Решение №03/3693 по жалобе от 27 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заказчику –

ООО «Кузбасская энергосетевая компания»

 

Заявителю –

АО «АльфаСтрахование»

 

в лице Кемеровского филиала

АО «АльфаСтрахование»

 

 

РЕШЕНИЕ
по жалобе № 042/07/3-622/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена «24» мая 2022 г.                                г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «27» мая 2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе: <…>

в присутствии представителей АО «АльфаСтрахование» и ООО «Кузбасская энергосетевая компания» (по доверенности),

рассмотрев в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу Акционерного Общества «АльфаСтрахование» (ИНН: 7713056834) (далее также – АО «АльфаСтрахование», Заявитель) и материалы по жалобе № 042/07/3-622/2022,

У С Т А Н О В И Л А:

Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба АО «АльфаСтрахование» исх. № б/н от 13.05.2022 (вх. № 2948э от 16.05.2022) на действия заказчика – Общество с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» (ИНН: 4205109750; ОГРН: 1064205113136) (далее – Заказчик) при осуществлении закупки путём проведения запроса коммерческих предложений на оказание услуг по страхованию транспортных средств (ОСАГО) (№ КЭнК-116-12-22-ЗКП), размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http//zakupki.gov.ru (далее – ЕИС), Извещение № 32211370202 (далее – Закупка).

По мнению Заявителя, Заказчиком закупки нарушены требования Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), выразившиеся в установлении в документации о закупке требований, ограничивающих круг потенциальных участников.

Уведомлением от 17.05.2022 № 03/3375 рассмотрение жалобы АО «АльфаСтрахование» было назначено на 24.05.2022 в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи. Данное уведомление было направлено по электронной почте в адрес Заказчика и Заявителя.

24.05.2022 представитель Заявителя поддержала доводы жалобы, представитель Заказчика просила признать жалобу не обоснованной, направив возражения.

24.05.2022 в ходе рассмотрения жалобы № 042/07/3-622/2022 дистанционно с использованием системы видеоконференцсвязи, изучив имеющиеся материалы закупки, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (в том числе субъектов естественных монополий) (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ООО «Кузбасская энергосетевая компания», утвержденным Протоколом общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью  «Кузбасская энергосетевая компания» от 27.04.2022 № 43 (далее – Положение о закупках), размещенным в ЕИС.

06.05.2022 Заказчиком в ЕИС было размещено извещение о проведении Закупки и документация о закупке (далее – Документация). Установлена начальная (максимальная) цена договора -1 749 631,39 руб.

Согласно доводам Заявителя начальная (максимальная) цена договора по Закупке должна была быть рассчитана тарифным методом, поскольку регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Кроме того, установленная Документацией начальная (максимальная) цена договора соответствует минимальной возможной ценой договора в соответствии с Указанием Центрального банка РФ от 08.12.2021г. № 6007-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», что исключает возможность конкуренции участников закупки в части критерия оценки «Цена договора», т.к. в соответствии с пунктом 6 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ) страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Указанием Банка России и не имеет возможность подать иную цену, чем установленная заказчиком в Документации.

Оценив указанные доводы Заявителя, Комиссия приходит к следующим выводам.

Пунктом 1.11.1.1. Положения о закупках установлено, что начальная (максимальная) цена договора и цена договора, заключаемого с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком) определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа цен);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Согласно п. 1.11.1.2. Положения о закупке метод сопоставимых рыночных цен (анализа цен) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком, и заключается в установлении начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком, на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг.

В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа цен) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (исполнителей, подрядчиков), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная из единой информационной системы, в результате поиска ценовой информации в реестре контрактов, договоров, заключенных заказчиками  (при этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет) и иные источники информации, в том числе общедоступные результаты изучения рынка.

На основании полученных сведений о ценах товаров, работ, услуг заказчик производит определение и обоснование начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), цены единицы товара (работы, услуги). При этом обоснование такой цены может происходить как по наименьшей цене, так и по средней арифметической стоимости.

Заказчик вправе установить начальную (максимальную) цену договора, цену договора, заключаемого с единственным поставщиком, цену единицы товара (работы, услуги) отличную в сторону уменьшения от цены, полученной по результатам проведенного анализа цен, в целях соблюдения источников, предусмотренных утвержденной в установленном порядке Инвестиционной программой развития Заказчика и (или) имеющихся у Заказчика ресурсов.

Согласно пункту 7 Документации начальная (максимальная) цена рассчитана методом сопоставимых рыночных цен (анализ цен).

Для определения начальной (максимальной) цены договора Заказчиком были получены предложения от потенциальных исполнителей услуги и подготовлен анализ цен, в порядке, установленном Заказчиком.

Согласно проведенного Заказчиком анализа цен от 04.05.2022 потенциальными исполнителями были предложены цены: 1). 1 749 631,39 руб.; 2). 1 746 220,24 руб.; 3). 2 495 494,07 руб.

Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России актуально (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования (пункт 1 статьи 8 Закона № 40-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 40-ФЗ страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Частью 1 статьи 9 Закона № 40-ФЗ предусмотрено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 названного Закона.

Согласно пункту 6 статьи 9 Закона № 40-ФЗ страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не отвечающие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 этого Закона. Предусмотренные Законом № 40-ФЗ страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Базовые ставки, установленные Банком России в Указании от 08.12.2021 года    №6007-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», являются обязательными для страховых организаций и установлены в виде их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях.

При проведении Закупки Заказчиком установлена начальная (максимальная) цена договора в пределах минимальных базовых ставок, предусмотренных Банком России Указанием от 08.12.2021 года № 6007-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В соответствии с п. 1.11.1.4. Положения о закупке тарифный метод применяется, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.  При определении НМКЦ тарифным методом используются официальный сайты органов тарифного регулирования.

В соответствии с частью 10 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируемые виды деятельности, в том числе регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, определяются как виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов).

Статьей 4 Федерального Закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» определены сферы деятельности, относящиеся к деятельности естественных монополий. Услуги в сфере страхования не относятся к деятельности естественных монополий.

В соответствии с Положением о закупке запрос коммерческих предложений– иной конкурентный способ закупки, проводимый не в электронной форме, при которой победителем запроса коммерческих предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие, в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям Заказчика, документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Условиями Закупки (Приложение № 3 к Документации) предусмотрены следующие критерии оценки и сопоставления заявок участников:

1. Цена договора. Значимость критерия - 20%;

2. Надежность и квалификация участника закупки. Значимость критерия - 80%:

2.1 Результат от операционной деятельности Участника закупки.

2.2 Динамика страховой премии - нетто-перестрахование Участника закупки.

2.3 Коэффициент инвестиционного результата Участника закупки.

2.4 Объем страховых премий (взносов) по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) в 2021 году.

Конкуренция участников при проведении Закупки обеспечивается не только критерием «Цена», но и иными критериями оценки- «Надежность и квалификация участника закупки».

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Таким образом, осуществление Заказчиком расчета начальной (максимальной) цены методом сопоставимых рыночных цен (анализ цен) соответствует Положению о закупке и не противоречит нормам действующего законодательства.

Даже если предположить, что Заказчику нужно было применить тарифный метод при определении начальной (максимальной) цены договора, то нарушения со стороны Заказчика также не допущено, так как начальная (максимальная) цена договора установлена в границах минимальных значений, установленных Указанием Банка России.

Нормами действующего законодательства, Положения о закупке не установлен запрет на применение минимального значения базовой ставки страховых тарифов для обоснования начальной (максимальной) цены договора на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Законом не установлены ограничения на возможность применения минимального значения предельного размера базовой ставки страховых взносов для обоснования начальной (максимальной) цены договора на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и Заказчик вправе выбрать любое значение в установленных пределах.

Закон о закупках не содержит нормы, устанавливающей применение максимальных базовых ставок при определении начальной (максимальной) цены договора.

Установление начальной (максимальной) цены договора с применением максимальных значений базовых ставок не отвечает ни финансовым, ни экономическим, ни производственным интересам Заказчика, направленным на своевременное и полное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств. 

Условия закупки, требования к участникам закупки, начальная (максимальная) цена, критерии и порядок оценки установлены Заказчиком в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком при проведении закупки, не установлено требований, ограничивающих круг потенциальных участников, создающих преимущества отдельным участникам закупки.

Следовательно, довод Заявителя о нарушении Заказчиком требований Закона о закупках при установлении начальной (максимальной) цены договора является не состоятельным и основания для удовлетворения жалобы АО «АльфаСтахование», в рассматриваемом случае отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу АО «АльфаСтрахование» на действия заказчика ООО «Кузбасская энергосетевая компания» (ИНН: 4205109750; ОГРН: 1064205113136) при осуществлении закупки путём проведения запроса коммерческих предложений на оказание услуг по страхованию транспортных средств (ОСАГО) (№ КЭнК-116-12-22-ЗКП), Извещение о проведении которого было опубликовано 06.05.2022 под № 32211370202, необоснованной.

 

 

Заместитель председателя Комиссии                                                                    <…>

 

Члены Комиссии:                                                                                                      <…>

 

 

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны