Решение №05/6817 по жалобе от 5 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 042/07/3-1176/2020

«04» августа  2020 г.                    г. Кемерово

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия) в составе:

 

Заместителя председателя комиссии:

 

 

Членов комиссии

 

 

 

 

 

 

 

при ведении  аудиозаписи заседания Комиссии,

при участии:

- <…> - представителя ГАУЗ «Кузбасская клиническая больница имени С.В. Беляева» (доверенность № <…>  от  <…>),

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ВЕЛКЭР» и материалы жалобы  № 042/07/3-1176/2020,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

27.07.2020 г. Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба Общества с ограниченной ответственностью «ВЕЛКЭР» (далее – ООО «ВЕЛКЭР», Заявитель) (вх. № 4827 э) на действия заказчика – Государственного автономного учреждения здравоохранения «Кузбасская клиническая больница имени  С.В. Беляева» (далее – ГАУЗ «ККБ», Заказчик) при  организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственных средств. Извещение опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) и электронной площадке ots-tender.ru (далее –            ООО «ОТС-Тендер») http://otc-tender.ru  17.07.2020 г. под № 32009329427 (далее – Закупка).

По мнению Заявителя, закупочная документация не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ, а именно, в ней Заказчик неправомерно установил длительный срок оплаты за поставленный товар в течение 540 календарных дней.   

Также Заказчик нарушил требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), что выразилось в необъективном описании объекта закупки в части указания в документации характеристик лекарственных препаратов, не имеющих терапевтического и фармакологического значения, не влияющих на безопасность и эффективность  лекарственных препаратов.  

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 29.07.2020 г. № 05/6639 рассмотрение жалобы № 042/07/3-1176/2020 было назначено на 04.08.2020 года в 11 часов 00 минут. Данное уведомление было направлено посредством  электронной почты в адреса: ГАУЗ «ККБ», ООО «ВЕЛКЭР» и ООО «ОТС-Тендер».

03.08.2020 г. в адрес Кемеровского УФАС России от заказчика - ГАУЗ  «ККБ» поступили возражения на жалобу ООО «ВЕЛКЭР» с приложенными материалами, касающимися спорных вопросов по данному запросу котировок.

На заседание Комиссии по рассмотрению жалобы № 042/07/3-1176/2020 04.08.2020 г. заявитель не явился. Ходатайство о рассмотрении данной жалобы в отсутствие представителя заявителя в адрес Кемеровского УФАС России не поступало.

Поскольку уведомление о принятии жалобы к рассмотрению было направлено по адресу электронной почты заявителя, указанному в тексте жалобы, Комиссия считает возможным рассмотреть жалобу № 042/07/3-1176/2020 в отсутствие представителя заявителя.

На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы № 042/07/3-1176/2020 04.08.2020 г. представитель Заказчика поддержал доводы, ранее изложенные в  возражениях на жалобу ООО «ВЕЛКЭР» и отметил своё несогласие с доводами данной жалобы.

Подробно доводы Заказчика закупки изложены в возражениях на жалобу ООО «ВЕЛКЭР» (вх. №  3603  от  03.08.2020).

Изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-1176/2020, и заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Проведение запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственных средств, назначено в соответствии с планом закупки товаров, работ, услуг заказчика на 2020 год, утвержденным главным врачом ГАУЗ КО «КОКБ» и размещенным на Официальном сайте под № 1294, что подтверждается скриншотом с данного сайта.

Приказом главного врача ГАУЗ КО «КОКБ» от 07.05.2019 г. № 149/0 «Об утверждении нового состава комиссии по осуществлению закупок для нужд ГАУЗ КО «КОКБ» создана единая закупочная комиссия для осуществления закупочной деятельности по размещению заказов и проведению процедур закупок для нужд вышеуказанного хозяйствующего субъекта (далее – Закупочная комиссия), с изменениями приказ от 09.07.2020 г. № 433/0.

При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУЗ КО «КОКБ», утвержденным Наблюдательным советом ГАУЗ КО «КОКБ», протокол от 08.11.2018 г. № б/н  (далее – Положение о закупках), которое разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Порядок и условия осуществления процедуры закупки продукции   посредством запроса котировок в электронной форме регулируются  разделом 5 Положения о закупках.

В соответствии с пунктом 4 подраздела 1 раздела 5 Положения о закупках при проведении запроса котировок в электронной форме Заказчик не составляет Документацию о закупке.

Согласно пункту 5 подраздела 1 раздела 5 Положения о закупках Заказчик размещает в ЕИС  извещение о проведении запроса котировок в электронной форме (далее – Извещение). 

17.07.2020 г. заказчиком - ГАУЗ «ККБ» на Официальном сайте было размещено извещение № 32009329427 о проведении закупки способом запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственных средств.  

В соответствии с Извещением, опубликованным на Официальном сайте:

- дата начала срока подачи заявок на участие в закупке: 17.07.2020 г.;

- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке:  27.07.2020   05:00 (время московское);

- дата и время рассмотрения предложений участников закупки: 27.07.2020 10:00 (время московское);

- дата подведения итогов закупки: 27.07.2020 10:00 (время московское).

Согласно извещению начальная (максимальная) цена договора составляла 2 024 747,00 руб., включая НДС.  

В соответствии с протоколом от 27.07.2020 № 1802-07-20-ЗКЭФ (32009329427) рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку лекарственных средств для нужд ГАУЗ «ККБ» (итоговый протокол), на момент окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок (27.07.2020 г. 05:00 время московское) была подана 1 (одна) заявка, а именно: заявка № 1578063 ООО «МедопроВет».

Как следует из вышеуказанного протокола, закупочная комиссия приняла следующее решение: заявку № 1578063 ООО «МедопроВет» признать соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении закупки.

Согласно вышеуказанному протоколу Закупочная комиссия приняла решение о заключении договора с ООО «МедопроВет» с ценой договора  2 024 046,00 руб., включая НДС

По состоянию на 04.08.2020 г. договор на поставку лекарственных средств  между ГАУЗ «ККБ» и победителем запроса котировок ООО «МедопроВет»  не заключен.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках определено, что Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее – Положение о СМСП). 

Заказчик в подразделе 12 раздела 1 Положения о закупках установил особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, следовательно, требования Положения о СМСП являются обязательными для применения Заказчиком.

Вместе с тем, Положение о закупках не содержит каких-либо ограничений, касающихся сроков оплаты товаров, работ, услуг, являющихся предметом рассматриваемой закупки.

В соответствии с пунктом 14 Извещения «Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги» оплата за поставленный Поставщиком Товар производится Заказчиком в течение 540 (пятьсот сорок) календарных дней путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика, указанный в договоре, на основании выставленного Поставщиком счета или счета-фактуры, подписанного Сторонами Акта приема – передачи или универсальных передаточных документов.

Заказчик оставляет за собой право произвести оплату по настоящему Договору досрочно.

Пунктом 2.6 Проекта договора на поставку лекарственных средств  определен порядок расчетов: Оплата за поставленный Поставщиком Товар производится Заказчиком в течение 540 (пятьсот сорок) календарных дней путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика, указанный в договоре, на основании выставленного Поставщиком счета или счета-фактуры, подписанного Сторонами Акта приема – передачи или универсальных передаточных документов.

Согласно пункту 4 Положения о СМСП закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных Положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом (далее - положение о закупке), торгов, иных способов закупки:

а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 14(3) Положения о СМСП при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 настоящего Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).

Анализ представленных документов позволил установить, что данный запрос котировок в электронной форме не являлся закупкой, участниками которой были только субъекты малого и среднего предпринимательства. Извещение не содержит соответствующих ограничений для участия в процедуре закупки и преимуществ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Также в Извещении не установлено требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Следовательно, контрагентом по договору может стать любой участник данной закупки, в том числе, не из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволяет Заказчику производить оплату в пределах установленного в Извещении срока оплаты.

Кроме того, Заказчик имеет право оплатить поставленные товары до предельного срока оплаты, установленного в договоре, поскольку указанная формулировка позволяет произвести оплату в любой из дней в пределах установленного срока.

Следует отметить, что при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения о СМСП Заказчик не мог знать заранее о принадлежности (или её отсутствии) победителя закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства, в связи, с чем Заказчик вправе установить в Документации необходимый ему срок оплаты за поставленный товар,  являющийся предметом закупки.

На основании вышеизложенного довод Заявителя о том, что Заказчик при проведении данного запроса котировок, участниками которого могут быть любые лица, неправомерно установил длительный срок оплаты за поставленный товар в течение 540 календарных дней, а закупочная документация не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, Комиссия считает необоснованным, так как в данной закупке все участвуют на равных условиях.

В ходе рассмотрения жалобы № 042/07/3-1176/2020 Комиссией выявлено, что Заказчик в качестве победителя данной закупки определил ООО «МедопроВет», с которым планируется заключение договора по результатам  запроса котировок в электронной форме. Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства победитель рассматриваемой закупки ООО «МедопроВет» включен в вышеназванный реестр и является малым предприятием.

Таким образом, Документация (Извещение) Заказчика в части сроков оплаты за поставленный товар полностью соответствует требованиям действующего законодательства РФ и не нарушает законные права и интересы поставщиков.

Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках  в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:  требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Из вышеуказанной нормы Закона о закупках следует, что создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми качественными и количественными характеристиками, показателями цены и потребительскими свойствами, предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупочной процедуры, недопустимость вмешательства кого-либо в процедуру закупки под предлогом связанным с оценкой целесообразности её условий и порядка проведения.

Следовательно, потребности Заказчика в закупаемых товарах относятся исключительно к компетенции самого Заказчика.

В пункте 8 Извещения «Описание объекта закупки» указаны следующие характеристики препарата, например: МНН: Нимодипин Упаковка: По 50 мл  во флакон коричневого стекла, укупоренный пробкой из резины, закатанный алюминиевым обжимным кольцом и пластиковым колпачком. По 1 флакону вместе с инструкцией по применению и полиэтиленовой соединительной трубкой для инфузомата в картонную пачку.

Официальным документом, содержащим информацию о лекарственном препарате и (или) медицинском изделии является инструкция по применению лекарственного препарата для специалистов медицинских учреждений, в соответствии с государственным информационным стандартом лекарственного средства ОСТ ГИСЛС 911500.05.0002-2001, утвержденным Приказом Минздрава РФ  от 26.03.2001 № 88 (далее – Государственный информационный стандарт).

Согласно подразделу 01.03. раздела 1 государственного информационного стандарта инструкция по применению лекарственного препарата для специалистов - официальный документ, содержащий информацию о лекарственном препарате, необходимую и достаточную для его эффективного и безопасного медицинского применения.

В подразделе 01.04. раздела 1 государственного информационного стандарта указано, что Стандарт обязателен для организаций и предприятий, участвующих в системе информационного обеспечения в сфере обращения лекарственных средств.

В пункте 02.02.03.02 «Клинико - фармакологическая статья лекарственного препарата» подраздела 02.02. раздела 2 государственного информационного стандарта определено, что клинико - фармакологическая статья лекарственного препарата должна содержать информацию по следующим позициям, включая:  характеристики упаковок.

Пунктом 02.02.04 «Паспорт лекарственного препарата» подраздела 02.02. раздела 2 государственного информационного стандарта установлено, что в Паспорте лекарственного препарата отражаются основные фармакологические и потребительские свойства товара. Паспорт лекарственного средства должен содержать следующие структурные элементы, в том числе: виды упаковок.

В процессе рассмотрения жалобы № 042/07/3-1176/2020 Комиссия установила, что Заказчик, указав в Извещении  виды и характеристики упаковок конкретных лекарственных препаратов, при описании характеристик лекарственных препаратов,  руководствовался вышеуказанными положениями Закона о закупках и  требованиями Государственного информационного стандарта.

Из вышеизложенного следует, что Заказчик самостоятельно принимает решение при формировании Извещения на поставку лекарственных препаратов с учетом требований действующего законодательства в сфере закупок. 

Таким образом,  довод заявителя о необъективном описании объекта закупки в части указания в документации характеристик лекарственных препаратов, не имеющих терапевтического и фармакологического значения, не влияющих на безопасность и эффективность лекарственных препаратов является неправомерным и необоснованным.

В процессе рассмотрения жалобы № 042/07/3-1176/2020 Комиссия выявила, что Заявитель не является непосредственным производителем названных в  жалобе лекарственных препаратов, а является участником фармацевтического рынка, в силу чего имеет доступ к любым лекарственным препаратам, включая препараты указанные в предмете данной закупки и возможность приобретения лекарственных средств у любого производителя для дальнейшей перепродажи.  

По мнению Комиссии, требования извещения, закупочной документации Заказчика не ограничивает участие ООО «ВЕЛКЭР» в рассматриваемой закупочной процедуре, а также  не противоречит требованиям Закона о закупках и Положения о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1   Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «ВЕЛКЭР» на действия Заказчика - ГАУЗ «ККБ» при  организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку лекарственных средств, извещение  № 32009329427,  необоснованной.

Заместитель председатель  комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

                                 

 

 

 

 

 

Примечание. В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

ООО «ВЕЛКЭР»
ИНН 7721634327, ОГРН 5087746208435
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "КУЗБАССКАЯ ОБЛАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМЕНИ С.В. БЕЛЯЕВА"
ИНН 4200000502, ОГРН 1024200678941