Постановление №09/6990 о прекращении производства от 13 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении № 042/04/19.8-1182/2021

«12» июля 2021                                                                                                  г. Кемерово

 Я, <…>, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, рассмотрев протокол от 28.06.2021 и материалы дела об административном правонарушении № 042/04/19.8-1182/2021, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Полиимпорт» (далее - ООО «Полиимпорт», ИНН: 7702763790, КПП: 770201001, ОГРН: 1117746443121; юридический адрес: 107045, г. Москва, Последний переулок, дом 5, стр. 1, этаж цокольный пом. 3, ком. 22, создание юридического лица 07.06.2011) за нарушение части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение правонарушения, выразившегося в непредставлении ООО «Полиимпорт» в адрес Кемеровского УФАС России запрашиваемых сведений в срок до 15.04.2021 по запросу (исх. № 09/2678 от 26.03.2021), 

УСТАНОВИЛА:

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области рассматривается заявление Общества с ограниченной ответственностью «ТД Токем» (далее - ООО «ТД Токем»; исх. б/н, б/д, вх. № 1594э от 15.03.2021) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Полиимпорт», ООО «НПО «Полифлок», выразившихся во введении в заблуждение потребителей о стране производства товара.

В целях рассмотрения указанного заявления Кемеровским УФАС России в том числе в адрес ООО «Полиимпорт» был направлен запрос (исх. от 26.03.2021 № 09/2678) о предоставлении копий следующих документов:

- сведения об импорте ионообменных смол под наименованием «сульфированный сополимер» из Китайской народной республики за 2019-2021 с приложением копий договоров с поставщиками, паспортов (сертификатов) качества на товар, таможенных деклараций;

- сведения о реализации в 2019-2021 завезенных из Китайской народной республики ионообменных смол с приложением копий договоров, паспортов (сертификатов) качества на товар;

- сведения о наличии (отсутствии) договорных взаимоотношений с ООО «НПО «Полифлок» по производству и реализации ионообменных смол с приложением копий договоров, паспортов (сертификатов) качества на товар.

В ответ на запрос ООО «Полиимпорт» в адрес Кемеровского УФАС России представило пояснения (вх. от 15.04.2021 № 2523э) о том,  что ООО «Полиимпорт» не находит нормативно-правовых оснований   в предоставлении запрашиваемых сведений. В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  от 26.07.2006 (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), коммерческие организации обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию документы, объяснения и информацию. То есть запрос антимонопольного органа о представлении информации, должен содержать указание на соответствующее дело о нарушении антимонопольного законодательства или приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки в отношении лица, у которого запрашивается информация или документы.

В запросе отсутствуют какие-либо указания на конкретные действия ООО «Полиимпорт», в которых были выявлены признаки введения потребителей в заблуждение, отсутствует указание на дело о нарушении антимонопольного законодательства и приказ руководителя о проведении проверки.

         Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона «О коммерческой тайне» обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, обязан предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 25 ФЗ «О защите конкуренции», коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

В указанный в запросе (исх. от 26.03.2021 № 09/2678) срок до 15.04.2021 запрошенная информация от ООО «Полиимпорт» в адрес Кемеровского УФАС России не поступила, что вступает в противоречие с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Согласно части 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

       Действия ООО «Полиимпорт», выразившиеся в непредставлении в адрес Кемеровского УФАС России сведений по запросу (исх. от 26.03.2021 № 09/2678) в срок до 15.04.2021 подлежат квалификации как действия, ответственность за которые предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Время совершения ООО «Полиимпорт» административного правонарушения: 16.04.2021 в 00:01.

Место совершения ООО «Полиимпорт» административного правонарушения: г.Кемерово, ул.Ноградская, 5.

19.05.2021 уведомлением о составлении протокола были назначены дата, время и место составления и подписания протокола на 28.06.2021 на 10 часов 00 минут. Данное уведомление было направлено по юридическому адресу ООО «Полиимпорт» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка  с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с отметкой «25 мая 2021, 09:24 вручение адресату» имеется в материалах дела).

22.06.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство (вх. № 4474э) представителя ООО «Полиимпорт» <…> по доверенности б/н от 18.06.2021 о участии в составлении протокола посредством видео-конференц-связи. Данное ходатайство удовлетворено, ссылка для ВКС направлена на электронную почту: <…>@<…>.<…>.

