Решение №09/8630 по делу от 16 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«06» октября 2020г.                             г.  Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

<…> -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…>-

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

 

<…>

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/28-1284/2020, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «КТЛ» (далее – ООО «КТЛ», юридический адрес: 652507, г. Ленинск – Кузнецкий, пр. Ленина, д. 25, оф. 1, ИНН 4212041743, ОГРН 1204200008539, дата присвоения ОГРН 22.06.2020, КПП 421201001) о размещении рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5, части 9 статьи 19, частей 1, 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение заместителя главы Топкинского муниципального округа по финансам, экономике и промышленности (исх. от 20.07.2020 № 12-236, вх. от 21.07.2020 № 3392) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» в действиях  ООО «КТЛ» при размещении рекламы по адресу г. Топки, ул. Революции, 43,  на фасаде здания, без разрешения органов местного самоуправления, а также на тротуарах на территории г. Топки.

К обращению приложены фотографии следующего содержания:

«КомиссионТорг ЛОМБАРД БЕРЕМ ВСЕ! Нужны деньги? Мы дадим! Продажа/Обмен/Залог ПОКУПАЕМ ДОРОГО! 8-909-509-96-09»;

«Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим! Под залог: ноутбуки телефоны недвижимости…Выкуп Авто!»;

 «0% переплаты! РАССРОЧКА самые низкие цены в Кузбассе»;

 «КомиссионТорг ЛОМБАРД Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим! БЕРЕМ ВСЕ!   8-909-509-96-09 24 часа» (данная реклама размещена на тротуарах на территории  г. Топки).

07.08.2020 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/28-1284/2020 в отношении
ООО «КТЛ» и назначено к рассмотрению на 06.10.2020 на 10 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «КТЛ»  заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

06.10.2020 состоялось рассмотрение дела № 042/05/28-1284/2020 в отсутствие представителя ООО «КТЛ», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение заместителя главы Топкинского муниципального округа по финансам, экономике и промышленности (исх. от 20.07.2020 № 12-236, вх. от 21.07.2020 № 3392) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «КТЛ» при размещении рекламы по адресу г. Топки, ул. Революции, 43, на фасаде здания, без разрешения органов местного самоуправления, а также на тротуарах на территории г. Топки.

К обращению приложены фотографии следующего содержания:

«КомиссионТорг ЛОМБАРД БЕРЕМ ВСЕ! Нужны деньги? Мы дадим! Продажа/Обмен/Залог ПОКУПАЕМ ДОРОГО! 8-909-509-96-09»;

«Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим! Под залог: ноутбуки телефоны недвижимости…Выкуп Авто!»;

 «0% переплаты! РАССРОЧКА самые низкие цены в Кузбассе»;

 «КомиссионТорг ЛОМБАРД Нужны ДЕНЬГИ? Мы дадим! БЕРЕМ ВСЕ!  8-909-509-96-09 24 часа» (данная реклама размещена на тротуарах на территории г. Топки).

Из обращения следует, что рекламные конструкции размещены ООО «КТЛ», которое осуществляет деятельность по адресу г. Топки, ул. Революции, 43.

При рассмотрении данного обращения Кемеровским УФАС России установлено следующее:

 Существует общепринятое понятие о том, что под залог имущества у организаций, осуществляющих деятельность ломбардов, можно получить денежный займ.

  В данном случае из поступившего обращения следует, что по указанному адресу ООО «КТЛ» осуществляется деятельность ломбардов по выдаче займов под залог имущества, а, следовательно, и распространение рекламы по адресу г. Топки, ул. Революции, 13, о деятельности ломбардов по выдаче займов под залог имущества. 

Вместе с тем, Кемеровским УФАС России установлено, что ООО «КТЛ» не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, поскольку сведения об ООО «КТЛ» по состоянию на 04.08.2020 в государственном реестре ломбардов Банка России отсутствуют (Акт осмотра сайта от 04.08.2020).

Статьей 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно части 1.1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – ФЗ «О потребительском кредите (займе)»).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в рекламе ООО «КТЛ» размещена информация о деятельности по предоставлению займов под залог, т.е. деятельности ломбардов, что не соответствует положениям специального ФЗ «О ломбардах» и ФЗ «О рекламе».    

        Частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В нарушение данной правовой нормы в тексте рекламы отсутствует наименование лица, предоставляющего финансовую услугу - рассрочку.

  Частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

  Частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

   В нарушение требований части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» рекламная конструкция ООО «КТЛ» размещена без соответствующего разрешения органов местного самоуправления.

   Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

   Также в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

   В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»»  при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

   Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

   Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

   Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

   Таким образом, использование в рекламе обозначения «Самые низкие цены в Кузбассе» является нарушением пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку данная информация не подтверждена документально.

  Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5, частей 1, 14 статьи 28   ФЗ «О рекламе».

Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что ответственность за нарушение требований, установленных частью 9 статьи 19, частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем является ООО «КТЛ».

           Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

 

    1.Признать общество с ограниченной ответственностью «КТЛ» (юридический адрес: 652507, г. Ленинск – Кузнецкий, пр. Ленина, д. 25, оф. 1,   ИНН 4212041743,  ОГРН 1204200008539, дата присвоения ОГРН 22.06.2020, КПП 421201001) нарушившим требования пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3  статьи 5, части 9 статьи 19, частей 1, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы по адресу г. Топки, ул. Революции, 43, а также на тротуарах на территории г. Топки.

   2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

   3. Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

   4.  Передать материалы дела № 042/05/28-1284/2020  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отдел МВД России по Топкинскому району.

 

Решение изготовлено в полном объеме «15»  октября 2020 года.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КТЛ"
ИНН 4212041743, ОГРН 1204200008539