Решение №09/1513 по признакам нарушения законодательства о рекламе от 2 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     <…>

 

                                                                                 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/18-1909/2021

 

«01» марта 20221г.                                                                             г.  Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председателя Комиссии:

 

<…> -

 

руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…>-

начальника отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

 

<…>

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/18-1909/2021, возбужденное в отношении акционерного общества «Авантел» (далее – АО «Авантел», юридический адрес: 127018, г. Москва, Муниципальный округ, Бутырский вн. тер. г., ул. Складочная, 1, 15, ОГРН 1025403651195, Дата присвоения ОГРН 20.11.2002, ИНН 5408185212, КПП 771501001) по признакам нарушения частей 1, 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),                                                                                            

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (исх. от 31.08.2021, вх. от 31.08.2021 № 6115э) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы 29.08.2021 в 18 часов 05 минут посредством телефонного звонка от абонента <…> на абонентский номер заявителя <…> без согласия абонента, следующего содержания:

«Добрый день, выгодное предложение для вас с честной процентной ставкой и доступными условиями от банка Русский Стандарт. Узнать подробности – нажмите 1, отказаться – нажмите 2».

В соответствии с детализацией оказанных услуг за 29.08.2021 по абонентскому номеру <…> в 18 часов 05 минут заявителю поступил звонок от абонента <…>, который в соответствии с выпиской из реестра Российской системы и плана нумерации принадлежит ресурсу АО «Авантел».

Из заявления следует, что согласие на получение вышеуказанной рекламы посредством телефонных звонков на абонентский номер <…> заявитель не давал.

Частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

 28.10.2021 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/18-1909/2021 в отношении АО «Авантел» и назначено к рассмотрению на 15.12.2021 в 09 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес АО «Авантел» заказным письмом с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте.

15.12.2021 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/18-1909/2021 отложить в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении АО «Авантел» о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, а также для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 15.12.2021 рассмотрение дела № 042/05/18-1909/2021 было отложено на 26.01.2022 в 08 часов 30 минут. Копия данного определения была направлена в адрес АО «Авантел» заказным письмом с уведомлением о вручении,  а также заявителю по электронной почте (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

27.12.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения представителя АО «Авантел» (исх. от 24.12.2021 № 24/12-41591), из которых следует, что АО «Авантел» является оператором связи. Телефонный номер <…> предоставляется акционерному обществу «Банк Русский Стандарт» (далее – АО «Банк Русский Стандарт»).

17.01.2022 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство заявителя о рассмотрении данного дела в его отсутствие.

26.01.2022 состоялось рассмотрение дела № 042/05/18-1909/2021 в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/18-1076/2021 отложить для замены ненадлежащего ответчика (АО «Авантел») надлежащим (АО «Банк Русский Стандарт», юридический адрес: 105187, г. Москва, ул. Ткацкая, 36, ОГРН 1027739210630, Дата присвоения ОГРН 03.10.2002, ИНН 7707056547, КПП 771901001), а также для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 26.01.2022 рассмотрение дела № 042/05/18-1909/2021 было отложено на 01.03.2022 в 09 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес АО «Банк Русский Стандарт», АО «Авантел» заказными письмами с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

24.02.2022 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения представителя по доверенности АО «Банк Русский Стандарт» (исх. от 11.02.2022), из которых следует, что среди своих клиентов, выразивших согласие на получение рекламы, 29.08.2021 Банк проводил информационную кампанию о действующих банковских продуктах путем их обзвона.

Так, при осуществлении телефонного звонка 29.08.2021 в 18 часов 05 минут на абонентский номер, владельцем которого является клиент АО «Банк Русский Стандарт» работником Банка, осуществляющим телефонный набор номера, схожим с номером заявителя, была допущена ошибка и как следствие – ошибочно произведен звонок на номер <…>.

В связи с тем, что звонок, совершенный 29.08.2021 абоненту <…> был совершен ошибочно, письменное согласие абонента <…> на получение рекламной информации отсутствует. У Банка отсутствовал умысел нарушать установленные нормы действующего законодательства Российской Федерации о рекламе, также Банк не имел цели звонить абоненту, который не является клиентом Банка и который соответствующего согласия не давал.

В настоящее время Банком не осуществляется направление какой – либо информации по мобильному номеру <…>.

Также представитель АО «Банк Русский Стандарт» заявила ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствие законного представителя, защитника АО «Банк Русский Стандарт».

01.03.2022 состоялось рассмотрение дела № 042/05/18-1909/2021 в отсутствие представителя АО «Банк Русский Стандарт», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (исх. от 31.08.2021,  вх. от 31.08.2021 № 6115э) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы 29.08.2021 в 18 часов 05 минут посредством телефонного звонка от абонента <…> на абонентский номер заявителя <…> без согласия абонента, следующего содержания:

«Добрый день, выгодное предложение для вас с честной процентной ставкой и доступными условиями от банка Русский Стандарт. Узнать подробности – нажмите 1, отказаться – нажмите 2».

В соответствии с детализацией оказанных услуг за 29.08.2021 по абонентскому номеру <…> в 18 часов 05 минут заявителю поступил звонок от абонента <…>, который в соответствии с выпиской из реестра Российской системы и плана нумерации принадлежит ресурсу АО «Авантел».

Из заявления следует, что согласие на получение вышеуказанной рекламы посредством телефонных звонков на абонентский номер <…> заявитель не давал.

Из ответа АО «Авантел» следует, что телефонный номер <…> предоставляется АО «Банк Русский Стандарт» в соответствии с договором  об оказании услуг связи.

Частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с письмом ФАС России от 26.12.2019 № ДФ/114009/19 «О применении части 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе», запись телефонного разговора, предоставленная абонентом антимонопольному органу, содержащая в начале такого разговора воспроизведенный абоненту заранее записанный аудиофрагмент, предоставляющий собой последовательность звуков и/или речь человека (автоматизированная запись), позволяет сделать вывод о том, что в ходе осуществления такого звонка абоненту использовались средства выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание).

Такие обстоятельства могут рассматриваться антимонопольными органами как нарушение рекламораспространителем требований части 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с аудиозаписью разговора, представленной заявителем, в начале разговора абоненту был воспроизведен заранее записанный аудиофрагмент (автоматизированная запись).

В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Следовательно, распространение АО «Банк Русский Стандарт» рекламы посредством телефонного звонка без согласия абонента <…>, в начале которого абоненту был воспроизведен заранее записанный аудиофрагмент (автоматизированная запись), содержит признаки нарушения частей 1, 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 1, 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе» несёт рекламораспространитель.

В данном случае рекламораспространителем является АО «Банк Русский Стандарт».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу акционерного общества «Банк Русский Стандарт» (юридический адрес: 105187, г. Москва, ул. Ткацкая, 36, ОГРН 1027739210630, Дата присвоения ОГРН 03.10.2002, ИНН 7707056547, КПП 771901001), распространенную посредством телефонного звонка от абонента  <…>  на абонентский номер <…>, поскольку в ней нарушены требования частей 1, 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «02» марта 2022 года.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном  статьей 37 ФЗ «О рекламе».

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны