Решение №05/3545 по жалобе от 15 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 042/07/3-516/2021           

«13» апреля 2021 г.                                                                                        г. Кемерово

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

<…>;

Члены комиссии

<…>;

<…>;

<…>;

<…>,

При рассмотрении жалобы с использованием систем видеоконференцсвязи, при участии:

- <…> – представителя ГАУЗ «Новокузнецкая городская клиническая больница № 1» (доверенность от 26.01.2021 № 72/21);

- ИП <…>;

- <…> - представителя ИП <…> (доверенность от 25.03.2021 б/н),

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ИП <…> и материалы жалобы № 042/07/3-516/2021,

У С Т А Н О В И Л А:

Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ИП <…> (вх. № 2145э от 02.04.2021 г.) на действия Заказчика – Государственного автономного учреждения здравоохранения «Новокузнецкая городская клиническая больница № 1» (далее – Заказчик, ГАУЗ НГКБ № 1) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг общественного питания для медицинской организации, извещение опубликовано 25.03.2021 (в текущей редакции 30.03.2021)  на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru под № 32110119701 (далее – Закупка).

По мнению Заявителя, в конкурсной документации Заказчиком незаконно предусмотрена аренда недвижимого имущества и оплата коммунальных расходов.

Заказчик необоснованно установил в конкурсной документации требование: «Исполнитель должен иметь в своем штате специалиста с медицинским образованием, имеющего специальную подготовку по лечебному питанию и сертификат по специальности «Диетология».

Заказчиком нарушены требования действующего законодательства, а именно: таблица «Средние суточные наборы продуктов общей физиологической диеты для детей 4-х возрастных групп» взяты из Приказа № 333 от 10.03.1986 «Об улучшении лечебного питания в родильных домах (отделениях) и детских больницах (отделениях)», однако данный приказ отменен с 01.01.2021 г.

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 06.04.2021 № 05/3107 рассмотрение жалобы № 042/07/3-516/2021 с использованием систем видеоконференцсвязи было назначено на 13.04.2021 г. на 14 часов 00 минут. Данное уведомление на основании части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» направлено на адреса электронной почты лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.

13.04.2021 заявитель на заседание Комиссии поддержал доводы жалобы.

13.04.2021 представитель заказчика на заседание Комиссии пояснил, что с доводами жалобы не согласны. Подробно доводы на жалобу изложены в письменном отзыве (вх. 2393э от 12.04.2021) .

Изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-516/2021, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Государственного автономного учреждения здравоохранения «Новокузнецкая городская клиническая больница № 1» (далее – Положение), которое разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

25.03.2021 (в текущей редакции 08.04.2021) ГАУЗ НГКБ № 1 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена информация о проведении  конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг общественного питания для медицинской организации, включающая извещение, форму заявки, проект договора.

В соответствии с разделом 1 «Общие требования» части II Конкурсной документации «Описание предмета закупки» «Характеристики услуг» Источник финансирования: за счет средств ОМС на 2021 – 91 639 301,00 руб., на  2022 – 77 540 947,00 руб., за счет средств бюджета на 2021– 5 200 520,00 руб., на 2022 – 4 400 440,00 руб., за счет средств от предпринимательской деятельности на 2021 – 270 712,00 руб., на 2022 – 229 064,00 руб.

Согласно пункту 1.12 «Порядок оказания услуг» раздела 2 «Требования к услугам по организации лечебного питания для пациентов ГАУЗ НГКБ № 1» части II Конкурсной документации «Описание предмета закупки» «Характеристики услуг» Исполнитель производит приготовление лечебного питания из своих продуктов и сырья на пищеблоках Заказчика.

Доставка готовых блюд до мест передачи ответственному лицу Заказчика, производится в термо-контейнерах Исполнителем быстро в горячем виде без подогрева, ежедневно, включая выходные и праздничные дни, согласно утвержденного «Графика доставки готового питания» Приложение № 5 к характеристикам услуг (пункт 1.13).

На основании пункта 2.1 «Обязанности Исполнителя» раздела 2 «Требования к услугам по организации лечебного питания для пациентов ГАУЗ НГКБ № 1» части II Конкурсной документации «Описание предмета закупки» «Характеристики услуг» после заключения договора на оказание услуг общественного питания для медицинской организации Исполнитель обязан заключить договор аренды пищеблоков и продовольственного склада площадью –227 м2 Заказчика в порядке, предусмотренном действующим законодательством, по следующим адресам:

пищеблок № 1 и пищеблок № 2 - РФ, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ГАУЗ «НГКБ № 1» - терапевтический корпус - ул. Бардина, 32; площадь 1-го пищеблока –164,2 м2, площадь 2-го пищеблока –156,6 м2; пищеблоки №1 и №2 - доготовочные - с неполным технологическим циклом (отсутствует овощной цех для первичной обработки овощей). Исполнитель обязан на пищеблоки №№ 1 и 2 доставлять овощи в очищенном виде;

пищеблок № 3 – Новокузнецкий район, с. Сосновка, ул. Речная, 8 - отделение восстановительного лечения; площадь 3-го пищеблока –101,4 м2; пищеблок № 3 -заготовочный - с полным технологическим циклом обработки сырья и приготовления лечебного питания.

пищеблок № 4 - ул. Сеченова, 26;

пищеблок № 5 – переулок Ижевский, 16

пищеблок № 6 – пр. Авиаторов, 88, продовольственный склад - ул. Бардина, д.30/5.

В соответствии с пунктом 2.2 «Обязанности Исполнителя» на основании договора аренды Исполнитель обязан заключить с ГАУЗ НГКБ № 1 договор о возмещении расходов по содержанию арендованного недвижимого имущества.

Согласно пункту 2.7 «Обязанности Исполнителя» Исполнитель должен иметь в своем штате специалиста с медицинским образованием, имеющего специальную подготовку по лечебному питанию и сертификат по специальности «Диетология».

 В Приложении № 3 к характеристикам услуг «Нормы лечебного питания» указаны средние суточные наборы продуктов общей физиологической диеты для детей 4-х возрастных групп (основание СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

Проанализировав конкурсную документацию положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) Комиссия Кемеровского УФАС России считает доводы заявителя необоснованными исходя из следующего:

На основании части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предусмотренные конкурсной документацией аренда Исполнителем по договору недвижимого имущества, и оплата коммунальных расходов не относится ни к одному из вышеперечисленных случаев.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с требованиями части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Из требования конкурсной документации о том, что после заключения договора на оказание услуг общественного питания для медицинской организации Исполнитель обязан заключить вышеуказанные договоры аренды не усматривается нарушение вышеуказанных принципов Закона о закупках либо каких-либо иных нарушений его положений, установленных правил описания предмета закупки.

В соответствии с п.1.12. характеристик услуг (описание предмета закупки) исполнитель производит приготовление лечебного питания из своих продуктов и сырья на пищеблоках Заказчика.

В соответствии с п.1.13 характеристик услуг доставка готовых блюд до мест передачи ответственному лицу Заказчика, производится в термо-контейнерах Исполнителем быстро в горячем виде без подогрева, ежедневно, включая выходные и праздничные дни, согласно утвержденного «Графика доставки готового питания»

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 24.2 Положения о закупке Заказчика договор заключается с учетом требований части 15 статьи 3.2. и частью 28 статьи 3.4. Закона о закупках, а также положений действующего законодательства и исполняется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными Законами, документацией о закупке.

В соответствии с пунктом 2.2. характеристик услуг на основании договора аренды Исполнитель обязан заключить с ГАУЗ НГКБ № 1 договор о возмещении расходов по содержанию арендованного недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2.4.14. Устава ГАУЗ НГКБ № 1 Заказчик может осуществлять следующие виды приносящей доходы деятельности, в т.ч., предоставление в аренду, безвозмездное пользование недвижимого и движимого имущества, принадлежащего Учреждению на праве оперативного управления.

Условие характеристик услуг об аренде исполнителем недвижимого имущества и оплате коммунальных расходов является условием исполнения договора, а не требованием к участнику Закупки, следовательно, не препятствует участию в обжалуемом конкурсе.

Согласно пункту 3.47 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса на 2021 г., утвержденному решением Комиссии по разработке территориальной программы ОМС Кемеровской области - Кузбасса (протокол от 20.01.2021 №1) в структуру тарифа не включаются и не подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования расходы медицинских организаций, не связанные с деятельностью по ТПОМС, в том числе расходы по содержанию имущества, сдаваемого в аренду и (или) используемого в коммерческой деятельности.

Условие характеристик услуг о наличии в штате Исполнителя специалиста по «Диетология» является условием исполнения договора, а не требованием к участнику Закупки, следовательно, не препятствует участию в обжалуемом конкурсе.

При описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик, в соответствии с требованиями части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, должен руководствоваться вышеуказанными правилами.

Требование конкурсной документации о том, что Исполнитель должен иметь в своем штате специалиста с медицинским образованием, имеющего специальную подготовку по лечебному питанию и сертификат по специальности «Диетология», не противоречит ни одному из требований части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Заказчик имеет статус крупнейшей больницы Сибири. Стационар больницы на 1251 коек включает в себя 31 отделение хирургического, терапевтического, травматолого-ортопедического и гинекологического профилей, а также отделение восстановительного лечения в с. Сосновка.

Пациентами больницы являются взрослые, дети всех возрастных групп, беременные и кормящие женщины.

Суточные пищевые рационы, применяемые для организации лечебного питания разных групп пациентов, отличаются между собой качественным и количественным составом пищи, химическим составом и энергетической ценностью, физическими свойствами (объём, температура, консистенция), лечебным действием отдельных продуктов, применением технологической и кулинарной обработки пищевых продуктов, обеспечивающих сохранность их исходной пищевой ценности, повышение усвояемости пищевых веществ.

По условиям характеристик услуг, предусмотренным конкурсной документацией, исполнитель должен произвести расчет химического состава диетических рационов и разработать варианты меню для каждой группы пациентов (меню для взрослых отделений, для детского питания, для акушерских отделений), которое в дальнейшем согласовывается с врачом-диетологом и советом по питанию Заказчика. Затем на каждое блюдо всех разработанных и утвержденных меню Исполнитель должен составить карточку-раскладку, которая обеспечит соблюдение норм лечебного питания для каждого вида диет. В период исполнения договора Исполнитель должен регулярно предоставлять отчеты по соблюдению норм лечебного питания, проводить производственный контроль. Для того, чтобы надлежащим образом, в соответствии всем требованиям, законам и нормам, действующим на территории Российской Федерации, обеспечить оказание услуги лечебного питания для пациентов Заказчика в условиях ежедневного большого количества пациентов и разнообразных диет, в штате Исполнителя должен быть высококвалифицированный специалист с медицинским образованием, имеющий специальную подготовку по лечебному питанию и сертификат по специальности «Диетология».

Вышеуказанные положения означают необходимость наличия в штате диетолога, в противном случае исполнять обязанности по договору исполнителем не представляется возможным.

Кроме того, жалобы не содержит ссылки на конкретную норму Закона о закупках, которая, по мнению Заявителя, нарушена требованиями о заключении договора аренды пищеблоков и продовольственного склада, о требованием о наличии в штате специалиста с медицинским образованием, имеющего специальную подготовку по лечебному питанию и сертификат по специальности «Диетология».

08.04.2021 Заказчиком внесены изменения в конкурсную документацию: действующие средние суточные наборы продуктов общей физиологической диеты для детей 4-х возрастных групп внесены согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил и норм СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ИП <…> на действия Заказчика – Государственного автономного учреждения здравоохранения «Новокузнецкая городская клиническая больница № 1» при организации и проведении при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг общественного питания для медицинской организации (извещение № 32110119701) необоснованной.

Заместитель председателя комиссии:

<…>

Члены Комиссии:

<…>

                                 

<…>

<…>

 

<…>

Примечание. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "НОВОКУЗНЕЦКАЯ ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА № 1 ИМЕНИ Г.П. КУРБАТОВА"
ИНН 4216003989, ОГРН 1024201477520