Решение №ТМ/5810/24 Решение по делу № 042/05/5-475/2024 от 4 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу № 042/05/5-475/2024

 

Индивидуальному предпринимателю

<...>


652515, Кемеровская область - Кузбасс,

г. Ленинск - Кузнецкий, Кирова пр.,

д. <...>

<...>

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/5-475/2024

 

«01» июля 2024г. г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя

председателя Комиссии:

 

<...> -

 

заместителя руководителя управления;

 

Членов Комиссии:

<...> -

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции

 

 

<...> -

старшего специалиста 1 разряда отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

 

рассмотрев дело № 042/05/5-475/2024, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <...> (далее – ИП <...>, адрес регистрации: 652515, Кемеровская область - Кузбасс г. Ленинск-Кузнецкий, пр. Кирова, дом <...>; ИНН: 421207262590, ОГРНИП: 316420500056235, дата присвоения ОГРНИП: 16.02.2016) по признакам нарушения требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

30.01.2024 Кемеровским УФАС России по собственной инициативе была проведена фотосъемка рекламы, размещенной на рекламной конструкции возле входа в магазин «ЦУМ», расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Кирова, дом 37 за соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» следующего содержания:

«КТЛ КомиссионТорг сеть комиссионных магазинов»;

«Нужны деньги? Мы дадим! Берем все!»;

«Ноутбуки телефоны недвижимость Бытовую технику Авто-, мототехнику Электроинструменты Спортивный инвентарь Туристический инвентарь»;

«Самая дорогая оценка в городе!»

«ИП <...> ИНН 421207262590».

30.01.2024 Кемеровским УФАС России составлен Акт осмотра проведения фотосъемки рекламы, размещенной на рекламной конструкции возле входа в магазин «ЦУМ», расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Кирова, дом 37 за соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

В ходе рассмотрения вышеуказанной рекламы Кемеровским УФАС России установлено следующее:

Данная рекламная конструкция размещена возле входа в магазин «ЦУМ», расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Кирова, дом 37.

На основании представленного АО «Кемеровский ЦУМ» договора № ТС/16-15 от 14.11.2016 АО «Кемеровский ЦУМ» («Собственник объекта») и ООО «РА Европа» («Владелец рекламных конструкций») заключили настоящий договор о предоставлении Собственником объекта Владельцу рекламных конструкций право на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (количество 2 шт., тип - сити-формат с динамичным механизмом, размер 1,2*1,8 м, место установки: на надземной части фундамента здания), расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Кирова, дом 37 (исх. от 09.02.2024 № 02/Пр-02/271, вх. от 12.02.2024 № 1495/24).

Согласно представленному ООО «РА Европа» договору № КРК/НР/2022/177 от 30 марта 2022г. на распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций между ООО «РА Европа», именуемое в дальнейшем «Исполнитель» с одной стороны и ИП <...>, именуемый в дальнейшем «Заказчик», действующего на основании Свидетельства № 003979469 с другой стороны заключили настоящий договор, из которого следует, что Исполнитель обязуется оказывать услуги по монтажу / демонтажу и / или распространению наружной рекламы Заказчика, предоставленной последним в готовой для распространения форме – в виде рекламно-информационных материалов на рекламных конструкциях Исполнителя, а Заказчик принимать и оплачивать их на условиях настоящего договора (исх. от 26.02.2024 № 16, вх. от 27.02.2024 № 2108-ЭП/24).

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

Таким образом, использование в рекламе выражения «Самая дорогая оценка в городе» содержит признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку данная информация не подтверждена документально, не указаны критерии достоверности данной рекламы.

Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В данном случае рекламодателем является ИП <...> (адрес регистрации: 652515, Кемеровская область - Кузбасс г. Ленинск-Кузнецкий, пр. Кирова, дом <...>; ИНН: 421207262590, ОГРНИП: 316420500056235, дата присвоения ОГРНИП: 16.02.2016).

02.04.2024 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/5-475/2024 в отношении ИП <...> и назначено к рассмотрению на 13.05.2024 в 11 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена по адресу регистрации ИП <...> заказным письмом (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «вручение адресату» имеется в материалах дела), а также по электронной почте.

09.05.2024 представителем ИП <...> по доверенности от 20.01.2022 <...> (далее – представитель по доверенности <...>) в адрес Кемеровского УФАС России направлено ходатайство об отложении рассмотрения дела № 042/05/5-475/2024, назначенного на 13.05.2024 в 11 часов 00 минут в связи с тем, что 14.02.2024 ИП <...> в рамках расследования уголовного дела № 12302320034000020 был задержан в порядке ст. 91 УПК РФ следователем первого отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета РФ по Кемеровской области – Кузбассу <...>.

Также представитель по доверенности <...> сообщает, что 15.02.2024 судьей Центрального районного суда г. Кемерово <...> ИП <...> избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

20.03.2024 срок содержания под стражей ИП <...> продлен до 22.05.2024.

