Определение б/н Определение о возбуждении дела об административном правонару... от 7 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном правонарушении 

№ 408/03-АДМ-2018 и проведении административного расследования

«7» июня 2018 г.                                                                      г. Кемерово, ул. Ноградская, 5

 

Я, главный специалист-эксперт отдела топливно-энергетического комплекса Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, <…>, рассмотрев материалы обращения <…> (далее также – Заявитель), перенаправленное ФАС России (вх. № 3083 от 07.05.2018 г.) о наличии в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Горэлектросеть» (630099, Новосибирская область, г.Новосибирск, ул. Фрунзе, д.80, оф. 627, ИНН 4217127144, КПП 540601001, ОРГН 1104217005837, дата регистрации 20.08.2010, далее – ООО «ГЭС») признаков нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения) в части направления в адрес Заявителя отказа в приведении проекта договора об осуществлении технологического присоединения в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представления Заявителю новой редакции проекта договора для подписания, в редакции, изложенной Заявителем в мотивированном отказе от подписания договора, в соответствии с ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), 

УСТАНОВИЛА:

Из заявления следует, что ООО «ГЭС» <…> были выданы проект договора и технические условия <…> на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных в гараже (12 м2 ) по адресу <…>, максимальная мощность 15 кВт, уровень напряжения 220 В, категория надежности электроснабжения третья (далее – Технические условия).

23.03.2018 г. Заявителем в адрес ООО «ГЭС» был направлен мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении технических условий к представленному проекту договору и требованием о приведении их в соответствие с настоящими Правилами.

30.03.2018 г. ООО «ГЭС» направило в адрес Заявителя отказ от изменения технических условий к договору об осуществлении технологического присоединения, в редакции, изложенной Заявителем в мотивированном отказе от подписания, поскольку, по мнению ООО «ГЭС», первоначальный вариант технических условий в договоре и направленный в адрес собственника энергопринимающих устройств гаража соответствовали Правилам технологического присоединения и не могли нарушать права и законные интересы Заявителя.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее – технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения.

Согласно п. 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее – заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

На основании п. 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. 

В соответствии с п. 7 Правил технологического присоединения настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее – заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению № 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Договор об осуществлении технологического присоединения заключается между сетевой организацией и лицом, намеревающимся осуществить технологическое присоединение, на основании поданной заявки.

Из заявления следует, что <…>, использует энергопринимающие устройства мощностью 15 кВт для бытовых нужд, таким образом, подпадает под п. 14 Правил технологического присоединения.

Согласно абз. 1 п. 15 Правил технологического присоединения в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя).

На основании абз. 14 п. 15 Правил технологического присоединения заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.

В соответствии с абз. 15,16, п. 18 п. 15 Правил технологического присоединения, в случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.

Указанный мотивированный отказ направляется заявителем в сетевую организацию заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).

В соответствии с пп. «г» п. 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями.

Согласно абз. 3 п. 19 Правил технологического присоединения запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Материалами заявления установлено, что ООО «ГЭС» после получения мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами в срок, установленный п. 15 Правил технологического присоединения, новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия в адрес Заявителя не направило, возразив по всем изложенным в мотивированном отказе пунктам письмом (исх. № 14-1708-12-12 от 30.03.2018 г.).

В п. 11.2 Технических условий, выданных ООО «ГЭС», указано, что к мероприятиям, выполняемым <…>, относится монтаж ЛЭП 0,4 кВ от вновь смонтированной ЛЭП 0,4 кВ до ВРУ гаража в соответствии с требованиями ПУЭ и иных нормативных документов.

В соответствии с мотивированным отказом, Заявитель предлагает данный пункт Технических условий исключить, поскольку энергопринимающие устройства находятся в гараже, таким образом, границы обязательств сетевой организации по договору должны быть установлены по границе гаража.

В соответствии с п. 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа) «точка присоединения к электрической сети» – место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.

«граница балансовой принадлежности» – линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок;

В соответствии с п. 16.1 Правил технологического присоединения заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

На основании п. 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в п. 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе, в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Вместе с тем из Технических условий видно, что гараж, принадлежащий собственнику, расположен по конкретному адресу, таким образом, является самостоятельным объектом (сборка гаражей), границы которого совпадают с границами земельного участка.

Таким образом, обязанность <…> осуществлять монтаж ЛЭП 0,4 кВ от вновь смонтированной ЛЭП 0,4 кВ (точки присоединения) до ВРУ гаража в соответствии с требованиями ПУЭ и иных нормативных документов, представляется избыточным условием и нарушает п. 19 Правил технологического присоединения.

Согласно п. 11.3 Технических условий, выданных ООО «ГЭС», для учета электрической энергии (мощности) установить прибор учета электрической энергии в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения), также в обязанности собственника входит оснащение прибора контроля величины максимальной мощности (подробнее п. 11.3 изложен в Технических условиях»).

В соответствии с мотивированным отказом, Заявитель предлагает данный пункт Технических условий изложить в предложенной им редакции, поскольку полагает, что согласно пп. «в» п. 25(1) Правил технологического присоединения в технических условиях должны быть указаны требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности, т.к. энергопринимающие устройства гаража относятся к уровню напряжения 0,4 кВА, либо исключить, либо перенести в обязанности сетевой организации, поскольку полагает, что обязанность установки прибора контроля величины максимальной мощности действующим законодательством Российской Федерации не возлагается на собственника гаража; либо данный пункт в части оснащения прибора контроля величины максимальной мощности исключить, либо включить в перечень обязанностей сетевой организации, если такой прибор контроля величины максимальной мощности необходим сетевой организации.

Согласно письму ООО «ГЭС» контроль величины максимальной мощности в процессе потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами Заявителя может и должен осуществляться не только сетевой организацией, но и Заявителем, поскольку контроль соблюдения величины максимальной мощности сетевой организацией производится только во время периодических осмотров.

Между тем, согласно ч. 1 ст. 2 Закона об электроэнергетике законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

В связи с чем на заключение и исполнение договора об осуществлении технологического присоединения распространяются положения, устанавливаемые гражданским законодательством.

Согласно п. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 ст 6 Закона об электроэнергетике основным принципом государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка.

Действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Основными положениями не предусмотрены императивные нормы права, обязывающие собственника энергопринимающего устройства устанавливать устройства контроля соблюдения величины максимальной мощности (либо ограничители максимальной мощности).

При этом пп. «б» п. 25(1) Правил технологического присоединения устанавливает безусловную презумпцию технической обоснованности, включаемых сетевой организацией в технические требования к строительству новых линий электропередачи, подстанций, обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств.

Согласно пп. «д» п. 25.1 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

В данном случае какие-либо технические обоснования в Технических условиях отсутствуют, Заявитель полагает, что собственник гаража не заинтересован в установке устройства контроля соблюдения величины максимальной мощности, а также нести соответствующие расходы, при этом в мотивированном отказе Заявитель указал на то, что в случае необходимости сетевая организация может внести в п. 11.3 Технических условий в части оснащения устройства контроля соблюдения величины максимальной мощности в перечень мероприятий выполняемых сетевой организацией и за ее счет.

Правилами технологического присоединения, а также иными нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность по установке устройства контроля соблюдения величины максимальной мощности собственником энергопринимающих устройств, а не сетевая сетевой организацией.

Таким образом, требования ООО «ГЭС», указанные в п. 11.3 Технических условий, усматриваются признаки нарушения п. 19, пп. «д» п. 25(1) Правил технологического присоединения, в части включения в мероприятия, выполняемые собственником гаража мероприятий по установке устройства контроля соблюдения величины максимальной мощности, в расходах на которые собственник не заинтересован. 

Пунктом 13.3 Технических условий установлено, для размещения гаража и благоустройства прилегающей территории в охранной зоне сетей электроснабжения       ООО «ГЭС» необходимо разрешение ЦК ЭСР – тел. № 74-59-87.

Заявитель предлагает данный пункт Технических условий исключить, поскольку собственник не осуществляет размещение гаража в охранной зоне электрических сетей.

Кемеровское УФАС России приходит к выводу, что требование ООО «ГЭС», указанное в п. 13.3 Технических условий, о получении собственником разрешения на размещение гаража и благоустройства прилегающей территории в охранной зоне сетей электроснабжения в структурном подразделении ООО «ГЭС» Центрального и Куйбышевского электросетевого района Правилами технологического присоединения не предусмотрено и не урегулировано.

Однако отсутствие данного разрешения может повлиять на выполнение <…> выполнения технических условий, по существу является навязыванием обязательства, не предусмотренного настоящими Правилами, что запрещено п. 19 Правил технологического присоединения.

Потребитель в отличии от сетевой организация является в данных правоотношениях юридически слабой стороной. 

В связи с изложенным сетевая организация обязана представить Заявителю новую редакцию проекта договора и технических условий для подписания в установленные          п. 15 Правил технологического присоединения сроки, что не было сделано. 

Таким образом, в действиях (бездействии) ООО «ГЭС» усматриваются признаки нарушения п. 15, п. 19, пп. «д» п. 25(1) Правил технологического присоединения.

Ответственность за нарушение Правил технологического присоединения предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям 

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Указанные материалы являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Горэлектросеть» (630099, Новосибирская область, г.Новосибирск, ул. Фрунзе, д.80, оф. 627, ИНН 4217127144, КПП 540601001, ОРГН 1104217005837, дата регистрации  20.08.2010) дело по признакам нарушения п. 15, п. 19, пп. «д» п. 25(1) Правил технологического присоединения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

2. Провести административное расследование.

3. В соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ ООО «ГЭС» надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в Кемеровское УФАС России следующие сведения (документы и материалы), заверенные надлежащим образом:

- копию бухгалтерского баланса за 2016 г. и 2017 г. (с приложением отчёта о прибылях и убытках); 

- нормативно-правое объяснение нарушения ООО «ГЭС» п. 15, п. 19, пп. «д» п. 25(1) Правил технологического присоединения (со ссылками на нормы права).

4. Процедура составления и подписания протокола по делу об административном правонарушении № 408/03-АДМ-2018 назначена на 05.07.2018 г. на 10:00 по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 305.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Главный специалист-эксперт 

отдела топливно-энергетического комплекса                                  <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны