Решение №СС/1322/24 Решение 33-165 от 16 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ(ред. от 30.01.2024)

 

Решение 33-165

 

Заказчик:

Департамент лесного комплекса Кузбасса
650036, Кемеровская область - Кузбасс,

г. Кемерово, ул. Мирная, 5
dlk@kemles.ako.ru

 

Уполномоченный орган:

Департамент контрактной системы Кузбасса
650000, Кемеровская область-Кузбасс,

г. Кемерово, пр. Советский, 63
UGZ@ugzko.ru

Заявитель:

ООО «Кемеровская база авиационной охраны лесов»
650070, Кемеровская область - Кузбасс,

г. Кемерово, ул. Плодопитомник, д.1

 

 

РЕШЕНИЕ

«16» февраля 2024 года

Резолютивная часть решения оглашена «14» февраля 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме «16» февраля 2024 года г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

 

Председателя комиссии:

<...> -

Заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

<...> -

Начальника отдела контроля в сфере закупок;

 

<...> -

Ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок

 

При участии посредством ВКС:

- <...>., <...> - Департаментом лесного комплекса Кузбасса, по доверенности;

рассмотрев дело № 042/06/33-165/2024, возбужденное по признакам нарушения заказчиком – Департаментом лесного комплекса Кузбасса законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона № 0139200000124000579 «Оказание транспортных авиационных услуг с предоставлением легкого воздушного судна с экипажем в целях выполнения мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на землях лесного фонда, расположенных в границах Кемеровской области - Кузбасса в 2024 году»,

 

УСТАНОВИЛА:

08.02.2024г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО «Кемеровская база авиационной охраны лесов» (вх. № 1106/24 от 09.02.2024) на действия заказчика – Департамента лесного комплекса Кузбасса при проведении электронного аукциона № 0139200000124000579 «Оказание транспортных авиационных услуг с предоставлением легкого воздушного судна с экипажем в целях выполнения мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на землях лесного фонда, расположенных в границах Кемеровской области - Кузбасса в 2024 году».

В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

01.02.2024г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом – Департаментом контрактной системы Кузбасса размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0139200000124000579 «Оказание транспортных авиационных услуг с предоставлением легкого воздушного судна с экипажем в целях выполнения мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на землях лесного фонда, расположенных в границах Кемеровской области - Кузбасса в 2024 году».

Начальная максимальная цена контракта – 22 422 400,00 рублей.

Заявитель указывает на то, что заказчиком выбран неверный код ОКПД2 — 52.23.19.113 (Работы лесоавиационные), а также неправомерно объединены в один лот лесоавиационные, транспортно-связные работы и аэровизуальные полеты.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ПП РФ № 145 от 08.02.2017 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.

В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Комиссией Кемеровского УФАС России проанализировано извещение и установлено, что заказчиком выбран код ОКПД2 — 52.23.19.113 «Работы лесоавиационные».

В техническом задании заказчика, указаны следующие виды услуг:

«- предоставление воздушного судна, допущенного к оказанию авиационных услуг, согласно заявкам Заказчика или представителя Заказчика в соответствии с приложением № 2 к настоящему описанию объекта закупки;

- выделение пилота для управления воздушным судном по маршрутам патрулирования, указанным в заявке Заказчика или представителя Заказчика;

- оборудование рабочего места в кабине экипажа для представителя Заказчика (лётчика-наблюдателя) с возможностью обзора местности;

- выполнение командиром (пилотом) воздушного судна в процессе полётов указаний представителя Заказчика (лётчика-наблюдателя), если указания не противоречат порядку организации и осуществления авиационных работ, иным действующим в гражданской и государственной авиации руководствам, инструкциям и указаниям по выполнению полётов;

- незамедлительное информирование Заказчика или представителя Заказчика о причинах задержек или отказа от вылетов, произошедших по вине Исполнителя или любых наземных служб, обеспечивающих вылет воздушного судна (службы аэропорта вылета-прилета, техническая неисправность воздушного судна и т.д.), а также вследствие неблагоприятных метеоусловий или иных форс-мажорных обстоятельствах, с последующим письменным подтверждением;

- замена воздушного судна (в случае обнаружения его неисправности, которую нельзя устранить либо по другой причине, препятствующей своевременному вылету) без расходов со стороны Заказчика на другое воздушное судно с аналогичными характеристиками (по согласованию с Заказчиком) не позднее двух часов;

- транспортирование персонала: в фюзеляже с посадкой и высадкой основным способом;

- транспортирование персонала: в фюзеляже с десантированием на парашютах;

- транспортирование грузов: в фюзеляже с погрузкой и выгрузкой основным способом».

Из части 1 статьи 57 Лесного кодекса Российской Федерации № 200-ФЗ от 04.12.2006 следует, что лесоавиационные работы включают в себя:

  1. проведение авиационного патрулирования лесов;

  2. тушение лесных пожаров;

  3. доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно.

Таким образом, при анализе технического здания, а также положений Лесного кодекса РФ установлено, что требуемые заказчику работы относятся к лесоавиационным работам, следовательно выбранный заказчиком код ОКПД2 — 52.23.19.113 «Работы лесоавиационные» соответствует объекту закупки, действия заказчика не противоречат ФЗ № 44-ФЗ.

Также заявитель считает, что требования об обязательном включении в состав экипажа летчика — наблюдателя (представителя заказчика) установлено заказчиком незаконно.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что техническое задание к закупке содержит в качестве правового обоснования Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12.09.2008 № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (далее — Приказ № 147).

В соответствии с пунктом 1.3 Приказа № 147 выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, удовлетворяющим требованиям настоящих Правил и имеющим действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками.

В соответствии с пунктом 19.2 Приказа № 147 обладатель свидетельства летчика-наблюдателя при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 - 1.12 настоящих Правил, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может осуществлять функции летчика-наблюдателя на любых типах воздушных судов.

Пунктом 6 Приказа Минприроды России от 15.11.2016 № 597 «Об утверждении Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров и Порядка организации и выполнения авиационных работ по защите лесов» установлено, что при выполнении авиационных работ по охране лесов от пожаров, в случае если это предусмотрено эксплуатационной документацией воздушного судна и технологией выполнения указанных работ или по согласованию с эксплуатантом (физическим лицом), выполняющим авиационные работы по охране лесов от пожаров, в состав экипажа должен включаться летчик- наблюдатель.

Из пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ следует, что экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

В Приложении № 1 к Федеральным авиационным правилам Приказа № 147 указано, что член летного экипажа - это имеющий свидетельство член экипажа, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.

Выполнение обязанностей летчика-наблюдателя воздушного судна предусматривает определение в полете местонахождение воздушного судна, ведение радиосвязи и нахождение его в кабине согласно руководству производства полётов.

В соответствии с пунктом 2.5 Приказа Минтранса России от 19.11.2020 № 494 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта» (далее — Приказ Минтранса России № 494) эксплуатант должен осуществлять прием на работу или привлекать для выполнения авиационных работ на пилотируемых гражданских воздушных судах и беспилотных гражданских воздушных судах (далее - БВС) с максимальной взлетной массой более 30 кг по договору гражданско- правового характера лиц из числа специалистов авиационного персонала, имеющих свидетельства с квалификационными отметками, дающими право эксплуатации заявленных воздушных судов (далее - авиационный персонал).

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу, что регламентирование трудовых или гражданско-правовых отношений эксплуатанта с членами экипажа воздушного судна выходит за пределы полномочий заказчика, следовательно, в действиях заказчика отсутствуют нарушения ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь статьей 106 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Кемеровского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Кемеровская база авиационной охраны лесов» на действия заказчика – Департамент лесного комплекса Кузбасса при проведении электронного аукциона № 0139200000124000579 «Оказание транспортных авиационных услуг с предоставлением легкого воздушного судна с экипажем в целях выполнения мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров на землях лесного фонда, расположенных в границах Кемеровской области - Кузбасса в 2024 году» необоснованной.

  2. Производство по делу № 042/06/33-165/2024 прекратить.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии:

<...>

 

 

Члены Комиссии:

<...>

 

 

<...>

Связанные организации

ООО "Кемеровская база авиационной охраны лесов"
ИНН 4205234960, ОГРН 1114205044348
Департамент лесного комплекса Кузбасса
ИНН 4205121451, ОГРН 1074205000924
ДКС
ИНН 4205120352, ОГРН 1064205130373