В соответствии с вышеизложенным в настоящее время ИП <...> не имеет физической возможности давать необходимые пояснения по делу № 042/05/5-475/2024, а также принять непосредственное участие в рассмотрении данного дела 13.05.2024 в 11 часов 00 минут.

13.05.2024 состоялось заседание Комиссии Кемеровского УФАС России по делу № 042/05/5-475/2024 в отсутствии ИП <...>, представителя по доверенности ИП <...>, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела. Рассмотрев материалы дела № 042/05/5-475/2024, Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств по делу.

13.05.2024 определением об отложении рассмотрения дела № 042/05/5-475/2024 были назначены дата, время и место рассмотрения данного дела на 01.07.2024 на 10 часов 30 минут. Копии данного определения были направлены по адресу регистрации ИП <...> заказным письмом (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «27 мая 2024 вручение адресату» имеется в материалах дела), а также в адрес начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу <...> (место заключения под стражу ИП <...> до 22.05.2024) заказным письмом (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «21 мая 2024 вручение адресату почтальоном» имеется в материалах дела).

01.07.2024 состоялось рассмотрение дела № 042/05/5-475/2024 в отсутствие ИП <...>, защитника ИП <...>, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

30.01.2024 Кемеровским УФАС России по собственной инициативе была проведена фотосъемка рекламы, размещенной на рекламной конструкции возле входа в магазин «ЦУМ», расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Кирова, дом 37 за соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» следующего содержания:

«КТЛ КомиссионТорг сеть комиссионных магазинов»;

«Нужны деньги? Мы дадим! Берем все!»;

«Ноутбуки телефоны недвижимость Бытовую технику Авто-, мототехнику Электроинструменты Спортивный инвентарь Туристический инвентарь»;

«Самая дорогая оценка в городе!»

«ИП <...> ИНН 421207262590».

30.01.2024 Кемеровским УФАС России составлен Акт осмотра проведения фотосъемки рекламы, размещенной на рекламной конструкции возле входа в магазин «ЦУМ», расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Кирова, дом 37 за соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе».

В ходе рассмотрения вышеуказанной рекламы Кемеровским УФАС России установлено следующее:

Данная рекламная конструкция размещена возле входа в магазин «ЦУМ», расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Кирова, дом 37.

На основании представленного АО «Кемеровский ЦУМ» договора № ТС/16-15 от 14.11.2016 АО «Кемеровский ЦУМ» («Собственник объекта») и ООО «РА Европа» («Владелец рекламных конструкций») заключили настоящий договор о предоставлении Собственником объекта Владельцу рекламных конструкций право на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (количество 2 шт., тип - сити-формат с динамичным механизмом, размер 1,2*1,8 м, место установки: на надземной части фундамента здания), расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Кирова, дом 37 (исх. От 09.02.2024 № 02/Пр-02/271, вх. от 12.02.2024 № 1495/24).

Согласно представленному ООО «РА Европа» договору № КРК/НР/2022/177 от 30 марта 2022г. на распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций между ООО «РА Европа», именуемое в дальнейшем «Исполнитель» с одной стороны и ИП <...>, именуемый в дальнейшем «Заказчик», действующего на основании Свидетельства № 003979469 с другой стороны заключили настоящий договор, из которого следует, что Исполнитель обязуется оказывать услуги по монтажу / демонтажу и / или распространению наружной рекламы Заказчика, предоставленной последним в готовой для распространения форме – в виде рекламно-информационных материалов на рекламных конструкциях Исполнителя, а Заказчик принимать и оплачивать их на условиях настоящего договора (исх. от 26.02.2024 № 16, вх. от 27.02.2024 № 2108-ЭП/24).

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

Таким образом, использование в рекламе выражения «Самая дорогая оценка в городе» содержит признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку данная информация не подтверждена документально, не указаны критерии достоверности данной рекламы.

Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В данном случае рекламодателем является ИП <...> (адрес регистрации: 652515, Кемеровская область - Кузбасс г. Ленинск-Кузнецкий, пр. Кирова, дом <...>; ИНН: 421207262590, ОГРНИП: 316420500056235, дата присвоения ОГРНИП: 16.02.2016).

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 Комиссия Кемеровского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя <...> (адрес регистрации: 652515, Кемеровская область - Кузбасс г. Ленинск-Кузнецкий, пр. Кирова, дом <...>; ИНН: 421207262590, ОГРНИП: 316420500056235, дата присвоения ОГРНИП: 16.02.2016), поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

  2. Индивидуальному предпринимателю <...> (адрес регистрации: 652515, Кемеровская область - Кузбасс г. Ленинск-Кузнецкий, пр. Кирова, дом <...>; ИНН: 421207262590, ОГРНИП: 316420500056235, дата присвоения ОГРНИП: 16.02.2016) предписание о прекращении нарушения требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


 

Решение изготовлено в полном объеме « » июля 2024 года.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».

 

 

 

 

 

Заместитель председателя Комиссии

<...>

 

 

Члены Комиссии:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

2024-7602

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны