Решение №11/10171 по делу от 30 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «17» ноября  2020г.                                                 

В полном объеме решение изготовлено «30»  ноября  2020г.

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

<…> – руководитель управления;

Члены Комиссии:

<…> – начальник отдела контроля органов власти;

 

<…> – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти;

 <…> – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти,

  

рассмотрев дело № 042/01/16-195/2020, возбужденное по признакам нарушения  автономным учреждением Кемеровской области «Комитет лесного хозяйства» <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, ООО «Горизонт» <…>, ООО «Юргинский лесхоз»  <…> пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции,

 в присутствии  <…> - представителя Государственного автономного учреждения «Кемеровский лесхоз», <…> , в отсутствие представителей иных ответчиков, уведомленных надлежащим образом,

 руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 17.02.2012 № 18 было возбуждено дело № 042/01/16-195/2020 по признакам нарушения автономным учреждением Кемеровской области «Комитет лесного хозяйства» индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, индивидуальным предпринимателем <…>, ООО «Горизонт» <…>, ООО «Юргинский лесхоз»  <…> пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в заключении:

- 08.04.2019 с индивидуальным предпринимателем  договора подряда   <…>     № 1-К и договоров купли - продажи древесины №№ 8/8, 9/9, 10/10, 11/11, 12/12;

- 14.01.2019 с индивидуальным предпринимателем <…> договора подряда № 1-Я и договоров купли - продажи древесины №№ 4/4, 5/5, 6/6, 7/7, 8/8, 9/9;

- 14.02.2019 с индивидуальным предпринимателем  <…> договора подряда   № 2-П и договоров купли – продажи древесины №№ 3/3, 4/4, 5/5, 6/6, 7/7, 8/8, 9/9, а также договора подряда № 4-П и договоров купли - продажи древесины от 08.02.2019 № 14/14, 15/15, 16/16, 17/17, 18/18;

- 12.03.2019 с индивидуальным предпринимателем <…> договора подряда № 3-К и договора купли – продажи древесины № 7/7;

- 12.03.2019 с индивидуальным предпринимателем <…> договора подряда № 2-К и договора купли – продажи древесины № 6/6;

- 21.03.2019 с ООО «Горизонт» договора подряда № 3-П и договоров купли - продажи древесины №№ 10/10, 11/11, 12/12, 13/13;

- 14.02.2019 с индивидуальным предпринимателем  <…> договора подряда № 1-П и договоров купли – продажи древесины №№ 1/1, 2/2;

- 21.03.2019 с индивидуальным предпринимателем <…> договора подряда № 2-К и договора купли – продажи древесины № 3/3;

- 11.03.2019 с индивидуальным предпринимателем <…> договора подряда № 1-К и договоров купли - продажи древесины №№ 1/1, 2/2;

- 14.01.2019 с индивидуальным предпринимателем <…> договора подряда № 1-К и договоров купли – продажи древесины №№ 1/1, 2/2, 3/3, 10/10, 11/11, а также договора подряда № 4-Я и договоров купли – продажи древесин от 04.03.2019 № 13/13, 14/14, 15/15, 16/16;

-  ООО «Юргинский лесхоз» договор подряда № 1-Ю от 18.02.2019  и договоры купли - продажи № 1/1, 2/2, 3/3, 4/4, 5/5, 6/6, 9/9, 11/11, 12/12.

Определением от 30.10.2020 рассмотрение дела № 042/01/16-195/2020 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 17.11.2020 на 10 часов 00 минут.  Копия определения была направлена заказным письмом с уведомлением в адреса лиц, участвующих в деле.

16.11.2020 в адрес Кемеровского УФАС России от Государственного автономного учреждения «Кемеровский лесхоз» (исх. № 01-13-588 от 16.11.2020), поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела № 042/01/16-195/2020, согласно которым нарушения со стороны Государственного автономного учреждения «Кемеровский лесхоз» (далее – ГАУ «Кемеровский лесхоз», в части заключенных договоров купли – продажи отсутствуют, в связи с тем, что в зависимости от формы договора, переход права собственности  происходит либо в момент заключения договора, либо в момент оплаты цены. Таким образом, с момента когда –

АУ КО «Комитет лесного хозяйства» (ГАУ «Кемеровский лесхоз») уплатило цену лесных насаждений, к нему перешли права собственника на данное имущество.  Покупка лесных насаждений осуществлялась ГАУ «Кемеровский лесхоз» не из бюджетных средств, а за счет собственных средств автономного учреждения.

Также, по мнению представителя Государственного автономного учреждения «Кемеровский лесхоз» состояния конкуренции на рынке с видом экономической деятельности ОКВЭД 02.10 «Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность» 02.20 «Лесозаготовки» проведен не верно, так как в рамках государственного задания заготовка лесных насаждений осуществляется с видом экономической деятельности ОКВЭД 02.40 «Предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок».

На заседании Комиссии, состоявшемся 17.11.2020, представитель Государственного автономного учреждения «Кемеровский лесхоз» поддержал доводы, изложенные в возражении (исх. № 01-13-588 от 16.11.2020).  

Изучив материалы дела № 042/01/16-195/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

28.12.2018 департаментом лесного комплекса Кемеровской области для АУ КО «Комитет лесного хозяйства» утверждено государственное задание № 4 на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 год.

В соответствии с государственным заданием в состав работ АУ КО «Комитет лесного хозяйства» включены работы по уходу за лесами, вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, в том числе сплошные и выборочные санитарные рубки.

