Решение №09/3495 по делу от 14 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«01» апреля 2021г.                                                                              г.  Кемерово

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

<…> -

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…>-

начальника отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

 

<…>-

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/28-1561/2020, возбужденное в отношении <…> (далее - <…>, адрес регистрации: <…>) о размещении рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 9 статьи 19, частей 13, 14 статьи 28  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее -  ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение прокуратуры Центрального района г. Кемерово (исх. от 03.08.2020 № 604ж-2020, вх. от 06.08.2020 № 3643) о рассмотрении заявления заместителя начальника Сибирского Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации (исх. от 08.07.2020 № Т6-30/17950) о нарушении требований ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы по адресам г. Кемерово, <…>.

28.09.2020 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/28-1561/2020 в отношении <…> и назначено к рассмотрению на 11.11.2020 на 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес <…> заказным письмом с уведомлением о вручении.

11.11.2020 на рассмотрение дела № 042/05/28-1561/2020 <…> не явился. Сведениями о надлежащем уведомлении <…> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 11.11.2020 рассмотрение дела № 042/05/28-1561/2020 было отложено на 07.12.2020 в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой неудачная попытка вручения» имеется в материалах дела).

07.12.2020 на рассмотрение дела № 042/05/28-1561/2020 <…> не явился. Сведениями о надлежащем уведомлении <…> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 07.12.2020 рассмотрение дела № 042/05/28-1561/2020 было отложено на 20.01.2021 на 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «возврат отправителю из-за истечения сроков хранения, 13.01.2021 вручена адресату почтальоном», имеется в материалах дела).

20.01.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/05/28-1561/2020 в отсутствие <…>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела. Запрашиваемые в определение об отложении дела (исх. от 08.12.2020 № 09/10469) документы <…> в адрес Кемеровского УФАС России не представлены.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/28-1561/2020 отложить для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 20.01.2021 рассмотрение дела № 042/05/28-1561/2020 было отложено на 24.02.2021 на 09 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «неудачная попытка вручения» имеется в материалах дела).

24.02.2021 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/28-1561/2020 отложить, в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении <…> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, а также для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 24.02.2021 рассмотрение дела № 042/05/28-1561/2020 было отложено на 01.04.2021 в 10 часов 00 минут. Копия определения об отложении рассмотрения данного дела была направлена в адрес <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (возврат почтовой корреспонденции имеется в материалах дела, корреспонденция направлялась по адресу регистрации <…> согласно адресной справке УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области).

01.04.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/05/28-1561/2020 в отсутствие <…>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

         Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение прокуратуры Центрального района г. Кемерово (исх. от 03.08.2020 № 604ж-2020, вх. от 06.08.2020 № 3643) о рассмотрении заявления заместителя начальника Сибирского Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации (исх. от 08.07.2020 № Т6-30/17950) о нарушении ИП <…> требований ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы в месте осуществления хозяйственной деятельности по адресам г. Кемерово, ул. <…>.

Из ответа Управления городского развития Администрации г. Кемерово следует, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по адресам г. Кемерово, ул. <…> не выдавалось.

В рамках рассмотрения поступившего обращения Кемеровским УФАС России установлено, что ИП <…> прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 08.09.2020 в связи с принятием соответствующего решения.

         В соответствии с пунктом 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее - Правил), Комиссия Кемеровского УФАС России производство по делу может быть прекращено в следующих случаях:

         а) неподтверждение в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

         б) ликвидация юридического лица, которое являлось стороной по делу и совершило действие, содержащее признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, если спорное правоотношение не допускает правопреемства;

         в) смерть физического лица, которое являлось стороной по делу и совершило действие, содержащее признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

         г) вступление в законную силу решения суда, арбитражного суда, в котором дана правовая оценка фактам, явившимся основанием для возбуждения дела;

         д) принятие другим антимонопольным органом решения по фактам, явившимся основанием для возбуждения дела;

         е) невозможность установления лица, нарушившего законодательство Российской Федерации о рекламе, в течение сроков, определенных пунктом 27 настоящих Правил;

         ж) отмена противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления до принятия антимонопольным органом решения.

         Таким образом, такое основание для прекращения производства по делу как «ликвидация индивидуального предпринимателя» вышеуказанными Правилами не предусмотрено.

         Кроме того, часть 1 статьи 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации определяет, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

         Согласно статье 24 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

         При прекращении гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя его права и обязанности, возникшие при осуществлении им предпринимательской деятельности, не прекращаются, к иному лицу не переходят. Соответственно, после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо, в отличие от юридического лица, сохраняет свою правосубъектность и продолжает нести ответственность.

 К материалам обращения приложены фотографии рекламных конструкций, размещенных по адресам  г. Кемерово, ул. <…>, с текстом следующего содержания:

«Комиссионный магазин «Ломбард» «Новый червонец» Вывеска находится на оформлении»;

«Комиссионный магазин «Ломбард» «Новый червонец» Покупка Продажа Обмен Низкие проценты под залог Покупаем дорого…»;

«Комиссионный магазин «Ломбард» «Новый червонец» Покупка Продажа Низкие проценты под залог…».

Размещение  на  конструкции  иной  информации  (например, номера  контактного  телефона  организации,  адреса  электронной  почты (сайта), характеристик  реализуемого  товара), в данном случае путем использования слов «покупка», «низкие проценты под залог», «покупаем дорого» также  может  рассматриваться  как реклама,  поскольку  Закон  Российской  Федерации «О  защите  прав потребителей» не содержит указания на то, что данная информация является обязательной  к  размещению,  следовательно,  на  такую  информацию распространяются положения ФЗ «О рекламе».

Существует общепринятое понятие о том, что под залог имущества у организаций, осуществляющих деятельность ломбардов, можно получить денежный займ.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353 – ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее –  ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов – деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме.

Статьей 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Таким образом, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских кредитов и займов наделен ограниченный круг лиц, к которому Щекотов А.С. не относится.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно части 1.1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

В рекламе используются слова «ломбард», «залог», что дает основание потребителям полагать, что хозяйствующий субъект, разместивший рекламу, осуществляет именно данную деятельность.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В нарушение данных правовых норм в рекламе <…> размещена информация о деятельности по предоставлению займов под залог, т.е. деятельности ломбардов, что не соответствует положениям специального ФЗ «О ломбардах» и ФЗ «О рекламе».

Частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.

Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе».

В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем является <…>. 

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

    1.Признать <…> (адрес регистрации: <…>) нарушившим требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 9 статьи 19, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы по адресам г. Кемерово, <…>.

   2.Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

   3.Передать материалы дела № 042/05/28-1561/2020 для  вынесения предписания о демонтаже рекламной конструкции в соответствии с частями 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 ФЗ «О рекламе» в Управление городского развития Администрации г. Кемерово.

   4.Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

   5. Передать материалы дела № 042/05/28-1561/2020  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отдел Управление МВД России по г. Кемерово.

Решение изготовлено в полном объеме «14»  апреля 2021 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны