Предупреждение №11/4137 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения ... от 16 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 1

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«15» апреля 2019 г.                                                                                           г. Кемерово

 

По результатам осуществления полномочий по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области установлено, что 27.11.2018 на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44-ФЗ) между Юргинским городским Советом народных депутатов и ООО «Современные слесарные технологии» были заключены следующие муниципальные контракты на выполнение работ по ремонту автомобиля Toyota Camry:

-          муниципальный контракт № 63, на сумму 79 298 рублей, срок действия контракта в части поставки товара – по 15.12.2018, в части оплаты и гарантийных обязательств – до их полного исполнения;

            -          муниципальный контракт № 64, на сумму 93 453 рублей, срок действия контракта в части поставки товара – по 15.12.2018, в части оплаты и гарантийных обязательств – до их полного исполнения.

Частью 1 статьи 1 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 данного Закона; особенностей исполнения контрактов.

В соответствии со статьей 6 ФЗ № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Статьей 8 ФЗ № 44-ФЗ установлен принцип обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.  Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком,  исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров,  выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками,  специализированными организациями,  их должностными лицами,  комиссиями по осуществлению закупок,  членами таких комиссий,  участниками закупок любых действий,  которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона,  в том числе приводят к ограничению конкуренции,  в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Применение ФЗ № 44-ФЗ  обязательно при условии использования средств бюджета (федерального, регионального или муниципального), которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 24 ФЗ № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.

В соответствии с положениями ФЗ № 44-ФЗ размещение муниципального заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, а также без проведения торгов (у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Статьей 93 ФЗ № 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Пунктом 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ установлена возможность осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Таким образом, пункт 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки.

Согласно пункту 13 статьи 22 ФЗ № 44-ФЗ идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Из содержания муниципальных контрактов на выполнение работ по ремонту автомобиля Toyota Camry следует, что предусмотренные ими работы являются идентичными, работы по установке оборудования (сигнализации, видеорегистратора, защита картера, сирены неавтономной, дефлекторов и т.п.) осуществляются в отношении одного и того же автомобиля, фактически данные муниципальные контракты образуют единую сделку, оформленную несколькими самостоятельными договорами для формального соблюдения указанного выше ограничения, предусмотренного ФЗ № 44-ФЗ. Разделение общего объема работ, подлежащих выполнению на одном и том же объекте, определение цены каждого муниципального контракта в пределах, не превышающих ста тысяч рублей, свидетельствует о том, что Юргинский городской Совет народных депутатов имел намерение уйти от соблюдения процедуры торгов.

При этом искусственное «разделение» единой закупки на множество закупок до 100 тыс. руб. каждая, в целях избежания конкурентных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения торгов.

Принимая во внимание тождественность  предмета муниципальных контрактов на выполнение работ по ремонту автомобиля Toyota Camry, одну дату заключения муниципальных контрактов (27.11.2018), а также то, что контракты заключались с одним хозяйствующим субъектом – ООО «Современные слесарные технологии», Кемеровское УФАС России приходит к выводу о наличии факта намеренного разделения указанных муниципальных контрактов на сумму до 100 000 рублей исключительно в целях их заключения с единственным поставщиком.

В совокупности указанные обстоятельства подтверждают, что заключение Юргинским городским Советом народных депутатов муниципальных контрактов на выполнение работ по ремонту автомобиля Toyota Camry на основании пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ не соответствует цели и содержанию указанного основания заключения контракта с единственным исполнителем, а также не соответствует принципу обеспечения конкуренции, поскольку такое заключение муниципальных контрактов не обусловлено техническими и организационными особенностями исполнения муниципальных контрактов, а исключительно намерениями избежать необходимость проведения торгов при осуществлении закупки на сумму свыше 100 тыс. руб.

В данной ситуации Юргинский городской Совет народных депутатов обязан был осуществлять закупку с применением способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по результатам публичных процедур.

В результате заключения Юргинским городским Советом народных депутатов указанных контрактов с ООО «Современные слесарные технологии», как с единственным исполнителем работ, данный хозяйствующий субъект получил доступ к выполнению работ по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о цене договора (муниципального контракта), тем самым был поставлен в преимущественное положение с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Следовательно, Юргинский городской Совет народных депутатов не обеспечил эффективность финансовых вложений, проявил субъективный подход к выбору контрагента и не обеспечил равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка к выполнению работ, являющихся предметом муниципальных контрактов, что существенным образом влияет на конкуренцию.

Согласно статье 3 ФЗ № 135-ФЗ настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, связанные с защитой конкуренции.

Статья 4 ФЗ № 135-ФЗ определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 ФЗ       № 135-ФЗ, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия)

Действия Юргинского городского Совета народных депутатов по заключению на основании пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ муниципальных контрактов без проведения конкурентных процедур посредством разделения общей суммы закупки в размере 172 751 руб. создало преимущественные условия деятельности для ООО «Современные слесарные технологии» по отношению к другим хозяйствующим субъектам, оказывающим аналогичные услуги, что повлекло (могло повлечь) за собой ограничение конкуренции (отсутствие состязательности) между ООО «Современные слесарные технологии» и иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке выполнения ремонтных работ, которые по смыслу статьи 4 ФЗ № 135-ФЗ являются конкурентами, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ № 135-ФЗ.

В связи с наличием в действиях Юргинского городского Совета народных депутатов  (652050, г. Юрга, пр. Победы, 13 признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в необоснованном заключении на основании пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ, муниципальных контрактов № 63, № 64 от 27.11.2018 с ООО «Современные слесарные технологии» без проведения конкурентных процедур посредством разделения общей суммы закупки, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области предупреждает о необходимости совершения в срок до 17.05.2019 действий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению его последствий, а именно:

- довести до сведения ответственных лиц Юргинского городского Совета народных депутатов, положения пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            О  выполнении  предупреждения  сообщить  в  Кемеровское УФАС России в течение  трех  дней  со  дня  окончания  срока, установленного для его выполнения.

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны