Решение №09/5546 по делу от 4 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/20-172/2021

 

«24» мая 2021г.                                        г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

 

<…>-

 

 

временно исполняющей обязанности руководителя управления;

Членов Комиссии:

<…> -

 

 

<…> -

 

 

 

 

начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

ведущего специалиста – эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/20-172/2021, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя    о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения части 5 статьи 20  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили обращения ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово  (исх. от 22.01.2021 № 1/27-290СЭД, вх. от 25.01.2021 № 413э, вх. от 25.01.2021 № 311) о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на транспортном средстве ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>, создающей угрозу безопасности дорожного движения.

Из представленных материалов следует, что 17.01.2021 в г. Кемерово произошло дорожно – транспортное происшествие с участием автобуса ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>.

При изучении обстоятельств указанного происшествия были выявлены нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» в части размещения на транспортном средстве ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…> рекламы, нанесенной на заднее стекло, следующего содержания:

«Выходные и праздники в санатории путевка от 1650 рублей/сутки…Гурьевский район…».

Из представленных материалов  следует, что транспортное средство ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>, принадлежит ИП <…>.

В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

04.02.2021 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/20-172/2021 в отношении ИП <…> и назначено к рассмотрению на 29.03.2021 на 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…>, а также в адрес заявителя заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).

29.03.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство                      ИП <…> (исх. от 29.03.2021) об отложении рассмотрения данного дела для предоставления дополнительных документов в обоснование своих возражений.

Данное ходатайство удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

Определением от 29.03.2021 рассмотрение дела № 042/05/20-172/2021 было отложено на 24.05.2021 в 11 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес ИП <…>, а также в адрес ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание потовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).

07.04.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения <…> (исх. от 07.04.2021), из которых следует, что реклама была наклеена 16.01.2021 в вечернее время. 17.01.2021 автомобиль ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…> попал в ДТП. Рекламу <…> демонтировал лично.

В настоящее время <…> не имеет лицензию на перевозку пассажиров автобусами (копия Приказа от 08.02.2021 о прекращении действия лицензии прилагается), а также прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

24.05.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/05/20-172/2021 в отсутствие             <…>, представителя заявителя, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного делаю

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили обращения ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово  (исх. от 22.01.2021 № 1/27-290СЭД, вх. от 25.01.2021 № 413э, вх. от 25.01.2021 № 311) о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на транспортном средстве ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>, создающей угрозу безопасности дорожного движения.

Из представленных материалов следует, что 17.01.2021 в г. Кемерово произошло дорожно – транспортное происшествие с участием автобуса ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>.

При изучении обстоятельств указанного происшествия были выявлены нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» в части размещения на транспортном средстве ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…> рекламы, нанесенной на заднее стекло, следующего содержания:

«Выходные и праздники в санатории путевка от 1650 рублей/сутки…Гурьевский район…».

Из представленных материалов  следует, что транспортное средство ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>, принадлежит ИП <…>.

Вместе с тем, Кемеровским УФАС России установлено, что <…> прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 06.04.2021 в связи с принятием соответствующего решения.

В соответствии с пунктом 40 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.20-20 № 1922, производство по делу может быть прекращено в следующих случаях:

а) неподтверждение в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

б) ликвидация юридического лица, которое являлось стороной по делу и совершило действие, содержащее признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, если спорное правоотношение не допускает правопреемства;

в) смерть физического лица, которое являлось стороной по делу и совершило действие, содержащее признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

г) вступление в законную силу решения суда, арбитражного суда, в котором дана правовая оценка фактам, явившимся основанием для возбуждения дела;

д) принятие другим антимонопольным органом решения по фактам, явившимся основанием для возбуждения дела;

е) невозможность установления лица, нарушившего законодательство Российской Федерации о рекламе, в течение сроков, определенных пунктом 27 настоящих Правил;

ж) отмена противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления до принятия антимонопольным органом решения.

Таким образом, такое основание для прекращения производства по делу                     как «ликвидация индивидуального предпринимателя» вышеуказанными Правилами не предусмотрено.

Кроме того, часть 1 статьи 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации определяет, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

Согласно статье 24 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

При прекращении гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя его права и обязанности, возникшие при осуществлении им предпринимательской деятельности, не прекращаются, к иному лицу не переходят. Соответственно, после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо, в отличие от юридического лица, сохраняет свою правосубъектность и продолжает нести ответственность.

Тот факт, что с 06.04.2021 Климов Г.Ф. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не является основанием для не признания его виновным в совершении нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» как физического лица.

В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 № 716, федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации (МВД России) и его территориальными органами.

Соответственно, оценка транспортного средства на предмет наличия на данном транспортном средстве элементов, создающих угрозу безопасности дорожного движения, входит в компетенцию МВД России и его территориальных органов.

Указанное в материалах данного дела транспортное средство ПАЗ 32054 выпускается ООО «ПАЗ» и относится к транспортным средствам категории М3 согласно классификации, установленной Приложением №1 к Техническому регламенту.

В соответствии с Руководством по эксплуатации автобуса ПАЗ 32053 и его модификаций № 32053-3902010РЭ, для аварийной эвакуации пассажиров в автобусе имеются запасные выходы: первое и четвертое окна левой боковины с выдергивающимися шнурами; легкоразбиваемое окно в задней стенке кузова, люк на крыше с механизмом аварийного открывания и, при однодверном варианте, задняя запасная дверь боковины, а также пассажирская дверь, оборудованная устройством открытия дверей изнутри и снаружи.

В соответствии с пунктом 13.1 раздела 13 «Дополнительные требования к транспортным средствам категорий М2 и М3» Приложения №8 к Техническому регламенту аварийные выходы и устройства приведения их в действие должны быть работоспособны.

В соответствии с пунктом 1.4.12.2 Приложения № 4 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, любое запасное окно должно: либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи соответствующего приспособления; либо иметь легко разбиваемое предохранительное стекло. Последнее положение исключает возможность использования слоистого стекла или стекала изготовленного из пластического материала. Вблизи каждого запасного окна должно быть установлено приспособление, легко доступное для лиц, находящихся в транспортном средстве, с тем, чтобы можно было разбить каждое окно.

Положениями ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» определены основные технические требования к стеклам, применяемым в качестве остекления наземного транспорта; легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, эксплуатируемых во всех макроклиматических районах на суше.

В связи с чем, нанесение любой пленки на стекло запасного окна влияет на характеристики стекла, в том числе светопропускание, прочность, травмобезопасность и является внесением изменений в конструкцию транспортного средства.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, участник дорожного движения – это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

В соответствии с письмом ФАС России от 10.03.2011 № АК/8234 «О разъяснении статьи 20 Закона о рекламе», размещение рекламы на окнах транспортных средств общего пользования (автобусах, троллейбусах, трамваях) будет противоречить части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» в случае, если такая реклама будет ограничивать обзор, в том числе, пассажирам указанных транспортных средств.

Подтверждением наличия угрозы безопасности дорожного движения является также письмо изготовителя автобусов ПАЗ – ООО «ПАЗ» от 13.04.2018 № 018-004-5/82, в котором указывается о недопустимости нанесения дополнительных покрытий на аварийные стекла, поскольку это ограничивает способ их открывания при аварии, так как для обеспечения аварийного выхода требуется разбить стекла.

Необходимо отметить, что завод – изготовитель при производстве транспортного средства, учитывая его конструктивные особенности, производит транспортное средство с учетом необходимости обеспечения безопасности и имеет право давать соответствующие разъяснения.

Учитывая изложенное, эксплуатация автобуса марки ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>, с нанесенной на поверхность стекла окна, расположенного в задней части кузова автобуса и одновременно являющегося запасным окном (аварийным выходом), дополнительной пленки, в том числе с информацией рекламного характера, не соответствует требованиям указанного пункта Технического регламента, а также содержит признаки нарушения части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе», поскольку ограничивает обзор пассажирам и ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, поскольку данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания.

В силу части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 5 статьи 20 указанного закона несет рекламораспространитель.

Под рекламораспространителем закон понимает лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 6 статьи 1 ФЗ «О рекламе»).

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Поскольку только собственник транспортного средства вправе размещать, либо давать согласие на размещение на своем имуществе (автобус ПАЗ) рекламных материалов, рекламораспространителем, в данном случае, является <…>, как собственник транспортного средства.  

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу <…> (адрес: <…>), размещенную  на заднем стекле автобуса ПАЗ 32054,  государственный регистрационный номер <…>, поскольку в ней нарушены требования части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе».

2.Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «04» июня 2021 года.

 

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны