Постановление №11/3781 о наложении штрафа по делу об административном правонарушени... от 8 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении 

№ 042/04/14.32-383/2020

 

«06» мая 2020 г.                                          г. Кемерово                     ул. Ноградская, 5

 

Я, <…>, руководитель  Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, рассмотрев протокол и  материалы дела № 042/04/14.32-383/2020, возбужденного в отношении муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа (654080, г. Новокузнецк, пр. Строителей, 55, ИНН 4217170774) по признакам совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие законного представителя юридического лица,

УСТАНОВИЛА:

17.06.2019 на основании приказа Кемеровского УФАС России № 78 было возбуждено дело № 042/01/16-978/2019 по признакам нарушения управлением по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа, муниципальным бюджетным учреждением «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

27.11.2019 по результатам рассмотрения дела № 042/01/16-978/2019 комиссией Кемеровского УФАС России было принято решение о признании управления по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа, муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в заключении 24.01.2019 между управлением по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа и муниципальным бюджетным учреждением «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа ограничивающего конкуренцию соглашения ограничивающего конкуренцию соглашения № 5 о порядке и условиях предоставлениях субсидии МБУ «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ) а именно: затрат, связанных с оказанием услуг (выполнение работ) по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования (реализация и организация изготовления проездных документов. Разработка и согласование в установленном порядке расписаний, а также графиков движения маршрутов наземного транспорта; автотранспортное обслуживание должностных лиц, государственных органов и государственных учреждений в случаях, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрено, что заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, действие хозяйствующего субъекта – муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа, а именно: заключение 24.01.2019  соглашения № 5 о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение нормативных затрат муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ) а именно: затрат, связанных с оказанием услуг (выполнение работ) по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования (реализация и организация изготовления проездных документов. Разработка и согласование в установленном порядке расписаний, а также графиков движения маршрутов наземного транспорта; автотранспортное обслуживание должностных лиц, государственных органов и государственных учреждений в случаях, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, привели (могли привести) к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующие товарные рынки, нарушению их прав и законных  интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности, предоставлению преимущественных условий для муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа в сфере выполнения указанных работ, созданию возможности для данного хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара (работ и услуг) на соответствующих товарных рынках нарушают требования пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и подлежит квалификации как административное правонарушение, ответственность за  которое предусмотрена частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

Уведомлением от 26.02.2020 процедура составления и подписания протокола об административном правонарушении была назначена на 20.03.2020 на 11 часов 00 минут. Данное уведомление было направлено заказным письмом с уведомлением в адрес муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа.

20.03.2020 МБУ «ЕЦОПП» в адрес Кемеровского УФАС России были предоставлены письменные пояснения по изложенным в материалах дела № 042/04/14.32-383/2020 обстоятельствам.

Из представленных пояснений следует, что учреждение признает заключение соглашения о предоставлении субсидии за выполнение спорного муниципального задания нарушением антимонопольного законодательства, учитывая сложившуюся практику рассмотрения дел в отношении МБУ «ЕЦОПП» как Кемеровским УФАС России, так и арбитражными судами. При этом бюджетное учреждение не вправе было отказаться от выполнения муниципального задания в силу действующего законодательства РФ.

Следуя принципу индивидуальности и соразмерности наказания, законодательством предусмотрены основания для смягчения и освобождения от ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, и их своевременное выявление необходимо для правильного применения мер ответственности за установленное нарушение. В связи с этим представляется актуальным рассмотрение основных вопросов, возникающих при применении смягчающих обстоятельств при привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, и основания освобождения от ответственности.

Частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ предусмотрены обстоятельства, которые применимы ко всем составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. При этом обстоятельства, предусмотренные пунктами 2 - 7 указанной выше части, применяются в отношении юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства, что прямо предусмотрено примечаниями к статьям 14.31 и 14.32 КоАП РФ. В связи с этим, МБУ «ЕЦОПП» просит при рассмотрении дела учесть следующие смягчающие обстоятельства:

-          добровольное прекращение учреждением совершения противоправных действий;

-          МБУ «ЕЦОПП» не является организатором антиконкурентного соглашения, учреждение вынуждено исполнять муниципальное задание;

-          тяжелое материальное положение учреждения – финансовый результат деятельности МБУ «ЕЦОПП» в соответствии с балансом учреждения от 31.12.2019 составляет -10579060,51 руб. (минус десять миллионов пятьсот семьдесят девять тысяч шестьдесят рублей пятьдесят одна копейка).

Подробно доводы изложены в письменных пояснениях.

20.03.2020 состоялась процедура составления и подписания протокола по делу № 042/04/14.32-383/2020 об административном правонарушении в отсутствие законного представителя муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа, его защитника.

Копия протокола по делу № 042/04/14.32-383/2020 об административном правонарушении от 20.03.2020 была направлена 20.03.2020 в адрес муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа для сведения.

Определением от 23.03.2020 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении дело № 042/04/14.32-383/2020 об административном правонарушении было назначено к рассмотрению на 07.04.2020 на 11 часов 00 минут.

07.04.2020 в назначенное время законный представитель муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа на рассмотрение дела № 042/04/14.32-383/2020 не явился, защитника не направил. Сведениями о вручении определения о назначении даты, времени и места рассмотрения дела № 042/04/14.32-383/2020 Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 07.04.2020 рассмотрение дела № 042/04/14.32-383/2020 об административном правонарушении было отложено на 06.05.2020 на 11 часов 00 минут.

06.05.2020 в 11 часов 00 минут на рассмотрение дела № 042/04/14.32-383/2020 законный представитель МБУ «ЕЦОПП» на процедуру рассмотрения дела не явился. Учитывая надлежащее, заблаговременное уведомление законного представителя МБУ «ЕЦОПП» о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, а также учитывая представленные в полном объеме документа, пояснения по существу рассматриваемого дела, руководитель Кемеровского УФАС России приходит к выводу о возможности рассмотрения данного дела в отсутствие законного представителя юридического лица.

Вместе с тем 06.05.2020 в 12 часов 14 минут в адрес Кемеровского УФАС России от муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа поступило ходатайство об отложении рассмотрения данного дела.

Указанное ходатайство поступило в адрес антимонопольного органа после фактического рассмотрения дела № 042/04/14.32-383/2020 по существу, в связи с чем не подлежало удовлетворению.

   Изучив материалы административного дела № 042/04/14.32-383/2020, руководитель Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам:

            24.01.2019 г. между управлением по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка и муниципальным бюджетным учреждением «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа было заключено соглашение № 5 о порядке и условиях предоставления субсидии МБУ «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа.

Согласно пункту 1.1 указанного выше соглашения предметом соглашения являются порядок, объем и условия предоставления управлением по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка из средств бюджета города субсидии на возмещение нормативных затрат Учреждения, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ).

В соответствии с Приложением № 1 к Соглашению № 5 от 24.01.2019 сумма субсидий на 2019 год составила 44 536 800 руб.

05.08.2019 дополнительным соглашением № 6 к соглашению № 5 от 24.01.2019 о порядке и условиях предоставления субсидии МБУ «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа, Приложение № 1 устанавливающее размер и график предоставления субсидии МБУ ЕЦОПП изложено в новой редакции.

В соответствии с Приложением № 1 к Соглашению № 5 от 24.01.2019 сумма субсидий на 2019 год составила 36 439 412 руб.

Пунктом 4.1 Соглашения установлено, что настоящее соглашение вступает  в силу с момента подписания обеими сторонами и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2019 года и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.

            23.01.2019 УТиС г. Новокузнецка был издан приказ № 17 «Об утверждении муниципального задания МБУ «ЕЦОПП».

            19.02.2019 УТиС г. Новокузнецка был издан приказ № 49 «Об изменении Приказа № 17 от 23.01.2019».

            31.05.2019 УТиС г. Новокузнецка был издан приказ № 122 «О внесении изменений в Приказ от 23.01.2019 № 17 «Об утверждении муниципального задания муниципальному бюджетному учреждению «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа.

            Согласно пункту 1 данного приказа муниципальное задание для МБУ «ЕЦОПП» на 2019 год изложено в новой редакции.

В соответствии с муниципальным заданием на 2019 год и на плановый период 2020 – 2021 гг., утвержденным приказом УТиС г. Новокузнецка от 31.05.2019 № 122, МБУ «ЕЦОПП» в рамках исполнения задания выполняет работы (оказывает услуги) по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования (реализация и организация изготовления проездных документов. Разработка и согласование в установленном порядке расписаний, а также графиков движения маршрутов наземного транспорта; автотранспортное обслуживание должностных лиц, государственных органов и государственных учреждений в случаях, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.   

            Пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с подпунктом 32 пункта 2 статьи 45 Устава города Новокузнецка, принятого Постановлением Совета народных депутатов города Новокузнецка от 07.12.2009 № 11/117, к полномочиям администрации города Новокузнецка относится: создание условий для предоставления транспортных услуг населению, утверждение маршрутов и графиков движения городского транспорта, привлечение на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятий и организаций, действующих на территории городского округа.

Согласно части 2 статьи 18 ФЗ № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Работы по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования, на выполнение которых выделяются субсидии, являются потребностью Новокузнецкого городского округа, необходимы для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органа местного самоуправления, так как направлены, в том числе на создание необходимых условий для транспортного обслуживания населения г. Новокузнецка, следовательно, выполнение данных работ и оказание данных услуг относится к муниципальным нуждам.

Решение вопросов местного значения является расходным обязательством муниципального образования, обусловленным законом, и должно предусматриваться в бюджете города в качестве самостоятельного расходного обязательства на очередной финансовый год и не должны компенсироваться посредством предоставления субсидий.

В соответствии с частью 1 статьи 54 ФЗ № 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, ФЗ № 44-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 54 ФЗ № 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Как следует из пункта 1.1 Соглашения № 5 от 24.01.2019 субсидии на возмещение нормативных затрат МБУ «ЕЦОПП» связанных с выполнением, в том числе работ (оказанием услуг) по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования (реализация и организация изготовления проездных документов. Разработка и согласование в установленном порядке расписаний, а также графиков движения маршрутов наземного транспорта; автотранспортное обслуживание должностных лиц, государственных органов и государственных учреждений в случаях, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставляются из бюджета г. Новокузнецка.

Пунктом 3 статьи 3 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Статьей 8 ФЗ № 44-ФЗ установлен принцип обеспечения конкуренции,  согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.  Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком,  исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров,  выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками,  специализированными организациями,  их должностными лицами,  комиссиями по осуществлению закупок,  членами таких комиссий,  участниками закупок любых действий,  которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона,  в том числе приводят к ограничению конкуренции,  в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Следовательно, применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.

Процедуры, установленные Законом о контрактной системе по выбору исполнителя на предоставление услуг для муниципальных нужд города Новокузнецка, а именно: по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования (реализация и организация изготовления проездных документов. Разработка и согласование в установленном порядке расписаний, а также графиков движения маршрутов наземного транспорта; автотранспортное обслуживание должностных лиц, государственных органов и государственных учреждений в случаях, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, администрацией г. Новокузнецка не проводились.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги,  доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11).

В данном случае создается ситуация, при которой хозяйствующим субъектам, с которыми органы местного самоуправления впоследствии заключат гражданско-правовые договоры, будут предоставлены преимущественные условия осуществления деятельности в сфере организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования (реализация и организация изготовления проездных документов. Разработки и согласования в установленном порядке расписаний, а также графиков движения маршрутов наземного транспорта; автотранспортного обслуживания должностных лиц, государственных органов и государственных учреждений в случаях, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

При этом доступ иных хозяйствующих субъектов к осуществлению вышеуказанных работ (услуг) будет невозможен, что, в свою очередь, приведет к недопущению,  ограничению или устранению конкуренции.

В случае проведения уполномоченным органом власти торгов, напротив,  будет обеспечена конкуренция между участниками закупок.

Решение вопросов местного значения в сфере организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования (реализация и организация изготовления проездных документов. Разработки и согласования в установленном порядке расписаний, а также графиков движения маршрутов наземного транспорта; автотранспортного обслуживания должностных лиц, государственных органов и государственных учреждений в случаях, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставляются из бюджета г. Новокузнецка даже на территории отдельно взятого муниципального образования  не снимает с компетентного органа власти обязанности соблюдать положения ФЗ № 44-ФЗ, Закона № 131-ФЗ и статьи 72 Бюджетного кодекса РФ в части проведения им закупок в случае и в порядке, установленном данными нормативными актами.

Как следует из соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии МБУ «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа от 24.01.2019 субсидии МБУ «ЕЦОПП» предоставляются  в связи с оказанием последним, в том числе работ (услуг) по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования (реализация и организация изготовления проездных документов. Разработка и согласование в установленном порядке расписаний, а также графиков движения маршрутов наземного транспорта; автотранспортное обслуживание должностных лиц, государственных органов и государственных учреждений в случаях, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предоставляются из бюджета г. Новокузнецка.

Во исполнение условий соглашения управление по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка перечисляло МБУ «ЕЦОПП» денежные средства из местного бюджета, то есть фактически со стороны управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка выполнялся заказ на определенные виды работ (услуг), а МБУ «ЕЦОПП» обеспечивало оказание данных услуг (выполнение работ). 

При этом перечисленные работы и услуги относятся к муниципальным нуждам, следовательно, исполнитель данных работ должен определяться путем проведения торгов, потенциальные исполнители работ связанных с оказанием работ по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования (реализации и организации изготовления проездных документов. Разработке и согласованию в установленном порядке расписаний, а также графиков движения маршрутов наземного транспорта; автотранспортному обслуживанию должностных лиц, государственных органов и государственных учреждений в случаях, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления) должны быть публичным образом информированы о потребностях муниципального образования и его намерениях заключения такого соглашения.

Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации не предусмотрено право органов местного самоуправления Российской Федерации устанавливать ограничения прав хозяйствующих субъектов на осуществление предпринимательской деятельности в сфере организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования.

Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Реализация данного соглашения привела к недопущению возникновения конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в указанных сферах, предоставлению преимущественных условий для МБУ «ЕЦОПП» в сфере выполнения работ, созданию возможности для МБУ «ЕЦОПП» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара (работ и услуг) на соответствующих товарных рынках.

Действия МБУ «ЕЦОПП» по заключению 24.01.2019 ограничивающего конкуренцию соглашения о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение нормативных затрат МБУ «ЕЦОПП», связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ) привели (могли привести) к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующие товарные рынки, нарушению их прав и законных  интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности, вступают в противоречие с требованиями пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и влекут наложение административного взыскания, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

Местом и временем совершения правонарушения является дата и место совершения сделки – подписание, в том числе муниципальным бюджетным учреждением «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа соглашения № 5 о предоставлении субсидий из местного бюджета на возмещение нормативных затрат муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ) - 24.01.2019, г. Новокузнецк).

Согласно статье 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае у МБУ «ЕЦОПП» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований, тем не менее, всех зависящих мер по соблюдению законодательства Российской Федерации указанным лицом предпринято не было.

МБУ «ЕЦОПП» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также то, были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению положений законодательства Российской Федерации.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (статья 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Действия (бездействие) МБУ «ЕЦОПП» следует признать виновными, совершенными по неосторожности.

Срок давности привлечения МБУ «ЕЦОПП», к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек (29.11.2020).

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ правонарушение может быть признано малозначительным при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Негативные последствия действия МБУ «ЕЦОПП» выразились в ограничении доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующие товарные рынки, нарушению их прав на осуществление предпринимательской деятельности в сфере, связанной с оказанием работ по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования (реализации и организации изготовления проездных документов, разработке и согласованию в установленном порядке расписаний, а также графиков движения маршрутов наземного транспорта; автотранспортному обслуживанию должностных лиц, государственных органов и государственных учреждений в случаях, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

Таким образом, с учетом оценки конкретных обстоятельств совершения данного правонарушения, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, за правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области учитывает характер совершенного правонарушения, а также наличие (отсутствие) обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность.

В соответствии с частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

Согласно примечанию пункта 3 к статье 14.32 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 данного Кодекса, а также обстоятельство, учитывающее, что лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них.

Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что МБУ «ЕЦОПП» являлось организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них руководитель Кемеровского УФАС России считает возможным, с учетом положений части 2 статьи 4.2 КоАП РФ, признать указанное выше обстоятельство, в качестве смягчающего административную ответственность.

Кроме того, положениями части 2 статьи 4.2 КоАП РФ установлено, что должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ. Таким образом, перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, установленный законодателем, не является исчерпывающим. Это обязывает уполномоченный орган учитывать в качестве смягчающих обстоятельств те обстоятельства, которые перечислены в части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, и наделяет его правом учесть иные, не поименованные в данной статье обстоятельства в качестве смягчающих административную ответственность исходя из конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении.

Учитывая изложенное руководитель Кемеровского УФАС России считает возможным учесть при назначении наказания в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, совершение МБУ «ЕЦОПП» действий, направленных на устранение нарушения в процессе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 042/01/16-978/2019, а также тяжелое материальное положение учреждения.

 

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено. 

   Частью 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ установлено, что за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

   В целях определения размера административного штрафа, размер выручки рассчитывается в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса РФ.

   Согласно информации, предоставленной в адрес Кемеровского УФАС России МБУ «ЕЦОПП», сумма выручки данного хозяйствующего субъекта за 2018 год, предшествующий заключению антиконкурентного соглашения, составила 20538000,98 (двадцать миллионов пятьсот тридцать восемь тысяч) руб. 98 коп.

   Минимальный размер штрафа, а именно одна сотая (0,01) размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, составляет 205380 (двести пять тысяч триста восемьдесят) руб.

   Максимальный размер штрафа, а именно пятнадцать сотых (0,15) размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, составляет 3080700,1 (три миллиона восемьдесят тысяч семьсот) руб. 10 коп.

   Половина разности максимального размера штрафа (пятнадцать сотых (0,15) размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение и минимального размера штрафа (одна сотая (0,01) размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение) составляет          1437660,07 (один миллион четыреста тридцать семь тысяч шестьсот шестьдесят) руб. 07 коп.

   Одна восьмая разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, составляет 359415 (триста пятьдесят девять тысяч четыреста пятнадцать) руб. 017 коп.

   Таким образом, штраф, предусмотренный законодательством за данное правонарушение, без учета смягчающих обстоятельств, составляет 1643040,07 (один миллион шестьсот сорок три тысячи сорок) руб. 07 коп., с учетом трёх смягчающих обстоятельств (часть 2 статьи 4.2 КоАП РФ), составляет 564 795 (пятьсот шестьдесят четыре тысячи семьсот девяноста пять) руб. 02 коп.

   Оценивая собранные по делу доказательства, руководитель Кемеровского УФАС России находит вину МБУ «ЕЦОПП» доказанной, а действия верно квалифицированными по части 4 статьи 14.32 КоАП РФ, как заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, и считает возможным назначить административное наказание муниципальному бюджетному учреждению «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа в пределах санкции, определенной частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

  Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, а также частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области 

ПОСТАНОВИЛА:

1. Муниципальное бюджетное учреждение «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа (654080, г. Новокузнецк, пр. Строителей, 55, ИНН 4217170774) признать виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ.

2. Наложить на муниципальное бюджетное учреждение «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа административный штраф в размере 564 795 (пятьсот шестьдесят четыре тысячи семьсот девяноста пять) руб. 02 коп.

3.  Учитывая поручение руководителя ФАС России № 01-013-ИА/пр от 08.04.2020, в связи с изменением экономической ситуации, связанным с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь статьей 31.5 КоАП РФ, рассрочить исполнение постановления на срок три месяца равными долями:

-          до 25.06.2020 – 188 265 (сто восемьдесят восемь тысяч двести шестьдесят пять) руб. 02 коп.;

-          до 25.07.2020 – 188 265 (сто восемьдесят восемь тысяч двести шестьдесят пять) руб.;

-          до 25.08.2020 – 188 265 (сто восемьдесят восемь тысяч двести шестьдесят пять) руб.

 

Согласно пункту 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет.

УИН: 16100500000000511767

Реквизиты счета для перечисления штрафа:

       Получатель: ИНН 4207012419 КПП 420501001

ОГРН 001034205025799, ОКТМО: 32701000

       Кемеровское УФАС России

       л/сч 04391522470 в УФК по Кемеровской области

       р/с 40101810400000010007, Отделение КЕМЕРОВО

       БИК 043207001

       КБК: 161 116 01141 01 0032 140

     Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу № 042/04/14.32-383/2020.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(3842) 36-77-83, либо посредством электронной почты to42@fas.gov.ru.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 Руководитель управления                    <…>

Связанные организации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЕДИНЫЙ ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК" НОВОКУЗНЕЦКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ИНН 4217170774, ОГРН 1154217003577