Решение №08/5979 по жалобе от 9 сентября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик: ГАУ «Кузбасский Музей-Заповедник «Томская Писаница»

<…>

 

Заявитель:

ООО «Алертком»

<…>

 

Заявитель:

ООО «Контракт» 

<…>

 

Заявитель:

ООО «Технотек»

<…>

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«09» сентября 2022 года            

Резолютивная часть решения оглашена «08» сентября 2022г.

Решение изготовлено в полном объеме «09» сентября 2022г.                          г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

<…> -

Руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

<…> -

 

Начальника отдела  контроля в сфере закупок;

 

 

 

<…> -    

 

Ведущего специалиста-эксперта отдела  контроля в сфере закупок;

рассмотрев  дело № 042/06/42-1074/2022, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – ГАУ «Кузбасский Музей-Заповедник «Томская Писаница» законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона №  0139200000122011817 «Установка (расширение) единой функционирующей системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (Модернизация системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре)», в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

установила:

05.08.2022г. и 06.08.2022 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО «Алертком» (вх. № 5155Э),  ООО «Контракт» (вх. № 5175Э), ООО «Технотек» (вх. № 5173Э),  на действия заказчика – ГАУ «Кузбасский Музей-Заповедник «Томская Писаница» при проведении электронного аукциона № 0139200000122011817 «Установка (расширение) единой функционирующей системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (Модернизация системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре)».

В процессе рассмотрения жалоб, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

12.08.2022г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком - – ГАУ «Кузбасский Музей-Заповедник «Томская Писаница» было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0139200000122011817 «Установка (расширение) единой функционирующей системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (Модернизация системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре)».

Начальная максимальная цена контракта – 7 903 682,40 рублей.

По мнению заявителей ООО «Алертком», ООО «Технотек», ООО «Контракт» в извещении о проведении электронного аукциона не установлены дополнительные требования о наличии у участника закупки опыта, предусматривающего выполнение следующих работ: работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, в соответствии с позицией 5 раздела I приложении; выполнение работ по текущему ремонту, в соответствии с позицией 15 раздела II приложения Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Согласно позиции 5 раздела I приложения ПП РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» в извещении о проведении электронного аукциона должны быть установлены дополнительные требования о наличии у участника закупки опыта, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно представленным в адрес Кемеровского УФАС России письменным пояснениям и описанию объекта закупки известно, что работы не связанные напрямую с обеспечением сохранности музейных предметов, доступ подрядной организации к учетным базам музея, к музейным предметам и к системам сохранности музейных предметов будет отсутствовать. Так как, на период проведения работ по модернизации все музейные и фондовые предметы будут вывезены, у подрядчика, с которым будет заключен договор, а также у его работников не будет доступа к музейным коллекциям, архиву или документам. Здание для модернизации будет представлено в пустом, освобожденном виде, об этом дано разъяснение по поступившему обращению.

Согласно позиции 15 раздела II приложения ПП РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» в извещении о проведении электронного аукциона должны быть установлены дополнительные требования о наличии у участника закупки опыта, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Комиссия Кемеровского УФАС России проанализировала описание объекта закупки и установила, что характер работ не подразумевает дополнительных требований, поскольку предметом закупки является не текущий ремонт здания, а текущие работы по установке (расширению) и модернизации системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Таким образом, заказчик не обязан был устанавливать дополнительные требования по пункту 5 раздела I, по пункту 15 раздела II  приложения ПП РФ от 29.12.2021 № 2571.

Также заявитель ООО «Контракт» считает, что заказчик устанавливает незаконное требование к содержанию заявки участника, что нарушает часть 1 статьи 49 ФЗ № 44-ФЗ и может привести к отклонению заявки участника (предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 43 ФЗ № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 49 ФЗ № 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Согласно требованиям пункта 3 части 1 статьи 43 ФЗ № 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части).

Аналогичные требования к содержанию заявки установлены заказчиком в подпункте в) пункта 1 Требований к содержанию, составу заявки извещения о проведении электронного аукциона.

Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 3 части 1 статьи 43, части 1 статьи 49 ФЗ № 44-ФЗ.

Также заявитель ООО «Контракт» считает, что заказчик не установил обязательные требования согласно пункту 2 части 13 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 ФЗ № 447-ФЗ в контракт включаются обязательные условия:

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Поскольку заказчиком в проекте контракта не указаны условия, предусмотренные пунктом 2 части 13 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ, чем нарушена данная правовая норма.

Заявитель ООО «Контракт»считает, что заказчик неверно указал в проекте контракта срок возврата обеспечения, в случае предоставления последнего в денежном выражении.

Согласно части 27 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Заказчиком в проекте контракта в разделе 6 «Обеспечение исполнения Контракта. Ответственность сторон» указана следующая информация: «6.1.4. Если в качестве способа обеспечения исполнения обязательств Подрядчиком избрано внесение денежных средств, Заказчик обязуется:

6.1.4.1. Возвратить денежные средства в полном объеме Подрядчику не позднее 30 дней с момента подписания последнего (итогового) акта о приемке выполненных работ».

Таким образом, заказчик нарушил положения части 27 статьи 34ФЗ № 44-ФЗ.

Заявитель ООО «Контракт» считает, что заказчик неверно установил штрафы, чем нарушил части 4,5,8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 5 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Постановлением Правительства от 30.08.2017 № 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

В пункте 6.2.5 раздела 6 «Обеспечение исполнения Контракта. Ответственность сторон» проекта контракта содержится следующая информация: «Если Подрядчик не исполнил или исполнил ненадлежащим образом обязательство по Контракту, которое имеет стоимостное выражение, размер штрафа составляет: 5% цены Контракта, если цена Контракта».

Из подпункта а) пункта 5 ПП РФ от 30.08.2017 № 1042 следует, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:

а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

В пункте 6.2.6 раздела 6 проекта контракта указано, что «Если Подрядчик не исполнил или исполнил ненадлежащим образом обязательство по Контракту, которое не имеет стоимостного выражения (при наличии таких обязательств), размер штрафа составляет: 5 000 руб., за каждое нарушение»

Из подпункта б) пункта 6 ПП РФ от 30.08.2017 № 1042 следует, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

В пункте 6.3.4 раздела 6 проекта контракта указано «За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки их исполнения, Заказчик уплачивает: 5 000 руб.»

Из подпункта б) пункта 9 ПП РФ от 30.08.2017 № 1042 следует, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).

Поскольку заказчиком в пунктах 6.2.5, 6.2.6, 6.3.4 проекта контракта установлены обязательства для поставщика, заказчика и соответствуют пределам, установленным пунктами 5, 6, 9  ПП РФ № 1042, то в действиях заказчика отсутствуют нарушения положений частей 4,5,8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ.

         Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Алертком» на действия заказчика – ГАУК «Музей-Заповедник «томская Писаница» при проведении электронного аукциона № 0139200000122011817 «Установка (расширение) единой функционирующей системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (Модернизация системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре)» необоснованной.
  2. Признать жалобу ООО «Технотек» на действия заказчика – ГАУК «Музей-Заповедник «томская Писаница» при проведении электронного аукциона  № 0139200000122011817 «Установка (расширение) единой функционирующей системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (Модернизация системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре)» необоснованной.
  3. Признать жалобу ООО «Контракт» на действия заказчика – ГАУК «Музей-Заповедник «томская Писаница» при проведении электронного аукциона № 0139200000122011817 «Установка (расширение) единой функционирующей системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (Модернизация системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре)» частично обоснованной.
  4. Признать заказчика – ГАУК «Музей-Заповедник «томская Писаница» нарушившим требование  пункта 2 части 13 статьи 34, части 27 статьи 34  ФЗ № 44-ФЗ.

4. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы дела № 042/06/42-1074/2022 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии:                                                   <…>

Члены  комиссии:                                                              <…>

                                                                                             <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны