Решение №09/3763 по обращению от 20 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«07» апреля 2021г.                                                                                               г. Кемерово

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

<…>-

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<…>-<…> -

начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

ведущего специалиста – эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/20-265/2021, возбужденное в отношении государственного предприятия Кузбасса «Кемеровская автоколонна № 1237» (юридический адрес: 650051, г. Кемерово, ул. 2-я Камышинская, 2А, ОГРН 1054205151241, Дата присвоения ОГРН 06.07.2005, ИНН 4205088363, КПП 420501001) о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения  части 5 статьи 20 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») в присутствии представителя Государственного предприятия Кузбасса «Кемеровская автоколонна № 1237» <…> (доверенность от 01.02.2021 б/н),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово  (исх. от 02.02.2021 № 1/27-193СЭД, вх. от 05.02.2021 № 473) о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на транспортном средстве ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>, создающей угрозу безопасности дорожного движения.

Из представленных материалов следует, что 31.01.2021 в г. Кемерово произошло дорожно – транспортное происшествие с участием автобуса ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>.

При изучении обстоятельств указанного происшествия были выявлены нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» в части размещения на транспортном средстве ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…> рекламы, нанесенной на заднее стекло, следующего содержания:

«Тестирование на антитела к COVID-19 8(3842) 67-07-57…».

Из представленных материалов  следует, что транспортное средство ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>, принадлежит и эксплуатируется государственным предприятием Кузбасса «Кемеровская автоколонна № 1237».

24.02.2021 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/20-265/2021 в отношении Государственного предприятия Кузбасса «Кемеровская автоколонна № 1237» и назначено к рассмотрению на 07.04.2021 на 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес Государственного предприятия Кузбасса «Кемеровская автоколонна № 1237», а также в адрес ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).

02.04.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения Государственного предприятия Кузбасса «Кемеровская автоколонна № 1237» (исх. от 01.04.2021 № 405), из которых следует, что по состоянию на 31.01.2021 автобус марки ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…> находился в собственности Государственного предприятия Кузбасса «Кемеровская автоколонна № 1237».

Согласно пункту 14 руководства по эксплуатации ПАЗ 32054 для аварийной эвакуации пассажиров в автобусе имеются запасные выходы: первое и четвертое окна левой боковины с выдергивающимися шнурами; легкоразбиваемое окно в задней стенке кузова, средний люк на крыше с механизмом аварийного привода и, при однодверном варианте, задняя запасная дверь боковины, а также пассажирская дверь, оборудованная устройством открытия дверей изнутри и снаружи.

Постановлением Совета Министром – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», утвержден Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В силу пункта 7.3 Перечня запрещается эксплуатация транспортных средств, на которых установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

Под безопасностью стекла в соответствии с ГОСТ 32565-2013 понимается  стекло, подвергнутое специальной обработке или скомбинированное с другими материалами, которое уменьшает по сравнению с обычным стеклом вероятность ранения человека при контакте с ним.

Согласно пункту 5.1.2.5 ГОСТ 32565-2013 светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя спереди, должно быть не менее 70 % для ветровых стекол и для стекол, не являющихся ветровыми, но обеспечивающих обзор водителя спереди и сзади. При условии установки на транспортном средстве двух внешних зеркал заднего вида светопропускание стекол, обеспечивающих обзор водителя сзади, не нормируется. Автобус марки ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…> оборудован двумя внешними зеркалами.

В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от  09.12.2011 № 877, обзорность – это свойство конструкции транспортного средства, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем  визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления транспортным средством.

Вышеназванные нормы не устанавливают требования к обзорности в отношении пассажиров.

Согласно Федеральному закону от 01.07.2011 № 170 – ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автобусы подлежат обязательному техническому осмотру. Основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра. Обязательные требования безопасности транспортных средств – требования к техническому состоянию транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), установленные международными договорами Российской Федерации или нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствие которым осуществляется проверка транспортных средств (в том числе их частей, предметов дополнительного оборудования), при проведении технического осмотра.

Автобус марки ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…> в установленном порядке прошел технический осмотр, его эксплуатация была разрешена. Указанное обстоятельство подтверждает, что автобус марки ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…> соответствует обязательным требованиям безопасности транспортных средств, размещенная реклама не противоречит действующим требованиям технических регламентов.

Обращение ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово, основанное на предположении, что размещение рекламы на заднем стекле автобуса является обстоятельством, создающим угрозу безопасности дорожного движения, в том числе создает препятствие, ограничивающее доступ к аварийным выходам, ограничивает обзор для участников движения, не соответствует требованиям технических регламентов, не может служить достаточным основанием для привлечения Государственного предприятия Кузбасса «Кемеровская автоколонна № 1237» к ответственности за нарушение части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе». Иных доказательств (экспертное заключение, исследования в данной области) ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово не представлено.

07.04.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/05/20-265/2020 в присутствии представителя Государственного предприятия Кузбасса «Кемеровская автоколонна № 1237» <…>, которая поддержала представленные письменные пояснения, а также представила фотографии, подтверждающие демонтаж рекламы, размещенной на транспортном средстве ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово  (исх. от 02.02.2021 № 1/27-193СЭД, вх. от 05.02.2021 № 473) о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на транспортном средстве ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>, создающей угрозу безопасности дорожного движения.

Из представленных материалов следует, что 31.01.2021 в г. Кемерово произошло дорожно – транспортное происшествие с участием автобуса ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>.

При изучении обстоятельств указанного происшествия были выявлены нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» в части размещения на транспортном средстве ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…> рекламы, нанесенной на заднее стекло, следующего содержания:

«Тестирование на антитела к COVID-19 8(3842) 67-07-57…».

В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 № 716, федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации (МВД России) и его территориальными органами.

Соответственно, оценка транспортного средства на предмет наличия на данном транспортном средстве элементов, создающих угрозу безопасности дорожного движения, входит в компетенцию МВД России и его территориальных органов.

Требования к безопасности находящихся в эксплуатации транспортных средств установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее по тексту - Технический регламент).

В соответствии с пунктом 1.4.12.2 Приложения № 4 к Техническому регламенту любое запасное окно должно: либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи соответствующего приспособления, либо иметь легко разбиваемое предохранительное стекло. Последнее положение исключает возможность использования слоистого стекла или стекла, изготовленного из пластического материала. Вблизи каждого запасного окна должно быть установлено приспособление легко доступное для лиц, находящихся в транспортном средстве, с тем, чтобы можно было разбить каждое окно.

В соответствии с Руководством по эксплуатации автобуса ПАЗ, для аварийной эвакуации пассажиров в автобусе имеются запасные выходы: второе и четвертое окно левой боковины, окно задней стенки кузова, люки на крыше с механизмом аварийного привода и пассажирские двери, оборудованные устройством открывания дверей изнутри и снаружи. Окно в задней стенке кузова (легко разбиваемое предохранительное стекло - закаленное полированное стекло) в аварийной ситуации, при необходимости следует разбить молотком при любом способе его крепления в проеме.

Положениями ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» определены основные технические требования к стеклам, применяемым в качестве остекления наземного транспорта; легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, эксплуатируемых во всех макроклиматических районах на суше. 

В связи с чем, нанесение любой пленки на стекло запасного окна влияет на характеристики стекла, в том числе светопропускание, прочность, травмобезопасность и является внесением изменений в конструкцию транспортного средства.

В соответствии с пунктом 13.4 Приложения № 8 к Техническому регламенту, не допускается оборудование салона дополнительными элементами конструкций или создание иных препятствий, ограничивающих доступ к аварийным выходам.

Следовательно, эксплуатация автобуса марки ПАЗ с нанесенной на поверхность стекла окна, расположенного в задней части кузова автобуса и одновременно являющегося запасным окном (аварийным выходом), дополнительных пленок, в том числе с информацией рекламного характера, не соответствует требованиям указанных пунктов Технического регламента.

Также в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 участник дорожного движения - это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

В соответствии с письмом ФАС России от 10.03.2011 № АК/8234 «О разъяснении статьи 20 Закона о рекламе», размещение рекламы на окнах транспортных средств общего пользования (автобусах, троллейбусах, трамваях) будет противоречить части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» в случае, если такая реклама будет ограничивать обзор, в том числе, пассажирам указанных транспортных средств.

Учитывая изложенное, эксплуатация автобуса марки ПАЗ 32054, государственный регистрационный знак <…>, с нанесенной на поверхность стекла окна, расположенного в задней части кузова автобуса и одновременно являющегося запасным окном (аварийным выходом), дополнительных пленок, в том числе с информацией рекламного характера, не соответствует требованиям указанного пункта Технического регламента, а также содержит признаки нарушения части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе», поскольку ограничивает обзор пассажирам и ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, поскольку данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания (данная позиция также подтверждается Постановлением Арбитражного суда Западно – Сибирского округа от 18.04.2019 по делу № А27-14211/2018).

На основании изложенного, реклама, нанесенная на заднее стекло автобуса, содержит признаки нарушения части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе», поскольку ограничивает обзор пассажирам и ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, поскольку данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания.

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Поскольку только собственник транспортного средства вправе размещать, либо давать согласие на размещение на своем имуществе (автобус ПАЗ) рекламных материалов, рекламораспространителем, в данном случае, является государственное предприятие Кузбасса «Кемеровская автоколонна № 1237», как собственник транспортного средства.  

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

1.Признать государственное предприятие Кузбасса «Кемеровская автоколонна № 1237» (юридический адрес: 650051, г. Кемерово, ул. 2-я Камышинская, 2А, ОГРН 1054205151241, Дата присвоения ОГРН 06.07.2005, ИНН 4205088363, КПП 420501001) нарушившим требования части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на заднем стекле автобуса ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>, создающей угрозу безопасности дорожного движения, поскольку ограничивает обзор пассажирам и ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, поскольку данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания.

2.Предписание не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «20» апреля 2021 года.

Решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

Связанные организации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КУЗБАССА "ПАССАЖИРАВТОТРАНС"
ИНН 4205088363, ОГРН 1054205151241