Решение б/н Решение по делу № 47/А-10-2015 от 13 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 47/А-10-2015    

Резолютивная часть решения оглашена «17» сентября 2015 г.                            г. Кемерово

В полном объеме решение изготовлено «01» октября 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:         Клостер Елены Александровны – заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии: Чубукова Анатолия Анатольевича –начальника отдела судебной и правовой работы;

Фризен Светланы Николаевны – исполняющей обязанности начальника отдела топливно-энергетического комплекса;

Ананьевой Галины Николаевны – главного специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

Мамедова Игбала Мамед оглы – специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса,

в присутствии:

- <…> - представителя ОАО «РЖД» (по доверенности), рассмотрев дело № 47/А-10-2015, возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2; ИНН/КПП 7708503727/ 997650001) (далее - ОАО «РЖД»)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Кемеровским УФАС России по результатам рассмотрения заявления <...> о наличии в действиях ОАО «РЖД» признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, а именно в нарушении сроков осуществления технологического присоединения объекта (гараж) <...>, расположенного по адресу: Кемеровская область,   г. Киселевск, ул. Пионерская, гараж №63-11-3, к электрическим сетям, установило в действиях ОАО «РЖД» признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом № 122 от 17.07.2015 г. возбуждено дело № 47/А-10-2015 по признакам нарушения ОАО «РЖД» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 17.07.2015 г. (исх. № 03/7359 от  21.07.2015 г.) рассмотрение дела №47/А-10-2015, о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 13.08.2015г.

На заседании Комиссии, состоявшемся 13.08.2015 г., заявитель, участвующий в рассмотрении дела, поддержал требования, изложенные в заявлении о нарушении        ОАО «РЖД» антимонопольного законодательства.

Законный представитель ОАО «РЖД», надлежащим образом извещенный о дате времени и месте рассмотрение дела №47/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении от 27.07.2015г.), не явился, защитников не направил.

13.08.2015г. Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела №47/А-10-2015 необходимо истребование дополнительных доказательств.

Определением от 13.08.2015 г. (исх. № 03/8470 от 18.08.2015 г.) рассмотрение дела № 47/А-10-2015 было отложено до 17.09.2015 г.

17.09.2015 г. на рассмотрение дела №47/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства заявитель <...>, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился.

Представитель ОАО «РЖД», присутствующий на рассмотрении дела №47/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства, пояснил, что в соответствии с договором поручения от 23.10.2013г. №1052 ООО «Энергопромсбыт» осуществляет комплекс юридических действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств третьих лиц к электрическим сетям ОАО «РЖД», от имени и за счет ОАО «РЖД».

Так, 06.08.2014г. между ОАО «РЖД» (в лице ООО «Энергопромсбыт») и <...> заключен договор технологического присоединения №2981-06-14/ТП (далее – Договор технологического присоединения).

В соответствии с пунктом 1.4 Договора технологического присоединения срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

Между тем, указанные мероприятия в установленные Договором технологического присоединения сроки выполнены не были.

Представитель ОАО «РЖД» также отметил, что в период с 04.08.2015г. по 05.08.2015г. в целях добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства обществом были проведены мероприятия по осуществлению технологического присоединения объекта (гараж) <...>, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Пионерская, гараж №63-11-3, к электрическим сетям.

Изучив материалы дела № 47/А-10-2015, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

06.08.2014г. между ОАО «РЖД» (в лице ООО «Энергопромсбыт») и <...> заключен договор технологического присоединения №2981-06-14/ТП (далее – Договор технологического присоединения).

 

На основании пункта 1.1 Договора технологического присоединения ОАО «РЖД»  принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (<...>), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик:

- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств – 3 кВт;

- категория надежности – третья;

- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение – 230 В;

- ранее присоединенная в точке присоединения, указанной в пункте 3 договора технологического присоединения, мощность 0 кВт.

Согласно Договору технологического присоединения технологическое присоединение необходимо для электроснабжения электроустановки гаража №63-11-3, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Пионерская.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения), их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

 

<...> относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения - физические лица, направившие заявки в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

В соответствии с пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору на допуск в эксплуатацию объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 Правил технологического присоединения);

1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям;

2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);

д) составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Пунктом 16 Правил технологического присоединения определен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для различных категорий заявителей.

Так, для заявителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения срок осуществления технологического присоединения не может превышать 6 месяцев, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Согласно подпункту «г» пункта 18 Правил технологического присоединения мероприятия по технологическому присоединению включают в себя выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями.

В соответствии с пунктом 25.1 Правил технологического присоединения в технических условиях для определенных категорий заявителей, к которым относится <...>, должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

В соответствии с пунктом 1.4 Договора технологического присоединения срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.

При этом Заявитель обязуется:

- надлежащим образом исполнить обязательства по договору технологического присоединения, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях (пункт 8 договора технологического присоединения);

- после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий;

- принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств сетевой организацией.

В соответствии с пунктом 11 Технических условий, заявитель осуществляет:

- проектирование, монтаж, наладку и ввод в эксплуатацию энергопринимающих устройств в объеме, необходимом для электроснабжения объекта в соответствии с требованиями законодательства и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, регламинтирующими требованиями к устройству электроустановок;

- организацию учета электроэнергии в соответствии с требованиями законордательсва и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, регламентирующих требования к учету электроэнергии.

Согласно пункту 2.1 Договора технологического присоединения к электрическим сетям сетевая организация обязуется:

- надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях;

-  в течение 5 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя;

- не позднее 5 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), указанного выше, с соблюдением срока, установленного пунктом 5 договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю.

Согласно сведениям, предоставленными ОАО «РЖД» в адрес Кемеровского УФАС России (письмо от 03.06.2015г.), в связи с сокращением финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2015 год работы по технологическому присоединению энергопринимающих устройств <...> будут включены в инвестиционную программу в составе объекта «воздушная линия ВЛ 04, кВ от трансформаторной подстанции ТП-1 станции Красный Камень Беловской дистанции электроснабжения. Технологическое присоединение мощностей расположенных по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Пионерская, <...>, <...>», со сроками исполнения:

ПИР – в 2016 году;

СМР – в 2017 году.

Срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с договором на технологическое присоединение истек 06.02.2015г. На момент поступления жалобы <...> в адрес Кемеровского УФАС России (вх. №517 от 27.01.2015 г.) фактическое присоединение объекта (гараж) к электрическим сетям отсутствовало.

Таким образом, сетевой организацией не был соблюден срок, установленный пунктом 1.4 договора технологического присоединения, а также пунктом 16 Правил технологического присоединения.

Сокращение финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2015 год не является основанием, для неисполнения в установленные договором технологического присоединения сроки обязательств по технологическому присоединению объекта <...>

В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения (включая выдачу дубликатов технических условий или новых технических условий в отношении ранее присоединенного энергопринимающего устройства) не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи, с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства либо был подключен ранее.

Региональной энергетической комиссией Кемеровской области для ОАО «РЖД» на 2014-2015г. утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии.

Услуги по передаче электрической энергии согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ОАО «РЖД», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями филиала в г. Киселевске.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, в бездействии ОАО «РЖД», выразившемся в неосуществлении мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающего устройства, принадлежащего <...>, в срок, установленный Правилами технологического присоединения и договором, результатом чего явилось ущемление интересов <...>, квалифицированны Комиссией как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно письму ОАО «РЖД» от 13.08.2015 г. (вх.№ 5434), направленному в адрес Кемеровского УФАС России, в период с 04.08.2015г. по 05.08.2015г. в целях добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства обществом были проведены мероприятия по осуществлению технологического присоединения объекта (гараж) <...>, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Пионерская, гараж №63-11-3, к электрическим сетям. В подтверждение вышеуказанных обстоятельств ОАО «РЖД» также были предоставлены копии актов (Акт о выполнении технических условий от 04.08.2015г., Акт об осуществлении технологического присоединения №2981-06-14/ТП от 05.08.2015г., Акт о выполненных работах №2981-06-14 от 05.08.2015г. и др.) (письмо вх.№ 5434 от 13.08.2015г.).

Таким образом, ОАО «РЖД» 05.08.2015г. добровольно устранило нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

С учетом вышеизложенного у Комиссии отсутствуют основания для выдачи      ОАО «РЖД» предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьями 48-49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции». Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», посредством неосуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающего устройства, принадлежащего <...>, в срок, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения и пунктом 1.4 Договора технологического присоединения, результатом чего явилось ущемление интересов <...>

2. Прекратить рассмотрение дела № 47/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением ОАО «РЖД» нарушения антимонопольного законодательства.

3. Материалы дела  № 47/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для возбуждения административного производства в отношении ОАО «РЖД».

 

Председатель Комиссии:                                                                                         Е.А. Клостер

 

Члены Комиссии:                                                                                                     А.А. Чубуков

                                                                                                                                     С.Н. Фризен

                                                                                                                                  Г.Н. Ананьева

  И.М.о. Мамедов

 

 

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.     

Связанные организации

Связанные организации не указаны