Постановление б/н Постановление о выдаче предупреждения по делу № 408/03-АДМ-2... от 23 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о выдаче предупреждения по делу № 408/03-АДМ-2018 
об административном правонарушении 

 «23» ноября 2018 г.                                                                      г. Кемерово, ул. Ноградская, 5 


Я, <…> (далее – также должностное лицо Кемеровского УФАС России), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 408/03-АДМ-2018, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Горэлектросеть» (630099, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д.80, оф. 627, ИНН 4217127144, ОРГН 1104217005837, дата регистрации юридического лица 20.08.2010 г., далее также – ООО «ГЭС») по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),


УСТАНОВИЛА:


Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области в результате рассмотрения заявления <…> (далее также – Заявитель), перенаправленного ФАС России (вх. № 3083 от 07.05.2018 г.), в действиях (бездействии) ООО «ГЭС» были выявлены признаки нарушения п. 15, п. 19, пп. «г» п. 25(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также обьектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным щам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).
07.06.2018 г. Определением о возбуждении дела об административном правонарушении № 408/03-АДМ-2018 и проведении административного расследования исх. № 03/5486-1 от 07.06.2018 г.) в отношении ООО «ГЭС» возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
В определении указано, что законному представителю ООО «ГЭС» надлежит явиться 04.07.2018 г. в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по признакам нарушения Правил технологического присоединения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении, а также представить сведения (документы), необходимые для рассмотрения дела № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении.
29.06.2018 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступил ответ ООО «ГЭС» (вх. № 3247э), с приложением истребованных документов.
В результате анализа представленных документов установлено, что для всестороннего, полного, объективного выяснения обстоятельств дела № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении необходимо истребование дополнительных сведений.
Определением о продлении срока проведения административного расследования по делу № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении от 05.07.2018 г. (исх. № 03/6726 от 06.07.2018 г.) срок проведения административного расследования продлен до 13.08.2018 г.
Составление и подписание протокола было назначено на 27.07.2018 г., также вышеуказанным определением были истребованы ООО «ГЭС» дополнительные сведения и документы, необходимые для рассмотрения дела № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении.
Вместе с тем 27.07.2018 г. установлено, что сведениями о надлежащем уведомлении ООО «ГЭС» о дате, месте и времени составления и подписания протокола Кемеровское УФАС России не располагало.
Кроме того, сведения, истребованные Определением от 05.07.2018 г. ООО «ГЭС» в материалы дела № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении не были представлены.
Определением о продлении срока проведения административного расследования по делу № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении от 27.07.2018г. (исх. № 03/7477 от 30.07.2018 г.) срок проведения административного расследования продлен до 10.09.2018г.
Составление и подписание протокола по делу № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении было назначено на 10.09.2018г.
В назначенное время 10.09.2018 г. на процедуру составления и подписания протокола законный представитель ООО «ГЭС», надлежащим образом извещенный дате, времени и месте составления и подписания протокола об административном правонарушении, не явился, направил защитника <…>.
При участии защитника ООО «ГЭС» был составлен и подписан протокол по делу № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении (исх. № 03/8861 от  10.09.2018 г.). Копия протокола направлена в адрес законного представителя ООО «ГЭС» и Заявителя.
Определением от 10.09.2018 г. (исх. № 03/8929 от 10.09.2018г.) рассмотрение дела   № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении было назначено на 25.09.2018г.
25.09.2018 г. в назначенное время законный представитель ООО «ГЭС» и Заявитель на рассмотрение дела № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении не явились, защитников не направили.
Сведениями о надлежащем извещении ООО «ГЭС» и Заявителя о дате, времени и месте рассмотрения дела № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении Кемеровское УФАС России не располагало.
Определением от 25.09.2018 г. (исх. № 03/9345 от 26.09.2018 г.) рассмотрение дела   № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении было назначено на    25.10.2018 г.
25.10.2018 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ООО «ГЭС» (вх. № 5094э) об отложении рассмотрения дела № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении в связи с необходимостью предоставления ООО «ГЭС» дополнительных доказательств по делу. Данное ходатайство должностным лицом Кемеровского УФАС России было удовлетворено.
Определением от 25.10.2018 г. (исх. № 03/10582 от 30.10.2018 г.) рассмотрение дела   № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении было назначено на    23.11.2018 г.
23.11.2018 г. законный представитель ООО «ГЭС» направил ходатайство (письмо вх. № 5677э), о рассмотрении дела № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении в свое отсутствие, указав на то, что уполномочивает на участие в рассмотрении дела 23.11.2018 г. защитника <…>.
Также 23.11.2018 г. от <…> поступило ходатайство (письмо вх. № 5677э) о рассмотрении дела № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении в свое отсутствие.
В назначенное время 23.11.2018 г. на рассмотрение дела № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении прибыла защитник ООО «ГЭС» <…>.
Защитник ООО «ГЭС» вину общества в совершении административного правонарушения признала, ходатайствовала о приобщении в материалы дела дополнительных доказательств, а именно: копии подписанного проекта договора о технологическом присоединении № ГЭС-428-18, технические условия, приведенные в соответствие с Правилами технологического присоединения и в соответствии с требованиями Заявителя в мотивированном отказе, а также доказательства их направления в адрес <…>. 
Изучив материалы дела, заслушав пояснения защитника ООО «ГЭС» должностное лицо Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам:
27.02.2018 г. <…> в ООО «ГЭС» была направлена заявка на заключение договора об осуществлении технологического присоединения (зарегистрирована ООО «ГЭС» 27.02.2018 г. вх. № 1152-ТП) на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных в гараже (12 м2) по адресу: г. Новокузнецк, ул. Кузнецова, № 10, к. 1, гараж 190, максимальная мощность 15 кВт, уровень напряжения 220 В, категория надежности электроснабжения третья (далее – Технические условия).
Из заявления <…>, действовавшего от имени <…> на основании доверенности (б/н от 05.02.2018 г.), следует, что 12.03.2018 г. ООО «ГЭС» были выданы Заявителю на основании доверенности от <…> проект договора и технические условия № 14-1189-3114.
Вместе с тем вышеуказанный проект договора и технические условия к нему, представленный ООО «ГЭС» в материалы дела № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении, со стороны сетевой организации ООО «ГЭС» не подписан, не датирован, кроме того на сопроводительном письме ООО «ГЭС», в котором Заявителю указано на необходимость подписания данного договора не присвоен номер исходящей корреспонденции ООО «ГЭС», отсутствуют сведения, подтверждающие дату направления Заявителю.
23.03.2018 г. Заявителем в адрес ООО «ГЭС» был направлен мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении технических условий к представленному проекту договору и требованием о приведении их в соответствие с настоящими Правилами (зарегистрировано ООО «ГЭС» 23.03.2018 г. вх. № 14-1339-12).
30.03.2018 г. ООО «ГЭС» вместо представления Заявителю новой редакции проекта договора для подписания, а также технических условий (как неотъемлемое приложение к договору) направило в адрес Заявителя письмо (исх. № 14-1708-12 от 30.03.2018 г.), с разъяснениями пунктов технических условий, включение которых ООО «ГЭС» послужило причиной отказа Заявителя от подписания первоначального проекта договора и направления в сетевую организацию мотивированного отказа.
Кроме того, к вышеуказанному письму ООО «ГЭС» приложило измененную редакцию технических условий ТУ-14-1189-3114.
Согласно письму ООО «ГЭС» (вх. № 6566 от 22.10.2018 г.), представленному в материалы дела № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении в данной редакции Технических условий были либо учтены требования Заявителя, либо уточнены формулировки пунктов Технических условий, изложенные в мотивированном отказе, повлекшие их неверное толкование Заявителем в первоначальной редакции, а именно: изменен текст п. 11.2, исключен п. 13.3 Технических условий.
ООО «ГЭС» указало на то, что поскольку пункты проекта договора не изменялись, то необходимость исполнения обязанности сетевой организации привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) отсутсвовала.
Также, по мнению ООО «ГЭС», первоначальный вариант технических условий в договоре и направленный в адрес собственника энергопринимающих устройств гаража соответствовали Правилам технологического присоединения и не могли нарушать права и законные интересы Заявителя (и доверителя).
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения.
Согласно п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее – заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
На основании п. 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В соответствии с п. 7 Правил технологического присоединения настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее – заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) 18(4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Договор об осуществлении технологического присоединения заключается между сетевой организацией и лицом, намеревающимся осуществить технологическое присоединение, на основании поданной заявки.
Из заявления следует, что <…>, использует энергопринимающие устройства мощностью до 15 кВт для бытовых нужд, таким образом, подпадает под п. 14 Правил технологического присоединения.
Согласно абз. 3 п. 15 Правил технологического присоединения в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя).
На основании абз. 14 п. 15 Правил технологического присоединения заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.
В соответствии с абз. 15,16, п. 18 п. 15 Правил технологического присоединения, в случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
В соответствии с пп. «г» п. 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями.
Согласно абз. 3 п. 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
Между тем, материалами дела № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении установлено, что ООО «ГЭС» после получения мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами в срок, установленный п. 15 Правил технологического присоединения, новую редакцию проекта договора, для подписания, а также технические условия (как неотъмлемое приложение), приведенные в полное соответствие с Правилами технологического присоединения, а также с законными требованиями Заявителя, в адрес Заявителя не направило, возразив по всем изложенным в мотивированном отказе пунктам письмом (исх. № 14-1708-12-12 от 30.03.2018 г.).
В п. 11.2 Технических условий, выданных ООО «ГЭС», указано, что к мероприятиям, выполняемым <…>, относится монтаж ЛЭП 0,4 кВ от вновь смонтированной ЛЭП 0,4 кВ до ВРУ гаража в соответствии с требованиями ПУЭ и иных нормативных документов.
В соответствии с мотивированным отказом, Заявитель предлагает данный пункт Технических условий исключить, поскольку энергопринимающие устройства находятся в гараже, таким образом, границы обязательств сетевой организации по договору должны быть установлены по границе гаража.
В соответствии с п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа) «точка присоединения к электрической сети» место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации:
«граница балансовой принадлежности» – линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
В соответствии с п. 16.1 Правил технологического присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.
На основании п. 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в п. 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе, в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Вместе с тем из Технических условий видно, что гараж, принадлежащий собственнику, расположен по конкретному адресу, таким образом, является самостоятельным объектом (в сборке гаражей), границы которого совпадают с границами земельного участка.
Таким образом, обязанность <…> осуществлять монтаж ЛЭП 0,4 кВ от вновь смонтированной ЛЭП 0,4 кВ (точки присоединения) до ВРУ гаража в соответствии с требованиями ПУЭ и иных нормативных документов, представляется избыточным условием и нарушает п. 19 Правил технологического присоединения.
Довод ООО «ГЭС», что п. 11.2 Технических условий Заявитель следует понимать, что Заявитель должен произвести монтаж ЛЭП 0,4 кВ в пределах границ гаража, от вновь монтируемой ЛЭП 0,4 кВ, расположенной на границе земельного участка (гаража) до ВРУ 0,4 кВ, расположенной в гараже не может быть признан обоснованным.
Согласно ст. 431 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В частности, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (глоссарий), определяют термин линия электропередач (ЛЭП) как электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии, при этом разделяя их на воздушные (ВЛ) и кабельные (КЛ).
Из предоставленных Заявителю Технических условий неясно о монтаже каких линий электропередач идет речь (либо имеется в виду внутриобъектовая электропроводка, Глава 2.1 Правил устройства электроустановок, 6-е издание).
