Решение б/н Решение по делу № 36/З-2015 в отношении Государственного каз... от 25 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

  «20» февраля  2015 года                                                                               г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

 

 Председателя комиссии:    Стельмах С.В.  -  заместителя руководителя
                                                                             Кемеровского УФАС России;

 

Членов Комиссии:                 Лыжина Д.А. –  начальника отдела контроля в сфере

                                                                                  закупок;

                                                                                                                                 

                                              Вагас М.А.      –   старшего государственного инспектора

                                                                             отдела контроля в сфере

                                                                                  закупок;

 

                                              Щегловой Е.Р.  -  ведущего специалиста-эксперта

                                                                             отдела контроля в сфере

                                                                                   закупок;

при участии:

- <…> – представителя уполномоченного органа - Департамента контрактной  системы Кемеровской области (доверенность),

- <…>  – представителя заказчика – Государственного казенного учреждения «Центр  занятости населения города Кемерово»   (доверенность)

Заявитель жалобы, надлежащим образом уведомленный, явку своих представителей не обеспечил.

Рассмотрев  дело № 36/З-2015, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком   – Государственным казенным учреждения «Центр  занятости населения города Кемерово»   законодательства в сфере закупок при проведении открытого конкурса № 0139200000114007740  на  оказание  образовательных услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан по курсу «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 24.07. 2012г. № 498,

 

установила:

 

13.02.2015 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба АНО ДПО «Институт Государственного и корпоративного управления» (вх. № 981 от 13.02.2015 г.) на действия заказчика  – Государственного казенного учреждения «Центр  занятости населения города Кемерово»   при проведении открытого конкурса № 0139200000114007740  на  оказание  образовательных услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан по курсу «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

По     мнению    заявителя,   заказчиком  – Государственным казенным учреждением «Центр  занятости населения города Кемерово»   предъявлены незаконные требования к участникам закупки  о наличии лицензии на образовательную деятельность, предъявлены неправомерные требования  к образовательной программе продолжительностью не менее 72 часов, установлены излишние требования о наличии необходимой аудиторной составляющей и используемых оборудования и материалов, отсутствует ссылка на наличие лицензии на образовательную деятельность в извещении о проведении данной закупки.

В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

На  официальном сайте http://zakupki.gov.ru/  уполномоченного органа  – Департамента контрактной системы Кемеровской области было размещено извещение о проведении открытого конкурса № 0139200000114007740 на  оказание  образовательных услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан по курсу «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» и аукционная документация.

Согласно протоколу № 2 от 18.02.2015 г. рассмотрения и оценки заявок, рассмотрев 3 (три) заявки, конкурсная комиссия уполномоченного органа – Департамента контрактной системы Кемеровской области  признала соответствующими требованиям документации 2 (две)   заявки участников закупки, победителем признала  ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» с ценой контракта 57 000 руб.

Предметом  открытого конкурса № 0139200000114007740  на  оказание  образовательных услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан по курсу «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» является совокупность следующих мероприятий:

Требования заказчика

Место оказания услуги:  г. Кемерово

Условия оказания услуги: Исполнитель имеет: действующую лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

- Образовательные услуги, оказываемые Исполнителем, соответствуют требованиям законодательства РФ и действующим законодательным актам, в том числе следующим: Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ,  Постановление Минтруда и Минобразования России от 13.01. 2000г. № 3/1 «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения», Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»,  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»,  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.02.2012г. № 25 «Об утверждении Положения о порядке финансирования и расходования средств областного бюджета на реализацию мероприятий по содействию занятости населения».

- Профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование осуществляется с применением современных прогрессивных технологий преподавания, используемых для интенсивного обучения взрослого населения.

- Профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование граждан включает: теоретический и практический компоненты, производственную практику (в случае необходимости) и осуществляется в строгом соответствии с учебным планом.

- Исполнитель в течение 2-х рабочих дней после подписания государственного контракта представляет Заказчику на согласование учебный план по указанному курсу. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин и формы аттестации.

- Формирование содержания учебного плана осуществляется с учетом требований рынка труда, с применением инновационных технологий и методик обучения.

- Содержание учебного плана  определяется конкретной программой профессионального обучения на основе установленных квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим профессиям, специальностям, должностям.

- Исполнитель имеет учебно-производственную базу, оснащенную необходимым современным оборудованием (компьютерное и мультимедийное оборудование, видеопроектор и т.п.), методическими и расходными материалами, позволяющими обеспечить уровень подготовки граждан в соответствии с требованиями рынка труда.

- Образовательные услуги по профессиональному обучению или дополнительному профессиональному образованию граждан оказываются квалифицированным и стабильным составом преподавателей, имеющим опыт работы с взрослым населением. К оказанию образовательных услуг привлекаются специалисты-практики.

Исполнитель в ходе осуществления образовательного процесса должен:

- провести полный курс обучения на основании учебного плана в соответствии с установленными нормами и требованиями, предъявляемыми к профессиональному обучению или дополнительному профессиональному образованию граждан и на условиях государственного контракта;

- предоставить Заказчику копию приказа (выписку из приказа) о зачислении на обучение граждан в 2-дневный срок после начала обучения;

- обеспечить каждого слушателя необходимыми раздаточными материалами, учебно-методическими пособиями, материалами, оборудованием, инструментами для учебного процесса;

- до 03 числа каждого месяца предоставлять Заказчику справки о посещении занятий гражданами, проходящими обучение по направлению органов службы занятости, справки об успеваемости граждан, проходящих обучение по направлению органов службы занятости, и акты сдачи-приемки выполненных услуг;

- извещать Заказчика о нарушениях гражданами правил внутреннего распорядка образовательной организации, непосещении занятий, неуспеваемости в течение 2-х рабочих дней с момента нарушения для принятия мер в соответствии с законодательством. Досрочное отчисление граждан Исполнителем производить по предварительному согласованию с Заказчиком с представлением в течение 2-х рабочих дней приказа о досрочном отчислении с указанием причины отчисления;  

- извещать Заказчика об изменениях сроков обучения, учебной программы и представлять соответствующее обоснование. Своими силами и за свой счет, не нарушая сроков, предусмотренных государственным контрактом, устранять допущенные по его вине недостатки, которые могут повлечь отступление от требований, предусмотренных государственным контрактом;

- организовать итоговую аттестацию граждан с привлечением (в случае необходимости) надзорных органов. При необходимости организовать повторную итоговую аттестацию. Для участия в итоговой аттестации граждан приглашать представителей Заказчика;

- по результатам итоговой аттестации выдать гражданам документ установленного образца;

- по завершению обучения в течение 2 рабочих дней представить Заказчику следующие документы: копию приказа  (выписку из приказа) об отчислении граждан в связи с завершением обучения, протокол экзаменационной комиссии, акты  о выполнении сторонами работ (услуг), счета-фактуры.

Требования к результатам оказания услуг:

- Реализация Исполнителем услуги по профессиональному обучению или дополнительному профессиональному образованию граждан должна обеспечить: 1) освоение гражданами теоретических знаний по предмету, 2) выполнение гражданами практических заданий в соответствии с учебным планом.

- Оценка качества освоения профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний граждан, их промежуточную и итоговую аттестацию. Конкретные формы и процедуры оценки качества обучения определяются Исполнителем самостоятельно и указываются в учебном плане.

- Освоение профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.

- Квалификационный экзамен проводится для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков образовательной программе.

  - Экзамены проводятся экзаменационной комиссией либо в форме письменного экзамена, либо в форме комбинированного письменного и устного ответа. Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом.

- Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы установленного образца.

- Исполнитель несет ответственность за соблюдение правил охраны труда и техники безопасности гражданами во время их обучения.

- В случае возникновения спорных вопросов в ходе реализации государственного контракта Исполнитель предоставляет Заказчику надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие исполнение условий государственного контракта (журнал учета учебного времени, итоги промежуточной проверки знаний граждан, дневники прохождения производственной практики и др.).

Срок оказания услуги:  С момента заключения государственного контракта  по 31 декабря 2015 года.

Комиссия Кемеровского УФАС России  приходит к выводу о том, что  в указанных характеристиках оказываемых услуг  содержится информация о необходимости участником закупки выполнить ряд мероприятий организационного и информационного характера, а также  организовать мероприятии, связанные с проведением обучения по образовательной программе курса «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

В пункте 1 статьи  91 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»  установлено: "Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования". 

Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ статьей 12 определяет перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. В п. 40 указано: "образовательная деятельность.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", на которое ссылается организация, подавшая жалобу, устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение. 

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно требованиям  пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» под образовательной деятельностью  понимается деятельность по реализации образовательных программ. Согласно требованиям п.9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» «образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».

Наличие совокупности следующих обязательных деталей  образовательной программы как: учебного плана, календарного учебного графика, рабочей программы профессионального обучения, иных компонентов, указанных в описании  объекта закупки, а также оценочных, методических и раздаточных материалов, наличия на момент начала обучения приказа о зачислении на обучение, завершение процесса обучения итоговым квалификационным экзаменом приводит к выводу о наличии  исполнения образовательных программ при данном виде деятельности (закупки).

Пунктом 10 Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 3 и Министерства образования Российской Федерации № 1 от 13.01.2000г. предусматривается, что образовательные учреждения, на учебно-производственной базе которых осуществляется профессиональное обучение, должны иметь лицензии на право ведения соответствующей образовательной деятельности, выдаваемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Образовательный курс «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» проводится во исполнение  Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 3 и Министерства образования Российской Федерации № 1 от 13.01.2000 г., которыми не предусматривается необходимость проводить данные мероприятия в качестве образовательной программы.

Согласно требованиям части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

            Комиссия Кемеровского УФАС России не устанавливает нарушение требований  пункта 1 части 1 статьи 31  ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33  ФЗ № 44-ФЗ  описание объекта закупки заказчиком должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование

Согласно требованиям пункта 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам", утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013г. №499 определено, что минимальная продолжительность курсов повышения квалификации составляет 16часов. Частью 6 статьи 76  Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ установлено, что содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование".

Таким образом, срок освоения программ повышения квалификации может устанавливаться заказчиком - лицом, организацией, по инициативе которых осуществляется обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, срок освоения должен позволить усовершенствовать и (или) получить новую компетенцию, необходимую для профессиональной деятельности.  
           

Согласно требованиям статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав одного лота товаров, работ , услуг, технологически и функционально не связанных с товарами работами, услугами, оказание которых являются предметом торгов. Факт необоснованного ограничения числа участников закупки Комиссией Кемеровского УФАС России  не устанавливаются, поскольку из факта установления критерия оценки участников закупки положениями конкурсной документации «Квалификация участников закупки – 60 %» следует требование наличия оборудования, аудиторий, компьютерных классов и т.п. как необходимый оценочный критерий в соблюдение принципа добросовестности конкуренции  и прав максимального круга участников данной закупки, направленной на соблюдение запрета нарушений законодательства, предусмотренной указанной выше правовой нормой.

Из пункта 13.8 Технического задания (приложение к государственному контракту)  следует, что  Исполнитель должен иметь учебно-производственную базу, оснащенную необходимым современным оборудованием (компьютерное и мультимедийное оборудование, видеопроектор и т.п.), методические и расходные материалы.

Согласно требованиям пункта 4 части 1 статьи 32 ФЗ № 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке в качестве одного из критериев устанавливает такой критерий как  квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Согласно требованиям подпункта «в» пункта 27 утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,   показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки» устанавливается через наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов (в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта).

 

Согласно требованиям части 2 статьи 8 ФЗ  № 44-ФЗ  конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

 

Наличие в рамках настоящего размещения закупки  критерия оценки в виде квалификации участников закупки как способа неценовой конкуренции с целью создать максимальные условия для проведения учебного процесса  должны способствовать     максимальной эффективности данной закупки, использование аудиторий и классов, необходимого для обучения оборудования должно использоваться, а не передаваться заказчику   в рамках профессионального переобучения, что указывает на отсутствие не связанности такого требования в техническом задания проекта государственного контракта.

Ссылка в жалобе  на  отсутствие в извещении о проведении открытого конкурса не нашло своего подтверждения. Имеющееся у Комиссии Кемеровской области извещение о проведении открытого конкурса в разделе преимущества и требования к участникам имеется ссылка на необходимость наличия у участника закупки лицензии на образовательную деятельность.

На нарушение каких-либо иных норм  при формировании требований к предмету закупки или к участникам закупки в конкурсной документации заявитель жалобы не ссылается. Жалоба АНО ДПО «Институт  Государственного и корпоративного управления» в связи с вышеизложенным признается необоснованной.

 

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу  АНО ДПО «Институт  Государственного и корпоративного управления»  на действия заказчика  – Государственного казенного учреждения «Центр  занятости населения города Кемерово» при проведении открытого конкурса № 0139200000114007740  на  оказание  образовательных услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан по курсу «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» необоснованной.

 

 

2. Производство по делу № 36/З-2015  прекратить.

 

            Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

           

Председатель комиссии:                                                           С.В. Стельмах

 

     Члены  комиссии                                                                                                                                                                           

                                                                                                     Д.А. Лыжин 

 

                                                                                                     М.А. Вагас

 

                                                                                                     Е.Р. Щеглова                                                                                   

Связанные организации

Связанные организации не указаны