Решение б/н Решение по делу № 41/А-10-2015 от 25 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 41/А-10-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена «26» ноября  2015 г.                               г. Кемерово

В полном объеме решение изготовлено «__» декабря 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:   Кухарской Натальи Евгеньевны – руководителя управления;

Членов Комиссии:  Ананьевой Галины Николаевны – исполняющей обязанности начальника отдела топливно-энергетического комплекса;

Мамедова Игбала Мамед оглы – специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

Бердникова Евгения Александровича - специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи,

при участии:

- <…> - представителя ПАО «МРСК Сибири» (по доверенности);

  •  <…>- представителя ПАО «МРСК Сибири» (по доверенности);
  • <…> - представителя ООО «Электросетевая компания Кузбасса» (по доверенности),

рассмотрев дело № 41/А-10-2014, возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (в настоящее время ПАО «МРСК Сибири») (далее по тексту – ПАО «МРСК Сибири») (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а; ИНН/КПП 2460069527/246750001) в лице филиала «Кузбассэнерго – региональные электрические сети» (650991, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Н.Островского, 11) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

По результатам рассмотрения заявления ООО «Электросетевая компания Кузбасса» о наличии в действиях ПАО «МРСК Сибири» признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом  Кемеровского  УФАС  России  от 23.06.2015 г. №111 возбуждено дело  №41/А-10-2015 по признакам нарушения ПАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в  злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, а именно в необоснованном отказе (уклонении) от подписания дополнительных соглашений к Договору оказания услуг по передаче электрической энергии №6/ТСО/2011 от 01.09.2011 г., а также в нарушении сроков оплаты за услуги по передаче электрической энергии за январь - июль 2014 г. по договору, результатом чего явилось ущемление интересов  ООО «Электросетевая компания Кузбасса».

Определением  от  25.06.2015 г. (исх. № 03/5425)   рассмотрение   дела № 41/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 03.08.2015 г.

Письмом от 03.08.2015 г. (исх. №03/7908) рассмотрение дела № 41/А-10-2015 было назначено  к рассмотрению на 02.09.2015 г.

02.09.2015 г. Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 41/А-10-2015 необходимо истребование дополнительных доказательств.

Определением от 02.09.2015 г. (исх. № 03/9092 от 04.09.2015 г.) рассмотрение дела №41/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено.

Письмом от 19.10.2015 г. (исх. №03/10662) рассмотрение дела № 41/А-10-2015 было назначено  к рассмотрению на 16.11.2015 г.

Письмом от 16.11.2015 г. (исх. №03/11597 ) рассмотрение дела № 41/А-10-2015 было перенесено на 26.11.2015 г.

26.11.2015 г. на заседании Комиссии представитель ООО «Электросетевая компания Кузбасса» поддержал требования, изложенные в заявлении (вх. №7087 от 12.09.2014 г.). Кроме того пояснил, что ущемление интересов ООО «Электросетевая компания Кузбасса» от действий ПАО «МРСК Сибири» выразились в не исполнении ПАО «МРСК Сибири» взятых по договору обязательств по оплате оказанных ООО «Электросетевая компания Кузбасса» услуг по передачи электрической энергии ни в оспариваемой части, ни в неоспариваемой. ПАО «МРСК Сибири» возвращало отчетные документы с существенным нарушением сроков, без протоколов разногласий, а также оплатило услуги по передаче электрической энергии за январь - июль 2014 г. только по исполнительным листам.

Также представитель ООО «Электросетевая Компания Кузбасса» пояснил, что для общества единственным источником дохода является доход от оказания услуг по передаче электрической энергии. ПАО «МРСК Сибири» неоплачивая услуги по передаче электрической энергии оказывает негативное влияние на экономическую деятельность ООО «Электросетевая Компания Кузбасса», а также на деловую репутацию общества.

На заседаниях Комиссии, состоявшихся 02.09.2015 г., 26.11.2015 г. представители ПАО «МРСК Сибири» нарушений норм антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях общества не признали, по существу дела №41/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства пояснили, следующее:

Со стороны ПАО «МРСК Сибири» отсутствовало уклонение от заключения дополнительных соглашений, на каждое письмо ООО «Электросетевая Компания Кузбасса» со стороны ПАО «МРСК Сибири» своевременно предоставлены обоснованные ответы, из содержания которых следует, что со стороны ООО «Электросетевая Компания Кузбасса» не предоставлен необходимый пакет документов для заключения дополнительных соглашений, договора на 2014 г., предусмотренный Правилами недискриминационного доступа.

ООО «Электросетевая Компания Кузбасса» направило в адрес ПАО «МРСК Сибири» дополнительные соглашения (письма №№04/02-009, 04/02-053, 04/02-163, 04/02-177) об исключении точек приема/отпуска электрической энергии. ПАО «МРСК Сибири» сославшись на нарушение ООО «Электросетевая Компания Кузбасса» пунктов 18, 38 Правил недискриминационного доступа, оставило данные дополнительные соглашения без акцепта.

Кроме того, ПАО «МРСК Сибири» несогласно с изменением точек приема-поставки по договору, поскольку в указанном случае ООО «Электросетевая Компания Кузбасса» злоупотребляет своими правами и нарушает права ПАО «МРСК Сибири» не получившей в периоде регулирования свое НВВ.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

01.09.2011 г. между ПАО «МРСК Сибири» и ООО «Электросетевая компания Кузбасса» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии №6/ТСО/2011 (далее – Договор).

В соответствии с договором ООО «Электросетевая компания Кузбасса» обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии от точек приема и до точек отпуска путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ООО «Электросетевая компания Кузбасса» на праве собственности или на ином законном основании, а ПАО «МРСК Сибири» обязуется оплачивать эти услуги.

Пунктом 1.3. Договора предусмотрено, что ООО «Электросетевая компания Кузбасса» при оказании услуг по договору осуществляет передачу электрической энергии  по электрическим сетям, которыми он владеет и пользуется на праве собственности или на ином законном основании. ПАО «МРСК Сибири» имеет право запросить копии правоустанавливающих документов ООО «Электросетевая компания Кузбасса» на данные электрические сети. Об изменении прав ООО «Электросетевая компания Кузбасса» на владение (пользование) объектами электросетевого хозяйства ООО «Электросетевая компания Кузбасса» извещает ПАО «МРСК Сибири» не менее чем за 5 (пять) рабочих дней до дня планируемых изменений и направляет ОАО «МРСМК Сибири» заверенные копии соответствующих правоустанавливающих документов в 3-х дневный срок с даты их получения.

Пунктом 9.2. Договора предусмотрено, что каждая из сторон в срок не более 10 дней с момента совершения соответствующего факта обязана уведомить другую сторону о следующем:

- о принятии решения о реорганизации и (или) ликвидации предприятия;

- о внесении изменений в учредительные документы относительно наименования и место нахождения предприятия;

- при изменении банковских реквизитов и иных данных, влияющих на надлежащее исполнение предусмотренных Договором обязательств;

- об изменении своих правомочий в отношении электросетевого оборудования, задействованного в передаче электроэнергии по Договору.

15.01.2014 г. в связи с изменением состава принадлежащего ООО «Электросетевая компания Кузбасса» электросетевого имущества ООО «Электросетевая компания Кузбасса» направило в адрес ПАО «МРСК Сибири» Дополнительное соглашение к Договору оказания услуг по передаче электрической энергии №6/ТСО/2011 от 01.09.2011г. с приложениями №1, №2 и №3(письмо №04/02-009).

22.01.2014 г. ПАО «МРСК Сибири» письмом №1.4/03.3/366-исх. Уведомило ООО «Электросетевая компания Кузбасса» о том, что дополнительное соглашение не может быть согласовано ввиду отсутствия существенных условий договора. Кроме того ПАО «МРСК Сибири» уведомило ООО «Электросетевая компания Кузбасса» о необходимости предоставления документов, подтверждающих права на объекты электросетевого хозяйства, на основании которого ООО «Электросетевая компания Кузбасса» планирует оказывать услуги по передаче электрической энергии, начиная с 01.01.2014 г., и документов, подтверждающих включение затрат по заявленным объектам электросетевого хозяйства в тарифную заявку ООО «Электросетевая компания Кузбасса» на период регулирования 2014-2016 годов.

