Решение б/н Решение по делу № 35/А-10-2012 в отношении ООО фирма «ФАЛАР» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 35/А-10-2012

                                                                                         г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена 11 апреля 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено 25 апреля 2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: Кухарской Натальи Евгеньевны – руководителя управления;

Членов Комиссии:            Давыдовой Анны Минивалиевны – начальника отдела   ТЭК;

Фризен Светланы Николаевны – главного специалиста- эксперта отдела  ТЭК;

Патрикеева Кирила Анатольевича – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;  

Ананьевой Галины Николаевны – ведущего специалиста-эксперта отдела  ТЭК;

Голяковой Натальи Алексеевны – специалиста-эксперта отдела ТЭК,

в присутствии:

- <…> – директора ООО «Ирида плюс» (по доверенности),

рассмотрев дело № 35/А-10-2012, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью фирма «ФАЛАР» (<…>) (далее - ООО фирма «ФАЛАР» (далее – Закон о защите конкуренции) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Кемеровским УФАС России по результатам рассмотрения заявления ООО «Ирида плюс» о наличии в действиях ООО фирма «ФАЛАР» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на локальном рынке передачи электрической энергии, а именно в действиях по вводу ограничений подачи электрической энергии на объект, принадлежащий ООО «Ирида плюс», с нарушением порядка, предусмотренного действующим законодательством РФ и договором электроснабжения от 01.01.2008 №981с, а также по направлению письма от 30.12.2011 г. №1044 в адрес ООО «Ирида плюс» с требованием оплатить расходы, связанные с содержанием и обслуживанием трансформаторной подстанции (ТП-9), результатом которых явилось ущемление интересов ООО «Ирида плюс», приказом от 02.04.2012 г. № 78 возбуждено дело № 35/А-10-2012 по признакам нарушения ООО фирма «ФАЛАР» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 02.04.2012 г. рассмотрение дела №35/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 11.04.2012г.

На рассмотрение дела № 35/А-10-2012, состоявшееся 11.04.2012 г., представители ООО фирма «ФАЛАР» не явились. Согласно уведомлению  вручении почтовой корреспонденции определение о назначении дела №35/А-10-2012 было получено ООО фирма «ФАЛАР» 06.04.2012 г.

Ходатайств от ООО фирма «ФАЛАР» в адрес Кемеровского УФАС России  не поступало.

Исходя из вышеуказанного, Комиссия посчитала возможным рассмотреть дело  №35/А-10-2012 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствии представителей ООО фирма «ФАЛАР», надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения дела.

Представитель ООО «Ирида плюс» поддержал доводы, изложенные в заявлении от 10.01.2012 г., указав, что ООО фирма «ФАЛАР» на протяжении 2011 г. периодически вводило ограничения подачи электрической энергии на электроустановки пекарни, принадлежащей ООО «Ирида плюс», нарушая порядок уведомления последнего. При этом, отсутствие электроснабжения негативно сказывалось на хозяйственной деятельности ООО «Ирида плюс», в том числе приводило к нарушению технологических процессов выпечки хлебобулочных изделий.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителя ООО «Ирида плюс», участвующего в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Между ООО «Ирида плюс» и ООО «Энергосбытовая компания Кузбасса» заключен договор электроснабжения №2661с от 01.03.2010 г.

Согласно пункту 1.1 вышеуказанного договора ООО «Энергосбытовая компания Кузбасса» обязуется осуществлять продажу ООО «Ирида плюс» электрической энергии и мощности, на условиях и в количестве, определенных договором, в пределах мощности, разрешенной техническими условиями на присоединение, а также обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей.

Энергопринимающие устройства (пекарня, магазин), принадлежащие  ООО «Ирида плюс» и расположенные по адресу: <…>, присоединены опосредовано к электрическим сетям ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» (далее – ОАО «СКЭК») через объекты электросетевого хозяйства (трансформаторная подстанция ТП-9), находившиеся на балансе ООО фирма «ФАЛАР».

В соответствии с техническими условиями ТО-19 от 05.06.2008 г., а также справкой от 09.07.2008 г., выданной ОАО «Кемеровская горэлектросеть», энергопринимающие устройства, принадлежащие ООО «Ирида плюс», подключены к электрическим сетям ОАО «СКЭК» с мощностью 150 кВт.