28.06.2021 состоялась процедура составления и подписания протокола по делу № 042/04/19.8-1182/2021 об административном правонарушении в присутствии защитника ООО «Полиимпорт» - <…>  по доверенности от 18.06.2021 б/н, который пояснил, что представил письменные пояснения  о том, что в ответ на запрос ООО «Полиимпорт» в адрес Кемеровского УФАС России представило пояснения (вх. от 15.04.2021 № 2523э) о том,  что  ООО «Полиимпорт» не находит нормативно-правовых оснований в предоставлении запрашиваемых сведений. В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006, коммерческие организации обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию документы, объяснения и информацию. То есть запрос антимонопольного органа о представлении информации, должен содержать указание на соответствующее дело о нарушении антимонопольного законодательства или приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки в отношении лица, у которого запрашивается информация или документы.

В запросе отсутствуют какие-либо указания на конкретные действия ООО «Полиимпорт», в которых были выявлены признаки введения потребителей в заблуждение, отсутствует указание на дело о нарушении антимонопольного законодательства и приказ руководителя о проведении проверки.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона «О коммерческой тайне» обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, обязан предоставить эту информацию по запросу судов, составляющей коммерческую тайну, обязан предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Дополнительно, пояснив, что по данному правонарушению истек двухмесячный срок давности привлечения ООО «Полиимпорт» к административной ответственности.

28.06.2021 определением были назначены дата, время и место рассмотрения дела № 042/04/19.8-1182/2021 об административном правонарушении - 12.07.2021 на 10 часов 50 минут. Копии определения и протокола по данному делу были направлены по юридическому адресу ООО «Полиимпорт» заказным письмом с уведомлением о вручении.   

12.07.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/04/19.8-1182/2021 об административном правонарушении в отсутствие законного представителя ООО «Полиимпорт».

Изучив материалы дела, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к следующим выводам.

В адрес ООО «Полиимпорт» Кемеровским УАС России был направлен запрос (исх. от 26.03.2021 № 09/2678) со сроком предоставления информации до 15.04.2021  Данный запрос был получен ООО «Полиимпорт» (распечатка с сайта АО «Почта России»: отслеживание почтовых отправлений» с отметкой «Вручение адресату от 06.04.2021»).

Исходя из части 1 статьи 25 Закона защите конкуренции мотивирование требования антимонопольного органа не означает, что перед лицом, которому направлен соответствующий запрос, должна быть раскрыта полная информация, в том числе о целях и задачах истребования документов.

Тем не менее, запрос Кемеровского УФАС России содержит мотивированные основания его направления, с указанием достаточной и необходимой  информации для направления ООО «Полиимпорт» запроса, а именно: указаны основания направления данного запроса (часть 1 статьи 23, часть 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), также указано, что данный запрос направлен в целях рассмотрения заявления ООО «ТД Токем» исх. б/н, б/д, вх. от 15.03.2021 № 1594э) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Полиимпорт», ООО «НПО Полифлок», выразившихся во введение  в заблуждение потребителей о стране производства товара.         

Учитывая наличие у антимонопольного органа полномочия по истребованию необходимой для выполнения контрольных функций информации в соответствии  со статьей 25 Закона о защите конкуренции, общество не имело право игнорировать запрос информации антимонопольного органа ввиду собственного усмотрения о его нецелесообразности. Антимонопольный орган и общество связывают публичные правоотношения, а потому последнее обязано было подчиниться требованиям, исходящим от государства, вне зависимости от своих представлений об обоснованности содержащихся в запросе требований.

       Кроме того, действия ООО «Полиимпорт» по непредставлению  запрашиваемой информации по вышеуказанному запросу в адрес Кемеровского УФАС России по состоянию на 12.07.2021, препятствует  Кемеровскому  УФАС России выполнить возложенные на антимонопольный орган полномочия по установлению наличия либо отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Полиимпорт». 

Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019 неисполнение законного требования антимонопольного органа посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Административные правонарушения против порядка управления подрывают основы государственности, нарушают нормальное функционирование государственных институтов.

Непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) могут повлечь неполное и (или) несвоевременное исследование антимонопольными органами соответствующих фактических обстоятельств, специфики товарных рынков и, как следствие, - искажение результатов, нарушение прав и законных интересов субъектов, чья деятельность находится в сфере антимонопольного контроля, а также иных лиц.

Частью 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции установлено, что в ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у коммерческих организаций и некоммерческих организаций, их должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти, их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их должностных лиц, органов местного самоуправления, их должностных лиц, иных осуществляющих функции указанных органов, или организаций, их должностных лиц, а также государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.

Таким образом, положения части 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции предоставляют антимонопольному органу право запрашивать у соответствующих организаций (органов, лиц) документы с соблюдением требований, установленных федеральным законодательством о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне.

В целях обеспечения государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган действует в пределах полномочий, установленных статьей 23 Закона о защите конкуренции.

       Исполнение требований закона о предоставлении испрашиваемой антимонопольным органом информации в связи с исполнением функций контролирующего органа, установленных законодательством о защите конкуренции, имеет существенное значение для своевременного выявления нарушений правил ведения хозяйственной деятельности субъектами предпринимательской деятельности, обеспечивает прозрачность такой деятельности для всех заинтересованных лиц и способствует соблюдению прав и интересов потребителей услуг, предоставляемых соответствующими организациями.

В то же время просрочка исполнения заявителем обязанности по предоставлению запрошенной Управлением информации препятствует реализации целей законодательства в соответствующей сфере общественных отношений, сводящихся к защите конкуренции, законных интересов и имущества хозяйствующих субъектов и потребителей услуг, интересов государства и иных публично-правовых образований.

          В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции ООО «Полиимпорт» подпадает под категорию субъекта, несущего предусмотренную Законом о защите конкуренции обязанность по представлению в антимонопольный орган запрашиваемых документов и сведений. Наличие в сведениях информации, составляющей коммерческую тайну, не является обстоятельством, исключающим обязанность представления антимонопольному органу соответствующих сведений. Закон лишь устанавливает условия, необходимость соблюдения которых обеспечивает гарантии охраны ограниченных в распространении данных.

Обязанность коммерческих организаций и ряда других лиц представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию, предусмотрена статьей 25 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, ответственность на основании части 5 статьи 19.8 КоАП РФ за непредставление в антимонопольный орган сведений (информации) по требованию указанного органа наступает при несоблюдении обязанности, установленной антимонопольным законодательством.

Установление для юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства штрафов, заметно превосходящих по размеру административные штрафы за административные правонарушения в иных областях правового регулирования, наряду с установлением до одного года срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, свидетельствует об особой защите государством отношений по поддержке конкуренции как одного из условий эффективного функционирования товарных рынков.

Таким образом, в указанный в запросе Кемеровского УФАС России (исх. от 26.03.2021 № 09/2678) срок до 15.04.2021, запрашиваемая информация от ООО «Полиимпорт» в адрес Кемеровского УФАС России не поступила, что вступает в противоречие с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

Следовательно, действия ООО «Полиимпорт», выразившиеся в непредставлении в адрес Кемеровского УФАС России документов по запросу (исх. от 26.03.2021 № 09/2678) в установленный срок до 15.04.2021, подлежат квалификации как действия, ответственность за которые предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, согласно которой непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статьей 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение антимонопольного законодательства по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно статье 24.5 КоАП РФ производство по делу по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

        Правонарушение ООО «Полиимпорт» было совершено 16.04.2021. Следовательно, на момент рассмотрения (12.07.2021) дела № 042/04/19.8-1182/2021 об административном правонарушении прошло 2 месяца, т.е. истек срок давности привлечения к административной ответственности лица, совершившего правонарушение.

Руководствуясь статьей 4.5, частью 5 статьи 19.8, статьей 23.48, статьями 24.5, 29.9, частью 6 статьи 28.7, пунктом 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                                                 ПОСТАНОВИЛА:

Дело об административном правонарушении № 042/04/19.8-1182/2021, возбужденное в отношении ООО «Полиимпорт» прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 3 части 1, части 3 статьи 30.1 и статей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.  

Заместитель руководителя управления                                             <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны