Определение №ТМ/5372/23 Определение об отложении рассмотрения дела № 042/05/28-577/2... от 9 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Онлайн-журнал СибДепо»

<...>

 

Заявителю

электронно

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 042/05/28-577/2023

 

«08» июня 2023г. г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

<...>-

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<...> -

начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

 

<...>-

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/28-577/2023, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Онлайн-журнал СибДепо» (далее – ООО «Онлайн-журнал СибДепо», юридический адрес: 650000, Кемеровская область-Кузбасс, г. Кемерово, пр. Советский, дом 32, кв.54, ОГРН 1124205007630, Дата присвоения ОГРН 03.05.2012, ИНН 4205243266, КПП 420501001) по признакам нарушения пункта 8 части 2 статьи 21, части 16 статьи 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение <...> (исх. от б/д № б/н, вх. от 28.04.2023 № 4066-ИП/23), а также обращение Управления Роскомнадзора по Кемеровской области-Кузбассу о рассмотрении аналогичного заявления <...> (вх. от 04.05.2023 № 4240/23) о наличии признаков нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе») в действиях ООО «Онлайн-журнал СибДепо» при размещении информации рекламного характера 13.04.2023 в 10 часов 00 минут рекламы на странице сайта https://sibdepo.ru/news/takogo-eshhyo-ne-bylo-v-kemerove-sostoitsya-festival-kraftovoj-kultury.html .

Кемеровским УФАС России составлен Акт осмотра страницы сайта https://sibdepo.ru/news/takogo-eshhyo-ne-bylo-v-kemerove-sostoitsya-festival-kraftovoj-kultury.html от 26.04.2023 и установлено следующее:

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На странице сайта https://sibdepo.ru/news/takogo-eshhyo-ne-bylo-v-kemerove-sostoitsya-festival-kraftovoj-kultury.html размещена информация о проведении фестиваля крафтовой культуры RELOUD CRAFT FEST 2023. Мероприятие состоится в историческом центре, в крафтовом баре. Под одной крышей на фестивале соберутся самые известные пивоварни Сибири, приедут гости из Санкт-Петербурга и Алтая. Многие уже зарекомендовали себя качественными пивными релизами и смелыми экспериментами в области пивоварения. Центральное место фестиваля занимают крафтовые напитки - пиво, сидры и медовухи. На фестивале будут представлены не только известные и зарекомендовавшие себя пивоварни, но и новые для Кемеровских любителей крафта бренды.

Также на данной странице сайта размещена фотография, на которой изображен плакат, в центре которого рука держит алюминиевую банку с надписью RELOUD (в переводе на русский язык «reloud» – «перезагрузить), на верхнем плане надпись крупными буквами BOTTLE & TAP ROOM (в переводе на руcский язык - «бутылка и пивная или таверна»). Справа и слева от плаката в хаотичном порядке размещены крышки от стеклянных пивных бутылок с логотипами пивоварен как российского, так и зарубежного производства:

- Brewlok - Воронежская пивоварня Brewlok Brewery - наименования пива:

Brewlok, «Rusalka», 0.5л, средней крепости - 5%;

Brewlok, «Koshey», 0.5л, крепкое - 7 %;

Брюлок Веневитинская Дева», 0.5 л, крепкое - 6 % и т.д.

- BrewDog - пивоварня - Великобритания - наименование пива:

BrewDog, «Dead Pony Clab» AF, in can, 0.33 л, легкое - 3,8 %;

BrewDog - Elvis Juice, 0.33 л, крепость - 6,5%;

- Rogue - пивоварня США - наименование пива:

Темное пиво Kasteel Rouge Вишневый Темный, 0,5 л, крепость - 7 %;

- Founders - пивоварня США - наименование пива:

Founders, «Solid Gold»Premium Lager, in can, 355 мл, крепость - 4,4 %;

Founders, Breakfast Stout, 355 мл, крепость - 8.3 %;

- De Molen Brouweriy - пивоварня в Нидерландах - наименование пива:

Пиво De Molen «Bloed, Zweet & Tranen», 033 л, крепость - 8,2 %

- Big Village Brewery - пивоварня в Краснодаре - наименование пива:

Big Village, «Imaginarium» IPF, in can, 0,5 л, крепость - 7 %.

В части 4 статьи 2 Закона о рекламе закреплено, что специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных следует, что в случае размещения фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, бутылка вина, пивная бочка, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.

В пункте 16 Информационного письма Президиума Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» указано, что информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 18.03.2023) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» - алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;

Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» алкогольная продукция не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Содержание, стиль оформления и подачи рассматриваемой информации свидетельствует о направленности на привлечение внимания неопределенного круга лиц - посетителей Интернет-страниц, в том числе к представляемой алкогольной продукции (пива), а также на ее выделение среди иной продукции, реализуемой в крафтовом баре. В связи с чем, усматривается, что подобный способ размещения информации об алкогольной продукции (пива) подпадает под признаки рекламы.

Спорная реклама содержит наименования пивоварен, которые в том числе являются частью наименований крафтового пива, что вызывает у потребителей ассоциацию с алкогольной продукцией, а именно с пивом. Таким образом, реклама алкогольной продукции (пива) не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе).

Согласно части 16 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе» реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Соответственно, размещение любой рекламы в сети «Интернет» должно сопровождаться пометкой «реклама». При этом следует отметить, что использование иной пометки для указания на рекламный характер информации в сети «Интернет» не предусмотрено данной нормой.

Страница сайта https://sibdepo.ru/news/takogo-eshhyo-ne-bylo-v-kemerove-sostoitsya-festival-kraftovoj-kultury.htm/ содержит пометку «реклама», но вместе с тем нет указания на рекламодателя, сайт или страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.

Согласно части 17 статьи 18.1 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускается при условии присвоения оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы, который представляет собой уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекламы и учета информации о такой рекламе. Требования к идентификатору рекламы, его содержанию, порядок и сроки его присвоения, размещения при распространении рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», хранения и предоставления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, устанавливаются указанным федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям пункту 8 части 2 статьи 21, части 16 статьи 18.1 ФЗ «О рекламе», несёт рекламораспространитель.

11.05.2023 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/28-577/2023 в отношении ООО «Онлайн-журнал СибДепо» и назначено к рассмотрению на 08.06.2022 на 10 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес ООО «Онлайн-журнал СибДепо» заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с отметкой «18 мая 2023 08:50 Вручение адресату почтальоном» имеется в материалах дела), а также заявителю по электронной почте.

07.06.2023 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения от ООО «Онлайн-журнал СибДепо» (исх. б/д б/н, вх. от 07.06.2023 № 5252/23) из которых следует, что 30.03.2023 между ООО «Онлайн-журнал СибДепо» и Обществом с ограниченной ответственностью «#МНОГОПИВА» (далее – ООО «#МНОГОПИВА») был заключен договор размещения рекламы на интернет-ресурсе sibdepo.ru № 30-03/2023, согласно которому ООО «Онлайн-журнал СибДепо» взяло на себя обязательство обеспечить размещение рекламных материалов на сайте https://sibdepo.ru в сети Интернет, а ООО «#МНОГОПИВА» как заказчик принять услуги и оплатить это размещение. Перечень услуг - размещение новости и ее дублирование в соцсетях согласован в Приложении № 1 к Договору. Данная услуга оказана, ООО «Онлайн-журнал СибДепо» разместило полученные от заказчика рекламно-информационные материалы на сайте https://sibdepo.ru. Впоследствии на данные действия в адрес Кемеровского УФАС России поступила жалоба от заявителя. По итогам оказания услуг ООО «Онлайн-журнал СибДепо» по электронному документообороту направлен Заказчику Акт № 4-13/1 от 13.04.2023 на 14000 (четырнадцать тысяч) рублей.

Также ООО «Онлайн-журнал СибДепо» представило следующие документы:

-Договор от 30.03.2023 № 30-03/2023 с приложением № 1;

-Акт № 4-13/1 от 13.04.2023;

-Платежное поручение об оплате услуг (не приложено);

-Доверенность от 06.06.2023.

08.06.2023 состоялось рассмотрение дела № 042/05/28-577/2023 в присутствии <...> - представителя ООО «Онлайн-журнал СибДепо» по доверенности от 06.06.2023. На Комиссии Кемеровского УФАС России <...> в устной форме ходатайствовал об отложении рассмотрения данного дела для предоставления дополнительных доказательств по делу.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России решила удовлетворить данное ходатайство, рассмотрение дела № 042/05/28-577/2023 отложить для получения дополнительных доказательств по делу.

В соответствии с пунктом 32, абзацем 2 пункта 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия Кемеровского УФАС России,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Рассмотрение дела № 042/05/28-577/2023 отложить.

2. Назначить дело № 042/05/28-577/2023 к рассмотрению на 19 июля 2022 года на 10 часов 00 минут по адресу: 650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5, каб. 309. Регистрация участников дела состоится в 09 часов 50 минут в каб. 316.

 

3. Дополнительно ООО «Онлайн-журнал СибДепо» в адрес Кемеровского УФАС России в срок до 30 июня 2023 года представить письменные пояснения по делу с приложением подтверждающих документов, заверенных надлежащим образом.

Дополнительно сообщаем о возможности рассмотрения дела с использованием систем видеоконференцсвязи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет».

Для участия в рассмотрении дела дистанционно с использованием системы видеоконференцсвязи, Вам необходимо заранее (за 3 рабочих дня до заседания) заявить соответствующее ходатайство с указанием данных IT-специалиста Вашей организации (номер телефона, адрес электронной почты) и получить гиперссылку для подключения видеоконференцсвязи.

При этом полномочия представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие документы направлены в адрес Кемеровского УФАС России с вышеуказанным ходатайством.

Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании Комиссии Кемеровского УФАС России, все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.


 

Заместитель председателя Комиссии

<...>

Члены Комиссии

<...>

<...>

 

Связанные организации

ООО «Онлайн-журнал СибДепо»
ИНН 4205243266, ОГРН 1124205007630