В свою очередь, ООО фирма «ФАЛАР» до 10.01.2012 г. на праве аренды (договор аренды №А-1/Ю/2009 от 01.01.2009 г., заключенный между ООО фирма «ФАЛАР» и ООО «АДФ») владело трансформаторной подстанцией ТП-9.

Согласно дополнительному соглашению от 10.01.2012 г. к договору аренды      №А-1/Ю/2009 от 01.01.2009 здание подстанции было исключено из перечня имущества, переданного ООО «АДФ» в аренду ООО фирма «ФАЛАР».

Электроснабжение ООО фирма «ФАЛАР» осуществляется по договору электроснабжения №981с от 01.01.2008 г., заключенному с ООО «Энергосбытовая компания Кузбасса».

Между ООО фирма «ФАЛАР» и ООО «Ирида плюс» заключен договор от 09.01.2008 г. на оказание услуг по содержанию объектов и мест совместного использования.

В соответствии с пунктом 1.2 вышеуказанного договора к перечню объектов и мест совместного использования относятся электрические сети и электрооборудование, включая трансформаторную подстанцию ТП-9.  Однако плата за услуги по содержанию совместно используемого электрооборудования в договоре не установлена. Документы, подтверждающие факт оплаты ООО «Ирида плюс» за данные услуги ООО фирма «ФАЛАР», в Кемеровское УФАС России не представлены.

Письмом от 30.12.2011 г. №1044, направленным в адрес ООО «Ирида плюс», ООО фирма «ФАЛАР» сообщило, что для заключения договора на содержание сетей совместного использования на 2012 г. ООО «Ирида плюс» необходимо оплатить часть затрат, понесенных ООО фирма «ФАЛАР» в 2011 г. на содержание ТП-9 за период с января по декабрь включительно, в размере <…> руб.

Статьей 210 Гражданского кодекса РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Таким образом, требования ООО фирма «ФАЛАР», изложенные в письме от 30.12.2011 г. №1044, направленном в адрес ООО «Ирида плюс», о компенсации затрат на содержание арендуемого электросетевого оборудования, противоречат нормам действующего законодательства РФ.

Согласно сведениям ООО «Ирида плюс», изложенным в заявлении от 10.01.2012г., ООО фирма «ФАЛАР» на протяжении 2011 г. неоднократно вводило ограничения потребления электрической энергии на объекты, принадлежащие ООО «Ирида плюс». Так, ООО фирма «ФАЛАР» в связи с профилактическими работами на ТП-9, вводились ограничения подачи электрической энергии на энергопринимающие устройства, принадлежащие ООО «Ирида плюс»:

- с 18-00 до 21-00 часов 18.05.2011 г.;

- с 20-00 часов 30.06.2011 г. по 07-00 часов 01.07.2011 г.;

- с 20-00 часов 14.07.2011 г. по 07-00 часов 15.07.2011 г.;

- с 20-00 часов 19.08.2011 г. по 07-00 часов 20.08.2011 г.;

- с 11-00 до 12-30 часов 23.12.2011 г.

Ввод ООО фирма «ФАЛАР» вышеуказанных ограничений подтверждается письмами общества, направленными в адрес ООО «Ирида плюс», от 17.05.2011 г. №323,  от 12.07.2011 г. №490, от 17.08.2011 №617, от 22.12.2011 г. №1023.

Пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) установлено, что сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов. В силу пункта 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Согласно пункту 118 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530, (далее – Основные положения) на организации, к объектам электросетевого хозяйства которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей, распространяются положения разделов XII и XIII настоящего документа, определяющие обязанности сетевых организаций.

В соответствии с абзацем 2 пункта 160 Основных положений (раздел XIII) в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства организаций, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, шинам или распределительным устройствам электрической станции, действия по введению частичного или полного ограничения режима потребления в отношении такого потребителя осуществляются собственником или иным законным владельцем указанной электрической станции, объектов электросетевого хозяйства в соответствии с положениями, установленными настоящим разделом для сетевой организации.

Пунктом 161 Основных положений предусмотрено, что ограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях:

а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем;

б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю;

в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;

г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;

д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

е) возникновение внерегламентных отключений;

ж) наличие обращения потребителя.

Согласно пункту 162 Основных положений в случае если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации) невозможно без ограничения режима потребления потребителей сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии (договором энергоснабжения), уведомляет потребителя о проведении таких работ. В указанном договоре также устанавливаются порядок согласования сетевой организацией и потребителем сроков проведения ремонтных работ, порядок уведомления гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) о результатах согласования и ответственность сетевой организации за неисполнение порядка согласования, превышение согласованных сроков ограничения режима потребления, а также ответственность потребителя за действия (бездействие), препятствующие проведению ремонтных работ сетевыми организациями.

В случае если проведение ремонтных работ сетевой организацией невозможно осуществить без ограничения режима потребления в отношении потребителей смежной сетевой организации, последняя обязана ввести ограничение режима потребления таких потребителей после получения соответствующего уведомления от сетевой организации.

В соответствии с пунктом 172 Основных положений фактические действия по ограничению режима потребления осуществляются потребителем или сетевой организацией, к электрической сети которой непосредственно технологически присоединено энергопринимающее устройство указанного потребителя. Для согласования ограничения режима потребления инициатор введения ограничения не позднее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты введения ограничения режима потребления направляет сетевой организации или иному собственнику (владельцу) объектов электросетевого хозяйства, к сетям которых технологически присоединены энергопринимающие устройства указанного потребителя, уведомление, содержащее сведения:

а) о потребителе, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;

б) об основаниях введения ограничения режима потребления;

в) о сроках и объемах вводимого ограничения режима потребления.

Пунктом 8.6 договора электроснабжения №981с от 01.01.2008 г., заключенного между ООО «Энергосбытовая компания Кузбасса» и ООО фирма «ФАЛАР», предусмотрено, что абонент согласовывает предложенные сетевой организацией (в данном случае ОАО «СКЭК») сроки проведения ремонтных работ на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства, которые влекут необходимость введения ограничения подачи энергии абоненту, а также информирует сетевую организацию о плановых (текущих и капитальных ремонтах) на энергетических объектах абонента в срок не позднее 10 дней до их начала.

Согласно письму ОАО «СКЭК» от 21.03.2012 г. №2012/0064/1, направленному в адрес Кемеровского УФАС России, ОАО «СКЭК» (сетевая организация) не проводило на указанные даты (18.05.2011 г., 30.06.2011 – 01.07.2011 гг., 14.07.2011 – 15.07.2011 гг., 19.08.2011 – 20.08.2011 гг., 23.12.2011 г.) ремонтные (профилактические) работы на муниципальных электрических сетях г.Кемерово, от которых подключены энергопринимающие устройства ООО фирма «ФАЛАР», кроме того ООО фирма «ФАЛАР» не согласовывало с ОАО «СКЭК» проведение ремонтных работ в вышеперечисленные сроки на электрических сетях, обслуживаемых ООО фирма «ФАЛАР».

На сновании вышеизложенного, учитывая отсутствие оснований для введения ограничения подачи электрической энергии на энергопринимающие устройства ООО «Ирида плюс», предусмотренных пунктом 161 Основных положений, ООО фирма «ФАЛАР» для проведения ремонтных (профилактических) работ на электросетевом оборудовании, через которое подключены энергопринимающие устройства третьих лиц (в том числе ООО «Ирида плюс», требующих прекращения подачи электрической энергии, обязано было согласовывать данные отключения как с сетевой организацией (ОАО «СКЭК») в соответствии с положениями пункта 8.6 договора электроснабжения от 01.01.2008 №981с, так и с ООО «Ирида плюс», энергопринимающее устройства которого подключено к электрическим сетям ОАО «СКЭК» опосредовано через электросетевое оборудование ООО фирма «ФАЛАР», в соответствии с пунктом 172 Основных положений.

Таким образом, ООО фирма «ФАЛАР» был нарушен порядок введения ограничения подачи электрической энергии в вышеуказанные даты на объекты ООО «Ирида плюс» для проведения ремонтных работ.

Статьей 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающему передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Передача электрической энергии не заключается лишь в непосредственной транспортировке энергии по сетям, а представляет собой комплекс организационно и технологически связанных действий по производству, реализации и непосредственной транспортировке по сетям электрической энергии.

Услуга по передаче электрической энергии неразрывно связана с услугой по обеспечению перетока электрической энергии, поскольку данная услуга необходима для дальнейшей передачи электрической энергии конечным потребителям и является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Следовательно, услуги по обеспечению перетока электрической энергии являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

Таким образом, ООО фирма «ФАЛАР», на балансе которого находится ТП-9 (от которой осуществляется электроснабжение объектов, принадлежащих ООО «Ирида плюс», расположенных по адресу: г<…>), осуществляя услугу по обеспечению перетока электрической энергии на объект ООО «Ирида плюс», фактически осуществляло услуги по передаче электрической энергии указанному абоненту.

Услуги по передаче электрической энергии в силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к естественно монопольным видам деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Следовательно, ООО фирма «ФАЛАР» в период аренды электросетевого оборудования занимало доминирующее положение на локальном рынке по передаче электрической энергии на энергопринимающие устройства, принадлежащие ООО «Ирида плюс», в пределах электрооборудования, находящегося у него на праве аренды. Поскольку ООО фирма «ФАЛАР» является единственным хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим электросетевое хозяйство (в том числе ТП-9), через которое непосредственно осуществляется электроснабжение ООО «Ирида плюс», то его доля на данном товарном рынке передачи электрической энергии в пределах границ определенных территорией, охватываемой объектами электросетевого оборудования ООО фирма  «ФАЛАР», расположенного по адресу: <…>, составляла 100 %.

ООО фирма «ФАЛАР», оказывая услугу по передаче электрической энергии на объект, принадлежащий ООО «Ирида плюс», имеет возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара (поставку электрической энергии), в том числе, вводить ограничения подачи электроэнергии в отношении указанного потребителя.        

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Статья 10 Гражданского Кодекса РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Действия ООО фирма «ФАЛАР», выразившиеся во введении ограничений в подаче электрической энергии ООО «Ирида плюс» с нарушением порядка, предусмотренного Основными положениями и договором электроснабжения от 01.01.2008 №981с, а также в направлении письма от 30.12.2011 г. №1044 с требованием оплатить расходы, связанные с содержанием и обслуживанием подстанции ТП-9, результатом которых явилось ущемление интересов ООО «Ирида плюс», квалифицированы Комиссией как злоупотребление ООО фирма «ФАЛАР» доминирующим положением на рынке передачи электрической энергии, а именно нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Ограничение конкуренции на рынке передачи электрической энергии указанные действия ООО фирма «ФАЛАР» не повлекли.

Материальный ущерб, понесенный ООО «Ирида плюс» вследствие нарушения ООО фирма «ФАЛАР» антимонопольного законодательства, не установлен.

Учитывая, что 10.01.2012 г. ООО фирма «ФАЛАР» расторгло договор аренды от 01.01.2009 г. №А-1/Ю/2009, заключенный с ООО «АДФ», на основании которого  ООО фирма «ФАЛАР» владело трансформаторной подстанцией ТП-9, через которую осуществляется электроснабжение объектов, принадлежащих ООО «Ирида плюс», у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 43 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА

1. Признать ООО фирма «ФАЛАР» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством введении ограничений в подаче электрической энергии ООО «Ирида плюс» с нарушением порядка, предусмотренного Основными положениями и договором электроснабжения от 01.01.2008 №981с, а также в направлении письма от 30.12.2011 г. №1044 с требованием оплатить расходы, связанные с содержанием и обслуживанием подстанции ТП-9, что имеет своим результатом ущемление интересов ООО «Ирида плюс».

2. Производство по делу №35/А-10-2012, возбужденному в отношении ООО фирма «ФАЛАР» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии:                                                                                      Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии:                                                                                                  А.М. Давыдова

Отпуск (приказ № 54-о от 09.04.2012г.)      С.Н. Фризен

К.А. Патрикеев                                                                                                      

Г.Н. Ананьева

Н.А. Голякова

 

 

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны