Решение №08/7130 по жалобе от 15 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«15» июля 2021г.

Резолютивная часть решения оглашена «12» июля 2020г.                                г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «15» июля 2020г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

/……………./

заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

 /……………./  /……………./ -

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок,

начальника отдела контроля в сфере закупок

 При участии посредством ВКС:

- /……………./- представителя Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Севская основная общеобразовательная школа», по доверенности;

- /……………/ - представителя ООО «Комплексные технологии строительства», по доверенности.

рассмотрев дело № 042/06/66-1281/2021, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа» законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона № 0139300020921000251 «Капитальный ремонт здания МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

установила:

        06.07.2021, 07.07.2021 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО «СТИГМАТРАНС» (вх. № 4844Э от 06.07.2021), ООО «Комплексные технологии строительства» (вх. № 4843Э от 06.07.2021), ООО «Джули» (вх. № 4852Э от 07.07.2021), ООО «МД-Консалтинг» (вх. № 4863Э от 07.07.2021), ИП Гончарова А.В. (вх. №4859Э от 07.07.2021), ООО «СК Зенит» (вх. № 4853э от 07.07.2021) на действия заказчика – МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа» при проведении электронного аукциона № 0139300020921000251 «Капитальный ремонт здания МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа» по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, Прокопьевский муниципальный округ, с. Севск, ул. Советская, 1.

         По мнению заявителей, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе.

         В процессе рассмотрения жалоб, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

28.06.2021 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком – МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа» были размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0139300020921000251 «Капитальный ремонт здания МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа» по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, Прокопьевский муниципальный округ, с. Севск, ул. Советская, 1 и аукционная документация.

        Начальная (максимальная) цена контракта – 64 788 001,60 рублей.

        Согласно требованиям части 1 статьи 105 ФЗ № 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

         В пункте 16 Информационной карты аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки, а именно: «Документ, подтверждающий данное право является выписка из реестра членов саморегулируемой организации».

Согласно информации единого реестра членов СРО, ООО «Стигматранс» (ИНН 9704012954), ООО «Джули» (ИНН 6671106133), ООО «МД-Консалтинг» (ИНН 6321132539), ИП <...> (ИНН <...>) не являются членами СРО.

         Уведомлением о принятии жалоб к рассмотрению от 07.07.2021 у  ООО «Комплексные технологии строительства» ООО «Комплексные технологии строительства», ООО «Стигматранс», ООО «Джули», ООО «МД-Консалтинг», ИП Гончаров А.В., ООО «СК Зенит» были запрошены Выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

        На момент рассмотрения жалоб ООО «Стигматранс», ООО «Джули», ООО «МД-Консалтинг», ИП <...> (12.07.2021) Выписки из реестра членов саморегулируемой организации в адрес Кемеровского УФАС России ООО «Стигматранс», ООО «Джули», ООО «МД-Консалтинг», ИП <...> не представили.

Таким образом, ООО «Стигматранс», ООО «Джули», ООО «МД-Консалтинг», ИП <...> не могут участвовать в электронном аукционе 0139300020921000251 «Капитальный ремонт здания МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа» по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, Прокопьевский муниципальный округ, с. Севск, ул. Советская, 1.

В связи с вышеизложенным права и законные интересы ООО «Стигматранс», ООО «Джули», ООО «МД-Консалтинг», ИП <...> нарушены не были, следовательно, рассмотрение данных жалоб Комиссией Кемеровского УФАС России не осуществляется.

     По мнению заявителя ООО «Комплексные технологии строительства», в нарушение   Федерального закона № 44-ФЗ Заказчиком в извещении о закупке не установлены ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 617).

В процессе рассмотрения жалобы ООО «Комплексные технологии строительства» установлено следующее:

Пунктом 1 Постановления № 617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).

Пунктом 2 Постановления № 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно соответствуют условиям, предусмотренным указанным пунктом.

При этом согласно пункту 4 Постановления № 617 ограничения, установленные указанным постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

Учитывая изложенное, Постановление № 617 применяется в случае, если поставляемый товар, в том числе поставляемый заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, включен в перечень.

В рамках спорной закупки подлежат выполнению работы по капитальному ремонт с поставкой товара.

Перечень поставляемых товаров, а также требования к таким товарам установлены в Разделе 2 Технического задания, которое в соответствии с положениями аукционной документации, является описанием объекта закупки.

По мнению заявителя, в соответствии с Разделом 2 Технического задания аукционной документации, в том числе в рамках закупки предусмотрена поставка таких товаров как: радиатор отопления (п. 17 Технического задания), кран шаровый под приварку 20мм (п. 18 Технического задания), кран шаровый с внутренней резьбой DN 15мм (п. 19 Технического задания), кран шаровый с внутренней резьбой 20мм (п. 20 Технического задания), кран шаровый с внутренней резьбой DN 25мм (п. 21 Технического задания), кран шаровый фланцевый DN 100мм (п. 22 Технического задания), устройство закрывания дверей (п. 47 Технического задания).

Согласно ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности и исходя из требований к указанным товарам, установленных заказчиком в Разделе 2 Технического задания аукционной документации, указанные товары «попадают» под следующие коды:

1. радиаторы отопления

25.21.11.110 Радиаторы центрального отопления и их секции чугунные

25.21.11.120 Радиаторы центрального отопления и их секции стальные

25.21.11.130 Радиаторы центрального отопления и их секции из прочих металлов

2. кран шаровый под приварку БИ 20мм, кран шаровый с внутренней резьбой БИ 15мм, кран шаровый с внутренней резьбой БЫ 20мм, кран шаровый с внутренней резьбой БЫ 25мм, кран шаровый фланцевый БЫ 100мм

28.14.13Арматура запорная для управления процессом (задвижки, краны, клапаны запорные, затворы дисковые и другая арматура)

3. устройство закрывания дверей

25.72.14.120 Петли, арматура крепежная, фурнитура и аналогичные изделия для дверей и окон из недрагоценных металлов

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что вышеуказанные коды в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) включены в перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением № 617.

Частью 3 статьи 14 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, пунктом 10 статьи 42 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Кроме того, в нарушение пункта 5 Постановления Правительства РФ № 617 в рамках одной закупки предусмотрена поставка товаров одновременно включенных в Перечень, утвержденный указанным Постановлением, и не включенных в него. Так, предусмотрена поставка светильников светодиодных («попадают» под код 27.40.39.113), выключателей («попадают» под код 27.33.11), умывальников («попадают» под код 23.42.10.130), унитазов («попадают» под код 23.42.10.150) и т. д.

Таким образом, Заказчиком в извещении о проведении спорной закупки, неправомерно не установлены ограничения, предусмотренные Постановлением № 617, а также не соблюдены пункта 5 Постановления Правительства РФ № 617, что нарушает положения пункта 10 статьи 42, части 3 статьи 14 ФЗ № 44-ФЗ.

Рассмотрев доводы жалобы ООО «СК Зенит» Комиссия Кемеровского УФАС России сообщает следующее:

Исходя из положений проекта контракта при выполнении работ Подрядчик поставляет на объект товар, указанный в настоящем Техническом задании. Заказчиком по товарной накладной осуществляется сдача-приемка товара по количеству, качеству, комплектности, работоспособности и иным характеристикам с участием представителя Подрядчика. Заказчик осуществляет приемку поставляемого товара, проверку поставленного товара на соответствие качеству, установленному техническим заданием, а также проводит входной контроль качества поставленного товара в течение двух дней. В случае обнаружения брака и/или некомплектности составляется акт выявленных недостатков приемки товара. Претензии по комплектности товара могут быть заявлены до подписания акта приема-передачи товара. Поставляемый при выполнении работ товар встает на бухгалтерский баланс заказчика.

В пункте 2.1 проекта контракта Заказчиком установлено: «В цену Контракта включены: стоимость работ, применяемые материалы, транспортные расходы, налоги, сборы, таможенные пошлины, затраты на перевозку, погрузо-разгрузочные работы, все коммунальные платежи и иные обязательные платежи, необходимые для выполнения настоящего контракта».

Срок оплаты установлен в пункте 2.5 Проекта контракта: «Заказчик производит оплату за фактически выполненные Подрядчиком объемы работ, в течении 30 дней со дня подписания актов о приемке выполненных работ (форма КС-2 - 3 экземпляра) и справок о стоимости выполненных работ (форма КС-3 - 3 экземпляра), а также устранения всех возможных замечаний».

Таким образом, заказчиком соблюдены положения статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ.

Как указывает заявитель ООО «СК Зенит», в ответе на запрос, размещенном 05.07.2021 в ЕИС, заказчик сообщил, что по пунктам 26 и 35 Технического задания не требуется выбирать характеристики, указанные через союз «или», что противоречит положениям аукционной документации.

Изучив вышеуказанный довод и пояснения заказчика, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам:

Согласно Технического задания аукционной документации установлено следующее:

26.

Гидрант

Гидрант пожарный подземный: устройство для отбора воды из водопроводной сети с помощью пожарной колонки. Высота гидранта более 500мм. Рабочее давление МПа, не более 1. Внутренний диаметр корпуса DN: не менее 125мм. Ход клапана, мм: не более 30. Люфт шпинделя в опоре по оси, мм, не больше 0,4. Масса гидранта, не более 205 кг. Установленная безотказная наработка - не меньше 200 циклов. Конструкция корпуса гидранта должна обеспечивать прочность при гидравлическом давлении, в 1,5 раза превышающем рабочее давление. При этом не допускаются признаки разрыва и видимые остаточные деформации. Конструкция гидранта в сборе должна сохранять герметичность соединений и уплотнений при рабочем давлении. При этом не допускаются течи и каплеобразование жидкости через стенки корпусных деталей гидранта и задвижки, а также в местах неподвижных соединений и через уплотнение шпинделя. Конструкцией гидранта должно быть обеспечено его открытие и закрытие во всем рабочем диапазоне давления. Гидрант должен быть оснащен устройством для слива оставшейся после работы воды. При этом количество оставшейся воды в гидранте после работы не должно превышать 100 см3. Основные узлы и детали гидранта должны быть изготовлены из материалов с механическими и антикоррозионными свойствами, обеспечивающими работоспособность изделий при работе на воде в заданных условиях эксплуатации. Усилие открытия (закрытия) клапана гидранта ключом КП (или задвижки специальным ключом) не должно превышать 150 Н. Рабочее положение гидрантов должно быть вертикальное. Размещение гидрантов в колодцах должно обеспечивать свободную установку крышки колодца и открытие крышки гидранта, ГОСТ Р 53961-2010.

35.

Часовая станция

Часовая станция состоит из блока синхронизации времени, центрального микропроцессора, канальных усилителей сигналов управления вторичными часами, блока индикации и устройства резервирования питания. Станция обеспечивает: выдачу в линию разнополярных сигналов 24В управления вторичными стрелочными часами, защиту от короткого замыкания по линии управления вторичными часами с индикацией номера аварийной линии, сохранение шкалы времени и положения стрелок часов при перерыве электропитания, автоматическую коррекцию показаний вторичных часов после сбоя (перерыва электропитания, устранения короткого замыкания на линии или перехода на сезонное время), ручную установку времени, индикацию времени и положения стрелок часов с помощью жидко-кристаллического дисплея.  Число каналов управления часами требуется более двух, корпус пластиковый или металлический.

Установлено, что из указанного требования к гидранту: «Усилие открытия (закрытия) клапана гидранта ключом КП (или задвижки специальным ключом)» - данная фраза является наименованием показателя при этом в скобках указано уточнение к наименованию показателя, а фраза «не должно превышать 150Н» является значением показателя.

По пункту 35 Технического задания в скобках указана расшифровка автоматической коррекции показаний вторичных часов после сбоя, т.е. в скобках перечислены варианты сбоя, после которых часовая станция автоматически корректируется.

Поэтому альтернативный союз «или» в наименовании показателя не применяется, т.к. это не значение показателя, а его наименование, что нет противоречит положениям статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ, следовательно, ответ на разъяснения положений аукционной документации не может быть расценен как изменяющий ее суть.

В рассматриваемом случае, у заказчика отсутствовали основания для установления требования о наличии в составе первой части заявки участников закупки сведений о значениях показателей товаров, используемых при выполнении работ. Согласно требованиям части 3 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

       1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно- аппаратных средств электронной площадки);

       2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

      а) наименование страны происхождения товара;

      б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в   документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Согласно требованиям части 3.1 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Согласно требованиям пункта 8 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 -3 настоящей части.

      В соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.

Установлено, что заказчиком в составе спорной аукционной документации размещены сметный расчет и техническая часть.

Поскольку заказчиком проектная документация на работы по капитальному ремонту здания МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа» не разрабатывалась, положения части 3.1 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ не применяются.

Поскольку заказчиком проектная документация на работы по капитальному ремонту здания не разрабатывалась и в аукционную документацию № 0139300020921000251 не включалась, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 3 статьи 68 ФЗ № 44-ФЗ.

Как следует из пояснения заказчика, в Техническом задании (приложение к Документации), в Разделе 1. «Общие положения» указано, что при выполнении работ Подрядчик поставляет на объект товар, указанный в настоящем Техническом задании. Заказчиком по товарной накладной осуществляется сдача-приемка товара по количеству, качеству, комплектности, работоспособности и иным характеристикам с участием представителя Подрядчика. Поставка товара осуществляется в течении тридцати дней с даты заключения контракта. Заказчик осуществляет приемку поставляемого товара, проверку поставленного товара на соответствие качеству, установленному техническим заданием, а также проводит входной контроль качества поставленного товара в течение двух дней. В случае обнаружения брака и/или некомплектности составляется акт выявленных недостатков приемки товара. Претензии по комплектности товара могут быть заявлены до подписания акта приема-передачи товара. Поставляемый при выполнении работ товар встает на бухгалтерский баланс заказчика.

В Разделе 2 «Требования к поставляемому заказчику при выполнении закупаемых работ товару» указан перечень и наименования поставляемого товара. Например, Светильники, Унитазы, Раковины, Щиты (шкафы) электрические и т.д.

Таким образом, к поставке требуются не строительные или расходные материалы, а уже готовые изделия и Заказчик имел право указывать в первой части заявки требования к поставляемым товарам с учетом конкретных показателей, в связи с чем нарушение ч. 3 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ не установлено.

Кроме того, Комиссией Кемеровского УФАС России проведена внеплановая проверка в соответствии с доводами заявителей и установлено следующее:

        В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Статья 55.16 ГрК РФ регламентирует особенности формирования компенсационных фондов саморегулируемой организации.

Саморегулируемой организация формирует компенсационный фонд возмещения вреда, а также компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Частью 3 статьи 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 настоящей статьи.

Таким образом, для вступления в СРО участнику необходимо внести взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.

Пункты 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ устанавливают минимальные размеры взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, а также в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации.

Приказом Ростехнадзора № 86 от 04.03.2019 утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

        Форма выписки из реестра членов СРО содержит сведения об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, а также сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

           В связи с вышеизложенным, предоставляемая участником закупки выписка из реестра членов СРО должна в обязательном порядке содержать сведения о наличии у такого участника закупки взносов в компенсационный фонд возмещения вреда, вне зависимости от того, установлено данное требование заказчиком в аукционной документации или нет.

        Вместе с тем законодательство о контрактной системе не содержит требований к заказчику о необходимости указания им в аукционной документации о предоставлении участниками закупки во второй части заявки сведений о наличии взносов в компенсационный фонд возмещения вреда.

Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что неустановление в аукционной документации дополнительного требования о наличии взносов в компенсационный фонд возмещения вреда не противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 878) установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 4 Постановления № 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

 Согласно пункту 5 Постановления № 878 подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.

Исходя из представленных заказчиком материалов и пояснений в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, в связи с чем Заказчиком в пункте 16 аукционной документации установлено обоснование невозможности соблюдения ограничения, что нет противоречит требованиям Постановления № 878.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 ФЗ 3 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

По следующим спорным позициям Технического задания (14,15,47) Комиссия Кемеровского УФАС России считает необходимым отметить следующее:

№ п.п

Наименование

Требования к поставляемому товару:

14.

Вентиляционная решетка

накладная жалюзийная решетка служит для забора или выброса воздуха, предотвращая попадание посторонних предметов и осадков в помещение, цвет белый. Конструкция: решетка изготовлена из оцинкованной стали методом штамповки. Состоит из рамы и вертикально расположенных жалюзи, решетка имеет форму квадрата или равностороннего прямоугольника. В качестве защитно-декоративного покрытия применяется полимерное покрытие. Толщина стали рамы не должна быть менее 1,0мм, высота решетки не более 250мм, должна быть толщина стали горизонтально расположенных жалюзи более 0,5мм, ширина решетки не менее 150мм.

15.

Умывальники

С кронштейнами, сифоном бутылочным латунным и выпуском, с пъедесталом, соответствуют ГОСТ 30493-2017, ГОСТ 15167-93. Умывальники керамические, фарфоровые, полуфарфоровые, овальные, прямоугольные, с переливом. Размеры умывальника (длина и ширина) должны быть, мм, длина ≥600, ширина ≥ 450, не должна быть глубина чаши ˂150мм. Сорт изделия 1-й или 2-й. Глазурь на изделиях должна быть термически и химически стойкой. Изделия покрыты белой или цветной глазурью. Величина умывальника необходима 4 или 3 или 5. Конфигурация верхней поверхности пъедестала должна соответствовать конфигурации нижней поверхности чаши умывальника. Общее число допустимых дефектов на одном изделии не должно быть больше трех. Умывальники должны выдерживать нагрузку не менее 1,50кН (150кгс). Водопоглощение изделий не должно быть больше 5%.

47.

Устройство закрывания дверей

Доводчик, соответствует ГОСТ Р 56177-2014. Доводчик накладной, врезной верхнего расположения для распашных дверей, с силой закрывания не менее 3 класса. По безотказности 2 или 3 класса. Высокой, умеренной коррозионной стойкости. Доводчики должны быть изготовлены из стали или цинкового сплава или цинко-алюминиевого сплава или алюминиевого сплава или медно-цинкового сплава. Пружины должны быть изготовлены из стальной проволоки, стальной ленты. Тип доводчика ДВ или ДН, по коррозионной стойкости второго или первого класса. Доводчики должны безотказно выдерживать не меньше 250000 циклов закрывания.

Согласно инструкции по заполнению заявки, размещенной после Технического задания аукционной документации: «Предложение участника в отношении поставляемых товаров не должно сопровождаться словом (словами), словосочетаниями, символами: «эквивалент», «аналог», «не более», «не менее», «более», «менее», «не хуже», «необходим», «должно», «не должно», «должны», «не должны», «должен», «не должен», «должна», «могут», «может», «необходимо», «необходима», «не должна», «+/-», «быть», «должен быть», «должна быть», «должны быть», «допускается», «требуется», «не допускается».

В случаях, прямо не описанных в настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке.

Запрет на указание перечисленных слов и словосочетаний «эквивалент», «аналог», «не более», «не менее», «более», «менее», «не хуже», «необходим», «должно», «не должно», «должны», «не должны», «должен», «не должен», «должна», «могут», «может», «необходимо», «необходима», «не должна», «+/-», «быть», «должен быть», «должна быть», «должны быть», «допускается», «требуется», «не допускается» распространяется только на указанные слова и словосочетания и не относится к числам и цифрам. В случае, если слова, словосочетания, прямо не описаны в указанном перечне, в первой части заявки данные слова остаются в редакции заказчика, при этом цифровые значения должны соответствовать ГОСТ».

Следуя инструкции участник закупки должен указать по пункту 47 поставляемого товара, указанного в Техническом задании, количество циклов закрывания без изменения, то есть «не меньше 250000». Вместе с тем исходя из положений пункта 5.4.1 ГОСТ Р 56177-2014, на который в том числе ссылается заказчик, следует:

5.4.1. Доводчики должны безотказно выдерживать не менее:

- 1000000 циклов закрывания - доводчики нижнего расположения (класс 1);

- 500000 циклов закрывания - доводчики верхнего расположения (класс 2);

- 250000 циклов закрывания - доводчики маятниковых и внутренних дверей (класс 3).

            Из указанного выше следует, что для доводчика с характеристиками по безотказности 2 или 3 класса, как требуется заказчику, должно быть предусмотрено количество циклов закрывания 500000 и 250000 соответственно, а с учетом того, что инструкцией заказчика предусмотрена возможность указания в заявке показателя в неизменном виде (только «не меньше 250000»), потенциальные участники закупки не смогут представить достоверную информацию в соответствии с требованиями ГОСТ Р 56177-2014.

Аналогично в отношении пункта 15 Технического задания:

Следуя инструкции участник закупки должен указать общее число допустимых дефектов на одном изделии «не больше трех», однако согласно пункту 5.2.13 ГОСТ 15167-93 Общее число допустимых дефектов на одном изделии:

- не более двух на изделиях 1-го сорта;

- не более трех на изделиях 2-го сорта.

Таким образом, требование заказчика «Общее число допустимых дефектов на одном изделии не должно быть больше трех» с учетом положений инструкции по заполнению заявки, для умывальника 1-го сорта противоречит требованиям ГОСТ 15167-93.

Кроме того, требуемая заказчику вентиляционная решетка (пункт 14 Технического задания) состоит из рамы и вертикально расположенных жалюзи, однако, в том же описании поставляемого товара заказчик устанавливает требования к толщине горизонтально расположенных жалюзи.

Пояснения заказчика о том, что участник закупки может предложить к поставке вентиляционную решетку с вертикально или горизонтально расположенными жалюзи, не соответствуют заявленному описанию данного товара, так как характеристика «толщина стали более 0,5мм» указана исключительно к горизонтально расположенным жалюзи, следовательно, данное требование заказчика вводит участников закупки в заблуждение, так как непонятно какая требуется вентиляционная решетка с вертикально расположенными или горизонтально расположенными жалюзи.

Таким образом, заказчик в нарушении пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ не указал в полном объем при составлении описания объекта закупки показатели, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

        Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Кемеровского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Комплексные технологии строительства» на действия заказчика – МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа» при проведении электронного аукциона № 0139300020921000251 «Капитальный ремонт здания МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа» обоснованной.

2. Признать жалобу ООО «СК Зенит» на действия заказчика – МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа» при проведении электронного аукциона № 0139300020921000251 «Капитальный ремонт здания МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа» частично обоснованной.

3. Признать заказчика - МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа» нарушившим часть 3 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 33, пункт 10 статьи 42 ФЗ № 44-ФЗ.

4. Выдать предписание об устранении нарушения ФЗ № 44-ФЗ.

5. Оставить жалобу ООО «Джули» на действия заказчика – МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа» при проведении электронного аукциона № 0139300020921000251 «Капитальный ремонт здания МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа» без рассмотрения.

6. Оставить жалобу ООО «МД-Консалтинг» на действия заказчика – МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа» при проведении электронного аукциона № 0139300020921000251 «Капитальный ремонт здания МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа» без рассмотрения.

7. Оставить жалобу ООО «Стигматранс» на действия заказчика – МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа» при проведении электронного аукциона № 0139300020921000251 «Капитальный ремонт здания МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа» без рассмотрения.

8. Оставить жалобу ИП <...> на действия заказчика – МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа» при проведении электронного аукциона № 0139300020921000251 «Капитальный ремонт здания МБОУ «Севская основная общеобразовательная школа» без рассмотрения.

9. Передать материалы жалобы должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. 

Председатель комиссии:

/………………../

Члены Комиссии:     

/………………../

/………………./

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДЖУЛИ"
ИНН 6671106133, ОГРН 1206600033837
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТИГМАТРАНС"
ИНН 9704012954, ОГРН 1207700085383
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КОМПЛЕКСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА"
ИНН 5406608198, ОГРН 1165476098479
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
ИНН 4239004971, ОГРН 1024201888842
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СК ЗЕНИТ"
ИНН 5406991030, ОГРН 1185476051056
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МД-КОНСАЛТИНГ"
ИНН 6321132539, ОГРН 1046300997940