Решение №09/7829 по делу от 23 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«17» сентября 2020г.               г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

 

<…> -

 

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<…> -

 

 

<…> -

 

 

 

 

начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

ведущего специалиста – эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/20-745/2020, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Пассажирское Автопредприятие № 9» (далее – ООО «ПАП № 9», юридический адрес: 654038, г. Новокузнецк, ул. Промстроевская (Заводской р-н), 54, ИНН 4218024350,   ОГРН 1034218002004, дата присвоения ОГРН 25.06.2003, КПП 421801001) о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения части 5 статьи 20 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили материалы ГУ МВД России по Кемеровской области (исх. от 17.03.2020 № 5/2736, вх. от 23.03.2020 № 1391) о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на автобусах, создающей угрозу безопасности дорожного движения.

 Из материалов следует, что 12.03.2020 в г. Новокузнецке сотрудниками Госавтоинспекции в рамках проведения профилактических мероприятий на пассажирском транспорте были выявлены факты нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе».

 В представленных материалах содержатся фотографии автобусов, с нанесенной на задние стекла рекламой следующего содержания:

«Интернет до 100Мбит/с 250 рублей в месяц…75-60-60» данная реклама размещена на автобусе ПАЗ32054, государственный регистрационный знак <…>, принадлежит ООО ПАП № 9;

«Модный ребенок одежда и обувь от 0 до 15 лет ТРЦ ПАРУС, 2 этаж» данная реклама размещена на автобусе ПАЗ  32054, государственный регистрационный знак <…>, принадлежит ООО «ПАП № 9».

20.05.2020 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/20-745/2020 в отношении
ООО «ПАП № 9» и назначено к рассмотрению на 20.07.2020 на 11 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «ПАП № 9», а также в адрес Управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).

20.07.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «ПАП № 9»  (исх. б/н, б/д), и которых следует, что размещение рекламы в данном случае осуществляется ООО «ХК «СТИМУЛ Трейд» на основании договора о праве на размещение рекламы от 10.01.2020 № <…>.

В качестве конкретных участников дорожного движения, которым ограничивается обзор, были упомянуты пассажиры автобуса. Однако в данном случае, рекламные материалы, нанесенные на задние стекла, были изготовлены из перфорированной пленки, которая после нанесения составляет 40% светопропускаемости стекла и к тому же не препятствует обзору пассажирам из салона автобуса. Конкретно в данном случае применялась перфорированная пленка Alpha производителя Konflex. Согласно технической документации данная пленка имеет заводское обозначение OWV-1405, она имеет легко удаляемую клеевую основу, перфорацию (отверстия) размером 1,6мм на 40% площади материала, что и обеспечивает остаточную светопропускаемость не менее 40%. На основании этих данных можно сделать вывод, что пленка не препятствует обзору как с внутрисалонного пространства, так и снаружи автобуса для всех участников дорожного движения. Более того, пленка имеет толщину в 1 мм, что также позволяет сделать вывод о том, что она не может повлиять на работоспособность аварийного выхода.

Изучив имеющуюся практику рассмотрения аналогичных дел на территории Кемеровской области, ООО «ПАП № 9» было установлено, что сотрудники ГИБДД в обоснование своей позиции ссылаются на п. 13.1 Приложения № 8 к Техническому регламенту № 720 и пункт 5.3.8 Правил ЕЭК ООН № 36 о том, что нанесение непрозрачной пленки, в том числе на поверхность стекла окон, расположенных в боковой или задней части кузова автобуса ПАЗ 32053 и одновременно являющихся аварийными выходами, создает угрозу безопасности дорожного движения. Пункт 5.6.8 Правил ЕЭК ООН № 36 имеет дополнительные 6 подпунктов, непосредственно сам пункт 5.6.8 называется «Технические требования, касающиеся аварийных окон», а далее идут непосредственно требования к таким окнам. В качестве обоснования своей позиции сотрудники ОТН ОГИБДД УМВД по г. Новокузнецку ссылаются на пункт 5.6.8.2.2, однако данный пункт необходимо учитывать в связи с пунктом 5.6.8.2 и пунктом 5.6.8.2.1. Данные пункты гласят, что любое аварийное стекло должно (пункт 5.6.8.2): либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи приспособления, которое, по мнению компетентного органа, является удовлетворительным (пункт 5.6.8.2.2). Как можно видеть, в данной норме отсутствует упоминание о нанесении каких – либо материалов на стекла. В пункте 5.6.8.2.2 Правил ЕЭК ООН № 36 упоминается лишь материал, из которого изготавливается непосредственно само стекло. В данном случае имеется совершенно неверное толкование норм Правил со стороны сотрудников ГИБДД, которые полагают, что нанесение пленки на стекло делает это «изготовленным из пластического материала». Под пластическим материалом понимается пластмасса, оргстекло и так далее, т. е. материалы, не имеющие ничего общего со стеклом.

Как можно видеть из определения ГОСТ 32656-2013 безопасные стекла могут изготавливаться с применением полимерных материалов и полимерных прослоек.

Также раздел 5.1.4 ГОСТ 32565-2013 содержит требования, предъявляемые к закаленным стеклам, которые устанавливаются на автобусы марки ПАЗ и троллейбусы. Пункт 5.1.4.2 содержит в себе нормы по количеству и размеру осколков, образующихся при разбитии подобного стекла. Применение перфорированной пленки не нарушает физических свойств стекла, более того, пленка позволит дополнительно уменьшить количество возможных осколков и снизит вероятность получения травм лицу, которое производит разбитие данного стекла. А уменьшение вероятности ранения человека при контакте с безопасным стеклом является основным требованием к подобной категории стекол.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. Данным постановление установлен перечень неисправностей автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация, пунктом 7.3 данного перечня предусмотрено запрещение эксплуатации транспортных средств, на которых установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. Согласно пункту 2.2.4 ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки» светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75%, прочих стекол – не менее 70%. Светопропускание затеняющих полос в области выше зоны В для легковых машин и зоны 1 для прочих транспортных средств не нормируется. Определение зон ветровых стекол указано в приложении 3. Ветровые теплопоглощающие стекла не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов. Не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (пункт 4.7.3 указанного ГОСТа). Аналогичная информация содержится в пункте 5.1.2.5 в ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта». Светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя спереди, должно быть не менее 70% для ветровых стекол и для стекол, не являющихся ветровыми, но обеспечивающих обзор водителя спереди и сзади. При условии установки ТС двух внешних зеркал заднего вида светопропускание стекол, обеспечивающих обзор водителя сзади, не нормируется. Светопропускание других (неветровых) стекол и затеняющих полос ветровых стекол в области выше зоны В для транспортных средств категории М1 и зоны 1 для прочих транспортных средств не нормируется.

Согласно пункту 6 Технического регламента Таможенного союза  «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «обзорность» - свойство конструкции транспортного средства, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления транспортным средством. При этом «передняя обзорность» - обзорность через переднее и боковые окна кабины при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости транспортного средства.

Размещение данной рекламы не создает препятствия водителям к передней обзорности через передние и боковые кабины при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости транспортного средства, не противоречит нормам и требованиям, предъявляемым вышеуказанным техническим регламентом к безопасности транспортных средств и ГОСТам.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской федерации  от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» Приложением к основанным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения установлен перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В данном перечне не содержится запрет на размещение рекламных материалов или иной пленки на поверхности стекол, за исключением стекол обзора водителя. 

Также 20.07.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ООО «ПАП № 9» об отложении рассмотрения данного дела для предоставления дополнительных доказательств.

Данное ходатайство удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

Определением от 20.07.2020 рассмотрение дела № 042/05/20-745/2020 было отложено на 17.09.2020 в 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «ПАП № 9», а также в адрес Управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).

17.09.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство  ООО «ПАП № 9» о назначении Кемеровским УФАС России технической экспертизы.

В соответствии с абзацем «г» пункта 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, стороны и заинтересованные лица со дня возбуждения дела вправе заявлять ходатайства.

   Вместе с тем, данное ходатайство Комиссией Кемеровского УФАС России не удовлетворено исходя из следующего:

   Ранее в адрес Кемеровского УФАС России поступало ходатайство ООО «ПАП № 9» об отложении рассмотрения данного дела. В соответствии с поступившим ходатайством ООО «ПАП № 9» были направлены запросы в экспертные организации для установления возможности проведения исследования на предмет установления факта наличия либо отсутствия угрозы безопасности участникам движения при нанесении рекламных материалов на стекла автобуса, являющиеся аварийными выходами.

03.08.2020 экспертной организацией – ФГУП «НАМИ» был дан ответ ООО «ПАП № 9» о возможности проведения экспертизы. В соответствии с данным ответом, сроки проведения экспертизы зависят о представленных материалов и, как следствие, от необходимого объема работы и могут составить до одного месяца после получения материалов дела и проведения осмотра объектов исследования. Следовательно, у ООО «ПАП № 9» до момента рассмотрения настоящего дела (17.09.2020) имелась возможность самостоятельно заключить договор с ФГУП «НАМИ» и направить в его адрес необходимые материалы, поставить вопросы, изложенные в поступившем в адрес Кемеровского УФАС России ходатайстве, тем не менее,  ООО «ПАП № 9» не воспользовалось данной возможностью.

17.09.2020 состоялось рассмотрение дела № 042/05/20-745/2020 в отсутствие представителя ООО «ПАП № 9, заявителя, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили материалы ГУ МВД России по Кемеровской области (исх. от 17.03.2020 № 5/2736, вх. от 23.03.2020 № 1391) о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на автобусах, создающей угрозу безопасности дорожного движения.

Из материалов следует, что 12.03.2020 в г. Новокузнецке сотрудниками Госавтоинспекции в рамках проведения профилактических мероприятий на пассажирском транспорте были выявлены факты нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе».

    В представленных материалах содержатся фотографии автобусов, с нанесенной на задние стекла рекламой следующего содержания:

 «Интернет до 100Мбит/с 250 рублей в месяц…75-60-60» данная реклама размещена на автобусе ПАЗ32054, государственный регистрационный знак <…>, принадлежит ООО ПАП № 9;

 «Модный ребенок одежда и обувь от 0 до 15 лет ТРЦ ПАРУС, 2 этаж» данная реклама размещена на автобусе ПАЗ  32054, государственный регистрационный знак <…>, принадлежит ООО ПАП № 9.

   В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

Также из письменных пояснений ГУ МВД России по Кемеровской области (исх. от 20.08.2020 № 5/8739) следует, что соответствии с пунктом 1.4.12.2 Приложения № 4 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, любое запасное окно должно: либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи соответствующего приспособления; либо иметь легко разбиваемое предохранительное стекло. Последнее положение исключает возможность использования слоистого стекла или стекала изготовленного из пластического материала. Вблизи каждого запасного окна должно быть установлено приспособление, легко доступное для лиц, находящихся в транспортном средстве, с тем, чтобы можно было разбить каждое окно.

В соответствии с Руководством по эксплуатации автобуса ПАЗ 32053 и его модификаций № 32053-3902010РЭ, для аварийной эвакуации пассажиров в автобусе имеются запасные выходы: первое и четвертое окна левой боковины с выдергивающимися шнурами; легкоразбиваемое окно в задней стенке кузова, люк на крыше с механизмом аварийного открывания и, при однодверном варианте, задняя запасная дверь боковины, а также пассажирская дверь, оборудованная устройством открытия дверей изнутри и снаружи.

Положениями ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» определены основные технические требования к стеклам, применяемым в качестве остекления наземного транспорта; легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, эксплуатируемых во всех макроклиматических районах на суше.

В связи с чем, нанесение любой пленки на стекло запасного окна влияет на характеристики стекла, в том числе светопропускание, прочность, травмобезопасность и является внесением изменений в конструкцию транспортного средства.

Учитывая изложенное, эксплуатация автобуса марки ПАЗ с нанесенной на поверхность стекла окна, расположенного в задней части кузова автобуса и одновременно являющегося запасным окном (аварийным выходом), дополнительных пленок, в том числе с информацией рекламного характера, не соответствует требованиям указанного пункта Технического регламента.

Комиссией Кемеровского УФАС России также установлено, что в соответствии с пунктом 13.1 раздела 13 «Дополнительные требования к транспортным средствам категорий М2 и М3» Приложения № 8 к Техническому регламенту аварийные выходы и устройства приведения их в действие должны быть работоспособны.

С учетом положений пунктов 2.7 и 2.10 национального стандарта РФ ГОСТ Р 41.36-2004 (правила ЕЭК ООН № 36) «Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции» к запасным (аварийным) выходам относятся запасные окна, которые предназначены для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.

В соответствии с пунктом 5.6.8 «Технические требования в отношении запасных окон» Правил ЕЭК ООН № 36 любое запасное окно должно легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи соответствующего приспособления, одобренного органом по сертификации, либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло. Последнее положение исключает возможность использования слоистого или изготовленного из пластического материала стекла.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, участник дорожного движения – это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Также из пояснений ГУ МВД России по Кемеровской области следует, что Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации  от 10.09.2009 № 720, ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», ГОСТ 5727-88 «Межгосударственный стандарт. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» утратили силу с 19.02.2015, 01.02.2018 и 01.01.2015 соответственно.

В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

На основании изложенного, реклама в виде пленки, нанесенная на задние стекла автобусов марки ПАЗ 32054,  с государственными регистрационными номерами <…>, <…>, содержит признаки нарушения части 5   статьи 20 ФЗ «О рекламе», поскольку ограничивает обзор пассажирам и ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, поскольку данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания.

  В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

   Рекламораспространителем в данном случае является ООО «ПАП № 9»,  как собственник автотранспортных средств.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

 

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Пассажирское Автопредприятие № 9» (юридический адрес: 654038, г. Новокузнецк, ул. Промстроевская (Заводской р-н), 54, ИНН 4218024350, ОГРН 1034218002004, дата присвоения ОГРН 25.06.2003, КПП 421801001) нарушившим требования части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на задних стеклах автобусов ПАЗ 32054 с государственными регистрационными номерами АС41542, М577ВА142, создающей угрозу безопасности дорожного движения.

2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «23» сентября 2020 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПАССАЖИРСКОЕ АВТОПРЕДПРИЯТИЕ № 9"
ИНН 4218024350, ОГРН 1034218002004