03.02.2014 г. в связи с заключением договора аренды №4А-2014 от 01.02.2014 г. ООО «Электросетевая компания Кузбасса» направило в адрес ПАО «МРСК Сибири» Дополнительное соглашение к Договору оказания услуг по передаче электрической энергии №6/ТСО/2011 от 01.09.2011г. с приложениями №1, №2 и №3(письмо №04/02-053).

01.04.2014 г. в связи с расторжением с 01.02.2014 г. договора аренды №14/01-2014 от 31.12.2013 г., заключенного между ООО «Электросетевая компания Кузбасса» и ООО «Электросетьсервис», ООО «Электросетевая компания Кузбасса» уведомило (письмо №04/02-163) ПАО «МРСК Сибири» об уменьшении состава электрических сетей и об изменении с 01.03.2014 г. точек приема и отпуска электрической энергии.

07.04.2014 г. ООО «Электросетевая компания Кузбасса» уведомило (письмо №04/02-177) ПАО «МРСК Сибири» об изменении с 01.03.2014 г. точек приема и отпуска электрической энергии, приложив к уведомлению копию дополнительного соглашения № 6 от 28.02.2014 г. к договору аренды №92 от 29.12.2012 г., заключенного между ООО «Электросетевая компания Кузбасса» и ОАО «Электрические сети».

В ответ на письмо от 01.04.2014 г. № 04/02-163 ПАО «МРСК Сибири» сообщило ООО «Электросетевая компания Кузбасса», что между ПАО «МРСК Сибири» и ООО «Электросетевая компания Кузбасса» достигнута договоренность по перезаключению договора оказания услуг по передаче электрической энергии с 01.01.2014 г.

Для оформления договора оказания услуг по передаче электрической энергии необходим пакет документов, предусмотренный пунктами 18 и 38 Правил недискриминационного доступа, о чем ООО «Электросетевая компания Кузбасса» было сообщено письмом от 27.03.2014 № 1.4/03.3/2014-исх.

Изменения в части исключения с 01.03.2014 г. точек приема и отпуска электрической энергии ООО «Электросетевая компания Кузбасса» в связи с расторжением договора аренды от 31.12.2013 г. №14/01-2014 между ООО «Электросетьсервис» и ООО «Электросетевая компания Кузбасса», ПАО «МРСК Сибири» предложило оформить только после двухстороннего подписания договора оказания услуг по передаче электрической энергии на 2014 г.

При рассмотрении дела Комиссией установлено, что дополнительные соглашения, направленные ООО «Электросетевая компания Кузбасса» (письма №№04/02-009, 04/02-053, 04/02-163, 04/02-177) в адрес ПАО «МРСК Сибири», в настоящее время ПАО «МРСК Сибири» не акцептованы. 

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)  ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.

Односторонний отказ от исполнения обязательства в силу требований статьи 310 ГК РФ не допускается.

Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.

В соответствии с частью 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей (часть 2 статьи 426 ГК РФ).

На основании пункта 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Частью 1 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Пунктом 2 статьи 20 Закон об электроэнергетике предусмотрено, что в электроэнергетике применяются следующие методы государственного регулирования и контроля: государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в отнесенных законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сферах электроэнергетики, осуществляемые в соответствии с законодательством о естественных монополиях, в том числе регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике; государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике; государственное антимонопольное регулирование и контроль, в том числе установление единых на территории Российской Федерации Правил доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии; управление государственной собственностью в электроэнергетике; федеральный государственный энергетический надзор; государственный экологический надзор в электроэнергетике.

В пунктах 2, 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике установлен исчерпывающий перечень цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию.

В соответствии с абзацем 8 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004  № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Согласно пункту 4 Правил недискриминационного доступа потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 1 января 2013 г. - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком). Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил недискриминационного доступа, предусмотренные для сетевых организаций.

Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Пунктом 8  Правил недискриминационного доступа  предусмотрено, что в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III Правил недискриминационного доступа.

Согласно пункту 9 Правил недискриминационного доступа, договор является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.

В соответствии с пунктом 34 Правил недискриминационного доступа по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии.

В силу пункта 36 Правил недискриминационного доступа сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора.

Договоры между смежными сетевыми организациями заключаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом особенностей, установленных Правилами недискриминационного доступа.

В соответствии с абзацем вторым пункта 42 Правил недискриминационного доступа расчеты между территориальными сетевыми организациями осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми  федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер.

В рамках исполнения такого договора, по окончании расчетного периода одна из сторон направляет в адрес другой стороны в установленном порядке счет-фактуру и акт оказанных слуг по передаче электрической энергии.

Согласно пункту 6.7. Договора расчетным периодом для оплаты оказываемых ООО «Электросетевая компания Кузбасса» по Договору услуг является один календарный месяц.

В силу пункта 6.11. Договора оплата услуг по передаче электрической энергии осуществляется ПАО «МРСК Сибири» после получения денежных средств от энергосбытовой организации/гарантирующего поставщика (далее - ЭСК/ГП), в интересах которых заключается настоящий договор, по договорам оказания услуг по передаче электрической энергии, расчет по которым производится по единым котловым тарифам. В случае получения ПАО «МРСК Сибири» от ЭСК/ГП частичной оплаты, оплата услуг ООО «Электросетевая компания Кузбасса» производится пропорционально произведенной оплате ПАО «МРСК Сибири» от полного объема, причитающегося ПАО «МРСК Сибири» с ЭКК/ГП. В случае, если оплата услуг ООО «Электросетевая компания Кузбасса» находится в зависимости от исполнения платежных обязательств нескольких ЭСК/ГП, то оплата услуг ООО «Электросетевая компания Кузбасса» производится пропорционально доле оплаты ЭСК/ГП и доле полезного отпуска электрической энергии ПАО «МРСК Сибири» потребителям ЭСК/ГП.

Согласно Договору (в редакции протокола согласования разногласий) ПАО «МРСК Сибири» осуществляет оплату услуг по передаче электрической энергии ООО «Электросетевая компания Кузбасса» в следующим образом:

- до 15 числа расчетного месяца 35% от суммы платежа определенного для соответствующего месяца оказания услуг по передаче электроэнергии;

- окончательный расчет до 16 числа месяца следующего за расчетным окончательный платеж, исходя из объемов электроэнергии, подтвержденных ЭСК/ГП, согласно «Акту об оказании услуг» и на основании выставленного ООО «Электросетевая компания Кузбасса» счета – фактуры.

Для оплаты фактически оказанных услуг, в соответствии с условиями Договора, за период с января 2014 г. по июль 2014 г. ООО «Электросетевая компания Кузбасса» направило в адрес ПАО «МРСК Сибири» отчетные документы (счета-фактуры) на общую сумму 40 642 569,05 рублей (с учетом НДС 18%).

- счет-фактуру №5 от 31.01.2014 г., акт об оказании услуг по передаче электрической энергии за январь 2014 г. и акт №1 от 31.01.2014 г. на сумму  9 390 974,53 рублей (с НДС 18%) (письмо исх. №04/02-063 от 07.02.2014 г.);

- счет-фактуру №20 от 28.02.2014 г., акт об оказании услуг по передаче электрической энергии за февраль 2014 г. и акт №12 от 28.02.2014 г. на сумму  9 302 575,34 рублей (с НДС 18%) (письмо исх. №04/02-108 от 06.03.2014 г.);

- счет-фактуру №28 от 31.03.2014 г., акт об оказании услуг по передаче электрической энергии за март 2014 г. и акт №16 от 31.03.2014 г. на сумму  5 298 105,65 рублей (с НДС 18%) (письмо исх. №04/02-182 от 08.04.2014 г.);

- счет-фактуру №133 от 30.04.2014 г., акт об оказании услуг по передаче электрической энергии за апрель 2014 г. и акт №26 от 30.04.2014 г. на сумму  4 916 404,11 рублей (с НДС 18%) (письмо исх. №04/02-242 от 08.05.2014 г.);

- счет-фактуру №150 от 31.05.2014 г., акт об оказании услуг по передаче электрической энергии за май 2014 г. и акт №33 от 31.05.2014 г. на сумму  4 247 187,98 рублей (с НДС 18%) (письмо исх. №04/02-287 от 06.06.2014 г.);

- счет-фактуру №159 от 30.06.2014 г., акт об оказании услуг по передаче электрической энергии за июнь 2014 г. и акт №37 от 30.06.2014 г. на сумму  3 893 898,79 рублей (с НДС 18%) (письмо исх. №04/02-333 от 08.07.2014 г.);

- счет-фактуру №162 от 31.07.2014 г., акт об оказании услуг по передаче электрической энергии за июль 2014 г. и акт №40 от 31.07.2014 г. на сумму  3 593 422,65 рублей (с НДС 18%) (письмо исх. №04/02-375 от 07.08.2014 г.).

Пунктом 6.12. Договора предусмотрено, что при возникновении у ПАО «МРСК Сибири» обоснованных претензий к объему и (или) качеству оказания услуг последний обязан: подписать Акт об оказании услуг с протоколом разногласий, в протоколе разногласий указать неоспариваемую и оспариваемую часть оказания услуг и направить ООО «Электросетевая компания Кузбасса» претензию по объему и (или) качеству оказанных услуг.

В соответствии с пунктом 6.11 Договора в случае не подписания и не направления в адрес ООО «Электросетевая компания Кузбасса» отчетных документов в течении 20 календарных дней с момента предоставления ООО «Электросетевая компания Кузбасса» ПАО «МРСК Сибири» таких документов и отсутствия обоснованных замечаний со стороны ПАО «МРСК Сибири» к документам, они считаются согласованными компанией.

В ходе рассмотрения данного дела Комиссией  установлено, что протоколы разногласий ПАО «МРСК Сибири» в адрес ООО «Электросетевая компания Кузбасса» не выставлялись, не направлялись. Кроме того установлено, что ПАО «МРСК Сибири» вернула в адрес ООО «Электросетевая компания Кузбасса» вышеуказанные отчетные документы без претензий по объему и (или) качеству оказанных услуг, бес обоснованных и мотивированных замечаний, указав в отчетных документах лишь на оспариваемую и не оспариваемую часть оказания услуг:

- по январю 2014 г. – спустя 63 календарных дня (исх. №1.4/03.3/2035-исх. от 28.03.2014 г.);

 - по февралю 2014 г. – спустя 36 календарных дня (исх. №1.4/03.3/2076-исх. от 31.03.2014 г.);

- по марту 2014 г. – спустя 36 календарных дня (исх. №1.4/03.3/2693-исх. от 22.04.2014 г.);

- по апрелю 2014 г. – спустя 30 календарных дня (исх. №1.4/03.3/3212-исх. от 20.05.2014 г.);

- по маю 2014 г. – спустя 41 календарных дня (исх. №1.4/03.3/4140-исх. от 20.06.2014 г.);

- по июню 2014 г. – спустя 37 календарных дня (исх. №1.4/03.3/5271-исх. от 31.07.2014 г.);

В Кемеровское УФАС России не представлены сведения об отчетных документах за июль 2014 г., направленных ПАО «МРСК Сибири» в адрес ООО «Электросетевая компания Кузбасса».

В рамках рассматриваемого дела Комиссией также установлено, что задолженность за услуги по передаче электрической энергии ООО «Электросетевая Компания Кузбасса» за период январь-июль 2014 г. оплачена ПАО «МРСК Сибири» по исполнительным листам. Данный факт также подтвержден представителями ООО «Электросетевая Компания Кузбасса» и ПАО «МРСК Сибири».

  Указанные обстоятельства свидетельствуют о совершении ПАО «МРСК Сибири» действий повлекших нарушение Правил недискриминационного к услугам по передаче электрической энергии.

На заседании комиссии представители ПАО «МРСК Сибири» обратили внимание на то, что ООО «Электросетевая Компания Кузбасса» не оказывает услуги по передаче электрической энергии, несмотря на установление РЭК КО индивидуального тарифа на 2015 год, в связи с чем необоснованная прибыль ООО «Электросетевая Компания Кузбасса» не будет учтена в последующих периодах регулирования, как того требует пункт 20 Методических указаний по расчету тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 №20-э/2 (далее – Методические указания).

Вместе с тем, Комиссией установлено, что по общему правилу сетевые организации получают плату за услуги по передаче электроэнергии по установленным им тарифам по тем объектам электросетевого хозяйства, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения. Такой порядок распределения совокупной НВВ экономически обоснован и обеспечивает баланс интересов сетевых организаций.

Законодательство гарантирует субъектам электроэнергетики соблюдение их экономических интересов в случае осуществления ими деятельности разумно и добросовестно и не запрещает сетевой организации получать плату за услуги по передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в ее законное владение в течение периода регулирования. Объективно возникающий в этом случае дисбаланс корректируется впоследствии мерами тарифного регулирования, которыми предусмотрено возмещение убытков регулируемым организациям в последующих периодах регулирования при наличии неучтенных расходов, понесенных по не зависящим от этих организаций причинам (пункт 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», пункт 20 Методических указаний).

Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2013 г. №712 утвержден размер необходимой валовой выручки (НВВ) для ООО «Электросетевая Компания Кузбасса» в размере <…> рублей.

Объем оказанных услуг ООО «Электросетевая Компания Кузбасса» для ПАО «МРСК Сибири»  по Договору в 2014 г. составил <…> рублей (с НДС).

Таким образом, довод ПАО «МРСК Сибири» о необоснованном получении ООО «Электросетевая Компания Кузбасса» прибыли не состоятелен.

В 2014 г. на территории Кемеровской области оказание услуг по передаче электрической энергии осуществлялось по системе «котла» с применением схемы «котел сверху», держателем «котла» являлось ПАО «МРСК Сибири».

При использовании метода «котлового» регулирования тарифов, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии заключался между гарантирующим поставщиком или энергосанбжающей организацией, и сетевой организацией, являющейся «держателем» котла, в данном случае ПАО «МРСК Сибири», и между держателем котла и иными сетевыми организациями.

Региональной энергетической комиссией Кемеровской области для  филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – РЭС» на 2015 год утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии.

Услуги по передаче электрической энергии, согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

На основании части 5 статьи 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ПАО «МРСК Сибири» в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – РЭС», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями филиала в Кемеровской области.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Статья 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы, а также в рамках своих полномочий, по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Действия ПАО «МРСК Сибири», выразившееся в необоснованном отказе (уклонении) от подписания дополнительных соглашений к Договору оказания услуг по передаче электрической энергии №6/ТСО/2011 от 01.09.2011 г., а также в нарушении сроков оплаты за услуги по передаче электрической энергии за январь - июль 2014 г. по договору, результатом которых явилось ущемление интересов  ООО «Электросетевая компания Кузбасса», квалифицировано Комиссией как злоупотребление ПАО «МРСК Сибири» доминирующим положением на рынке передачи электрической энергии и является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23. частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьями 48-49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции». Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

решила:

  1. Признать ПАО «МРСК Сибири» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного отказа (уклонения) от подписания дополнительных соглашений к Договору оказания услуг по передаче электрической энергии №6/ТСО/2011 от 01.09.2011г., заключенного с ООО «Электросетевая Компания Кузбасса», а также нарушившим сроки оплаты за услуги по передаче электрической энергии за январь - июль 2014 г. по вышеуказанному договору, результатом, которых явилось ущемление интересов ООО «Электросетевая Компания Кузбасса».

2. Выдать ПАО «МРСК Сибири» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                       Н.Е. Кухарская

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                     Г.Н. Ананьева     

И.М. Мамедов

Е.А. Бердников

 

 

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны