Решение №05/1435э по жалобе от 23 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 042/07/3-751/2022           

«23» июня 2022 г.                                                                                      г. Кемерово

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия Кемеровского УФАС России) в составе:

при рассмотрении жалобы с использованием систем видеоконференцсвязи, при участии:

- <…>. – представителя ГБУЗ ККЦОЗШ (доверенность от 22.06.2022 № б/н);

- <…>. - представителя ГБУЗ ККЦОЗШ (доверенность от 22.11.2021 № б/н);

- <…> - представителя ГБУЗ ККЦОЗШ (доверенность от 21.06.2022 № б/н);

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «В.А.» и материалы жалобы № 042/07/3-751/2022,

У С Т А Н О В И Л А:

Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «В.А.» (Заявитель) на действия заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кузбасский клинический центр охраны здоровья шахтеров имени святой великомученицы Варвары» (далее – Заказчик, ГБУЗ ККЦОЗШ) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку оборудования для обработки костной ткани с принадлежностями, извещение опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru под № 32211424920 (далее – Закупка).

По мнению Заявителя, Заказчик установил чрезмерные, излишние требования к техническим характеристикам закупаемого оборудования, нарушает права и законные интересы Заявителя как участника закупки, что приводит к ограничению конкуренции и необоснованно исключают возможность поставки аналогичного оборудования, с улучшенными характеристиками, что снижает эффективность оснащения лечебного учреждения.

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 16.06.2022 г. № 05/1368э рассмотрение жалобы № 042/07/3-751/2022 было назначено с использованием систем видеоконференцсвязи на 23.06.2021 года в 14 часов 00 минут. Данное уведомление на основании части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» направлено на адреса электронной почты лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.

22.06.2022 ГБУЗ ККЦОЗШ представлены возражения на жалобу и документы закупки (вх. 2049).

23.06.2022 на рассмотрении жалобы Заказчик подтвердил, что с доводами заявителя не согласен, считает жалобу необоснованной.

Потребность заказчика в приобретении товара, с установленными в описании объекта закупки характеристиками (минимальными, максимальными или неизменными значениями этих характеристик), обусловлена спецификой работы лечебного учреждения (социально значимого объекта), для которого закупаются товар, который связан с необходимостью своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования данного оборудования.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки. Товар может быть поставлен неограниченным количеством поставщиков, соответственно, Заявитель не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары.

Требование поставки оборудования выпуском не ранее 2020 года связано с желанием заказчика приобрести более современное и новое оборудование включающее более инновационные подходы в лечении пациентов.

Указанные в техническом задание характеристики товара необходимы, так как направлены на обеспечение потребностей заказчика, снижение простоев и своевременного и качественного оказания помощи пациентам с использованием высокотехнологичного оборудования и полностью соответствуют Закону о закупках, а также Закону о защите конкуренции.

Действующее законодательство не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы, услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности, исходя из собственных потребностей.

В связи с тем, что ООО «В.А.» было надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения жалобы № 042/07/3-751/2022, Комиссия решила рассмотреть данную жалобу в отсутствие представителя Заявителя.

Изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-751/2022, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Кузбасский клинический центр охраны здоровья шахтеров имени святой великомученицы Варвары» (далее - Положение (далее – Положение), которое разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В соответствии п. 10.2.1.1. Положения определено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам товара, к размерам, упаковке товара установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

30.05.2022 Заказчик разместил на официальном сайте ЕИС извещение и Документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку оборудования для обработки костной ткани с принадлежностями (далее – Документация).

В Техническом задании Документации указано описание объекта закупки.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.06.2022 подано две заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям Документации.

Проанализировав Документацию, заявки участников и пояснения Заказчика, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя, исходя из следующего:

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целью регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - Заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств.

Из вышеназванного следует, что основной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности товара, что предполагает самостоятельность заказчиков в определении условий закупок и порядка её проведения, а также выявление в результате закупки лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика в рамках проводимой закупки.

Принцип недопустимости ограничения конкуренции (часть 1 статьи 3 Закона о закупках) согласуется с предусмотренным частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретом при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно требованиям части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктами 1 и 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

  1. в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
  2. в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Документация не содержит каких-либо требований к поставляемому товару, имеющих отсылку на марку или модель оборудования какого-либо конкретного производителя или страну изготовления.

В Техническом задании отсутствует требование к статусу участника Закупки (производитель медицинских изделий, наличие дилерского договора), что не ограничивает возможность подачи заявки компаниям, не являющимся производителями или официальными дилерами поставляемой продукции.

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу, что описание предмета закупки соответствует п. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.

Из анализа поступивших заявок следует, что оборудование, указанное в Техническом задании, готовы поставить 2 участника Закупки, и еще 3 поставщика предоставили ценовое предложение при запросе коммерческих предложений к поставке оборудования для обработки костной ткани с принадлежностями, что свидетельствует об отсутствии ограничения или устранения конкуренции на данном товарном рынке.

Как указано в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018 Закон о закупках не обязывает заказчиков обеспечивать участие в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчиков, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к предмету закупки.

Основной задачей Закона о закупках является не сколько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Основным видом деятельности ГБУЗ ККЦОЗШ является оказание медицинской помощи.

Осуществляя медицинскую деятельность, во исполнение требований Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Заказчик обязан обеспечить ее безопасность.

Согласно пояснению Заказчика требование к поставке оборудования выпуском не ранее 2020 года связано с желанием Заказчика приобрести более современное и новое оборудование включающее более инновационные подходы в лечении пациентов.

Указанные в техническом задании характеристики оборудования необходимы, так как направлены на обеспечение потребностей заказчика, снижение простоев и своевременного и качественного оказания помощи пациентам с использованием высокотехнологичного оборудования.

Учитывая, что аукцион в электронной форме объявлен на поставку оборудования, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу, что в данной закупке могут участвовать неограниченное количество поставщиков, способных предложить к поставке требуемое оборудование. Товар, необходимый для поставки находится в свободном обращении и может быть приобретен и использован любым юридическим лицом.

Доказательства того, что данные требования, указанные в Документации противоречат Закону о закупках, либо данные требования нарушают законные права и интересы Заявителя и ограничивают конкуренцию среди участников, Заявителем не представлены.

Факт невозможности участия в аукционе конкретного участника, в том числе заявителя, в связи с отсутствием у него необходимого заказчику оборудования, не влечет за собой нарушения прав этого участника условиями аукциона, не является нарушением принципов, предусмотренных Законом о закупках и не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.

Согласно представленным данным Заказчика о результатах торгов, в процессе аукциона произошло значительное снижение цены договора, на 15% относительно НМЦ.

Комиссия Кемеровское УФАС России приходит к выводу, что установленные в Техническом задании требования к характеристикам оборудования обусловлены потребностями заказчика и спецификой его работы лечебного учреждения (социально значимого объекта), что подтверждается заявкой заведующей нейрохирургическим отделением ГБУЗ ККЦОЗШ, и направлены на своевременное и качественное оказание пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования данного оборудования и не может рассматриваться как ограничение конкуренции.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «В.А.» на действия заказчика ГБУЗ ККЦОЗШ необоснованной.

Примечание. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны