлен на поставку детского питания, в запросе котировок могло участвовать неограниченное количество поставщиков, способных предложить к поставке требуемое детское питание.

Продукция, необходимая для поставки находится в свободном обращении на территории Российской Федерации.

Факт невозможности участия в запросе котировок конкретного участника, в том числе заявителя, в связи с отсутствием у него необходимого заказчику детского питания, не влечет за собой нарушения прав этого участника условиями запроса котировок, не является нарушением принципов, предусмотренных Законом о закупках и не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.

Кемеровское УФАС России считает, что установленные в ТЗ требования к характеристикам детского питания обусловлены потребностями заказчика и спецификой его деятельности, что подтверждается заявкой заведующей детской поликлиникой ГАУЗ ККЦОЗШ, направлены на эффективное расходование средств и не может рассматриваться как ограничение конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия считает довод Заявителя необоснованным.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ИП <…> на действия Заказчика – Государственного автономного учреждения здравоохранения «Кузбасский клинический центр охраны здоровья шахтеров» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку детского питания (извещение № 32110376646) необоснованной.

Заместитель председателя комиссии:

<…>

Члены Комиссии:

<…>

<…>

                                 

<…>

<…>

Примечание. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ИП Копысова Т.Б.
ИНН 665910915780, ОГРН 318665800262713
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "КУЗБАССКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ШАХТЕРОВ"
ИНН 4212007870, ОГРН 1024201298527