Решение №05/6817 по жалобе от 5 августа 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е
по жалобе № 042/07/3-1176/2020
«04» августа 2020 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии:
|
|
Членов комиссии |
|
|
|
|
|
|
|
при ведении аудиозаписи заседания Комиссии,
при участии:
- <…> - представителя ГАУЗ «Кузбасская клиническая больница имени С.В. Беляева» (доверенность № <…> от <…>),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ВЕЛКЭР» и материалы жалобы № 042/07/3-1176/2020,
У С Т А Н О В И Л А:
27.07.2020 г. Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба Общества с ограниченной ответственностью «ВЕЛКЭР» (далее – ООО «ВЕЛКЭР», Заявитель) (вх. № 4827 э) на действия заказчика – Государственного автономного учреждения здравоохранения «Кузбасская клиническая больница имени С.В. Беляева» (далее – ГАУЗ «ККБ», Заказчик) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственных средств. Извещение опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) и электронной площадке ots-tender.ru (далее – ООО «ОТС-Тендер») http://otc-tender.ru 17.07.2020 г. под № 32009329427 (далее – Закупка).
По мнению Заявителя, закупочная документация не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ, а именно, в ней Заказчик неправомерно установил длительный срок оплаты за поставленный товар в течение 540 календарных дней.
Также Заказчик нарушил требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), что выразилось в необъективном описании объекта закупки в части указания в документации характеристик лекарственных препаратов, не имеющих терапевтического и фармакологического значения, не влияющих на безопасность и эффективность лекарственных препаратов.
Уведомлением Кемеровского УФАС России от 29.07.2020 г. № 05/6639 рассмотрение жалобы № 042/07/3-1176/2020 было назначено на 04.08.2020 года в 11 часов 00 минут. Данное уведомление было направлено посредством электронной почты в адреса: ГАУЗ «ККБ», ООО «ВЕЛКЭР» и ООО «ОТС-Тендер».
03.08.2020 г. в адрес Кемеровского УФАС России от заказчика - ГАУЗ «ККБ» поступили возражения на жалобу ООО «ВЕЛКЭР» с приложенными материалами, касающимися спорных вопросов по данному запросу котировок.
На заседание Комиссии по рассмотрению жалобы № 042/07/3-1176/2020 04.08.2020 г. заявитель не явился. Ходатайство о рассмотрении данной жалобы в отсутствие представителя заявителя в адрес Кемеровского УФАС России не поступало.
Поскольку уведомление о принятии жалобы к рассмотрению было направлено по адресу электронной почты заявителя, указанному в тексте жалобы, Комиссия считает возможным рассмотреть жалобу № 042/07/3-1176/2020 в отсутствие представителя заявителя.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы № 042/07/3-1176/2020 04.08.2020 г. представитель Заказчика поддержал доводы, ранее изложенные в возражениях на жалобу ООО «ВЕЛКЭР» и отметил своё несогласие с доводами данной жалобы.
Подробно доводы Заказчика закупки изложены в возражениях на жалобу ООО «ВЕЛКЭР» (вх. № 3603 от 03.08.2020).
Изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-1176/2020, и заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
Проведение запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственных средств, назначено в соответствии с планом закупки товаров, работ, услуг заказчика на 2020 год, утвержденным главным врачом ГАУЗ КО «КОКБ» и размещенным на Официальном сайте под № 1294, что подтверждается скриншотом с данного сайта.
Приказом главного врача ГАУЗ КО «КОКБ» от 07.05.2019 г. № 149/0 «Об утверждении нового состава комиссии по осуществлению закупок для нужд ГАУЗ КО «КОКБ» создана единая закупочная комиссия для осуществления закупочной деятельности по размещению заказов и проведению процедур закупок для нужд вышеуказанного хозяйствующего субъекта (далее – Закупочная комиссия), с изменениями приказ от 09.07.2020 г. № 433/0.
При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУЗ КО «КОКБ», утвержденным Наблюдательным советом ГАУЗ КО «КОКБ», протокол от 08.11.2018 г. № б/н (далее – Положение о закупках), которое разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Порядок и условия осуществления процедуры закупки продукции посредством запроса котировок в электронной форме регулируются разделом 5 Положения о закупках.
В соответствии с пунктом 4 подраздела 1 раздела 5 Положения о закупках при проведении запроса котировок в электронной форме Заказчик не составляет Документацию о закупке.
Согласно пункту 5 подраздела 1 раздела 5 Положения о закупках Заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении запроса котировок в электронной форме (далее – Извещение).
17.07.2020 г. заказчиком - ГАУЗ «ККБ» на Официальном сайте было размещено извещение № 32009329427 о проведении закупки способом запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственных средств.
В соответствии с Извещением, опубликованным на Официальном сайте:
- дата начала срока подачи заявок на участие в закупке: 17.07.2020 г.;
- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 27.07.2020 05:00 (время московское);
- дата и время рассмотрения предложений участников закупки: 27.07.2020 10:00 (время московское);
- дата подведения итогов закупки: 27.07.2020 10:00 (время московское).
Согласно извещению начальная (максимальная) цена договора составляла 2 024 747,00 руб., включая НДС.
В соответствии с протоколом от 27.07.2020 № 1802-07-20-ЗКЭФ (32009329427) рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку лекарственных средств для нужд ГАУЗ «ККБ» (итоговый протокол), на момент окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок (27.07.2020 г. 05:00 время московское) была подана 1 (одна) заявка, а именно: заявка № 1578063 ООО «МедопроВет».
Как следует из вышеуказанного протокола, закупочная комиссия приняла следующее решение: заявку № 1578063 ООО «МедопроВет» признать соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении закупки.
Согласно вышеуказанному протоколу Закупочная комиссия приняла решение о заключении договора с ООО «МедопроВет» с ценой договора 2 024 046,00 руб., включая НДС
По состоянию на 04.08.2020 г. договор на поставку лекарственных средств между ГАУЗ «ККБ» и победителем запроса котировок ООО «МедопроВет» не заключен.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках определено, что Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее – Положение о СМСП).
Заказчик в подразделе 12 раздела 1 Положения о закупках установил особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, следовательно, требования Положения о СМСП являются обязательными для применения Заказчиком.
Вместе с тем, Положение о закупках не содержит каких-либо ограничений, касающихся сроков оплаты товаров, работ, услуг, являющихся предметом рассматриваемой закупки.
В соответствии с пунктом 14 Извещения «Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги» оплата за поставленный Поставщиком Товар производится Заказчиком в течение 540 (пятьсот сорок) календарных дней путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика, указанный в договоре, на основании выставленного Поставщиком счета или счета-фактуры, подписанного Сторонами Акта приема – передачи или универсальных передаточных документов.
Заказчик оставляет за собой право произвести оплату по настоящему Договору досрочно.
Пунктом 2.6 Проекта договора на поставку лекарственных средств определен порядок расчетов: Оплата за поставленный Поставщиком Товар производится Заказчиком в течение 540 (пятьсот сорок) календарных дней путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика, указанный в договоре, на основании выставленного Поставщиком счета или счета-фактуры, подписанного Сторонами Акта приема – передачи или универсальных передаточных документов.
Согласно пункту 4 Положения о СМСП закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных Положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом (далее - положение о закупке), торгов, иных способов закупки:
а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;
б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;
в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 14(3) Положения о СМСП при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 настоящего Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).
Анализ представленных документов позволил установить, что данный запрос котировок в электронной форме не являлся закупкой, участниками которой были только субъекты малого и среднего предпринимательства. Извещение не содержит соответствующих ограничений для участия в процедуре закупки и преимуществ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
Также в Извещении не установлено требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Следовательно, контрагентом по договору может стать любой участник данной закупки, в том числе, не из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволяет Заказчику производить оплату в пределах установленного в Извещении срока оплаты.
Кроме того, Заказчик имеет право оплатить поставленные товары до предельного срока оплаты, установленного в договоре, поскольку указанная формулировка позволяет произвести оплату в любой из дней в пределах установленного срока.
Следует отметить, что при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения о СМСП Заказчик не мог знать заранее о принадлежности (или её отсутствии) победителя закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства, в связи, с чем Заказчик вправе установить в Документации необходимый ему срок оплаты за поставленный товар, являющийся предметом закупки.
На основании вышеизложенного довод Заявителя о том, что Заказчик при проведении данного запроса котировок, участниками которого могут быть любые лица, неправомерно установил длительный срок оплаты за поставленный товар в течение 540 календарных дней, а закупочная документация не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, Комиссия считает необоснованным, так как в данной закупке все участвуют на равных условиях.
В ходе рассмотрения жалобы № 042/07/3-1176/2020 Комиссией выявлено, что Заказчик в качестве победителя данной закупки определил ООО «МедопроВет», с которым планируется заключение договора по результатам запроса котировок в электронной форме. Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства победитель рассматриваемой закупки ООО «МедопроВет» включен в вышеназванный реестр и является малым предприятием.
Таким образом, Документация (Извещение) Заказчика в части сроков оплаты за поставленный товар полностью соответствует требованиям действующего законодательства РФ и не нарушает законные права и интересы поставщиков.
Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Из вышеуказанной нормы Закона о закупках следует, что создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми качественными и количественными характеристиками, показателями цены и потребительскими свойствами, предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупочной процедуры, недопустимость вмешательства кого-либо в процедуру закупки под предлогом связанным с оценкой целесообразности её условий и порядка проведения.
Следовательно, потребности Заказчика в закупаемых товарах относятся исключительно к компетенции самого Заказчика.
В пункте 8 Извещения «Описание объекта закупки» указаны следующие характеристики препарата, например: МНН: Нимодипин Упаковка: По 50 мл во флакон коричневого стекла, укупоренный пробкой из резины, закатанный алюминиевым обжимным кольцом и пластиковым колпачком. По 1 флакону вместе с инструкцией по применению и полиэтиленовой соединительной трубкой для инфузомата в картонную пачку.
Официальным документом, содержащим информацию о лекарственном препарате и (или) медицинском изделии является инструкция по применению лекарственного препарата для специалистов медицинских учреждений, в соответствии с государственным информационным стандартом лекарственного средства ОСТ ГИСЛС 911500.05.0002-2001, утвержденным Приказом Минздрава РФ от 26.03.2001 № 88 (далее – Государственный информационный стандарт).
Согласно подразделу 01.03. раздела 1 государственного информационного стандарта инструкция по применению лекарственного препарата для специалистов - официальный документ, содержащий информацию о лекарственном препарате, необходимую и достаточную для его эффективного и безопасного медицинского применения.
В подразделе 01.04. раздела 1 государственного информационного стандарта указано, что Стандарт обязателен для организаций и предприятий, участвующих в системе информационного обеспечения в сфере обращения лекарственных средств.
В пункте 02.02.03.02 «Клинико - фармакологическая статья лекарственного препарата» подраздела 02.02. раздела 2 государственного информационного стандарта определено, что клинико - фармакологическая статья лекарственного препарата должна содержать информацию по следующим позициям, включая: характеристики упаковок.
Пунктом 02.02.04 «Паспорт лекарственного препарата» подраздела 02.02. раздела 2 государственного информационного стандарта установлено, что в Паспорте лекарственного препарата отражаются основные фармакологические и потребительские свойства товара. Паспорт лекарственного средства должен содержать следующие структурные элементы, в том числе: виды упаковок.
В процессе рассмотрения жалобы № 042/07/3-1176/2020 Комиссия установила, что Заказчик, указав в Извещении виды и характеристики упаковок конкретных лекарственных препаратов, при описании характеристик лекарственных препаратов, руководствовался вышеуказанными положениями Закона о закупках и требованиями Государственного информационного стандарта.
Из вышеизложенного следует, что Заказчик самостоятельно принимает решение при формировании Извещения на поставку лекарственных препаратов с учетом требований действующего законодательства в сфере закупок.
Таким образом, довод заявителя о необъективном описании объекта закупки в части указания в документации характеристик лекарственных препаратов, не имеющих терапевтического и фармакологического значения, не влияющих на безопасность и эффективность лекарственных препаратов является неправомерным и необоснованным.
В процессе рассмотрения жалобы № 042/07/3-1176/2020 Комиссия выявила, что Заявитель не является непосредственным производителем названных в жалобе лекарственных препаратов, а является участником фармацевтического рынка, в силу чего имеет доступ к любым лекарственным препаратам, включая препараты указанные в предмете данной закупки и возможность приобретения лекарственных средств у любого производителя для дальнейшей перепродажи.
По мнению Комиссии, требования извещения, закупочной документации Заказчика не ограничивает участие ООО «ВЕЛКЭР» в рассматриваемой закупочной процедуре, а также не противоречит требованиям Закона о закупках и Положения о закупках.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО «ВЕЛКЭР» на действия Заказчика - ГАУЗ «ККБ» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку лекарственных средств, извещение № 32009329427, необоснованной.
Заместитель председатель комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.