Решение №11/11995 по делу от 20 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена «15» декабря 2021 г.                                                

В полном объеме решение изготовлено «20» декабря 2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело № 042/01/15-585/2021, возбужденное по признакам нарушения комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Анжеро-Судженского городского округа (652470, Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Ленина, 6) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с использованием ВКС,

при участии:

- <…>, представителя ПАО «Кузбассэнергосбыт», доверенность;

- <…>, представителя КУМИ г. Анжеро-Судженска, доверенность;

в отсутствие представителя ООО «Водоканал», надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела № 042/01/15-585/2021 о нарушении антимонопольного законодательства,

УСТАНОВИЛА:

По результатам рассмотрения заявления ПАО «Кузбассэнергосбыт» приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 14.04.2021 № 72/1 было возбуждено дело № 042/01/15-583/2021 по признакам нарушения комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Анжеро-Судженского городского округа  (652470, Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Ленина, 6), части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ), выразившимся в издании приказа от 31.12.2019 № 570 о передаче в аренду муниципального имущества (объектов водоотведения и водоснабжения) ООО «Водоканал» без соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации

23.04.2021 определением дело № 042/01/15-585/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 14.05.2021 на 11 часов 00 минут. Копия определения была направлена в адреса лиц, участвующих в деле.

11.05.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступили пояснения комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Анжеро-Судженского городского округа (далее – КУМИ г. Анжеро-Судженска), согласно которым договор аренды № 740 от 10.01.2020 о передаче объектов водоснабжения и водоотведения заключен с ООО «Водоканал» на основании п. 8 ст. 17.1 ФЗ № 135-ФЗ, т.к. передаваемое имущество представляет собой технологически связанные объекты и является частью единой инженерно-технической сети водоснабжения, водоотведения, очистных сооружений, находящихся в ведении ООО «Водоканал». Согласно п. 5.4 договора аренды № 740 от 10.01.2020 данный договор заключен на период проведения конкурсных процедур по передаче объектов концессию в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – ФЗ № 115-ФЗ). Заключение данного договора носит временный и вынужденный характер, является единственным способом выполнения обязанности органа местного самоуправления по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения населения. В настоящее время начата процедура согласования долгосрочных параметров регулирования, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения, представленном ООО «Водоканал», выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения.

14.05.2021 определением рассмотрение дела № 042/01/15-585/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 15.06.2021 на 14 часов 00 минут. Копия определения была направлена в адреса лиц, участвующих в деле.

15.06.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ПАО «Кузбассэнергосбыт» об отложении рассмотрения дела № 042/01/15-585/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с подачей в Арбитражный суд Кемеровской области искового заявления о признании договора аренды № 740 от 10.01.2020 недействительным (дело № А27-10082/2021).

15.06.2021 представитель ПАО «Кузбассэнергосбыт», присутствовавшая на заседании комиссии, поддержала доводы, изложенные в заявлении, а также пояснила, что ранее между КУМИ г. Анжеро-Судженска и ООО «Водоканал» был заключен договор аренды от 30.07.2018 № 735 в отношении объектов водоснабжения и водоотведения. Арбитражным судом Кемеровской области по делу № А27-6707/2019 данный договор аренды был признан недействительным. Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2019 решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.07.2019 по делу № А27-6707/2019 было оставлено без изменения, апелляционные жалобы  ООО «Водоканал» и КУМИ г. Анжеро-Судженска - без удовлетворения. Также представитель ПАО «Кузбассэнергосбыт» заявила ходатайство об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с рассмотрением Арбитражным судом Кемеровской области дела № А27-10082/2021. Ходатайство было удовлетворено. 

15.06.2021 определением рассмотрение дела № 042/01/15-585/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 26.08.2021 на 14 часов 00 минут. Копия определения была направлена в адреса лиц, участвующих в деле.

26.08.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство  ПАО «Кузбассэнергосбыт» об отложении рассмотрения дела № 042/01/15-585/2021 о нарушении антимонопольного законодательства с целью приобщения материалов проверки, проводимой Прокуратурой Кемеровской области-Кузбасса в отношении правомерности заключения договора аренды № 740 от 10.01.2020, для объективного рассмотрения дела № 042/01/15-585/2021 о нарушении антимонопольного законодательства.

26.08.2021 определением рассмотрение дела № 042/01/15-585/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 05.10.2021 на 14 часов 00 минут. Копия определения была направлена в адреса лиц, участвующих в деле.

05.10.2021 в комиссию Кемеровского УФАС России поступило ходатайство ПАО «Кузбассэнергосбыт» об отложении рассмотрения дела № 042/01/15-585/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с невозможностью явки представителя ПАО «Кузбассэнергосбыт» на заседание комиссии. Ходатайство было удовлетворено.

     06.10.2021 определением об отложении рассмотрение дела № 042/01/15-585/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 23.11.2021 на 11 час. 00 мин. Копия определения была направлена в адреса лиц, участвующих в деле.

     23.11.2021 при рассмотрении дела № 042/01/15-585/2021 о нарушении антимонопольного законодательства был объявлен перерыв до 30.11.2021 до 15 час. 30 мин. Соответствующее уведомление было направлено в адреса лиц, участвующих в деле.   

     На заседании комиссии, состоявшемся 30.11.2021, Комиссия Кемеровского УФАС России приняла решение о выдаче заключения об обстоятельствах дела.

     Частью 3 статьи 48.1 ФЗ № 135-ФЗ установлено, что в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

     30.11.2021 определением рассмотрение дела № 042/01/15-585/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 15.12.2021 на 11 час. 00 мин.

     Копии определения об отложении рассмотрения дела № 042/01/15-585/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, заключения об обстоятельствах дела № 042/01/15-585/202 о нарушении антимонопольного законодательства были направлены заказным письмом с уведомлением в адреса лиц, участвующих в деле.

Лицами, участвующими в деле, иных пояснений, доказательств, доводов в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, представлено не было.

15.12.2021, изучив материалы дела № 042/01/15-585/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

     На основании приказа комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Анжеро-Судженского городского округа (далее – КУМИ г. Анжеро-Судженска) от 31.12.2019 № 570 о передаче в аренду муниципального имущества (объектов водоотведения и водоснабжения) между КУМИ г. Анжеро-Судженска и ООО «Водоканал» заключен договор аренды от 10.01.2020 № 740 о предоставлении муниципального имущества (объектов водоснабжения и водоотведения), находящегося в собственности муниципального образования Анжеро-Судженский городской округ. Срок действия договора аренды - с 01.01.2020 по 31.12.2020. 

Согласно п. 5.4 договора аренды данный договор заключен на период проведения конкурсных процедур по передаче объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – ФЗ № 115-ФЗ), Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ № 416-ФЗ). Действие договора аренды прекращается досрочно со дня заключения концессионного соглашения. Арендатор обязан вернуть арендодателю имущество по акту-приема передачи, подписанному сторонами, в течение 3-х дней после прекращения договора в том состоянии, в котором арендатор его получил, с учетом нормального износа, со всеми неотделимыми улучшениями.

По информации, предоставленной КУМИ г. Анжеро-Судженска (письмо от 09.03.2021 исх. № 331), договор аренды от 10.01.2020 № 740 является действующим.  

Исходя из характеристик объектов аренды, содержащихся в приложении № 1 к договору аренды, объекты (№№ 1, 64, 65, 66, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 105), переданные в аренду ООО «Водоканал», введены в эксплуатацию в период с 1965 по 2011 годы.

    Таким образом, из приложения № 1 к договору аренды от 10.01.2020 № 740 следует, что срок, определяемый как разница между датой ввода объектов водоснабжения, водоотведения в эксплуатацию до момента передачи прав владения и (или) пользования указанными объектами водоснабжения, водоотведения превышает 5 лет.

С учетом изложенного муниципальное имущество (объекты водоснабжения и водоотведения), указанное в приложении № 1 к договору аренды, должно быть передано только путем заключения концессионного соглашения.

Как следует из пояснений КУМИ г. Анжеро-Судженска (исх. № 481 от 31.03.2021), на основании постановления администрации Анжеро-Судженского городского округа № 819 от 29.06.2018 ООО «Водоканал» определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей на территории г. Анжеро-Судженска холодное водоснабжение и водоотведение. С целью организации обслуживания социально-значимых объектов, обеспечения сохранности муниципального имущества, организации бесперебойного и качественного предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению населению г. Анжеро-Судженска с ООО «Водоканал», как с гарантирующей организацией, был заключен договор аренды № 740 от 10.01.2020.

Договор аренды № 740 от 10.01.2020 заключен с ООО «Водоканал» на период проведения конкурсных процедур по передаче объектов в соответствии с требованиями ФЗ № 115-ФЗ, ФЗ № 416-ФЗ.

Учитывая протяженность сетей, доставка питьевой воды до потребителей без соблюдения гидравлических режимов не возможна, для чего на территории г. Анжеро-Судженска функционируют две подкачивающие насосные станции – насосная станция 3 подъема и станция насосная водопроводная (гидроузел). Указанные технические сооружения находятся в частной собственности ООО «Аспект» и переданы по договору аренды ООО «Водоканал» (договор № 26 от 14.06.2018). Сети водоснабжения и водоотведения входят в единую систему водоснабжения и водоотведения г. Анжеро-Судженска, функционально зависимы от присоединения к объектам, принадлежащим ООО «Аспект».

      В письме (исх. № 481 от 31.03.2021) КУМИ г. Анжеро-Судженска также указывает на то, что в настоящее время Региональной экономической комиссией Кузбасса проводится согласование значений долгосрочных параметров регулирования, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения, представленном ООО «Водоканал», выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения. 

     Вместе с тем доказательства, подтверждающие правомерность передачи объектов водоснабжения и водоотведения в пользование ООО «Водоканал» без проведения торгов, в т.ч. документы, подтверждающие наличие технологической связи по объектам, переданным ООО «Водоканал», а также документы и сведения о возможности передачи указанного имущества путем заключения концессионного соглашения КУМИ Анжеро-Судженска не представлены. На официальном сайте торгов по адресу: torgi.gov.ru информация о поступившем предложении о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения от иных лиц отсутствует.

     Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

     В силу ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

     Из разъяснений, приведенных в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73, следует, что в случаях, предусмотренных законом, договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. Договор, заключенный без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ).

     Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества определены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ), которая введена в действие Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ст. 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 103-ФЗ).

     Частью 1 статьи 17.1 ФЗ № 135-ФЗ установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в перечисленных в данной части случаях.

     В соответствии с ч. 2 ст. 17.1 ФЗ № 135-ФЗ указанный в ч. 1 ст. 17.1 ФЗ № 135-ФЗ порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

     Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – ФЗ № 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

     Статьей 13 ФЗ № 115-ФЗ установлено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 37 ФЗ № 115-ФЗ.

     В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 ФЗ № 416-ФЗ (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») (далее –   ФЗ  № 103-ФЗ), передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, заключенным в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

     При этом договор аренды в отношении систем и (или) объектов водоснабжения и (или) водоотведения заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных ФЗ № 416-ФЗ особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией.

     Исходя из положений ч. 3 ст. 41.1 ФЗ № 416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования в отношении:

- объектов водоснабжения и (или) водоотведения, дата ввода в эксплуатацию которых менее 5 лет, осуществляется по договору аренды;

- объектов водоснабжения и (или) водоотведения, дата ввода в эксплуатацию которых более 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта и (или) системы из числа указанных выше объектов и (или) систем не может быть определена, осуществляется только по концессионному соглашению, за исключением передачи таких систем и (или) объектов по договору аренды лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

     Таким образом, с 08.05.2013 (с момента официального опубликования ФЗ № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях с учетом положений, предусмотренных ч. 3 ст. 41.1 ФЗ № 416-ФЗ.

     Комиссия считает необходимым также отметить, что в соответствии с ч. 6 ст. 5 ФЗ № 103-ФЗ с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами холодного водоснабжения и (или) водоотведения без учета требований, предусмотренных ч.ч. 3, 4 ст. 41.1 ФЗ № 416-ФЗ, по договору аренды объектов водоснабжения, водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

     Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в т.ч. ФЗ № 135-ФЗ. При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения. В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности передавать объекты, холодного водоснабжения и (или) водоотведения путем предоставления преференции. Законодательством Российской Федерации был установлен достаточный срок для реализации государственной политики по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, а также для введения института концессий.

     Исходя из изложенного, выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодательно связан с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении указанных выше объектов.

    С учетом того, что объекты аренды, содержащиеся в приложении № 1 к договору аренды № 740 от 10.01.2020, введены в эксплуатацию в период с 1965 по 2011 годы, т.е. срок, определяемый как разница между датой ввода объектов водоснабжения, водоотведения в эксплуатацию до момента передачи прав владения и (или) пользования указанными объектами водоснабжения, водоотведения, превышает пять лет, установленные ч. 3 ст. 41.1 ФЗ № 416-ФЗ, данное муниципальное имущество (объекты водоснабжения и водоотведения) должно быть передано только путем заключения концессионного соглашения. Порядок заключения договоров, установленный ст. 17.1 ФЗ № 135-ФЗ, не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

     Вместе с тем на основании приказа КУМИ г. Анжеро-Судженска от 31.12.2019 № 570 объекты водоснабжения и водоотведения были переданы ООО «Водоканал» по договору аренды № 740 от 10.01.2020 с нарушением требований ФЗ № 416-ФЗ, ФЗ № 115-ФЗ.

     Кроме того, сведения о том, что до момента издания приказа № 570 от 31.12.2021 КУМИ г. Анжеро-Судженска предпринимались действия по заключению концессионного соглашения в отношении спорного имущества, отсутствуют.

     В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 23 ФЗ № 135-ФЗ, п. 10.7, 11.3 Порядка проведения анализа и оценки  анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Кемеровское УФАС России провело анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения на территории Анжеро-Судженского городского округа.

     Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, по классификационному признаку вида экономической деятельности, характеризующему сферу деятельности «забор, очистка и распределение воды» указанный вид деятельности идентифицирован по коду ОКВЭД 36, вид экономической деятельности, характеризующей сферу деятельности «сбор и обработка сточных вод» указанный вид деятельности идентифицирован по коду ОКВЭД 37.

     Учитывая изложенное, продуктовые границы исследуемого рынка определены как оказание услуг водоснабжения, водоотведения на территории Анжеро-Судженского городского округа (код ОКВЭД 36, код ОКВЭД 37).

     На исследуемом товарном рынке под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, предоставление права владения и (или) пользования муниципальным имуществом (объектами теплоснабжения) может рассматриваться как товар.

     КУМИ Анжеро-Судженского городского округа на правах собственника муниципального имущества с учетом установленных обстоятельств должен осуществлять правомочие по распоряжению данным имуществом посредством передачи их в концессию, путем заключения концессионного соглашения.

     Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении.

     Так как предметом концессионного соглашения является право использования (эксплуатации) муниципального имущества (объекты водоснабжения, водоотведения Анжеро-Судженского городского округа, следовательно, предоставить такое права может собственник, а именно: КУМИ Анжеро-Судженского городского округа.

     Таким образом, КУМИ Анжеро-Судженского городского округа выступает единственным продавцом на рынке предоставления права использования (эксплуатации) муниципального имущества (объектов водоснабжения, водоотведения) на территории Анжеро-Судженского городского округа.

     Согласно информации, представленной Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области-Кузбасса на территории Анжеро-Судженского городского округа виды экономической деятельности, характеризующие сферы деятельности «забор, очистка и распределение воды», «сбор и обработка сточных вод» (код ОКВЭД 36, код ОКВЭД 37 соответственно) осуществляют 4 (четыре) хозяйствующих субъекта.

     Исходя из изложенного, с учетом того, что муниципальное имущество (объекты водоснабжения, водоотведения Анжеро-Судженского городского округа должны быть использованы для оказания услуг водоснабжения, водоотведения на территории Анжеро-Судженского городского округа, географические границы рассматриваемого рынка определены территорией Анжеро-Судженского городского округа.

     На основании проведенного анализа установлено, что рынок оказания услуг водоснабжения и водоотведения на территории Анжеро-Судженского городского округа является конкурентным.

     Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

     При этом под признаками ограничения конкуренции п. 17 ст. 4 ФЗ № 135-ФЗ подразумевает обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

     Несоблюдение КУМИ г. Анжеро-Судженска требований ч. 1 ст. 15 ФЗ № 135-ФЗ, выразившееся в издании приказа от 31.12.2019 № 570 о передаче в аренду муниципального имущества, препятствует развитию конкуренции, ограничивает права хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке оказания услуг водоснабжения, водоотведения и желающих приобрести право на оказание данных услуг на законных основаниях, но нереализовавших его в связи с предоставлением преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту – ООО «Водоканал».

     Действия КУМИ г. Анжеро-Судженска, выразившиеся в издании приказа от 31.12.2019 № 570 о передаче в аренду муниципального имущества (объектов водоотведения и водоснабжения) ООО «Водоканал», создали преимущественные условия деятельности для ООО «Водоканал» по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим аналогичные виды деятельности, которые повлекли недопущение, ограничение конкуренции на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения, вступают в противоречие с ч. 1 ст. 15 ФЗ  № 135-ФЗ.

     Учитывая то, что приказ от 31.12.2019 № 570 о передаче в аренду муниципального имущества является действующим актом, в соответствии с которым ООО «Водоканал» предоставлены преимущественные условия деятельности Комиссия Кемеровского УФАС России к выводу о наличии оснований для выдачи предписания.

     Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 042/01/16-1535/2020 о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать комитет по управлению муниципальным имуществом Анжеро-Судженского городского округа нарушившими ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

2. Выдать комитету по управлению муниципальным имуществом Анжеро-Судженского городского округа предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: об отмене приказа комитета по управлению муниципальным имуществом Анжеро-Судженского городского округа от 31.12.2019 № 570 о передаче в аренду муниципального имущества (объектов водоотведения и водоснабжения).

3. Передать материалы дела № 042/01/15-585/2021 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны