Решение №ТМ/991/24 Решение по делу 042/05/5-1790/2023 от 7 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <...> 652050, Кемеровская область – Кузбасс, г.Юрга, ул.Московская, <...>

КУМИ г.Юрги 652050, г.Юрга, пр-т Победы, 13, каб.514 kumi@yurga.org

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/5-1790/2023

 

«31» января 2024г. г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:


 

Заместителя

председателя Комиссии:

 

<...>

 

заместителя руководителя управления;

 

Членов Комиссии:

<...>

начальника отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции;

 

 

<...>

ведущего специалиста - эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

 

рассмотрев дело № 042/05/5-1790/2023, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <...> (далее - ИП <...>, дата рождения <...>, место рождения Кемеровская область, г.Новокузнецк, паспорт <...>, адрес: 652050, Кемеровская область - Кузбасс, г.Юрга, ул.Московская, <...>, ОГРНИП 304423018200027 присвоен 30.06.2004, ИНН 423000569808) по признакам нарушения требований пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение КУМИ г. Юрги (исх. от 23.11.2023 № 01-12/2408, вх. от 29.11.2023 № 11228/23) о наличии признаков нарушения требований пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Из разъяснений Президиума ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Согласно части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.

Определением о возбуждении дела от 26.12.2023 № 042/05/5-1790/2023 дело было назначено к рассмотрению на 31.01.2024 на 10 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес лиц, участвующих в деле заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).

17.01.2024 в Кемеровское УФАС России поступила информация от ПАО «ВымпелКом» (вх. от 17.01.2024 № 389/24) из которой следует, что номер <...> зарегистрирован по договору от 07.06.2020 № 758714412 на <...>.

Определением о продлении от 26.01.2024 срок рассмотрения дела № 042/05/5-1790/2023 был продлен до 26.03.2024г. Копия данного определения была направлена в адрес лиц, участвующих в деле заказными письмами с уведомлением о вручении.

29.01.2024 в адрес Кемеровского УФАС России поступили пояснения ИП <...> (вх. от 29.01.2024 № 902-ЭП/24) из которых следует, что ИП <...> с выявленными нарушениями согласен, нарушения были допущены ввиду незнания в полном объеме требований законодательства о рекламе, реклама размещалась в течение не продолжительного периода времени. Однако доказательств, подтверждающих устранение нарушений требований законодательства Российской Федерации о рекламе в адрес Кемеровского УФАС России ИП <...> не представлено.

31.01.2024 состоялось рассмотрение дела № 042/05/5-1790/2023 в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

В результате рассмотрения материалов данного дела Комиссией Кемеровского УФАС России установлено следующее:

 

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение КУМИ г. Юрги (исх. от 23.11.2023 № 01-12/2408, вх. от 29.11.2023 № 11228/23) о наличии признаков нарушения требований пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

Из представленных материалов КУМИ г.Юрги следует, что была проведена фотосъемка спорной рекламы, размещенной по адресу: г.Юрга, ул. Московская, 44, составлен Акт осмотра и установлено следующее:

-над окном магазина размещена вывеска «SMOG», ниже размещена вывеска «Магазин кальянной и Вейп продукции», на окне присутствует надпись SMOG, кальян, табак;

-у входа в магазин расположены баннеры с изображением женщины, держащей в руке электронную сигарету, демонстрирующей процесс курения, пуская дым с надписью SMOG.

Согласно Акту осмотра, КУМИ г.Юрги установлен факт размещения рекламы магазина, табачной продукции и курительных принадлежностей по адресу: г. Юрга, ул. Московская, 44.

В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Размещенные у входа в магазин баннеры спорной рекламы, с изображением женщины, держащей в руке электронную сигарету, демонстрирующей процесс курения, пуская дым с надписью SMOG привлекают интерес потребителей к деятельности данного магазина по продаже табачной продукции, курительных принадлежностей и аксессуаров к ним (магазин кальянной и вейп продукции), дает явное представление о реализации данных товаров и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания посетителей к данному магазину и поддержанию интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.

Данная спорная реклама имеет направленность на привлечение внимания к продукции магазина (магазин кальянной и вейп продукции), который осуществляет предпринимательскую деятельность на одной из главных городских улиц, на которой большой трафик прохожих, в том числе школьников, способствуют тому, что ознакомиться с размещенной рекламой баннерах могут не только посетители магазина, но и прохожие, в том числе несовершеннолетние, что вступает в противоречие с требованием пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе», поскольку представляет собой рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается демонстрация процессов курения табака или потребления никотинсодержащей продукции и потребления алкогольной продукции.

В рассматриваемой рекламе используется изображение процессов курения, что не допустимо.

Согласно сведениям представленным КУМИ г.Юрги, эксплуатирует указанные баннеры и осуществляет предпринимательскую деятельность в магазине «SMOG. Магазин кальянной и вейп продукции ИП <...> (дата рождения <...>, место рождения Кемеровская область, г.Новокузнецк, паспорт <...>, адрес: 652050, Кемеровская область - Кузбасс, г.Юрга, ул.Московская, <...>, ОГРНИП 304423018200027 присвоен 30.06.2004 ИНН 423000569808).

На момент принятия данного решения, доказательств устранения ИП <...> нарушения требований пункта 3 части 5 статьи 5, части 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не представлено.

Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований части 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе». В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ИП <...>.

Из предоставленых 29.01.2024 в адрес Кемеровского УФАС России пояснений ИП <...> (вх. от 29.01.2024 № 902-ЭП/24) следует, что ИП <...> с выявленными нарушениями согласен, нарушения были допущены ввиду незнания в полном объеме требований законодательства о рекламе, реклама размещалась в течение не продолжительного периода времени.

Однако доказательств, подтверждающих устранение нарушений требований законодательства Российской Федерации о рекламе в адрес Кемеровского УФАС России ИП <...> не представлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия Кемеровского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя <...> (дата рождения <...>, место рождения Кемеровская область, г.Новокузнецк, паспорт <...>, адрес: 652050, Кемеровская область – Кузбасс, г.Юрга, ул.Московская, <...>, ОГРНИП 304423018200027 присвоен 30.06.2004 ИНН 423000569808), размещенную по адресу: г. Юрга, ул. Московская, 44, поскольку данная реклама вступает в противоречие с требованиями пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать предписание индивидуальному предпринимателю <...> (дата рождения <...>, место рождения Кемеровская область, г.Новокузнецк, паспорт <...>, адрес: 652050, Кемеровская область - Кузбасс, г.Юрга, ул.Московская, <...>, ОГРНИП 304423018200027 присвоен 30.06.2004 ИНН 423000569808) о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «____» февраля 2024 года.

 

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

 

Члены Комиссии:

 

<...>

 

 

<...>

 

 

<...>

Связанные организации

КУМИ г.Юрги
ИНН 4230005770, ОГРН 1024202002296