Решение б/н Решение по делу № 40/А-10-2015 от 21 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 40/А-10-2015

    Резолютивная часть решения оглашена «07» сентября 2015 г.                             г. Кемерово

В полном объеме решение изготовлено «18» сентября 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:   Клостер Елены Александровны – заместителя руководителя   управления;

Членов Комиссии:         Фризен Светланы Николаевны – исполняющей обязанности начальника отдела топливно-энергетического комплекса;

Ланцман Людмилы Игоревны – заместителя начальника отдела судебной и правовой работы;

Ананьевой Галины Николаевны – главного специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

Мамедова Игбала Мамед оглы – специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса,

в присутствии:

- <…> – представителей Общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик» (по доверенности);

- <…> – представителя Общества с ограниченной ответственностью «Взлет-Кузбасс» (по доверенности),

рассмотрев дело № 40/А-10-2015, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик» (652616, Кемеровская область,  г. Белово, ул. Вахрушева, 12; ИНН/КПП 4202030492/420201001) (далее –  ООО  «Теплоэнергетик») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

По результатам рассмотрения заявления Общества с ограниченной ответственностью «Взлет-Кузбасс» (654000, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Вокзальная, 67; ИНН/КПП 4220020095/422001001) (далее – ООО «Взлет-Кузбасс») о наличии в действиях ООО «Теплоэнергетик» признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом Кемеровского УФАС России от 05.06.2015 г. № 107 возбуждено дело № 40/А-10-2015 по признакам нарушения ООО «Теплоэнергетик» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг теплоснабжения в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой тепловыми сетями ООО «Теплоэнергетик» в г. Белово Кемеровской области, результатом которого может являться ущемление интересов ООО «Взлет-Кузбасс», а именно в неправомерном отказе в согласовании проекта на узел коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя индивидуального предпринимателя <…>, расположенного по адресу: г. Белово, ул. Б.Хмельницкого, район магазина «Мария-Ра», разработанного ООО «Взлет-Кузбасс».

Определением от 05.06.2015 г. (исх. № 03/5753 от 10.06.2015 г.) рассмотрение дела № 40/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 09.07.2015 г.

Письмом от 29.06.2015 г. (исх. № 03/6521), направленным в адрес лиц, участвующих в рассмотрении дела, Кемеровское УФАС России сообщило о том, что рассмотрение дела переносится на 21.07.2015 г.

21.07.2015 г. на рассмотрение дела № 40/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства представители ООО «Теплоэнергетик» не явились, уведомив Кемеровское УФАС России о невозможности явки в связи с неисправностью автотранспортного средства (поломка в пути).

Рассмотрев материалы дела № 40/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к выводу о необходимости истребования дополнительных доказательств по делу.

Определением от 21.07.2015 г. (исх. № 03/7541 от 24.07.2015 г.) рассмотрение дела № 40/А-10-2015 было отложено на 07.09.2015 г.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции определением от 04.09.2015 г. (исх. № 03/9155 от 07.09.2015 г.) срок рассмотрения дела № 40/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства был продлен Комиссией до  05.03.2016 г.

07.09.2015 г. на рассмотрении дела № 40/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства представитель ООО «Взлет-Кузбасс» поддержал требования, изложенные в заявлении общества, указав, что нарушение со стороны ООО «Теплоэнергетик» выразилось в неправомерном отказе от согласования проекта на узел коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя индивидуального предпринимателя <…> по адресу: г. Белово, ул. Б.Хмельницкого, район магазина «Мария-Ра».

Представители ООО «Теплоэнергетик», участвующие в рассмотрении дела № 40/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства, с доводами ООО «Взлет-Кузбасс» не согласились, указав, что все правоотношения в части установки узла коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя имеют место только между теплоснабжающей организацией и индивидуальным предпринимателем <…>, а какие-либо правоотношения между теплоснабжающей организацией и проектной организации исключены, в связи с чем интересы ООО «Взлет-Кузбасс» не могли быть ущемлены в результате рассматриваемых действий ООО «Теплоэнергетик». Кроме того, по мнению представителей ООО «Теплоэнергетик», действия общества не привели к ущемлению интересов индивидуального предпринимателя <…>, что подтверждается отсутствием претензий последнего.

Изучив материалы дела, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

В январе 2015 г. ООО «Взлет-Кузбасс» по заказу индивидуального предпринимателя <…> подготовило и передало на согласование ООО «Теплоэнергетик» проект узла учета тепловой энергии здания, расположенного по адресу: г. Белово, ул. Б. Хмельницкого, район магазина «Мария-Ра».

23.01.2015 г. ООО «Теплоэнергетик» были подготовлены замечания к вышеуказанному проекту, в том числе о несоответствии проекта требованиям технических условий от 25.12.2014 г. на установку узла учета тепловой энергии и теплоносителя, выданных ООО «Теплоэнергетик».

27.01.2015 г. ООО «Взлет-Кузбасс» в ответ на замечания ООО «Теплоэнергетик» были подготовлены возражения, в которых ООО «Взлет-Кузбасс» указывало на неправомерность требований ООО «Теплоэнергетик» в связи с тем, что технические условия на установку узла учета тепловой энергии и теплоносителя, выданные ООО «Теплоэнергетик», не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Письмом от 06.02.2015 г. № 246 ООО «Теплоэнергетик» сообщило ИП <…>, что при проверке проекта, подготовленного ООО «Взлет-Кузбасс», выявлен ряд замечаний, а именно ООО «Взлет-Кузбасс» не выполнены требования технических условий (пункты 6, 8) и приложений к ним (пункт 4.1.1), выданных ООО «Теплоэнергетик» ИП <…>, в связи с чем проект на узел учета тепла будет согласован только после устранения всех замечаний.

ООО «Взлет-Кузбасс» письмом от 12.02.2015 г. № б/н, направленным в адрес ООО «Теплоэнергетик», не согласилось с замечаниями, указанными ООО «Теплоэнергетик», и просило ООО «Теплоэнергетик» с учетом представленных возражений согласовать проект узла учета тепловой энергии.

ООО «Теплоэнергетик» на вышеуказанное обращение ООО «Влет-Кузбасс» сообщило (письмо от 16.02.2015 г. № 246), что технические условия от 25.12.2014 г. на установку узла учета тепловой энергии и теплоносителя были выданы ООО «Теплоэнергетик» ИП <…>, который принял их без разногласий, при этом ООО «Взлет-Кузбасс» не является стороной в правоотношениях, возникших между ООО «Теплоэнергетик» и ИП <…>.

ООО «Теплоэнергетик» также указало, что не согласует проект узла учета тепловой энергии здания, расположенного по адресу: г. Белово, ул. Б. Хмельницкого, район магазина «Мария-Ра», до тех пор, пока представленный проект не будет соответствовать требованиям выданных ООО «Теплоэнергетик» технических условий от 25.12.2015 г., а именно проект узла учета должен содержать расчет тепловых потерь от границы раздела до узла учета тепла (п. 6 технических условий от 25.12.2014 г.).

 Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (статья 541 ГК РФ).

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Согласно статье 19 Закона о теплоснабжении количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.

Ввод в эксплуатацию источников тепловой энергии и подключение теплопотребляющих установок новых потребителей без оборудования точек учета приборами учета согласно правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не допускаются. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета, заключенному со специализированной организацией (часть 4 статьи 19 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования указанной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Таким образом, в случае, если максимальный объем потребления тепловой энергии на подключаемом к системе теплоснабжения объекте менее чем две десятых гигакалории в час, оснащение его учетом носит необязательный характер и может быть осуществлено по инициативе собственника объекта.

Согласно техническим условиям на установку узла учета тепловой энергии на объекте <…> тепловая нагрузка подключаемого объекта составляет 0,042 Гкал/ч., в связи с чем установка приборов учета тепловой энергии является правом <…>, а не обязанностью.

В силу части 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034).

Одним из пунктов Технических условий на проектирование теплоснабжения здания по адресу: ул. Б. Хмельницкого, район магазина «Мария-Ра» от 27.10.2014 г. № 2378, выданных ООО «Теплоэнергетик», является выполнение отдельного проекта на узел учета (пункт 4).

В соответствии с пунктом 39 Правил № 1034 проект узла учета для иных объектов помимо источников тепловой энергии разрабатывается на основании:

а) технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организацией по запросу потребителя;

б) требований данных Правил;

в) технической документации на приборы учета и средства измерений.

Согласно пункту 17 Правил № 1034 организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование и установку приборов учета;

в) ввод в эксплуатацию узла учета;

г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

25.12.2014 г. ООО «Теплоэнергетик» были выданы ИП <…> технические условия на установку узла учета тепловой энергии вместе с Требованиями к проекту на узел учета тепловой энергии и теплоносителя (приложение № 1 к техническим условиям).

Согласно пункту 6 вышеуказанных технических условий в случае, если установка датчиков на границе раздела невозможна, допускается проектировать установку датчиков в другой точке, при условии, что тепловые потери в теплосетях от границы раздела до места установки датчиков узла учета согласованы между энергоснабжающей организацией и абонентом, рассчитаны и зафиксированы в проекте на узел учета.

Пунктом 40 Правил № 1034 установлено, что технические условия должны содержать:

а) наименование и местонахождение потребителя;

б) данные о тепловых нагрузках по каждому их виду;

в) расчетные параметры теплоносителя в точке поставки;

г) температурный график подачи теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха;

д) требования в отношении обеспечения возможности подключения узла учета к системе дистанционного съема показаний прибора учета с использованием стандартных промышленных протоколов и интерфейсов, за исключением требований к установке средств связи, если теплоснабжающая организация использует или планирует использовать такие средства;

е) рекомендации, касающиеся средств измерений, устанавливаемых на узле учета (теплоснабжающая организация не вправе навязывать потребителю конкретные типы приборов учета, но в целях унификации и возможности организации дистанционного сбора информации с узла учета она вправе давать рекомендации).

Таким образом, пункт 6 технических условий на установку узла учета тепловой энергии от 25.12.2014 г., выданных ООО «Теплоэнергетик» индивидуальному предпринимателю <…>, касающийся расчета потерь в случае установки датчиков не на границе раздела, не является обязательным условием, предусмотренным пунктом 40 Правил № 1034, а также не относится к условиям, носящим рекомендательный характер.    

Согласно пункту 42 Правил № 1034 в случае, если в указанный срок (в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса потребителя) теплоснабжающая организация не выдаст технические условия или выдаст технические условия, не содержащие сведений, установленных Правилами № 1034, потребитель вправе самостоятельно разработать проект узла учета и осуществить установку прибора учета в соответствии с данными Правилами, о чем он обязан уведомить теплоснабжающую организацию.

Из системного анализа вышеуказанной нормы, а также вышеприведенных требований законодательства, следует, что в случае, если технические условия, выданные теплоснабжающей организацией, содержат требования, непредусмотренные Правилами № 1034, потребитель вправе самостоятельно разработать проект узла учета в соответствии с Правилами № 1034, так как иной порядок внесения изменений в технические условия в связи с несогласием потребителя не предусмотрен.

Следовательно, само по себе включение теплоснабжающей организацией в технические условия требований, непредусмотренных Правилами № 1034, не ограничивает права потребителя, который не обязан исполнять такие технические условия.

Требования к проекту узла учета установлены пунктом 44 Правил № 1034, согласно которым проект узла учета должен содержать:

а) копию договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условиях подключения;

б) план подключения потребителя к тепловой сети;

в) принципиальную схему теплового пункта с узлом учета;

г) план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок;

д) электрические и монтажные схемы подключения приборов учета;

е) настроечную базу данных, вводимую в тепловычислитель (в том числе при переходе на летний и зимний режимы работы);

ж) схему пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, в соответствии с пунктом 71 данных Правил;

з) формулы расчета тепловой энергии, теплоносителя;

и) расход теплоносителя по теплопотребляющим установкам по часам суток в зимний и летний периоды;

к) для узлов учета в зданиях (дополнительно) - таблицу суточных и месячных расходов тепловой энергии по теплопотребляющим установкам;

л) формы отчетных ведомостей показаний приборов учета;

м) монтажные схемы установки расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления;

н) спецификацию применяемого оборудования и материалов.

Согласно пункту 49 Правил № 1034 проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета.

Представители ООО «Теплоэнергетик» в процессе рассмотрения дела № 40/А-10-2015 указали, что проект на узел коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя индивидуального предпринимателя <…> по адресу:  г. Белово, ул. Б.Хмельницкого, район магазина «Мария-Ра», подготовленный ООО «Взлет-Кузбасс», хотя и отвечает требованиям к проекту узла учета, установленным пунктом 44 Правил № 1034, однако не отвечает требованиям технических условий на установку узла учета тепловой энергии от 25.12.2014 г., выданных ООО «Теплоэнергетик» индивидуальному предпринимателю <…>.

В соответствии с пунктом 51 Правил № 1034 теплоснабжающая (теплосетевая) организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия пункту 44 настоящих Правил.

Таким образом, несогласование ООО «Теплоэнергетик» проекта на узел коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя индивидуального предпринимателя <…> по адресу: г. Белово, ул. Б.Хмельницкого, район магазина «Мария-Ра», в связи с его несоответствием техническим условиям на установку узла учета тепловой энергии от 25.12.2014 г., является неправомерным и нарушает требования пункта 51 Правил № 1034.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Следовательно, для квалификации действий ООО «Теплоэнергетик» как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо установить является ли (или может являться) результатом действий общества недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Комиссия соглашается с доводом ООО «Теплоэнергетик» о том, что действия  ООО «Теплоэнергетик» по несогласованию проекта на узел коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя индивидуального предпринимателя <…> по адресу: г. Белово, ул. Б.Хмельницкого, район магазина «Мария-Ра», не привели к ущемлению интересов ООО «Взлет-Кузбасс», поскольку проектная организация (ООО «Взлет-Кузбасс») не может являться стороной в правоотношениях с теплоснабжающей организацией, возникающих при согласовании проекта на узел коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя. Доказательства того, что результатом указанных действий ООО «Теплоэнергетик» являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции в отношении ООО «Взлет-Кузбасс» отсутствуют.   

Комиссия пришла к выводу, что единственным лицом, чьи интересы могут быть ущемлены рассматриваемыми действиями ООО «Теплоэнергетик», является индивидуальный предприниматель <…> (как собственник объекта, подключаемого к системе теплоснабжения), однако доказательства ущемления его интересов в результате действий ООО «Теплоэнергетик» в материалах дела отсутствуют, кроме того <…> не проявил заинтересованности в рассмотрении настоящего дела, заявлений от него в адрес Кемеровского УФАС России также не поступало. Кроме того, согласно сведениям, предоставленным ООО «Теплоэнергетик», 03.06.2015 г. узел учета тепловой энергии индивидуального предпринимателя <…> был допущен в эксплуатацию.

Таким образом, действия ООО «Теплоэнергетик» по несогласованию проекта на узел коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя индивидуального предпринимателя <…> по адресу: г. Белово, ул. Б.Хмельницкого, район магазина «Мария-Ра», хотя и нарушают требования пункта 51 Правил № 1034, не могут быть квалифицированы как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

Следовательно, в действиях ООО «Теплоэнергетик» нарушение антимонопольного законодательства отсутствует.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

Р Е Ш И Л А:

производство по делу № 40/А-10-2015, возбужденному по признакам нарушения  ООО «Теплоэнергетик» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Теплоэнергетик».

 

Председатель Комиссии:                                                                                         Е.А. Клостер

Члены Комиссии:                                                                                                       С.Н. Фризен

Л.И. Ланцман

Г.Н. Ананьева

И.М.0. Мамедова

 

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны