Решение б/н Решение по делу № 32/А-10-2014 от 25 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 32/А-10-2014

 

Резолютивная часть решения оглашена «03» декабря  2015 г.                             г. Кемерово

В полном объеме решение изготовлено «17» декабря 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:   Кухарской Натальи Евгеньевны – руководителя управления;

Членов Комиссии:  Ананьевой Галины Николаевны – исполняющей обязанности начальника отдела топливно-энергетического комплекса;

Моисеевой Татьяны Юрьевны – главного специалиста-эксперта отдела судебной и правовой работы;

Мамедова Игбала Мамед оглы –  ведущего специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

Бердникова Евгения Александровича - ведущего специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи,

при участии:

- <…> - представителя ПАО «МРСК Сибири» (по доверенности);

  •  <…> - представителя ПАО «МРСК Сибири» (по доверенности),

рассмотрев дело № 32/А-10-2014, возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а; ИНН/КПП 2460069527/246750001) в лице филиала «Кузбассэнерго – региональные электрические сети» (650991, Кемеровская область, г. Кемерово,  ул. Н. Островского, 11)  (в настоящее время – Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири») (далее – ПАО «МРСК Сибири») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

установила:

Кемеровским УФАС России по результатам рассмотрения заявлений ООО «Желдорэнерго» о наличии в действиях ПАО «МРСК Сибири» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, а именно в необоснованном отказе (уклонении) от подписания дополнительных соглашений, а также в неподписании и непредставлении Приложения № 3 к Договору об оказании услуг по передаче   электрической    энергии   от 08.04.2013 г.  № 1/ТСО/2013 в   адрес  ООО «Желдорэнерго»,  результатом чего явилось ущемление интересов ООО «Желдорэнерго», приказами от 24.04.2014 г. № 89 и от 01.06.2015 г. №103 возбуждены дела №32/А-10-2014 и №37/А-10-2015 по признакам нарушения ПАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением  от  08.05.2015 г.   (исх.  № 03/4412 от 12.05.2015 г.)   рассмотрение   дела № 32/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства было возобновлено и назначено на 01.07.2015 г.

Определением  от  01.06.2015 г.   (исх.  № 03/5425 от 02.06.2015 г.)   рассмотрение   дела № 37/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 26.06.2015 г.

26.06.2015 г. Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 37/А-10-2015 необходимо истребование дополнительных доказательств. О дате, времени и месте рассмотрения дела № 37/А-10-2015 ООО «Желдорэнерго» и ПАО «МРСК Сибири» будет сообщено дополнительно.

01.07.2015 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ПАО «МРСК Сибири» (исх. №юр-010715-01) об объединении дел № 32/А-10-2014 и №37/А-10-2015 в одно производство.

Комиссией было принято решение об удовлетворении ходатайства об объединении дел № 32/А-10-2014 и №37/А-10-2015 в одно производство.

Определением от 01.07.2015 г.  (исх. №03/6766  от 06.07.2015 г.) дела №№ 32/А-10-2014, 37/А-10-2015 объедены в одно производство, объединенному делу присвоен номер <...> /А-10-2014.

Приказом Кемеровского УФАС России от 09.07.2015 г. №117 создана комиссия по рассмотрению объединенного дела № 32/А-10-2014.

Определением от 09.07.2015 г. (исх. № 03/7069 от 13.07.2015 г.) рассмотрение дела  №32/А-10-2014 было назначено на 11.08.2015 г.

11.08.2015 г. законный представитель ПАО «МРСК Сибири» на заседании Комиссии не явился, сведения о надлежащем извещении законного представителя о дате, времени и месте рассмотрения дела № 32/А-10-2014 в Кемеровском УФАС России отсутствовали.

Определением  от  11.08.2015 г. (исх. № 03/8304 от 13.08.2015 г.)   рассмотрение   дела № 32/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 14.09.2015 г.

Письмом от 11.09.2015 г. (исх. №03/9325) рассмотрение дела № 32/А-10-2014 было перенесено на 06.10.2015 г.

Письмом от 06.10.2015 г. (исх. №03/10173) рассмотрение дела № 32/А-10-2014 было перенесено на 21.10.2015 г.

Определением от  09.10.2015 г. о продлении срока рассмотрения дела №32/А-10-2014 (исх. №03/10503 от 14.10.2015 г.) срок рассмотрения дела продлен до 09.04.2016 г.

Письмом от 21.10.2015 г. (исх. №03/10751) рассмотрение дела № 32/А-10-2014 было перенесено на 01.12.2015 г.

На заседании Комиссии, состоявшемся 01.12.2015 г. в соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о защите конкуренции Комиссия объявила перерыв в заседании комиссии до 03.12.2015 г.

03.12.2015 г. представители ПАО «МРСК Сибири», по существу дела №32/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства пояснили, следующее:

С 2015 г. ООО «Желдорэнерго» не оказывает услуги по передаче электроэнергии, в тарифном регулировании на 2015 год общество не участвовало, в связи, с чем договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 08.04.2013 г. № 1/ТСО/2013, заключенный  между ПАО «МРСК Сибири» и ООО «Желдорэнерго» считается расторгнутым.

Кроме этого, письмами от 30.10.2014 г. №1.4/03.3/7733-исх., от 07.11.2014 №02-200, от 13.11.2014 №02-207 стороны уведомили друг друга о расторжении договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 08.04.2013 №1/ТСО/2013.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

08.04.2013 г. между ПАО «МРСК Сибири» и ООО «Желдорэнерго» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии №1/ТСО/2013 (далее – Договор).

В соответствии с договором ООО «Желдорэнерго» обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии от точек приема до точек отпуска путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ООО «Желдорэнерго» на праве собственности или на ином законном основании, а ПАО «МРСК Сибири» обязуется оплачивать эти услуги.

Согласно пункту 2.8. Договора в случае, если в период действия Договора изменятся точки отпуска (приема) электрической энергии между сетями Исполнителя (ООО «Желдорэнерго») и ССК, объемы присоединенной мощности в этих точках, произойдет замена средств учета или изменится схема учета, либо произойдет замена одной ССК на другую, то стороны вносят изменения в соответствующие приложения к Договору путем оформления дополнительных соглашений.

Пунктом 9.2. Договора предусмотрено, что каждая из сторон в срок не более 10 дней с момента совершения соответствующего факта обязана уведомить другую сторону о следующем:

- о принятии решения о реорганизации и (или) ликвидации предприятия;

- о внесении изменений в учредительные документы относительно наименования и место нахождения предприятия;

- об изменении банковских реквизитов и иных данных, влияющих на надлежащее исполнение предусмотренных договором обязательств;

- об изменении своих правомочий в отношении электросетевого оборудования, задействованного в передаче электроэнергии по Договору.

25.03.2014 г. в связи со сменой расчетных приборов учета ООО «Желдорэнерго» направило в адрес филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго-РЭС» Дополнительное соглашение к Договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.03.2014 г. (письмо №02-127).

09.04.2014 г. филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго-РЭС» письмом №1.4/03.3/2332 вышеуказанное дополнительное соглашение было возвращено в адрес ООО «Желдорэнерго» без подписания.

24.06.2014 г. ООО «Желдорэнерго» направило в адрес филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго-РЭС» Дополнительное соглашение к Договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.04.2014 г. с Приложением № 1 и Приложением №2, содержащими точки приема и точки отпуска электроэнергии, по арендуемым объектам на 01.04.2014 г. (письмо №02-154).

25.07.2014 г. филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго-РЭС» письмом №1.4/03.3/5077-исх. Дополнительное соглашение к Договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.04.2014 г. возвращено в адрес ООО «Желдорэнерго» без акцепта.

Согласно сведениям, представленным ПАО «МРСК Сибири» в адрес Кемеровского УФАС России (вх. №7172 от 15.09.20014 г.), Договор оказания услуг по передаче электрической энергии №1/ТСО/2013 от 08.04.2013г. не содержит обязательств ПАО «МРСК Сибири» о встречном предоставлении услуг по передаче электрической энергии, т.е. предоставлении услуг как исполнителя. ПАО «МРСК Сибири» в договорах выступает только в качестве потребителя услуг.

ПАО «МРСК Сибири», как потребитель услуг, является необязанной стороной по смыслу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Из содержания Договора не следует обязанность ПАО «МРСК Сибири», как потребителя-заказчика услуг заключать дополнительные соглашения с исполнителем услуг по договору.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)  ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.

Односторонний отказ от исполнения обязательства в силу требований статьи 310 ГК РФ не допускается.

Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.

В соответствии с частью 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей (часть 2 статьи 426 ГК РФ).

На основании пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Частью 1 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Возможность изменения условий договора предусмотрена ГК РФ, а также пунктом 2.8 Договора.

Кроме того, из пункта 8.3 Договора следует, что договор считается расторгнутым при отсутствии тарифа на услуги по передаче электроэнергии, утвержденного органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для ООО «Желдорэнерго».

Пунктом 2 статьи 20 Закон об электроэнергетике предусмотрено, что в электроэнергетике применяются следующие методы государственного регулирования и контроля: государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в отнесенных законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сферах электроэнергетики, осуществляемые в соответствии с законодательством о естественных монополиях, в том числе регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике; государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; государственное антимонопольное регулирование и контроль, в том числе установление единых на территории Российской Федерации Правил доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии; управление государственной собственностью в электроэнергетике; федеральный государственный энергетический надзор; государственный экологический надзор в электроэнергетике.

В пунктах 2, 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике установлен исчерпывающий перечень цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию.

В соответствии с абзацем 8 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004  № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Согласно пункту 4 Правил недискриминационного доступа потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 г. - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком). Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил недискриминационного доступа, предусмотренные для сетевых организаций.

Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Пунктом 8  Правил недискриминационного доступа  предусмотрено, что в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III Правил недискриминационного доступа.

Согласно пункту 9 Правил недискриминационного доступа, договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.

В соответствии с пунктом 34 Правил недискриминационного доступа по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии.

В силу пункта 36 Правил недискриминационного доступа сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора.

Договоры между смежными сетевыми организациями заключаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом особенностей, установленных Правилами недискриминационного доступа.

В соответствии с абзацем вторым пункта 42 Правил недискриминационного доступа расчеты между территориальными сетевыми организациями осуществляются по тарифам на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.

В пункте 19 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию, на розничном рынке (утверждены Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 года № 20-э/2) установлено, что в случае, если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, регулирующие органы обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.

В пункте 20 указаний установлено, что в случае если организации, осуществляемые регулируемую деятельность, по итогам расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов на последующий расчетный период регулирования.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения данного дела Комиссией установлено, что тариф на передачу электрической энергии для ООО «Желдорэнерго» РЭК Кемеровской области не утверждался.

Таким образом, ПАО «МРСК Сибири»,  не сможет заявить о возникновении дополнительных расходов (убытков), возникших в связи с изменением состава электросетевого хозяйства ООО «Желдорэнерго», в регулирующий орган при установлении тарифов на следующий период регулирования (календарный год).

Таким образом, учитывая условия, предусмотренные пунктом 8.3 договора, а также факт того, что ООО «Желдорэнерго» в настоящее время не оказывает услуги по передаче электрической энергии,  в действиях ПАО «МРСК Сибири»  отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

Р Е Ш И Л А:

производство по делу № 32/А-10-2014, возбужденному по признакам нарушения ПАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить, ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) ПАО «МРСК Сибири».

 

Председатель Комиссии:                                                                                       Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии:                                                                                                     Г.Н. Ананьева     

Т.Ю. Моисеева

И.М. Мамедов

Е.А. Бердников

 

 

 

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны