Решение №08/10838 по жалобе от 17 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«17» декабря 2020 года

Резолютивная часть решения оглашена «15» декабря 2020г.

Решение изготовлено в полном объеме «17» декабря 2020г.                     г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

<…>.

заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

<…>.

начальника отдела  контроля в сфере закупок;

 

 

 

 

<…>.

главного специалиста-эксперта отдела  контроля в сфере закупок;

При участии:

       - <…>.– представителя МКУ «Управление по благоустройству, транспорту и связи»,  по доверенности,

рассмотрев  дело № 042/06/14-1994/2020, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – МКУ «Управление по благоустройству, транспорту и связи» законодательства в сфере закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0139300013020000580 «Мероприятия по сокращению потребления электрической энергии в общественных территориях (освещение улиц, парков, скверов)», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями п.п «б» п.2 ч.3 ст. 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

 

установила:

 

09.12.2020г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ЗАО «ВМ-Траст» (вх. № 8562Э от 09.12.2020) на действия заказчика – МКУ «Управление по благоустройству, транспорту и связи» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0139300013020000580 «Мероприятия по сокращению потребления электрической энергии в общественных территориях (освещение улиц, парков, скверов)».

По мнению заявителя, конкурсная документация противоречит требованиям закона о контрактной системе.

         В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

        12.11.2020г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом – Администрацией Междуреченского городского округа были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0139300013020000580 «Мероприятия по сокращению потребления электрической энергии в общественных территориях (освещение улиц, парков, скверов)» и конкурсная документация.

Начальная максимальная цена контракта – 125 460 389,88 рубля.

Согласно требованиям части 3 статьи 14 ФЗ № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно требованиям пункта 10 статьи 42 ФЗ № 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства РФ № 878 от 10.07.2019 установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

        В Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 878 от 10.07.2019, включено оборудование электрическое осветительное (код 27.4. Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014).

        В оборудование электрическое осветительное (код 27.4) входят лампы (светильники) светодиодные.

        Предметом закупки №  0139300013020000580 является выполнение мероприятий по сокращению потребления электрической энергии в общественных территориях (освещение улиц, парков, скверов).

        Одним из энергосберегающих мероприятий является монтаж оборудования (светильников) на объектах энергосервиса, демонтаж существующих светильников.  Согласно условиям контракта, заключаемого по результатам конкурса, оборудование, улучшения, созданные или установленные на объекте энергосервиса переходят в собственность заказчика (пункт 11.4 проекта контракта).

        Поскольку при оказании услуг по объекту закупки фактически осуществляется поставка товара – светильники светодиодные, передаваемых в собственность заказчика, в конкурсной документации должны быть установлены ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 878 от 10.07.2019.

В связи с тем, что заказчиком не установлены требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 878, заказчиком нарушены требования части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42 ФЗ № 44-ФЗ.

Довод заявителя о том, что заказчиком установлено превышающее значение для показателя «Напряжение питания», признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным с учетом следующего:

Согласно требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ необходимо использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

     ГОСТ 29322-2014 (IEC 60038:2009) «Напряжения стандартные» устанавливает номинальные напряжения для электрических систем, сетей, цепей и оборудования переменного и постоянного тока.

     Номинальное напряжение должно составлять 230 В. Согласно указанному ГОСТ при нормальных условиях оперирования напряжение питания не должно отличаться от номинального напряжения системы больше чем на ±10%. Также приложение А указанного ГОСТ устанавливает наибольшее допустимое напряжение питания 253В, наименьшее – 207В, что соответствует отклонениям ±10%. В Приложении А ГОСТ 29322-2014 (IEC 60038:2009) «Напряжения стандартные» указано наименьшее используемое напряжение 198 В, обусловленное возможным падением напряжения в электроустановках потребителя. Также в ГОСТе 29322-2014 указано, что «электрооборудование можно использовать только в электрических системах, имеющих наибольшее напряжение, которое меньшее или равно его наибольшему напряжению для электрооборудования».

   Таким образом диапазон рабочего напряжения оборудования должен быть не меньше диапазона рабочего напряжения, обусловленного параметрами сети.

   Положения ГОСТа 29322-2014 (IEC 60038:2009) «Напряжения стандартные» применяют совместно с ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения».

  ГОСТ 32144-2013 устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии, а именно: Медленные изменения напряжения - не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю. Колебания напряжения и фликер – кратковременные  (10 минут) не должны превышать 1,38, длительные (2 часа) не должны превышать 1,00 - в течение 100% времени интервала в одну неделю. Указанные требования предъявляются непосредственно к параметрам качества электроэнергии. Выход оборудования из строя в период его работы является недопустимым так как влечет нарушение условия работы системы освещения в целом.

  Таким образом, если при каждом превышении или провале напряжения свыше 10% от номинального будут выходить из строя светильники, достижение цели контракта, а именно получения экономического эффекта при условии работоспособности самой системы представляется невозможным. С целью гарантированного выполнения условий контракта требуется подбирать оборудование с расширенным рабочим диапазоном напряжения.

    Требование к напряжению питания в диапазоне напряжения 100-305В относится к осветительному оборудованию и учитывает падение напряжения в имеющейся сети освещения, медленные изменения напряжения, колебания напряжения и достигается применением в светильнике источников тока, подобранных в соответствии с параметрами напряжения питания.

  Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

       Согласно требованиям пункта 8 части 1 статьи 54.3 ФЗ № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно требованиям части 1 статьи 32 ФЗ № 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013г. № 1085 (далее – Правила № 1085).

В подпункте «б» пункта 27 Правил № 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели: «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема».

Как следует из самого названия данного показателя, в его рамках оценке подлежит опыт сопоставимого, а не аналогичного, характера и сопоставимого объема.

По результатам данного конкурса заключается энергосервисный контракт, в рамках которого исполнитель за свой счет осуществляет энергосберегающие мероприятия на объекте заказчика, то есть осуществляет поставку товаров, выполняет работы по монтажу осветительного оборудования, в результате чего уменьшается потребление энергетических ресурсов.

Следовательно, сопоставимость опыта должна определяться исходя из характера поставки, осуществляемой в рамках энергосберегающих мероприятий. Оценке должны подлежать не только энергосервисные контракты, но и любые контракты на поставку товаров, аналогичных поставляемым в рамках энергосберегающих мероприятий.

Поскольку заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия оценки Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» заказчиком нарушены требования пункта 8 части 1 статьи 54.3 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям части 5 статьи 23 ФЗ № 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Согласно требованиям части 6 статьи 23 ФЗ № 44-ФЗ Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 08.02.2017г. № 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Постановление Правительства РФ № 145).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил Постановления Правительства РФ № 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Постановлением Правительства РФ № 878 от 10.07.2019 установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

        В Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 878 от 10.07.2019, включено «Оборудование электрическое осветительное» (код 27.4. Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014), а также код 26 – «Оборудование компьютерное, электронное и оптическое».

        В код 27.4 «Оборудование электрическое осветительное» входят светильники светодиодные.

        Заказчиком в пункте 2 Технического задания  (Приложение № 1) установлены следующие требования к товару «Сервер системы управления наружным освещением»:

2

сервер системы управления наружным освещением

Минимальные требования к системному предустановленному программному обеспечению для установки серверной части ПО АСУНО - производительность, быстродействие, носители информации должны соответствовать требованиям системного ПО АСУНО:

- Процессор Intel Core2 Duo 2,4 ГГц;

- Оперативная память 8 Гб;

- Жесткий диск 1Тб;

- Операционная система Microsoft Windows (32/64 бит) XP/7/10/server2003/server2008/server2010/ server2012;

- Скорость подключения к Интернет 5Мбит/сек.

-  IIS версии 7

- MS SQL Server 2005

Заказчиком в аукционной документации указан код 71.12.11.100 «Мероприятия по сокращению потребления электрической энергии в общественных территориях (освещение улиц, парков, скверов)».

Кроме того, в аукционной документации заказчиком установлены требования к поставляемому товару ««Сервер системы управления наружным освещением». Данному товару соответствует код 26.20.14.000-00000001 (КТРУ) «Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных» и заказчиком для данного товара установлены дополнительные характеристики.

С учетом требований подпункта «а» пункта 5 Правил Постановления Правительства РФ № 145 заказчикам запрещается при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 использовать при описании объекта закупки иные дополнительные характеристики, кроме тех, которые указаны в КТРУ.

Комиссией Кемеровского УФАС России был проанализирован код 26.20.14.000-00000001 (КТРУ) и установлено, что заказчиком из КТРУ помимо тех, которые указаны в КТРУ (оперативная память, скорость подключения к интернет, жесткий диск) заказчиком указаны дополнительные характеристики (процессор, IIS версия 7, VS SQL Sever 2005).

На основании пункта 6 Постановления Правительства РФ № 145 в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Поскольку заказчиком к серверу были установлены дополнительные характеристики без обоснования необходимости их использования, заказчиком нарушены требования части 6 статьи 23 ФЗ № 44-ФЗ.

Довод заявителя о том, что при исполнении контракта не допускается выполнение дополнительных энергосберегающих мероприятий, не указанных в контракте, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным в силу следующего:

Согласно требованиям части 1 статьи 108 ФЗ № 44-ФЗ в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).

          В пункте 6.7 проекта контракта заказчиком указано следующее: «Исполнитель вправе по согласованию с Заказчиком выполнить дополнительные энергосберегающие мероприятия, не указанные в Контракте, при этом выполнение данных мероприятий осуществляется без изменения цены по Контракту».

Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что в пункте 6.7 проекта контракта речь не идет о замене радиоэлектронной продукции,  в действиях заказчика отсутствует нарушение требований ФЗ № 44-ФЗ.

        Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ЗАО «ВМ-Траст» на действия заказчика – МКУ «Управление по благоустройству, транспорту и связи» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0139300013020000580 «Мероприятия по сокращению потребления электрической энергии в общественных территориях (освещение улиц, парков, скверов)» частично обоснованной (в части нарушения требований части 3  статьи 14, пункта 10 статьи 42, части 6 статьи 23, пункта 8 части 1 статьи 54.3 ФЗ № 44-ФЗ)

2. Признать заказчика – МКУ «Управление по благоустройству, транспорту и связи» нарушившим требование части 3 статьи 14, пункта 10 статьи 42, пункта 8 части 1 статьи 54.3 ФЗ, части 6 статьи 23 № 44-ФЗ.

3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, поскольку было выдано 14.12.2020г.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии <…>.

 

Члены  комиссии

<…>.

<…>.

Связанные организации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ, ТРАНСПОРТУ И СВЯЗИ"
ИНН 4214020900, ОГРН 1044214001040
ЗАО «ВМ-ТРАСТ»
ИНН 4250006080, ОГРН 1094250000426