Решение №11/11588 по делу от 8 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«08» декабря 2021 г. г. Кемерово
Резолютивная часть объявлена «01» декабря 2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено «08» декабря 2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
<…> – заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии: |
<…> – начальник отдела контроля органов власти; |
|
<…> – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти; <…> – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти; |
рассмотрев дело № 042/01/17-919/2020, возбужденное по признакам нарушения администрацией Ижморского муниципального округа (652120, Кемеровская область-Кузбасс, пгт. Ижморский, ул. Ленинская, 63) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие лиц, участвующих в рассмотрении дела № 042/01/17-919/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
Приказом Кемеровского УФАС России от 26.05.2021 № 107 было возбуждено дело № 042/01/17-919/2021 по признакам нарушения администрацией Ижморского муниципального округа (652120, Кемеровская область-Кузбасс, пгт. Ижморский, ул. Ленинская, 63) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся во включении в состав одного лота при проведении аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по устройству подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня, нижних слоев из глино-песочной смеси, технологически и функционально не связанных между собой, создана Комиссия по рассмотрению дела № 042/01/17-919/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 26.05.2021 дело № 042/01/17-919/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 28.06.2021 на 14 часов 00 минут. Копия определения была направлена в адреса лиц, участвующих в деле.
Определением от 28.06.2021 к участию в рассмотрении дела № 042/01/17-919/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в качестве заинтересованного лица привлечен ИП <….>.
Определениями от 28.06.2021, 25.08.2021, 04.10.2021 рассмотрение дела № 042/01/17-919/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 25.08.2021, 04.10.2021, 29.10.2021 соответственно в связи с необходимостью получения дополнительной информации.
По результатам заседания Комиссии, состоявшегося 29.10.2021, в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлена необходимость принятия и направления сторонам заключения об обстоятельствах дела.
Частью 3 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.
Определением от 29.10.2021 данное дело было отложено на 01.12.2021 на 11-00. Заключение об обстоятельствах дела № 042/01/17-919/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было направлено в адрес лиц, участвующих в деле.
Возражений на заключение об обстоятельствах дела № 042/01/17-919/2021 от лиц, участвующих в рассмотрении данного дела, не поступало.
01.12.2021 г. в отсутствие лиц, участвующих в деле, состоялось рассмотрение данного дела.
Изучив материалы дела № 042/01/17-919/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
Постановлением администрации Ижморского муниципального района от 16.12.2013 г. № 110-п «Об уполномоченном органе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд муниципальных заказчиков Ижморского муниципального района» администрация Ижморского муниципального района назначена уполномоченным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд муниципальных заказчиков Ижморского муниципального района (далее – уполномоченный орган).
Указанным постановлением также утвержден порядок взаимодействия уполномоченного органа и муниципальных заказчиков в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее по тексту - порядок), а также перечень муниципальных заказчиков, уполномоченных принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени Ижморского муниципального района и осуществлять закупки товаров, работ, услуг (далее по тексту - перечень).
В соответствии с порядком уполномоченный орган – орган исполнительной власти Ижморского муниципального района, осуществляющий функции по определению поставщиков (подрядчиков, испонителей) для нужд заказчиков, выбору оператора электронной площадки для организации и проведения закупок, формированию извещения, разработке и утверждению документации о закупке, размещению в ЕИС извещений об осуществлении закупок, документации о закупках, изменений в документацию, разъяснений и т.д.
Согласно перечню администрация Красноярского сельского поселения является муниципальным заказчиком, уполномоченным принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени Ижморского муниципального района и осуществлять закупки.
12.04.2019 на сайте https://zakupki.gov.ru администрацией Ижморского муниципального округа была размещена информация о проведении электронного аукциона (№ 0139300024719000034). Извещением о проведении электронного аукциона для закупки определен объект закупки – работы по устройству подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня, нижних слоев из глино-песочной смеси.
Документацией о торгах утверждено техническое задание по ремонту дорог уличной сети Красноярского сельского поселения Ижморского муниципального округа. Согласно данному техническому заданию объектом закупки является выполнение работ по ремонту следующих автомобильных дорог:
- деревня Красная Тайга, ул. Центральная от д.5 до скважины, 35а;
- деревня Красная Тайга, ул. Набережная до примыкания к автомобильной дороге ул. Центральная;
- село Иверка, ул. Центральная от д.18 до д.28;
- поселок Новый свет, ул. Ленинская от д.1 до д.9.
Начальная максимальная цена контракта – 4 210 526,32 руб.
Дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе: 06.05.2019 г.
Дата проведения аукциона: 13.05.2019 г.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 07.05.2019 на участие в аукционе было подано 4 заявки, все участники допущены к участию.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 15.05.2019 победителем признан ИП <….> с предложенной ценой контракта - 3 557 894,48 руб.
16.05.2021 между администрацией Красноярского сельского поселения и ИП <….> был заключен муниципальный контракт № Ф. 2019.274233 на выполнение работ по устройству подстилающих и выравнивающих слоев, оснований из щебня, нижних слоев из глино-песочной смеси. 21.10.2019 был подписан акт приемки выполненных работ.
Автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком предмета закупки, исходя из потребностей последнего, а также в целях повышения эффективности и результативности их осуществления.
Вместе с тем заказчиком объекты закупок должны быть сформированы из расчета единого района выполненных работ. При формировании объектов закупок заказчик должен руководствоваться взаимосвязанностью работ на определенных участках дороги.
В состав лота могут включаться работы в отношении нескольких участков дорог, но при условии технологической и функциональной связи между собой, поскольку работа по ремонту каждого участка автомобильной дороги является отдельной услугой.
Участки автомобильных дорог, ремонт которых необходимо произвести в рамках исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупки № 0139300024719000034, не имеют общих границ, функционально и технологически не связаны между собой.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ № 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статья 4ФЗ № 135-ФЗ).
Согласно пункту 17 статьи 4 ФЗ № 135-ФЗ под признаками ограничения конкуренции понимается сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Администрацией Ижморского муниципального округа в один объект закупки объединены работы по устройству четырех участков дорог, расположенных в разных населенных пунктах, территориально не связанных между собой, что приводит к увеличению объема выполняемых работ, начальной (максимальной) цены контракта (4 210 526,32 руб.), суммы обеспечения заявки (42 105,26 руб.), обеспечения исполнения контракта (210 526,32 руб.) и влечет за собой ограничение количества участников аукциона. Участникам рынка дорожно-ремонтных работ для того, чтобы осуществить организацию работ, необходимо будет задействовать дополнительные трудовые и финансовые ресурсы.
Объединение участков дорог разных населенных пунктов в один лот исключает возможность участия в торгах организаций, заинтересованных в выполнении муниципального контракта только в одном сельском поселении. Обладая индивидуально-определенными свойствами, каждый объект ремонта привлекает к торгам специфический круг потребителей. Объединение в один лот различных участков работ, обладающих разным набором потребительских свойств, и расположенных в разных населенных пунктах, неизбежно ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в выполнении работ на определенном участке, приводит к сокращению числа претендентов, заинтересованных в своем (определенном) наборе работ, и ограничивает конкуренцию.
Действия администрации Ижморского муниципального округа при организации и проведении торгов должны быть направлены на обеспечение равного доступа на рынок ремонта автомобильных дорог хозяйствующих субъектов и в то же время должны обеспечивать реализацию публичных интересов, удовлетворение потребностей населения в качественных автомобильных дорогах. Целью проведения торгов является обеспечение максимально широкого круга участников, свободное развитие конкуренции.
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пунктом 10.9 и 11.3 Порядка проведения анализа и оценки анализа и оценки состояния конкурентной среды
на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Кемеровское УФАС России провело анализ состояния конкуренции
на рынке оказания услуг по устройству покрытия из щебеночно-песчанной смеси (строительство, ремонт и эксплуатация автомобильных дорог).
Из проведенного анализа следует, что указанный рынок является конкурентным.
Таким образом, действия администрации Ижморского муниципального округа, выразившиеся во включении в состав одного лота при проведении аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по устройству подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня, нижних слоев из глино-песочной смеси, технологически и функционально не связанных между собой, вступают в противоречие с требованиями части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции.
Комиссия считает необходимым выдать администрации Ижморского муниципального округа предписание о совершении действий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, а также последствий данного нарушения на рынке оказания услуг по устройству покрытия из щебеночно - песчанной смеси (строительство, ремонт и эксплуатация автомобильных дорог) в целях восстановления конкурентной среды, обеспечения конкуренции на соответствующем товарном рынке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
РЕШИЛА:
1. Признать администрацию Ижморского муниципального округа нарушившей часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать администрации Ижморского муниципального округа предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Передать материалы дела № 042/01/17-919/2021 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии: <…>
Члены Комиссии: <…>