Данное указание содержит разночтение, в связи с чем Заявителем обоснованно в мотивированном отказе предложено исключить либо изменить в части указания на обязанности Заявителя выполнить мероприятия по технологическому присоединению в пределах земельного участка (гаража), а также уточнить применяемую терминологию.
Также не указано, что данные мероприятия должны быть выполнены Заявителем в пределах принадлежащего ему земельного участка.
Согласно п. 11.3 Технических условий, выданных ООО «ГЭС», для учета электрической энергии (мощности) Заявителю необходимо установить прибор учета электрической энергии в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), также в обязанности собственника входит оснащение прибора контроля величины максимальной мощности (подробнее п. 11.3 изложен в Технических условиях).
В соответствии с мотивированным отказом, Заявитель предлагает данный пункт Технических условий изложить в предложенной им редакции, поскольку полагает, что согласно пп. «в» п. 25(1) Правил технологического присоединения в технических условиях должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности, т.к. энергопринимающие устройства гаража относятся к уровню напряжения 0,4 кВ, либо исключить, либо перенести в обязанности сетевой организации, поскольку полагает, что обязанность установки прибора контроля величины максимальной мощности действующим законодательством Российской Федерации не возлагается на собственника гаража; либо данный пункт в части оснащения прибора контроля величины максимальной мощности исключить, либо включить в перечень обязанностей сетевой организации, если такой прибор контроля величины максимальной мощности необходим сетевой организации.
Согласно письму ООО «ГЭС» контроль величины максимальной мощности в процессе потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами Заявителя может и должен осуществляться не только сетевой организацией, но и Заявителем, поскольку контроль соблюдения величины максимальной мощности сетевой организацией производится только во время периодических осмотров.
Между тем, согласно ч. 1 ст. 2 Закона об электроэнергетике законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
В связи с чем на заключение и исполнение договора об осуществлении технологического присоединения распространяются положения, устанавливаемые гражданским законодательством.
Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона об электроэнергетике основным принципом государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка.
Действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Основными положениями не предусмотрены императивные нормы права, обязывающие собственника энергопринимающего устройства устанавливать устройства контроля соблюдения величины максимальной мощности (либо ограничители максимальной мощности).
При этом пп. «б» п. 25(1) Правил технологического присоединения устанавливает безусловную презумпцию технической обоснованности, включаемых сетевой организацией в технические требования к строительству новых линий электропередачи, подстанций, обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств.
Согласно пп. «г» п. 25.1 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
В соответствии с п. 26 Правил технологического присоединения требования, указанные в подпунктах «в» - «д» пункта 25 настоящих Правил, обязательны для выполнения как заявителем, так и сетевой организацией. При этом разграничение обязательств по выполнению этих требований определяется в договоре и учитывается соответственно при расчете платы за технологическое присоединение.
Для заявителей (за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых свыше 150 кВт и менее 670 кВт, указываются сведения, предусмотренные подпунктами «а» - «в» и «д» пункта 25 настоящих Правил.
Требования, предъявляемые к приборам учета электрической энергии и мощности (активной и реактивной) в соответствии с пунктами 25 и 25(1) настоящих Правил, должны соответствовать требованиям, установленным Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности – для субъектов оптового рынка и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии – для субъектов розничных рынков.
Правилами технологического присоединения, а также иными нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность по установке устройства контроля соблюдения величины максимальной мощности собственником энергопринимающих устройств.
Кроме того, Основные положения не содержат каких-либо требований к собственнику энергопринимающих устройств по установке приборов учета электрической энергии с функциями по контролю потребляемой мощности.
В данном случае какие-либо технические обоснования в Технических условиях отсутствуют, Заявитель полагает, что собственник гаража не заинтересован в установке устройства контроля соблюдения величины максимальной мощности, а также в несении соответствующих расходов, при этом в мотивированном отказе Заявитель указал на то, что в случае необходимости сетевая организация может внести, указанные в п. 11.3 Технических условий мероприятия (в части оснащения устройства контроля соблюдения величины максимальной мощности) в перечень мероприятий выполняемых сетевой организацией и за ее счет.
Таким образом, требования ООО «ГЭС», указанные в п. 11.3 Технических условий, нарушают п. 19, пп. «г» п. 25(1) Правил технологического присоединения, в части распределения обязанностей между сторонами по исполнению технических условий включения в мероприятия, выполняемые собственником гаража, установку устройства контроля соблюдения величины максимальной мощности, в расходах на которые собственник не заинтересован, к тому же сетевая организация может внести данные требования в перечень мероприятий, выполняемых сетевой организацией в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Пунктом 13.3 Технических условий установлено, для размещения гаража и благоустройства прилегающей территории в охранной зоне сетей электроснабжения ООО «ГЭС» необходимо разрешение ЦК ЭСР – тел. № 74-59-87.
Заявитель предлагает данный пункт Технических условий исключить, поскольку собственник не осуществляет размещение гаража в охранной зоне электрических сетей.
Потребитель в отличие от сетевой организация является в данных правоотношениях юридически слабой стороной.
Требование ООО «ГЭС», указанное в п. 13.3 Технических условий, о получении собственником разрешения на размещение гаража и благоустройства прилегающей территории в охранной зоне сетей электроснабжения в структурном подразделении ООО «ГЭС» Центрального и Куйбышевского электросетевого района Правилами технологического присоединения не предусмотрено и не урегулировано.
Довод ООО «ГЭС», что требования п. 13.3 Технических условий были включены для помощи Заявителю, а также о том, что в письме (исх. № 14-1708-12 от 30.07.2018 г.) ООО «ГЭС» согласилось данный пункт исключить, не может быть признан обоснованным.
Отсутствие вышеуказанного разрешения может повлиять на выполнение Лияскиной Л.Н. технических условий (затянуть технологическое присоединение на время получения разрешения, в получении которого Заявитель не заинтересован), по существу является навязыванием обязательства, не предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации, таким образом нарушает п. 19 Правил технологического присоединения.
В преамбуле Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, указано, что Правила технологического присоединения утверждены как в целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, так и в целях защиты прав потребителей электрической энергии.
При этом ФАС России определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением Правил технологического присоединения (п. 2 Правительства РФ от 27.12.2004 № 861).
Таким образом, ФАС России исполняет государственную функцию контроля за соблюдением Правил технологического присоединения сетевыми организациями, а в случае, установления нарушения настоящих правил, принимать меры по привлечению нарушивших их лиц, к административной ответственности в порядке предусмотренном законом.
В связи с чем довод ООО «ГЭС», изложенный в письме (вх. № 6566 от 22.10.2018 г.), что, поскольку пункты проекта договора не изменялись, то необходимость исполнения обязанности сетевой организации привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) отсутствовала, подлежит отклонению.
Правила технологического присоединения содержат порядок взаимодействия между Заявителем и сетевой организацией в процессе заключения договора об осуществлении технологического присоединения (установленный императивными нормами права), а именно направления новой редакции проекта договора и технических условий для подписания в установленные п. 15 Правил технологического присоединения сроки, при получении мотивированного отказа от подписания проекта договора Заявителем.
Из материалов дела № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении следует, что Заявитель обоснованно отказался от подписания договора (Технических условий) в первоначальной редакции сетевой организации, исключение навязанных пунктов Технических условий в переписке не отменяет обязанности сетевой организации в приведении проекта договора в соответствие с Правилами технологического присоединения в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
Следуя прямо установленному порядку взаимодействия, сетевая организация обязана была представить Заявителю новую редакцию проекта договора и технических условий для подписания в установленные п. 15 Правил технологического присоединения сроки, что не было сделано.
Кроме того, в Технических условиях, представленных ООО «ГЭС» Заявителю письмом (исх. № 14-1708-12 от 30.03.2018 г.), не были внесены изменения п. 11.3, в части исключения из перечня мероприятий, выполняемых Заявителем оснащение устройством контроля величины максимальной мощности, в связи с чем данные Технические условия не могут быть признаны приведенными в соответствие с Правилами технологического присоединения и законными требованиями Заявителя.
Направление сетевой организацией в адрес Заявителя новой редакции проекта договора для, подписанной с ее стороны, а также технических условий (как неотъемлемое приложение к договору) после получения мотивированного отказа в сроки, предусмотернные Правилами технологического присоединения, устанавливает для сетевой огранизации новые правовые последствия и сроки по дальнейшему взаимодействию сторон в процессе заключения договора об осуществлении технологического присоединения.
Правилами технологического присоединения сетевой организации предоставлено право на приведение первоначальной редакции договора о технологическом присоединении и технических условий при получении мотивированного отказа от его подписания, а также установлены предельные сроки для направления измененной редакции договора (технических условий) в адрес заявителя.
Данный срок ООО «ГЭС» был нарушен. 
Вместе с тем обязанность сетевой организации по приведению проекта договора в соответствие с Правилами технологического присоединения и законными требованиями Заявителя после получения мотивированного отказа от подписания и представлению Заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, подписанную со стороны сетевой организации, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) была исполнена только 22.11.2018 г. (письмо исх. № 14-7163-12 от 22.11.2018 г.).
Таким образом, ООО «ГЭС» нарушены п. 15, п. 19, пп. «г» п. 25(1) Правил технологического присоединения.
Ответственность за нарушение Правил технологического присоединения предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Факт нарушения ООО «ГЭС» ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ установлен протоколом и материалами дела № 408/03-АДМ-2018 об административном правонарушении.
Объектом правонарушения являются охраняемые законодательством Российской Федерации права и интересы Заявителя (Доверителя).
Субъектом правонарушения является ООО «ГЭС».
Время совершения административного правонарушения: 09.04.2018 г.
Место совершения административного правонарушения: г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д. 80, оф. 627.
Потерпевшим является <…>, <…>. 
Срок давности привлечения к административной ответственности ООО «ГЭС», установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства об электроэнергетике Российской Федерации, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Согласно ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от его требовалась.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у ООО «ГЭС» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии, тем не менее, данным хозяйствующим субъектом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.
ООО «ГЭС» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования законодательства, а также того, что обществом были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Рассматриваемое правонарушение, совершенное ООО «ГЭС», является формальным, в связи с чем представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий. Кроме того, характер правонарушения ООО «ГЭС» не позволяет признать данное правонарушение малозначительным.
Таким образом, основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ перечислен перечень закрепленных смягчающих вину обстоятельств, включая добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного органом, осуществляющим контроль (надзор).
При этом ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо Кемеровского УФАС России пришло к выводу о наличии смягчающих вину обстоятельств, таких как факт совершения административного правонарушения ООО «ГЭС» устранение нарушения.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ) не установлено.
03.07.2016 г. вступила в действие ст. 4.1.1 КоАП РФ, согласно части 1 данной статьи являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно сведениям из Единого реестра малого и среднего предпринимательства ООО «ГЭС» относится к субъектам среднего предпринимательства.   
Оценивая собранные по делу доказательства, <…> находит вину ООО «ГЭС» доказанной, а действия верно квалифицированными по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и учитывая совершение административного правонарушения впервые, наличие у ООО «ГЭС» статуса субъекта малого предпринимательства, отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба, руководствуясь статьями 4.1.1, 23.48, 29.9, ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ,


ПОСТАНОВИЛА:


1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Горэлектросеть» (630099, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д.80, оф. 627, ИНН 4217127144, ОРГН 1104217005837, дата регистрации юридического лица 20.08.2010 г.) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
2. Вынести Обществу с ограниченной ответственностью «Горэлектросеть» предупреждение. 

В соответствии с ч. 1 ст. 30.1 и ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.     
Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

<…>                 <…> 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны