Решение б/н Решение по делу №41/А-15-2014 от 21 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«16» июля 2014 г.                                                                                                г. Кемерово

Резолютивная часть объявлена 04.07.2014 г.

Решение в полном объеме изготовлено «16» июля 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

Кухарская Н.Е. – руководитель управления;

Члены Комиссии:

Полякова Ю.А. – начальник отдела контроля органов власти;

Саврасов М.Г. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;             

 

Горовых К.П. – ведущий специалист- эксперт отдела контроля органов власти.             

 

при участии:

1)      <…> – представителя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово (далее – КУМИ г. Кемерово) (по доверенности от 14.01.2014 г. № 05-14);

2)      <…> – представителя муниципального бюджетного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Кемерово» (далее – МБУ «Управление ГОиЧС г. Кемерово») (по доверенности от 16.06.2014 г. № 369).                                                                                                                                                                   

рассмотрев дело № 41/А-15-2014, возбужденное по признакам нарушения КУМИ г. Кемерово (650000, г. Кемерово,ул. Притомская набережная, 7) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

По результатам осуществления полномочий по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства приказом Кемеровского УФАС России от 15.05.2014 г. № 115 было возбуждено дело  № 41/А-15-2014 по признакам нарушения КУМИ г. Кемерово части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта – МБУ «Управление ГОиЧС  г. Кемерово» функциями органа местного самоуправления путем включения пункта 4.5.21 в Устав МБУ «Управление ГОиЧС г. Кемерово», утв. 06.12.2011 г. председателем КУМИ г. Кемерово, создана Комиссия по рассмотрению дела № 41/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.  

Определением от 19.05.2014 г. дело № 41/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 02.07.2014 г. на 10 часов 00 минут, в качестве заинтересованного лица к участию в рассмотрении данного дела привлечено МБУ «Управление ГОиЧС г. Кемерово».

01.07.2014 г. на основании телефонограммы рассмотрение дела № 41/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было перенесено на 04.07.2014 г. на 11 часов 00 минут.

04.07.2014 г на заседании комиссии по рассмотрению дела № 41/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства представитель ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства КУМИ г. Кемерово не признала, пояснила, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» установлен специальный порядок обращения с отходами от осветительных приборов, в связи с чем деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению ртутьсодержащих отходов должны осуществлять специализированные организации, имеющие лицензии на осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, которые ни администрация г. Кемерово, ни КУМИ г. Кемерово не имеют.

Кроме того, представитель КУМИ г. Кемерово указала на то, что действующее законодательство не ограничивает сферы, в которых бюджетное учреждение может быть создано, а также не обязывает орган местного самоуправления привлекать коммерческие организации частной формы собственности для реализации полномочий в той или иной сфере деятельности.

Представитель МБУ «Управление ГОиЧС г. Кемерово» пояснила, что учреждение организацией сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортировки и размещения ртутьсодержащих отходов на территории города Кемерово не занимается, а лишь осуществляет мероприятия по указанным видам деятельности.

Изучив материалы дела № 41/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения представителей ответчика, заинтересованного лица, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

На основании распоряжения Главы г. Кемерово от 03.08.2007 № 3310 было создано МБУ «Управление ГОиЧС г. Кемерово», 06.12.2011 г. председателем КУМИ г. Кемерово был утвержден устав МБУ «Управление ГОиЧС г. Кемерово» (далее – Устав).

Согласно пункту 1.2 Устава учредителем МБУ «Управление ГОиЧС г. Кемерово» является муниципальное образование г. Кемерово, функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией г. Кемерово в лице КУМИ г. Кемерово.

Пунктом 3.3 Устава установлено, что учреждение является некоммерческой организацией, не преследующей извлечение прибыли в качестве основной своей цели деятельности. Учреждение имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность в установленном законодательством порядке исключительно для достижения целей, определенных настоящим Уставом.

Целью создания Учреждения является реализация полномочий органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, обеспечения безопасности людей на водных объектах, предупреждения чрезвычайных ситуаций муниципального характера и ликвидация их последствий (пункт 4.1 Устава).

Для достижения установленных целей, учреждение вправе осуществлять, в том числе, следующие виды деятельности:

-        проведение работ по демеркуризации участков территории, жилых и других зданий и сооружений (пункт 4.5.20 Устава);

-        организацию и осуществление мероприятий по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению ртутьсодержащих отходов (пункт 4.5.21 Устава).

В соответствии с пунктом 6.5. Устава финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в виде субсидий из муниципального бюджета города Кемерово в соответствии с муниципальным заданием.

В 2013 г. исполняющим обязанности заместителя главы г. Кемерово для МБУ «Управление ГОиЧС г. Кемерово» было утверждено муниципальное задание на 2014 г., согласно которому на данное учреждение возложена обязанность по организации и осуществлению мероприятий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению ртутьсодержащих отходов.

Согласно пункту 6.2 указанного муниципального задания утилизация ртутьсодержащих отходов юридическими лицами осуществляется на платной основе.

09.01.2014 г. между администрацией г. Кемерово и МБУ «Управление ГОиЧС г. Кемерово» (далее – получатель) было заключено соглашение № 1, предметом которого является предоставление администрацией г. Кемерово получателю субсидии за счет средств бюджета г. Кемерово в целях возмещения затрат, в том числе, на выполнение работ, согласно муниципальному заданию на 2014 г. Получателю предоставляется субсидия в размере 58 115 900, 0 руб.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления (далее - отходы) – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Частью 3 статьи 8 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 13 Закона об отходах производства и потребления).

В соответствии с пунктом 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утв. 03.09.2010 постановлением Правительства РФ № 681 (далее – Правила № 681), органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.

Из указанных норм Закона № 131-ФЗ, Закона об отходах производства и потребления, Правил № 681 следует, что деятельность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных отходов, в том числе ртутьсодержащих отходов, должна осуществляется исключительно органом местного самоуправления.

Согласно пункту 21 Правил № 681 использование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации, ведущие их переработку, учет и отчетность по ним.

Учитывая изложенное, организация и осуществление мероприятий по сбору, накоплению, обезвреживанию, транспортировке и размещению ртутьсодержащих

отходов, указанные в пункте 4.5.21 Устава, в соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ, являются полномочиями органа местного самоуправления – администрации г. Кемерово.

В нарушение вышеуказанных правовых норм на МБУ «Управление ГОиЧС г. Кемерово» возложены обязанности по выполнению работ и оказанию услуг, относящихся к потребностям муниципального образования городского округа, и являющихся собственными полномочиями органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

В силу статьи 2 Закона № 131-ФЗ вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения

Согласно части 2 статьи 1 Закона № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Частью 1.1. статьи 17 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

Пунктом 1 статьи 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Согласно представленным документам МБУ «Управление ГОиЧС г. Кемерово» оказывает платные услуги юридическим лицам. В подтверждение этого был представлен договор № 1403/13-1 возмездного оказания услуг на осуществление приема отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов от 03.04.2013 г., заключенный между МБУ «УГОЧС г. Кемерово» и ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», на сумму 417 573 руб.

Учреждение вправе заниматься предпринимательской деятельностью (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ). Бюджетное законодательство к неналоговым доходам бюджета в числе прочих относит и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями (пункт 3 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ).

Таким образом, МБУ «Управление ГОиЧС г. Кемерово», по смыслу определения, данного в пункте 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом, поскольку осуществляет приносящую доход деятельность.

Учитывая вышеизложенное, включив в Устав МБУ «Управление ГОиЧС г. Кемерово» пункт 4.5.21, в соответствии с которым данная организация получила возможность осуществлять деятельность по организации сбора, накопления, обезвреживания, транспортировки и размещения ртутьсодержащих отходов на территории г. Кемерово, КУМИ г. Кемерово наделил хозяйствующего субъекта – МБУ «Управление ГОиЧС г. Кемерово» функциями органа местного самоуправления

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также на наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Следствием включения пункта 4.5.21 в Устав МБУ «Управление ГОиЧС г. Кемерово», согласно которому учреждение вправе осуществлять организацию сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортировки и размещения ртутьсодержащих отходов, явилось (могло явиться) создание для МБУ «Управление ГОиЧС г. Кемерово» возможности препятствования осуществления деятельности иными хозяйствующими субъектами на рынке оказания услуг по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению ртутьсодержащих отходов, тем самым воздействовать на общие условия обращения указанных услуг на территории г. Кемерово, и, следовательно, привело (могло привести) к ограничению, устранению конкуренции на данном рынке.   

Наделение МБУ «Управление ГОиЧС г. Кемерово» исключительными полномочиями органа местного самоуправления ведет к созданию преимущественных условий деятельности для указанного хозяйствующего субъекта, а также ограничивает конкуренцию путем создания неравных условий деятельности МБУ «Управление ГОиЧС г. Кемерово» и иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке оказания услуг по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению ртутьсодержащих отходов.

На основании вышеизложенного Комиссия по рассмотрению дела № 41/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства не может согласиться с доводами представителя ответчика.

Таким образом, действие КУМИ г. Кемерово по включению пункта 4.5.21 в Устав МБУ «Управление ГОиЧС г. Кемерово», вступает в противоречие  с требованиями части 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дела № 41/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23,  частью 1  статьи 39,  частями 1-4  статьи 41,  пунктом 1  части 1  статьи 48,  статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.       Признать КУМИ г. Кемерово (650000, г. Кемерово, ул. Притомская набережная, 7) нарушившим часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.       Выдать КУМИ г. Кемерово (650000, г. Кемерово, ул. Притомская набережная, 7) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

Председатель Комиссии:                                                                          Н.Е. Кухарская

Члены Комиссии:                                                                            Ю.А. Полякова

                                                                                                       М.Г. Саврасов

                                                                                                       К.П. Горовых                                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны