Решение №ТМ/1326/23 Решение по делу № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопол... от 7 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Директору

ООО «Парк культуры»

<...>

 

Генеральному директору

ПАО «Кузбассэнергосбыт»

<...>

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 042/01/10-780/2022

о нарушении антимонопольного законодательства

Резолютивная часть решения оглашена «24» января 2023 г.

В полном объеме решение изготовлено «07» февраля 2023 г.

г. Кемерово, ул. Ноградская, д. 5

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...> – заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<...> – начальника отдела топливно-энергетического комплекса;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

 

<...> – главного специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

в присутствии: представителя ПАО «Кузбассэнергосбыт» – <...> (доверенность № 796Д от 27.06.2022), <...> (доверенность № 803Д от 27.06.2022), <...> (в качестве слушателя),

рассмотрев дело № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Публичного акционерного общества «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» (650036, Кемеровская область – Кузбасс, г. Кемерово, пр. Ленина, 90/4; ОГРН 1064205110133; ИНН/КПП 4205109214/420501001, дата регистрации юридического лица 01.07.2006) (далее также – ПАО «Кузбассэнергосбыт») по признакам нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

По результатам рассмотрения обращения Общества с ограниченной ответственностью «Парк культуры» (далее – ООО «Парк культуры») (652055, Кемеровская область – Кузбасс, г. Юрга, ул. Комсомольская, 10; ОГРН: 1074230000679, ИНН/КПП: 4230023306/423001001, дата регистрации юридического лица 28.06.2007) исх. № б/н от 24.04.2022, перенаправленное Юргинской межрайонной Прокуратурой исх. № 1105ж-2022 от 27.04.2022 (вх. № 1576 от 04.05.2022), о наличии в действиях ПАО «Кузбассэнергосбыт» признаков нарушения антимонопольного законодательства Кемеровским УФАС России издан Приказ от 27.06.2022 № 62 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «Кузбассэнергосбыт» п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства от 11.07.2022 (исх. № 03/4474) рассмотрение дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 21.07.2022.

Письмом от 18.07.2022 (исх. № 03/4623) рассмотрение дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства было перенесено на 26.07.2022.

На заседании Комиссии, состоявшемся 26.07.2022, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела № 042/01/10-780/2022 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела № 042/01/10-780/2022.

Определением об отложении рассмотрении дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства от 26.07.2022 (исх. № 03/4947) рассмотрение дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено па 15.08.2022 для принятия Заключения об обстоятельствах дела.

26.07.2022 было изготовлено Заключение об обстоятельствах дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства и направлено в адрес ПАО «Кузбассэнергосбыт» и ООО «Парк культуры».

15.08.2022 от ПАО «Кузбассэнергосбыт» поступили возражения на Заключение об обстоятельствах дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства (вх. №№ 4748э, 2573), а также ходатайство о привлечении в качестве лица, располагающего сведениями, имеющими значение для дела – Администрацию г. Юрги (вх. №№ 4750э, 2571).

На заседании Комиссии, состоявшемся 15.08.2022, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела № 042/01/10-780/2022 для привлечения к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями, имеющими значение для дела – Администрацию г. Юрги.

Кроме того, 15.08.2022 осуществить рассмотрение дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи не представлялось возможным по техническим причинам.

Определением об отложении рассмотрении дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства от 17.08.2022 (исх. № 03/5274) рассмотрение дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 15.09.2022.

На заседании Комиссии, состоявшемся 15.09.2022, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия объявила перерыв в рассмотрении дела № 042/01/10-780/2022 до 22.09.2022 без вынесения определения.

На заседании Комиссии, состоявшемся 22.09.2022, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением об отложении рассмотрении дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства от 22.09.2022 (исх. № 03/6266) рассмотрение дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 20.10.2022.

На заседании Комиссии, состоявшемся 20.10.2022, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приняла решение об отложении рассмотрении дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением об отложении рассмотрении дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства от 20.10.2022 (исх. № 03/7191) рассмотрение дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 17.11.2022.

Уведомлением о переносе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с производственной необходимостью рассмотрение дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства было перенесено с 17.11.2022 на 25.11.2022.

На заседании Комиссии, состоявшемся 25.11.2022, в связи с поступлением от ООО «Парк культуры» Ходатайства от 24.11.2022 о переносе рассмотрения дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссией было принято решение отложить рассмотрение дела № 042/01/10-780/2022.

Определением об отложении рассмотрения дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства от 28.11.2022 (исх. № ТМ/8326/22) рассмотрение дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 16.12.2022.

На заседании Комиссии, состоявшемся 16.12.2022, в связи с отсутствием технической возможности, а также в связи с отсутствием доказательств надлежащего уведомления ООО «Парк культуры» о рассмотрении дела № 042/01/10-780/2022, Комиссией было принято решение отложить рассмотрение дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства до 17.01.2023.

На заседании Комиссии, состоявшемся 17.01.2023, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия объявила перерыв в рассмотрении дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства до 24.01.2023.

24.01.2023 на рассмотрении дела № 042/01/10-780/2022 о нарушении антимонопольного законодательства представитель ООО «Парк культуры», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку не обеспечил, представители ПАО «Кузбассэнергосбыт» настаивали на отсутствии в действиях общества нарушения антимонопольного законодательства.

Изучив материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

24.07.2007 между ООО «Парк культуры» (Арендатор) и Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Юрги (Арендодатель) (далее – КУМИ г. Юрги) был заключен Договор аренды имущества, земельного участка парка имени А.С. Пушкина № 1507 (далее – Договор аренды № 1507).

В соответствие с Договором № 1507 Арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор принять в пользование следующее имущество:

- земельный участок общей площадью 102 845 (сто две тысячи восемьсот сорок пять тысяч) 97 кв.м, расположенный по адресу: г. Юрга, ул. Комсомольская (далее – Земельный участок). Кадастровый номер 42:36:0102001:0434. Категория земли – земли населенных пунктов. Разрешенное использование – городской парк имени А.С. Пушкина;

- недвижимое имущество, находящееся на Земельном участке – городской парк имени А.С. Пушкина, инвентарный номер № 7294/1:11999, а также иное имущество.

01.03.2014 между ПАО «Кузбассэнергосбыт» (быв. ОАО «Кузбассэнергосбыт») (Гарантирующий поставщик) и ООО «Парк культуры» (Потребитель) был заключен Договор энергоснабжения №580308 (далее – Договор энергоснабжения № 580308).

В соответствие с Договором энергоснабжения № 580308 Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу Потребителю электрической энергии (далее – энергия) и мощности, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю, а Потребитель обязуется своевременно оплачивать принятую энергию (мощность), услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю, а также соблюдать предусмотренный Договором режим потребления энергии (мощности), обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении электрических сетей и исправность используемого им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В приложении № 1.1 к Договору энергоснабжения № 580308 указаны следующие точки поставки электрической энергии от ПС «ГПП» 10кВ Ф 10-8 от РП-2: аттракцион «Малышок», батут, танцплощадка, фонтан, эстрада.

Дополнительным соглашением № б/н от 09.03.2021 к Договору энергоснабжения №580308 точка поставки «аттракцион «Малышок» была исключена из Перечня приборов учета и мест их установки (Приложение № 4.1 к Договору №580038).

Согласно подп. «в» п. 10.1. Договора энергоснабжения №580308 настоящий Договор может быть расторгнут в одностороннем порядке по заявлению Гарантирующего поставщика путем направления Потребителю письменного уведомления, в случае:

- неоднократного нарушения Потребителем сроков оплаты поданной ему энергии;

- отчуждения Потребителем принадлежащих ему объектов электроснабжения, предназначенных для непосредственного участия в производстве и/или электроснабжении Потребителя.

Договор считается расторгнутым с даты, указанной в уведомлении Потребителю.