11.03.2019 в целях исполнения указанного государственного задания между территориальным отделом по Кемеровскому лесничеству Департамента и АУ КО «Комитет лесного хозяйства» были заключены в том  числе договоры купли – продажи лесных насаждений №№ 1, 2, 3, 4, 5.

Согласно указанным договорам АУ КО «Комитет лесного хозяйства» купил в целях заготовки древесины лесные насаждения, общим объемом 2 915 куб. м., расположенные в Кемеровском лесничестве, Барановском участковом лесничестве, урочище Елыкаевское: квартал № 9, выдел 1; квартал № 9, выдел 4; № 4, выдел 19; квартал № 3, выдел 12, а также в Барановском участковом лесничестве, урочище Барановское, квартал № 97, выдел 1.

Плата по договорам составила 93 894 рубля. Общий объем заготавливаемой древесины - 2 915 куб. м.

Установлено, что 08.04.2019 АУ КО «Комитет лесного хозяйства» в свою очередь заключил с индивидуальным предпринимателем  <…> договор подряда на заготовку древесины № 1-К.

Согласно условиям данного договора, которые содержатся в пункте 1 договора, ИП <…>  (подрядчик) принял на себя обязательство выполнить по заданию АУ КО «Комитет лесного хозяйства» (заказчик) работы по заготовке указанной древесины.

Одновременно с заключением договора подряда 08.04.2019 АУ КО «Комитет лесного хозяйства» (далее – Комитет) с ИП <…>  заключено 5 договоров купли-продажи древесины (№№ 8/8, 9/9, 10/10, 11/11, 12/12), которую по договору подряда ИП <…> предстояло вырубить. Общая сумма договоров купли-продажи древесины составила 488 259 рублей.

Так, согласно пунктам 1.3, 1.4, 1.6 договора купли-продажи древесины  от 08.04.2019   № 8/8 Комитет продал <…> древесину (необработанные круглые лесоматериалы), расположенную в Кемеровском районе, Барановском участковом лесничестве, урочище Елыкаевское, квартал № 9, выдел 1, в объеме 108 куб.м. на сумму 36 133 рублей. Срок действия договора до 15.11.2019.

По договору № 9/9 купли – продажи древесины, расположенной в Кемеровском районе, Барановском участковом лесничестве, урочище Елыкаевское, квартал № 9, выдел 4, ИП  <…> приобрел древесину в объеме 297 куб.м. на сумму 95 308 рублей. Срок действия договора до 15.11.2019.

По договору № 10/10 от  08.04.2019 Комитет продал ИП  <…> древесину, расположенную в Кемеровском районе, Барановском участковом лесничестве, урочище Елыкаевское, квартал № 4, выдел 19, в объеме 69 куб.м. на сумму 16 378 рублей. Срок действия договора до 15.11.2019.

По договору № 11/11 купли – продажи древесины Комитет продал ИП <…> древесину, расположенную в Кемеровском районе, Барановском участковом лесничестве, урочище Елыкаевское, квартал № 3, выдел 12, в объеме 43 куб.м. на сумму 10 272 рублей. Срок действия договора до 15.11.2019.

По договору  купли – продажи древесины № 12/12 от  08.04.2019 Комитет продал ИП  <…> древесину, расположенную в Кемеровском районе, Барановском участковом лесничестве, урочище Елыкаевское, квартал № 97, выдел 1, в объеме 2 398 куб.м. на сумму 330 168  рублей. Срок действия договора до 15.11.2019.

Таким образом, общая сумма по договорам купли-продажи древесины, заключенными с ИП <…>., составила 488 259 рублей, общий объем  заготавливаемой древесины 2 915 куб.м.

Установлено, что 14.01.2019 между АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и индивидуальным предпринимателем <…> были заключены договор подряда на заготовку древесины № 1-Я и договоры купли - продажи древесины от 14.01.2019 № 4/4,5/5, 6/6, 7/7, 8/8, 9/9.

Так, согласно пунктам 1.3, 1.4. договора купли-продажи древесины от 14.01.2019 № 4/4 Комитет продал ИП <…> древесину, в объеме 249 куб. м. на сумму 99 847 рублей.

По договору № 5/5 купли-продажи древесины от 14.01.2019 ИП <…> приобрел древесину в объеме 487 куб. м на сумму 206 870 рублей.

По договору № 6/6 от 14.01.2019 Комитет продал древесину в объеме 636 куб.м на сумму 270 498 рублей.

По договору № 7/7 купли-продажи древесины Комитет продал древесину в объеме 1 115 куб.м на сумму 459 502 рублей.

По договору № 8/8 от 14.01.2019 Комитет продал  древесину, в объеме 458 куб.м на сумму 196 798 рублей.

По договору № 9/9 купли-продажи древесины Комитет продал древесину, в объеме 548 куб.м на сумму 234 474 рублей.

Общая сумма по договорам купли-продажи древесины, заключенными с ИП <…> составила 1 467 989 рублей, общий объем  заготавливаемой древесины 3493 куб.м.

14.02.2019 АУ КО «Комитет лесного хозяйства» заключил с индивидуальным предпринимателем <…> договор подряда на заготовку древесины № 2-П и договоры купли - продажи древесины от 14.02.2019 № 3/3, 4/4, 5/5. 6/6, 7/7, 8/8, 9/9, а также договор подряда на заготовку древесины от 08.04.2019    № 4-11 и договоры купли - продажи древесины от 08.02.2019 № 14/14, 15/15, 16/16, 17/17, 18/18.

Так, согласно пунктам 1.3, 1.4. договора купли-продажи древесины от 14.02.2019 № 3/3 Комитет продал  <…> древесину в объеме 239 куб. м. на сумму 80 224 рублей.

По договору № 4/4 купли-продажи древесины от 14.02.2019, <…>  приобрел древесину в объеме 431 куб. м на сумму 156 813 рублей.

По договору № 5/5 от 14.02.2019 Комитет продал древесину в объеме 190 куб.м на сумму 63 453 рублей.

По договору № 6/6 купли-продажи древесины Комитет продал древесину, в объеме 55 куб.м на сумму 17 595 рублей.

По договору № 7/7 от 14.02.2019 Комитет продал  древесину, в объеме 89 куб.м на сумму 30 699 рублей.

По договору № 8/8 купли-продажи древесины Комитет продал древесину, в объеме 68 куб.м на сумму 23 987 рублей.

По договору № 9/9 купли-продажи древесины Комитет продал древесину, в объеме 399 куб.м на сумму 143 319 рублей.

Общая сумма по договорам купли-продажи древесины, заключенными с <…>  по договору подряда на заготовку древесины № 2-П составила 516 090 рублей, общий объем  заготавливаемой древесины 1 471 куб.м.

Также, Комитет заключил с <…> договор подряда на заготовку древесины № 4-П от 08.04.2019.

Одновременно с заключением договора подряда 08.02.2019 Комитет с ИП <…> было заключено 5 договоров купли-продажи древесины (№№14/14, 15/15, 16/16, 17/17, 18/18).

Так, согласно пунктам 1.3, 1.4. договора купли-продажи древесины от 08.04.2019 №  14/14 Комитет продал ИП <…> древесину, в объеме  118 куб. м. на сумму 28 697 рублей.

По договору № 15/15 купли-продажи древесины от 08.04.2019, ИП <…> приобрел древесину в объеме 54 куб. м на сумму 14 100 рублей.

По договору № 16/16 от 08.04.2019 Комитет продал древесину в объеме 161 куб.м на сумму 40 752 рублей.

По договору № 17/17 купли-продажи древесины Комитет продал древесину, в объеме 135 куб.м на сумму 34 658 рублей.

По договору № 18/18 от 08.04.2019 Комитет продал древесину, в объеме 431 куб.м на сумму 111 300 рублей.

Общая сумма по договорам купли-продажи древесины заключенными с ИП <…> по договору подряда на заготовку древесины № 4-П от 08.04.2019 составила 229 507 рублей, общий объем  заготавливаемой древесины 899 куб.м.

12.03.2019 АУ КО «Комитет лесного хозяйства» заключил с индивидуальным предпринимателем <…> договор подряда на заготовку древесины от № 3-К и договор купли - продажи древесины от 12.03.2019   № 7/7.

Так, согласно пунктам 1.3, 1.4. договора купли-продажи древесины от 12.03.2019 № 7/7 Комитет продал ИП  <…> древесину, в объеме 149 куб. м. на сумму 7 986 рублей.

Общая сумма по договорам купли-продажи древесины заключенными с ИП  <…> составила 7 986 рублей, общий объем  заготавливаемой древесины 149 куб.м.

12.03.2019 АУ КО «Комитет лесного хозяйства» заключил с индивидуальным предпринимателем <…>  договор подряда на заготовку древесины от 12.03.2019   № 2-К и договор купли - продажи древесины от 12.03.2019    № 6/6.

Так, согласно пунктам 1.3, 1.4. договора купли-продажи древесины от 12.03.2019 № 6/6 Комитет продал ИП <…> древесину, в объеме 875 куб. м. на сумму 273 509 рублей.

Общая сумма по договорам купли-продажи древесины, заключенными с ИП <…> ., составила 273 509 рублей, общий объем  заготавливаемой древесины 875 куб.м.

21.03.2019 АУ КО «Комитет лесного хозяйства» заключил с ООО «Горизонт» заключен договор подряда на заготовку древесины от № 3-П и договоры купли - продажи древесины от 21.03.2019 № 10/10. 11/11,12/12,13/13.

Так, согласно пунктам 1.3, 1.4. договора купли-продажи древесины от 21.03.2019 № 10/10 Комитет продал ООО «Горизонт» древесину, в объеме 354 куб. м. на сумму 115 503 рублей.

По договору № 11/11 купли-продажи древесины, ООО «Горизонт» приобрел древесину в объеме 343 куб. м на сумму 99 788 рублей.

По договору № 12/12 от 21.03.2019 Комитет продал ООО «Горизонт» древесину в объеме 147 куб.м на сумму 52 292 рублей.

По договору № 13/13 купли-продажи древесины Комитет продал ООО «Горизонт» древесину, в объеме 88 куб.м на сумму 26 409 рублей.

Общая сумма по договорам купли-продажи древесины, заключенными с ООО «Горизонт», составила 293 992 рублей, общий объем  заготавливаемой древесины 932 куб.м.

14.02.2019 АУ КО «Комитет лесного хозяйства» заключил с индивидуальным предпринимателем  <…> договор подряда на заготовку древесины от 14.02.2019   № 1-П и договоры купли - продажи древесины от 14.02.2019 № 1/1, 2/2.

Так, согласно пунктам 1.3, 1.4. договора купли-продажи древесины от 14.02.2019 № 1/1 Комитет продал ИП <…> древесину в объеме 1 308  куб. м. на сумму 429 957 рублей.

По договору № 2/2 купли-продажи древесины от 14.02.2019, ИП  <…> приобрел древесину в объеме 366 куб. м на сумму 120 827 рублей.

Общая сумма по договорам купли-продажи древесины, заключенными с ИП <…> составила 550 784 рублей, общий объем  заготавливаемой древесины 1674 куб.м.

21.03.2019 АУ КО «Комитет лесного хозяйства» заключил с индивидуальным предпринимателем  <…> договор подряда на заготовку древесины от 21.03.2019  № 2-К и договор купли - продажи древесины от 21.03.2019 № 3/3.

Так, согласно пунктам 1.3, 1.4. договора купли-продажи древесины от 21.03.2019 № 3/3 Комитет продал ИП <…> древесину в объеме 1 250  куб. м. на сумму 961 728 рублей.

Общая сумма по договорам купли-продажи древесины, заключенными с ИП <…>., составила 961 728 рублей, общий объем  заготавливаемой древесины 1 250 куб.м.

11.03.2019 АУ КО «Комитет лесного хозяйства» заключил с индивидуальным предпринимателем <…>  договор подряда на заготовку древесины от 11.03.2019  № 1-К и договор купли - продажи древесины от 11.03.2019  № 1/1, 2/2.

Так, согласно пунктам 1.3, 1.4. договора купли-продажи древесины от 11.03.2019 № 1/1 Комитет продал ИП  <…>древесину в объеме 664  куб. м. на сумму 509 882 рублей.

По договору № 2/2 купли-продажи древесины от 11.03.2019, ИП  <…> приобрел древесину в объеме 358 куб. м на сумму 270 983 рублей.

Общая сумма по договорам купли-продажи древесины, заключенными с ИП <…>., составила 780 865 рублей, общий объем  заготавливаемой древесины 1022 куб.м.

14.01.2019 АУ КО «Комитет лесного хозяйства» заключил с индивидуальным предпринимателем <…>  договор подряда на заготовку древесины от 14.01.2019 № 1 -К и договоры купли - продажи древесины от 14.01.2019 № 1/1. 2/2, 3/3, 10/10, 11/11, а также заключены договор подряда на заготовку древесины от 04.03.2019 № 4-Я и договоры купли - продажи древесин от 04.03.2019 № 13/13,14/14,15/15,16/16.

Так, согласно пунктам 1.3, 1.4. договора купли-продажи древесины от 14.01.2019 № 1/1 Комитет продал  ИП <…>   древесину, в объеме 196 куб. м. на сумму 99 113 рублей.

По договору № 2/2  купли-продажи древесины от 14.01.2019, ИП  <…>  приобрел древесину в объеме 124 куб. м на сумму 65 410 рублей.

По договору № 3/3 от 14.01.2019 Комитет продал древесину в объеме 600 куб.м на сумму 264 021рублей.

По договору № 10/10 купли-продажи древесины Комитет продал древесину, в объеме 450 куб.м на сумму 6 967 рублей.

По договору № 11/11 от 14.01.2019 Комитет продал  древесину, в объеме 490 куб.м на сумму 7 605 рублей.

Общая сумма по договорам купли-продажи древесины, заключенными с ИП <…> составила 443 116  рублей, общий объем  заготавливаемой древесины 1 860 куб.м.

Также, Комитет заключил с ИП <…> договор подряда на заготовку древесины № 4-Я от 04.03.2019.

Одновременно с заключением договора подряда 04.03.2019 Комитет с ИП <…> заключил 4 договора купли-продажи древесины (№№ 13/13, 14/14, 15/15, 16/16).

Так, согласно пунктам 1.3, 1.4. договора купли-продажи древесины от 04.03.2019 №  13/13 Комитет продал ИП  <…> древесину, в объеме  603 куб. м. на сумму 284 779 рублей.

По договору № 14/14 купли-продажи древесины от 04.03.2019, ИП  <…> приобрел древесину в объеме 175 куб. м на сумму 83 783 рублей.

По договору № 15/15 от 04.03.2019 Комитет продал древесину в объеме 266 куб.м на сумму 110 633 рублей.

По договору № 16/16  купли-продажи древесины Комитет продал древесину, в объеме 140 куб.м на сумму 61 602 рублей.

Общая сумма по договорам купли-продажи древесины, заключенными с ИП  <…> по договору подряда на заготовку древесины № 4-Я от 04.03.2019 составила 540 797 рублей, общий объем  заготавливаемой древесины 1 184 куб.м.

18.02.2019 АУ КО «Комитет лесного хозяйства» заключил с ООО «Юргинский лесхоз» договор подряда № 1-Ю и договоры купли - продажи от 19.02.2019 № 1/1, 2/2, 3/3, 4/4, 5/5, 6/6, 9/9, 11/11, 12/12.

Так, согласно пунктам 1.3, 1.4. договора купли-продажи древесины от 19.02.2019 № 1/1 Комитет продал ООО «Юргинский лесхоз»  древесину, в объеме 384 куб. м. на сумму 87 979 рублей.

По договору № 2/2 купли-продажи древесины от 19.02.2019, ООО «Юргинский лесхоз»  приобрел древесину в объеме 115 куб. м на сумму 22 386 рублей.

По договору № 3/3 от 19.02.2019 Комитет продал древесину в объеме 109 куб.м на сумму 21 520 рублей.

По договору № 4/4 купли-продажи древесины Комитет продал древесину, в объеме 187 куб.м на сумму 36 091рублей.

По договору № 5/5 от 19.02.2019 Комитет продал  древесину, в объеме 135 куб.м на сумму 33 921 рублей.

По договору № 6/6 купли-продажи древесины Комитет продал древесину, в объеме 312 куб.м на сумму 73 727 рублей.

По договору № 9/9 купли-продажи древесины Комитет продал древесину, в объеме 501 куб.м на сумму 29 617  рублей.

По договору № 11/11 купли-продажи древесины Комитет продал древесину, в объеме 1 018 куб.м на сумму 158 461 рублей.

По договору № 12/12 купли-продажи древесины Комитет продал древесину, в объеме 1 126 куб.м на сумму 207 224  рублей.

Общая сумма по договорам купли-продажи древесины, заключенными с ООО «Юргинский лесхоз», составила 670 926 рублей, общий объем  заготавливаемой древесины 3 887 куб.м.

Установлено, что общая сумма по всем договорам купли-продажи древесины, заключенными с хозяйствующими субъектами при реализации государственных заданий, установленных на 2019 год, составила 7 225 548 рублей, общий объем  заготавливаемой древесины 21 611 куб.м.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Частью 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

При осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в части 2 настоящей статьи, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с настоящим Кодексом (часть 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, при  осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины.

Согласно части 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление  мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

Из изложенного следует, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются непосредственно (без передачи полномочий третьим лицам – поставщикам работ, услуг) государственным (муниципальным) бюджетными и автономными учреждениями на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания  за счет средств соответствующего бюджета.

Если же осуществление указанных мероприятий не возложено на государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, поставщик соответствующих работ, услуг (подрядчики, исполнители) определяются уполномоченными органами государственной власти (органами местного самоуправления)  в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.  

При осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение  работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются условия о купле – продаже лесных насаждений (часть 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

Согласно части 3 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации при осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 настоящего Кодекса, заготовка

соответствующей древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 настоящего Кодекса контракта.

В соответствии с положениями статьи 60.1, части 1 статьи 60.2, пункта 4 части 1статьи 60.3, пункта 2 части 1 статьи 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе выборочно-санитарные рубки, являются видом мероприятий по предупреждению возникновения вредных организмов, относятся к мерам санитарной безопасности в лесах и входят в комплекс мероприятий по защите лесов.

АУ КО «Комитет лесного хозяйства» создано на основании распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.10.2008 № 1052-р, учредителем которого является Департамент, собственником имущества - Кемеровская область, полномочия собственника осуществляет Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области.

Согласно уставу учреждения основными целями деятельности является обеспечение в пределах своей компетенции организации рационального, многоцелевого, непрерывного лесопользования на территории Кемеровской области и содействие в проведении государственной политики в сфере лесных отношений на территории Кемеровской области.

Данное учреждение является некоммерческой, специализированной организацией по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах.

Для выполнения целей учреждения в соответствии с видами деятельности, отнесёнными уставом к основной деятельности, учредителем формируется и утверждается государственное задание.

Для автономного учреждения Кемеровской области АУ КО «Комитет лесного хозяйства» на 2019 год и на плановый период  2020 и 2021г.г. утверждено государственное задание № 4 от 28.12.2018., предметом которого, в том числе, являлось выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений  для заготовки древесины, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровской лесничестве, на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, Департаментом для АУ КО «Комитет лесного хозяйства» утверждены работы по сплошной санитарной рубке в Кемеровском лесничестве на 21,8 га, объемом 3 575 куб.м.

На основании частей 4, 5 статьи 19 ЛК РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом с одновременной продажей лесных насаждений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с включением в контракт на выполнение данных работ условия о купле-продаже лесных насаждений.

Исходя из правового регулирования, условия выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов и купли-продажи, в связи с этими работами, лесных насаждений, определяются единой сделкой.

В соответствии с частью 1 статьи 75 ЛК РФ по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Предметом указанного договора являются лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, для заготовки древесины в соответствии с частями 2-4 статьи 29.1 ЛК РФ (типовой договор купли-продажи лесных насаждений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2015 №1178).

Таким образом, заключать договоры купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, в целях заготовки древесины, вправе только специально уполномоченные органы государственной власти. На территории Кемеровской области таким органом является исключительно Департамент, осуществляющий от имени Российской Федерации переданные полномочия в сфере лесных отношений (статьи 77, 83 ЛК РФ, пункт 4.1.1 Положения о департаменте лесного комплекса Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 31.07.2014 № 303).

Однако, исходя из условий договора подряда и оспариваемых договоров купли- продажи древесины, они заключены в один и тот же день, что исключает заготовку, то есть рубку лесных насаждений, до момента заключения АУ КО «Комитет лесного хозяйства» с вышеуказанными хозяйствующими субъектами  договоров купли-продажи древесины.

Следовательно, АУ КО «Комитет лесного хозяйства» фактически осуществил продажу обществу не древесины, а лесных насаждений для заготовки, тем самым превысил свои полномочия.

АУ КО «Комитет лесного хозяйства» в рамках осуществления государственного заказа фактически осуществило продажу лесных насаждений, что выходит за пределы полномочий, предусмотренных пунктом 2.7.1 Устава учреждения.

Заключенные вышеуказанные договоры подряда на заготовку древесины с одновременным заключением договоров купли – продажи  древесины в рамках осуществления рубки лесных насаждений, как вида предпринимательской деятельности не относится к полномочиям органов государственной власти, а соответственно, не может осуществляться подведомственным  ему автономным учреждением. Последнее в силу своего статуса юридического лица, как некоммерческой организации и специальной правоспособности вправе осуществлять лишь санитарную рубку лесных насаждений для выполнения государственно задания в целях реализации полномочий органов государственной власти по охране, защите и воспроизводству лесов.

Единой целью заключенных в один день договоров подряда на заготовку древесины и договоров купли – продажи являлась передача хозяйствующим субъектам  данной древесины, полученной в результате рубки лесных насаждений, приобретенных  АУ КО «Комитет лесного хозяйства» в рамках выполнения государственного задания. 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ) он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в частности, в части, касающейся: определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов выполняются для государственных нужд за счет бюджетных средств и непосредственно автономным учреждением на основании государственного задания, от выполнения которого автономное учреждение не вправе отказаться. 

В случае, если осуществление указанных мероприятий не возложено  на автономные учреждения,  то исполнитель определяется уполномоченными органами государственной власти, в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ.

В этих случаях автономные учреждения как государственные заказчики должны определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, указанными в статье 24 Закона N 44-ФЗ, т.е. на открытых, закрытых конкурсах, аукционах, путем запроса котировок, запроса предложений, а у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) только в определенных законом случаях.

При этом АУ КО «Комитет лесного хозяйства» самостоятельно определило подрядчиков для выполнения работ, которые не были предусмотрены государственным заданием и не согласованы с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

 Действующим законодательством не предусмотрен запрет на привлечение к выполнению государственного задания третьих лиц. Однако выбор такого лица и последующее заключение гражданско-правового договора должен осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, поскольку выполнение государственного задания обеспечивает государственные нужды и финансируется исключительно бюджетными средствами, предназначенными на эти цели.

Препятствия для своевременного проведения конкурсных процедур не выявлены, следовательно,  АУ КО «Комитет лесного хозяйства» располагало достаточным количеством времени для проведения закупки с использованием конкурентных процедур.

 Отсутствие публичных процедур не привело к эффективному использованию бюджетных средств, предполагающему, в том числе, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону о защите конкуренции и Федеральному закона № 44-ФЗ, возложена на обе стороны договора.

Следовательно, заключение договора, являющегося согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения.

При этом заключение договора в обход закона предполагает наличие вины обеих сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях ограничения конкуренции (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В результате заключения АУ КО «Комитет лесного хозяйства» с:

 - ИП <…>  договор подряда № 1-К от 08.04.2019 и договоров купли - продажи древесины №№ 8/8, 9/9, 10/10, 11/11, 12/12;

- ИП <…> договор подряда  № 1-Я от 14.01.2019 и договоров купли - продажи древесины №№ 4/4, 5/5, 6/6, 7/7, 8/8, 9/9;

- ИП  <…> договор подряда   № 2-П от 14.02.2019 и договоров купли – продажи древесины №№ 3/3, 4/4, 5/5, 6/6, 7/7, 8/8, 9/9, а также договор подряда № 4-П и договоров купли - продажи древесины от 08.02.2019 № 14/14, 15/15, 16/16, 17/17, 18/18;

- ИП  <…>договор подряда № 3-К  от 12.03.2019 и договора купли – продажи древесины № 7/7;

-  ИП <…> договор подряда № 2-К от 12.03.2019 и договора купли – продажи древесины № 6/6;

-  ООО «Горизонт» договор подряда № 3-П от 21.03.2019 и договоров купли - продажи древесины №№ 10/10, 11/11, 12/12, 13/13;

-  ИП <…>  договор подряда № 1-П от 14.02.2019 и договоров купли – продажи древесины №№ 1/1, 2/2;

-  ИП  <…> договор подряда № 2-К от 21.03.2019 и договора купли – продажи древесины № 3/3;

- ИП  <…> договор подряда № 1-К  от 11.03.2019 и договоров купли - продажи древесины №№ 1/1, 2/2;

- ИП  договор подряда № 1-К  от 14.01.2019 и договоров купли – продажи древесины №№ 1/1, 2/2, 3/3, <…> 10/10, 11/11, а также договор подряда № 4-Я и договоров купли – продажи древесин от 04.03.2019 № 13/13, 14/14, 15/15, 16/16;

-  ООО «Юргинский лесхоз» договор подряда № 1-Ю от 18.02.2019  и договоры купли - продажи № 1/1, 2/2, 3/3, 4/4, 5/5, 6/6, 9/9, 11/11, 12/12;  последние получили доступ к приобретению лесных насаждений для заготовки без участия в какой-либо конкурентной борьбе без подачи предложений о снижении цены договора.

В соответствии с частями 1, 2, 4, 5статьи 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 -84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Согласно статье 60.1, части 1 статьи 60.2, пункту 4 части 1статьи 60.3, пункту 2 части 1 статьи 60.7 ЛК РФ санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе выборочно-санитарные рубки, являются видом мероприятий по предупреждению возникновения вредных организмов, относятся к мерам санитарной безопасности в лесах и входят в комплекс мероприятий по защите лесов. Исходя из вышеизложенного, положения ЛК РФ предусматривают проведение рубки лесных насаждений либо в рамках заготовки древесины при осуществлении предпринимательской деятельности в соответствии со статьёй 29 ЛК РФ, либо путём выполнения работ в рамках осуществления мероприятий по охране и защите лесов в порядке статьи 19 ЛК РФ.

По правилам части 1 статьи 77 ЛК РФ за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 настоящего Кодекса, договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона.

При этом порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 6 статьи 77 ЛК РФ).

Договор, заключаемый по результатам такой закупки, содержит как элементы государственного контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, так и договора купли-продажи лесных насаждений, то есть, обусловлен комплексным характером регулируемых им правоотношений.

 Из совокупного анализа вышеприведённых норм следует, что контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с элементами купли-продажи лесных насаждений может быть заключен только по результатам торгов.

Полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 данной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счёт субвенций из федерального бюджета (пункт 7 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ).

Статьёй 6 БК РФ, статьёй 4 Закона № 174-ФЗ государственное задание представляет собой документ, который формируется и утверждается учредителем и устанавливает требования к составу, качеству, объёму (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).

На основании пункта 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности, осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций и не могут быть израсходованы на иные цели (части 3, 6 статьи 83 ЛК РФ).

В пунктах 1, 16 Правил № 470 определено, что санитарные рубки (выборочная, сплошная) это осуществление мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, являются санитарно-оздоровительными мероприятиями, которые проводится с целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба отвоз действия неблагоприятных факторов, что в соответствии со статьями 19, 60.7 ЛК РФ отнесено к осуществлению мероприятий по защите лесов.

В качестве финансового обеспечения выполнения таких мероприятий предоставляется субсидия из бюджета Российской Федерации в рамках соответствующего государственного задания.

Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определёнными федеральными законами и уставом, путём выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи (часть 7статьи 2 Закона №174-ФЗ). Основной деятельностью автономного учреждения признаётся деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесёнными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.  Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации и иных не запрещённых федеральными законами источников (части 1, 2, 2.1, 4 статьи 4 Закона № 174-ФЗ).

Также, по смыслу приведенного правового регулирования, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов выполняются для государственных нужд за счет бюджетных средств и непосредственно автономным учреждением на основании государственного задания, от выполнения которого автономное учреждение не вправе отказаться. В случае, если осуществление указанных мероприятий не возложено на автономные учреждения, то исполнитель определяется уполномоченными органами государственной власти, в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Таким образом, заключение договоров между АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и следующих хозяйствующих субъектов – индивидуального  предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>., индивидуального предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>., индивидуального предпринимателя <…>., индивидуального предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>., индивидуального предпринимателя <…>., индивидуального предпринимателя <…>, ООО «Горизонт, ООО «Юргинский лесхоз» в порядке предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ, не соответствует цели и содержанию указанного основания заключения контракта с единственным исполнителем, а также не соответствует принципу обеспечения конкуренции, поскольку такое заключение контрактов не обусловлено техническими и организационными особенностями исполнения контрактов, а исключительно намерениями избежать необходимости проведения торгов при осуществлении закупки на сумму свыше 100 000 рублей.

В результате заключения вышеуказанных договоров между АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и следующих хозяйствующих субъектов – индивидуальными  предпринимателями <…>, ООО «Горизонт, ООО «Юргинский лесхоз» – единственными исполнителями, данные хозяйствующие субъекты получили доступ к выполнению работ по максимально возможной цене, без участия в какой - либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены договора, тем самым были поставлены в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание тождественность предметов вышеуказанных договоров, временной интервал, в течение которого были заключены соглашения, единую цель контрактов – выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровской области, считаем, что рассматриваемые закупки намеренно были разбиты АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и следующих хозяйствующих субъектов – <…>., ООО «Горизонт, ООО «Юргинский лесхоз» на отдельные договоры на сумму до 100 000 рублей каждая, в целях обеспечения формальной возможности непроведения конкурентных процедур и заключения контрактов с единственным поставщиком.

Фактически все договоры, заключенные АУ КО «Комитет лесного хозяйства» с вышеуказанными хозяйствующими субъектами образуют единые сделки, искусственно оформленные самостоятельными контрактами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ.

Препятствия для своевременного проведения конкурентных процедур не выявлены, следовательно, АУ КО «Комитет лесного хозяйства» располагало достаточным количеством времени для проведения закупки с использованием конкурентных процедур.

Отсутствие публичных процедур не привело к эффективному использованию бюджетных средств, предполагающему, в том числе, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону о защите конкуренции и Федеральному закона № 44-ФЗ, возложена на обе стороны договора.

Следовательно, заключение договора, являющегося согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения.

При этом заключение договора в обход закона предполагает наличие вины обеих сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях ограничения конкуренции (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В результате заключения АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и следующих хозяйствующих субъектов – индивидуального  предпринимателя <…>, ООО «Горизонт, ООО «Юргинский лесхоз» договоров на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровской области как с единственными исполнителями, последние получили доступ к выполнению работ по максимально возможной цене без участия в какой-либо конкурентной борьбе без подачи предложений о снижении цены контракта.

Заключение договоров с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Несоблюдение процедуры закупок нарушило права иных хозяйствующих субъектов – участников данного товарного рынка, с которыми государственный контракт не заключен вследствие предоставления преимущества следующим хозяйствующим субъектам  – <…>, ООО «Горизонт, ООО «Юргинский лесхоз».

На основании изложенного комиссия Кемеровского УФАС России не может согласится с доводом представителя Государственного автономного учреждения «Кемеровский лесхоз» о том, что при заключении спорных договоров бюджетные средства не использовались.

Относительно довода о неверном определении кода  ОКВЭД, что в свою очередь привело к недостоверным сведениям, содержащимся в анализе состояния конкуренции на рынке с видом экономической деятельности в соответствии с общероссийским классификатором ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС  ред. 2), Раздел А, пункт 02 «Лесоводство и лесозаготовки»  (код ОКВЭД: 02.10, 02.20) отмечено следующее:

В соответствии с "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общественным классификатором видов экономической деятельности» в качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД 2 используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс производства (технологию). В качестве дополнительного (в пределах одного и того же процесса производства) может выделяться признак "используемое сырье и материалы".

Установлено, что в соответствии с государственным заданием на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, расположенных на землях лесного фонда, утвержденным департаментом лесного комплекса Кемеровской области для АУ КО  «Комитет лесного хозяйства» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021, присвоен код ОКВЭД: 02.10 «Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность».

Таким образом, по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке с видом экономической деятельности в соответствии с общероссийским классификатором ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС  ред. 2), Раздел А, пункт 02 «Лесоводство и лесозаготовки»  (код ОКВЭД: 02.10, 02.20), с временным  интервалом исследования следующего периода 2019 – 2021 г.г., Кемеровским УФАС России установлены нарушения  прав иных хозяйствующих субъектов - участников данного товарного рынка, с которыми договора подряда и договора купли-продажи не заключены, а именно, вследствие предоставления преимущества вышеуказанным субъектам.

Кемеровским УФАС России в ходе рассмотрения данного дела было установлено, что максимальная цена коммерческого предложения составила – 760 руб. за 1 куб.м., однако АУ КО «Комитет лесного хозяйства» заключил вышеуказанные договора  купли – продажи с хозяйствующими субъектами по средней арифметической цене, что составило 334 руб. – (за 1 куб.м).

Таким образом, размер неполученного дохода составил 9 198 812 рублей, которые могли бы быть получены  при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Вместе с тем, указанная сумма не превышает размер купного ущерба, установленного статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, следовательно, основания для направления материалов в правоохранительные органы отсутствуют.  

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Указанные в договорах на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровской области, заключенных между АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и следующими хозяйствующими субъектами  ––  <…>, ООО «Горизонт, ООО «Юргинский лесхоз» обязательства сторон направлены на минимизацию рисков вышеуказанных хозяйствующих субъектов, связанных с осуществлением данными хозяйствующими субъектами своей деятельности.

Реализация договоров на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области может привести к созданию благоприятных условий деятельности для <…>, ООО «Горизонт, ООО «Юргинский лесхоз», которые заключили данные договоры, по сравнению с их конкурентами, и, как следствие, к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Ограничение конкуренции согласованными действиями АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и следующих хозяйствующих субъектов – <…>, ООО «Горизонт, ООО «Юргинский лесхоз» которые заключили договоры на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области, выразилось в следующем:

индивидуальными  предпринимателями  <…>, ООО «Горизонт, ООО «Юргинский лесхоз», которые заключили соответствующие договоры, получили преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на аналогичном товарном рынке.

Кроме того, ограничение конкуренции посредством заключения АУ КО «Комитет лесного хозяйства» без проведения торгов как с единственными исполнителями со следующими хозяйствующими субъектами – индивидуальными  предпринимателями <…>, ООО «Горизонт, ООО «Юргинский лесхоз», договоров на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области выразилось (могло выразиться) в следующем:

хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов, с которыми не были заключены соответствующие договоры на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области, могли оказаться в заведомо менее выгодном (неконкурентноспособном) положении по сравнению вышеуказанными хозяйствующими субъектами, с которыми были заключены указанные договоры, и в последствии получили приоритетное оказание услуг по выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области.

Заключение  договоров с хозяйствующими субъектами при реализации государственных заданий установленных на 2019 год и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения данным  хозяйствующим  субъектам и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение договоров.

Несоблюдение процедуры закупок нарушило права иных хозяйствующих субъектов - участников данного товарного рынка, с которыми договора подряда и договора купли-продажи не заключены вследствие предоставления преимущества вышеуказанным субъектам.

Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с распоряжением Правительства Кемеровской области – Кузбасса от 16.03.2020 № 119-Р автономное учреждение Кемеровской области  «Комитет лесного хозяйства» переименован в государственное автономное учреждение «Кемеровский лесхоз».

Привлечение АУ КО «Комитет лесного хозяйства» следующих хозяйствующих субъектов – индивидуальными  предпринимателями <…>., ООО «Горизонт, ООО «Юргинский лесхоз» к выполнению государственного задания, обеспеченного финансированием из бюджета Кемеровской области, без проведения конкурса или аукциона, свидетельствует о предоставлении последним преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг), вступает в противоречие с требованиями пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая, что обязательства по заключенным договорам на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области исполнены, основания для выдачи предписания, отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать Автономное Учреждение Кемеровской области «Комитет лесного хозяйства» (ГАУ «Кемеровский лесхоз»), Индивидуального  предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>, индивидуального предпринимателя <…>, ООО «Горизонт», ООО «Юргинский лесхоз» нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Передать материалы дела № 042/01/16-195/2020 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу для решения вопроса  о возбуждении административного производства. 

 

Председатель Комиссии:             <…>

 

Члены Комиссии:      <…>

 Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

Связанные организации

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА"
ИНН 4234006654, ОГРН 1034234003385