В качестве правоустанавливающего документа при заключении Договора энергоснабжения №580308 был использован Договор аренды № 1507.

03.06.2019 между ООО «Парк культуры» и КУМИ г. Юрги было подписано Соглашение о расторжении Договора аренды № 1507 (далее – Соглашение от 03.06.2019).

Вместе с тем, 11.02.2021 ООО «Парк культуры» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаключенным Соглашения от 03.06.2019, мотивировав свои требования тем, что при заключении Соглашения от 03.06.2019, согласованная воля двух сторон отсутствовала, поскольку от имени ООО «Парк культуры» соглашение подписано <...>, которая на дату подписания Соглашения от 03.06.2019 знала о том, что с 24.05.2019 она уволена с должности директора ООО «Парк культуры».

Согласно решению Арбитражного суда Кемеровской области от 23.08.2021 расторжение Договора аренды № 1507 является правомерным, а ООО «Парк культуры» обязано возвратить КУМИ г. Юрги в надлежащем состоянии земельный участок, расположенный по адресу: 652055, Кемеровская область – Кузбасс, г. Юрга, ул. Комсомольская, 10, с кадастровым номером 42:36:0102001:0434 и прочее имущество, находящееся на территории городского парка имени А.С. Пушкина.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.05.2022 решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.08.2021 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по делу № А27-13523/2020 оставлено без изменений, кассационная жалоба без удовлетворения.

Письмом от 21.03.2022 исх. № 15-05.04.02/1687 ПАО «Кузбассэнергосбыт» просило ООО «Парк культуры» предоставить в адрес ПАО «Кузбассэнергосбыт» правоустанавливающий документ на объект энергопотребления ООО «Парк культуры» (парк культуры имени А.С. Пушкина), расположенный по адресу: 652055, Кемеровская область – Кузбасс, г. Юрга, ул. Комсомольская, 10, подтверждающий законное право ООО «Парк культуры» владения (пользования) указанным объектом.

Указанным письмом ПАО «Кузбассэнергосбыт» также уведомило ООО «Парк культуры» о том, что в случае не предоставления правоустанавливающих документов Договор энергоснабжения № 580308 будет считаться расторгнутым в одностороннем порядке с 01.04.2022 на основании пп. «в» п. 10.1 Договора.

Письмом от 01.04.2022 исх. № 03-04.15.05/1938 ПАО «Кузбассэнергосбыт» уведомило ООО «Парк культуры» о расторжении Договора энергоснабжения №580308 с 06.04.2022 в связи с отсутствием у последнего документов, подтверждающих право владения на энергопринимающие объекты.

06.04.2022 ПАО «Кузбассэнергосбыт» прекратило подачу электрической энергии на энергопринимающие объекты ООО «Парк культуры».

Согласно выписке из ЕГРН в отношении земельного участка, расположенного по адресу: 652055, Кемеровская область – Кузбасс, г. Юрга, ул. Комсомольская, 10, с кадастровым номером 42:36:0102001:434, собственником указанного участка является Юргинский городской округ, обременения отсутствуют.

12.05.2022 ПАО «Кузбассэнергосбыт» направило письмо в адрес КУМИ г. Юрги с вопросом об урегулировании сложившейся ситуации (исх. № 15-05.04.02/2685), с которым также был направлен проект Договора энергоснабжения от 01.05.2022 № 585677.

В ответ КУМИ г. Юрги направило в адрес ПАО «Кузбассэнергосбыт» Распоряжение от 13.05.2022 № 592 «Об отмене распоряжения КУМИ г. Юрги от 03.06.2019 №662, о внесении изменений в реестр муниципальной собственности», в котором было указано, что парк имени А.С. Пушкина, расположенный по адресу: 652055, Кемеровская область – Кузбасс, г. Юрга, ул. Комсомольская, 10, передан в оперативное управление МАУ «Юргинский оздоровительный центр «Отдых».

17.05.2022 МАУ «Юргинский оздоровительный центр «Отдых» направило в адрес ПАО «Кузбассэнергосбыт» Заявление о добавлении с 13.05.2022 новой точки подключения (парк имени А.С. Пушкина) в действующий Договор электроснабжения от 11.01.2021 № 580085, заключенный между ПАО «Кузбассэнергосбыт» и МАУ «Юргинский оздоровительный центр «Отдых».

Дополнительным соглашением № б/н от 18.05.2022 к Договору энергоснабжения от 11.01.2021 № 580058, заключенный между ПАО «Кузбассэнергосбыт» и МАУ «Юргинский оздоровительный центр «Отдых», в указанный Договор были включены следующие точки поставки электрической энергии по адресу: 652055, Кемеровская область – Кузбасс, г. Юрга, ул. Комсомольская, 10 (РП №2 Юргинская ГЭС от ПС ГПП Юрга, 10 кВ, Ф10-8-РП-02, 1СШ): фонтан, парк (уличное освещение), танцплощадка, эстрада, батут.

Постановлением Администрации г. Юрги от 03.06.2022 №531 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование» земельный участок, площадью 102 845,97 кв.м, расположенный по адресу: 652055, Кемеровская область – Кузбасс, г. Юрга, ул. Комсомольская, 10, передан в постоянное (бессрочное) пользование МАУ «Юргинский оздоровительный центр «Отдых».

Указанное постановление было передано на регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии, в связи с чем, 17.06.2022 было выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования в отношении вышеуказанного объекта.

В соответствии с п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения электрической энергии, предоставляет гарантирующему поставщику вместе с заявлением о заключении соответствующего договора следующие документы:

- правоустанавливающие и иные документы (свидетельство о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление от имени заявителя, – выписка из протокола (решения, приказа) о назначении на должность руководителя или доверенность на подписание договора, если договор подписывает не руководитель, копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, если заявителем выступает индивидуальный предприниматель или гражданин);

- документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электрической энергией указано в заявлении о заключении договора;

- документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора;

- документы о допуске в эксплуатацию приборов учета (предоставляются при наличии у заявителя приборов учета).

В соответствие с п. 45 Основных положений если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком считается заключенным на неопределенный срок (за исключением случаев, когда указанный договор заключен на период электроснабжения энергопринимающих устройств по временной схеме электроснабжения, предусмотренной Правилами технологического присоединения) и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим документом.

Согласно п. 1 ст. 416 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст. 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами
(ч. 1 ст. 546 ГК РФ).

На основании ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ).

В соответствии с абз. 4 ч. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом – юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Пунктом 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, определен перечень оснований введения ограничения режима потребления электрической энергии. Перечень случаев, предусмотренных названными Правилами, является исчерпывающим.

Комиссией установлено, что обязательства по оплате поставленной на основании Договора энергоснабжения № 580308 электрической энергии исполнялись ООО «Парк культуры» надлежащим образом.

Приведенные выше нормы права не предусматривают право ПАО «Кузбассэнергосбыт» в одностороннем порядке отказаться от исполнения Договора энергоснабжения № 580308 и прекратить поставку ООО «Парк культуры» электрической энергии в случае не предоставления последним по запросу ПАО «Кузбассэнергосбыт» правоустанавливающих документов на объекты энергоснабжения при наличии действующего Договора энергоснабжения № 580308. Учитывая, что у ООО «Парк культуры» отсутствовала задолженность по оплате электрической энергии, у ПАО «Кузбассэнергосбыт» не было оснований для прекращения поставки электрической энергии на спорные объекты.

Договор энергоснабжения № 580308 был расторгнут ПАО «Кузбассэнергосбыт» в одностороннем порядке 06.04.2022, т.е. до даты вступления в силу договора энергоснабжения, заключенного с новым собственником (заключения дополнительного соглашения о включении новой точки поставки в действующий Договор энергоснабжения, заключенный ранее с МАУ «Юргинский оздоровительный центр «Отдых»), вследствие чего объекты энергоснабжения ООО «Парк культуры» оставались без электрической энергии с 06.04.2022 по 18.05.2022.

Договор энергоснабжения в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ, п. 2 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) является публичным, односторонний отказ от которого ресурсоснабжающая организация может осуществить исключительно в случае, предусмотренном п. 53 Основных положений.

В п. 1 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным ст. 523 данного Кодекса.

В качестве такого основания ст. 523 ГК РФ определено существенное нарушение договора, которым признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абз. 4 п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Применительно к абз. 2 п. 3 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.

В специальной норме, имеющей приоритет – п. 53 Основных положений, определены иные основания одностороннего отказа от исполнения договора в сфере электроэнергетики.

Согласно данной норме, в случае если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора.

По смыслу норм, односторонний отказ гарантирующего поставщика от договора энергоснабжения следует рассматривать как крайнюю меру воздействия на недобросовестного потребителя, ненадлежащим образом исполняющего обязательства по оплате ресурса.

Так как мотивы отказа от договора, указанные в уведомлении ПАО «Кузбассэнергосбыт» от 01.04.2022 исх. № 03-04.15.05/1938, не связаны с ненадлежащим исполнением ООО «Парк культуры» обязательств по оплате ресурса, Комиссия по рассмотрению дела приходит к выводу об отсутствии у ПАО «Кузбассэнергосбыт» оснований для одностороннего отказа от расторжения договора энергоснабжения № 580308.

Доводы ПАО «Кузбассэнергосбыт» о том, что расторжение Договора энергоснабжения № 580308 произошло в связи с расторжением Договора аренды № 1507, по основаниям утраты ООО «Парк культуры» права пользования объектами энергоснабжения отклонен Комиссией. Так как законодательством в сфере электроэнергетики определено лишь одно основания для расторжения договора энергоснабжения, а именно, неоднократное нарушение сроков оплаты товара. Расторжение Договора аренды № 1507 не может быть отнесено к таковому.

Комиссией установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «Парк культуры» не имело задолженности по оплате за поставленную электрическую энергию.

Таким образом, у ПАО «Кузбассэнергосбыт» отсутствовало основание для одностороннего расторжения Договора энергоснабжения № 580308.

Вместе с тем, оценив действия ПАО «Кузбассэнергосбыт» по одностороннему расторжению Договора энергоснабжения №580308 на предмет нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Согласно проведенному анализу состояния рыночной конкуренции на розничном рынке поставки электрической энергии (мощности) в Кемеровской области – Кузбассе, в 2021 г. ПАО «Кузбассэнергосбыт» занимало доминирующее положение на данном товарном рынке.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно п. 11 и п. 12 постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации № 2 от 04.03.2021 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Пленум № 2) исходя из положений ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п. 10 ст. 4, ст. 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абз. 1 ч. 1 ст. 10 Закона во взаимосвязи с п.п. 3, 4 ст. 1 и абз. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них. недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентами потребителям, гражданам- потребителям как отдельной категории участников рынка), включая излечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в п.п. 1-11 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктам.

В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Согласно п. 12 Пленума № 2 нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с этим при возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, наряду с установлением признаков злоупотребления в соответствующей форме (например, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда, иное подобное ущемление прав участников рынка и усиление в связи с этим позиции лица, занимающего доминирующее положение) также следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке.

С целью подтверждения понесенного ущерба в результате действий ПАО «Кузбассэнергосбыт» ООО «Парк культуры» предоставило следующие документы.

1. Договор об оказании услуг № 5 от 04.03.2022, в соответствии с которым Исполнитель по Договору обязался оказать ООО «Парк культуры» следующие услуги:

- поиск транспорта грузоподъемностью 20 т., с длиной кузова 13,6 м., высотой кузова 2,6 м. для осуществления грузовой перевозки. Ориентировочная дата погрузки имущества 25.04.2022. Установленное время погрузки не более 30 ч. Каждый дополнительный час погрузки рассчитывается исходя из стоимости 1 300 руб./час;

- поиск складского помещения в Московской области для осуществления разгрузки перевозимого имущества с дальнейшим хранением на протяжении 1 месяца в период с 01.05.2022 по 31.05.2022;

- разгрузка имущества Заказчика в складском помещении;

- заказчик обязуется оплатить услуги в порядке и сроки, предусмотренные Договором;

- место погрузки имущества: Кемеровская область, г. Юрга, ул. Комсомольская, д. 10, территория парка им. Пушкина.

Стоимость услуг по настоящему Договору составляла 300 000 руб.

По информации ООО «Парк культуры» Исполнителю была перечислена предоплата в размере 150 000 руб.

Письмо ООО «Парк культуры» о расторжении Договора исх. № 12 от 08.04.2022.

По информации ООО «Парк культуры» Исполнителем удержана денежная сумма в размере 112 500 руб. в качестве штрафа за неисполнение ООО «Парк культуры» условий Договора.

2. Договор об оказании охранных услуг № б/н от 10.03.2022, в соответствии с которым Исполнитель по Договору обязался оказать ООО «Парк культуры» следующие услуги:

- заказчик передает, а Исполнитель принимает под охрану территорию по адресу: Кемеровская область, г. Юрга, территория городского парка имени А.С. Пушкина, зона размещения аттракционов;

- объект, территория передаваемый под охрану, должен отвечать следующим требованиям;

- охраняемая территория с наступлением темноты должна освещаться достаточным дежурным освещением;

- стены, крыши, потолки, чердачные, слуховые окна, люки и двери помещений, в которых хранятся товарно-материальные ценности, должны находиться в исправном состоянии и отвечать требованиям к данной категории объектов;

- объект, в том числе помещения, площадки складирования товарно-материальных ценностей в которых хранятся ежедневно передаваемые под охрану товарно-материальные ценности, должен быть оборудован системой видеонаблюдения и средствами пожаротушения.

Стоимость услуг по настоящему Договору составляла 588 000 руб.

По информации ООО «Парк культуры» Исполнителю была перечислена предоплата в размере 176 400 руб.

Уведомление Исполнителя о расторжении Договора от 13.04.2022.

По информации ООО «Парк культуры» Исполнителем удержана денежная сумма в размере 176 000 руб. в качестве штрафа за неисполнение ООО «Парк культуры» условий Договора.

3. Договор подряда по выполнению демонтажных и погрузочных работ № 16/22 от 09.03.2022, в соответствии с которым Исполнитель обязался оказать ООО «Парк культуры» услуги (работы) по демонтажу следующего имущества:

- аттракционы «Клоун», «Поезд «Медвежонок», «Спортивный батут», «Караван», «Кинотеатр 5Д», «Игровая комната», батут - горка «Микки» в комплекте с компрессором, батут «Алладин» с тентом в комплекте с компрессором, веломобиль «Вираж» в количестве 4 шт., лодка бамперная «Акула», лодка бамперная «Крокодил», лодка бамперная «Лебедь», детский электромобиль в количестве 3 шт., гараж металлический, киоски деревянные в количестве 2 шт., электрокабеля и электрокоммуникации.

Дата начала выполнения Работ по настоящему Договору 15.04.2022.

Дата окончания выполнения Работ но настоящему Договору 30.04.2022.

Стоимость Работ, подлежащих выполнению по настоящему Договору составляла 540 000 руб.

По информации ООО «Парк культуры» Исполнителю была перечислена предоплата в размере 250 000 руб.

Письмо ООО «Парк культуры» о расторжении Договора исх. № 13 от 08.04.2022.

По информации ООО «Парк культуры» Исполнителем удержана денежная сумма в размере 187 500 руб. в качестве штрафа за неисполнение ООО «Парк культуры» условий Договора.

Согласно представленным ООО «Парк культуры» документам отсутствие на объекте ООО «Парк культуры» электрической энергии сделало невозможным исполнение вышеуказанных Договоров, в следствии чего ООО «Парк культуры» понесло убытки в виде удержанных Исполнителями денежных средств в размере 476 400 руб. в качестве штрафной санкции за неисполнение ООО «Парк культуры» условий указанных Договоров.

Вместе с тем, Кемеровское УФАС России критически относится к заявлению ООО «Парк культуры» указанной денежной суммы как убытков, понесенным ООО «Парк культуры» в результате действий ПАО «Кузбассэнергосбыт» в ввиду того, что в указанный период (март-май 2022 г.) ООО «Парк культуры» не осуществляло предпринимательской деятельности на территории парка им. А.С. Пушкина.

Кроме того, ООО «Парк культуры» не могло осуществлять предпринимательскую деятельность на территории парка им. А.С. Пушкина, так как на момент спорных событий право аренды территории парка им. А.С. Пушкина было утрачено ООО «Парк культуры» в связи с подписанием ООО «Парк культуры» и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Юрги Соглашения от 03.06.2019 о расторжении Договора аренды № 1507 (постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по делу № А27-13523/2020 указанное Соглашение признано законным)

По состоянию на 31.03.2022 согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости – собственником земельного участка, на котором расположен парк им. А.С. Пушкина является – Юргинский городской округ, ограничения (обременения), в том числе действующие договоры аренды – отсутствуют.

Согласно ч. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Таким образом, Исполнители по вышеуказанным Договорам были в праве удержать из предоплаты только понесенные ими подтвержденные расходы, связанные с исполнением обязательств по Договору.

Остальную часть внесенной предоплаты Исполнители обязаны вернуть Заказчику. В противном случае невозвращенная сумма будет считаться неосновательным обогащением Исполнителя (п. 3 ст. 1103 ГК РФ), подлежащей взысканию в судебном порядке вместе с законными процентами за пользование чужими денежными средствами (ст. 317.1 ГК РФ).

Вместе с тем, ООО «Парк культуры» какой-либо переписки с контрагентами по указанным Договорам в части возврата излишне уплаченных денежных средств не вело. Также не велась претензионная работа. В Арбитражный суд ООО «Парк культуры» за восстановлением своих нарушенных прав не обращалось.

В связи с чем, Комиссия по рассмотрению дела № 042/01/10-780/2022 приходит к выводу, что указанные Договоры № 5 от 04.03.2022, № б/н от 10.03.2022 и № 16/22 от 09.03.2022 являются сомнительными, а копии документов об оплате денежных средств контрагентам по указанным Договорам (включая переписку) не могут являться надлежащими доказательствами ущемления интересов ООО «Парк культуры», а также убытков, причиненных ООО «Парк культуры» в следствии расторжения договора электроснабжения.

Доказательств, свидетельствующих о направленности поведения ПАО «Кузбассэнергосбыт» на сохранение либо укрепление своего положения на рынке оказания услуг по поставке электрической энергии с использованием запрещенных методов, негативно воздействующих на конкурентную среду и наносящих ущерб контрагентам, материалы дела № 042/01/10-780/2022 не содержат.

Действия ПАО «Кузбассэнергосбыт» не привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов ООО «Парк культуры» в сфере предпринимательской деятельности, так как установлено и подтверждено материалами дела, что в описываемый период ООО «Парк культуры» не вело предпринимательской деятельности на территории парка им. А.С. Пушкина.

Таким образом, действия ПАО «Кузбассэнергосбыт» по одностороннему расторжению Договора энергоснабжения № 580308 не могут быть квалифицированы как нарушение антимонопольного законодательства.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 3 ст. 41, п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

Производство по делу № 042/01/10-780/2022, возбужденному по признакам нарушения ПАО «Кузбассэнергосбыт» п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) ПАО «Кузбассэнергосбыт».

В соответствии со ст. 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.


 

Председатель комиссии:

<...>

Члены Комиссии:

<...>

Больничный лист от 06.02.2023

<...>

 

<...>

 

Связанные организации

ПАО "Кузбассэнергосбыт"
ИНН 4205109214, ОГРН 1064205110133
ООО "Парк Культуры"
ИНН 4230023306, ОГРН 1074230000679