Решение б/н Решение по делу №501/З-2016 от 28 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 «27» июля 2015г.

Резолютивная часть решения оглашена «26» июля 2015г.                          г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «27» июля 2015г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

 Стельмах С.В..   -

заместителя руководителя

Кемеровского УФАС России;

 

Членов комиссии:

Лыжина Д.А.-        

начальника  отдела контроля в сфере закупок;

 

 

 Сивороновой Т.В. -

 

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При участии:

- <...> (директора), <...> (по доверенности) – представителей заказчика, 

рассмотрев  дело № 501/З-2016, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – МБУ «Управление капитального строительства города Белово» (далее – МБУ УКС Белово) законодательства в сфере закупок при проведении  аукциона в электронной форме №0339300296616000019    «Строительство магистрального водовода для закольцовки 3-го микрорайона г. Белово», в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями п.п «б» п.2 ч.3 ст. 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14

 

установила:

 

21.07.2016г в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика - МБУ УКС Белово при проведении электронного аукциона №0339300296616000019    «Строительство магистрального водовода для закольцовки 3-го микрорайона г. Белово».  По мнению данного заявителя, документация об аукционе разработана с нарушениями требований законодательства о контрактной системе, а именно:

- в пунктах 6.1 -6.8 проекта контракта устанавливаются порядок, условия и сроки  оформления результатов работ. Согласно требованиям части 13 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

        - в пункте 2.10 проекта контракта предусматривается, что экономия, полученная от применения Подрядчиком более совершенных технологий, более дешевых материалов либо в результате сокращения сроков строительства без ущерба для качества работ, распределяется между Подрядчиком и Заказчиком в следующих долях: Подрядчику – 0 %, Заказчику – 100 %. Полагает, что данные условия проекта контракта нарушает право Подрядчика, предусмотренное  статьей 710 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), на возможность распределения в свою пользу  указанной экономии.

- полагает, что  установление в п. 2.9 проекта контракта условий о том, что  окончательный расчет  за выполненные работы производится в течении 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), и обязательностью правильного оформления необходимой для оплаты  счета-фактуры, Заявитель полагает, что данными положениями проекта контракта не учтено того, что организации, находящиеся на упрощенной системе налогообложения  не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ. Поскольку п. 3 ст. 169 гл. 21 НК РФ предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны плательщики налога на добавленную стоимость, реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ, предъявления требования оплаты при наличии счета-фактуры является неправомерным Заявитель в подтверждение указанного обстоятельства ссылается на Письмо Минфина РФ от 03.11.2009 N 03-07-09/54, указывающего на то, что если организация применяет УСНО, она не является плательщиком НДС.

 

21.07.2016 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» на действия заказчика - МБУ УКС Белово при проведении электронного аукциона №0339300296616000019    «Строительство магистрального водовода для закольцовки 3-го микрорайона г. Белово». По мнению заявителя,  документация об аукционе разработана с нарушениями требований законодательства о контрактной системе, поскольку заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями части 4 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ.

 

В процессе рассмотрения жалоб и проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

29.06.2016г. в единой информационной системе в сфере закупок заказчиком – МБУ УКС Белово были размещены извещение о проведении электронного аукциона №0339300296616000019 «Строительство магистрального водовода для закольцовки 3-го микрорайона г. Белово»  и аукционная документация.

По доводам жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно требованиям части 13 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Согласно условиям пунктов 6.1 – 6.8 проекта контракта предусматриваются следующие условия:

6.1. Подрядчик обязуется письменно в течение 3 (трех) рабочих дней известить Заказчика о  готовности передать результаты работ.

6.2. Заказчик обязан с участием Подрядчика осмотреть и принять результаты работ, а при обнаружении отступлений от Контракта, ухудшающих результаты, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом Подрядчику.

6.3. После окончания производства работ Подрядчик обязан передать Заказчику надлежащим образом оформленные в 3 (трех) экземплярах документы, как на бумажном, так и на  электронном носителе:

- акт о приемке выполненных работ;

- справку о стоимости выполненных работ и затрат;

- исполнительные съемки;

- акты на скрытые работы;

-паспорта, сертификаты соответствия материалов и оборудования техническим, санитарным и противопожарным нормам;

- журнал учета выполненных работ;

- технический паспорт БТИ, технический план и кадастровый паспорт;

- иную документацию, предусмотренную действующим законодательством и настоящим Контрактом.

             6.4. Подрядчик обязан Заказчику подтвердить стоимость применяемых основных материалов счетами-фактурами.

             6.5. Передача документации, связанной с выполнением работ по Контракту, осуществляется Подрядчиком лично в помещении Заказчика. Акт о приемке выполненных работ подписывается представителями Подрядчика и Заказчика с расшифровкой подписи, заверяется печатями Подрядчика и Заказчика. В случае если акт о приемке выполненных работ подписан не уполномоченными лицами, отсутствует расшифровка подписей, отсутствуют печати Подрядчика и Заказчика, акт о приемке выполненных работ считается неподписанным, а Работы непринятыми.

6.6. Заказчик вправе отказаться подписать акт о приемки выполненных работ и дать мотивированный отказ в приемке выполненных работ в случае выявления недостатков и дефектов в выполненных работах.

В данном случае Стороны составляют и подписывают  двусторонний акт, в котором указывается перечень выявленных недостатков и дефектов, а также сроки их устранения. Подрядчик обязан без дополнительной оплаты устранить выявленные недостатки и дефекты и представить документы на повторное рассмотрение Заказчику в новой редакции.

Если Подрядчик не устранит выявленные недостатки и дефекты в согласованные с Заказчиком сроки, это будет являться существенным нарушением Контракта, при возникновении которого настоящий Контракт может быть расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке по истечении срока, в течение которого Подрядчик должен был устранить выявленные недостатки и дефекты. Устранение Подрядчиком недостатков и дефектов в срок, указанный в двустороннем акте Заказчика не снимает с Подрядчика ответственность за несвоевременное выполнение работ.

6.7. При возникновении между Заказчиком и Подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из Сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несет Подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений Подрядчиком Контракта или причинной связи между действиями Подрядчика и обнаруженными недостатками. В указанных случаях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между Сторонами, обе стороны поровну.

6.8. При сдаче результаты работ Заказчику Подрядчик обязан сообщить ему о требованиях, которые необходимо соблюдать для эффективного и безопасного использования результатов работы.

            Изученные выше условия проекта контракта о порядке и условиях приемки выполненных работ не содержат сроков осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов).

В  связи с изложенным доводы жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» в указанной части признаются обоснованными, заказчик признается нарушившим требования части 13 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ.

 

Согласно части 13 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

в п. 2.9 проекта контракта условий о том, что  окончательный расчет  за выполненные работы производится в течении 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), и обязательностью правильного оформления необходимой для оплаты  счета-фактуры. Таким образом, аукционной документацией предусмотрены порядок и сроки оплаты товара, работы или услуги, вследствие чего нарушение Закона № 44-ФЗ со стороны Заказчика отсутствует.

В соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина РФ от 1 сентября 2008 г. N 87н, для оплаты денежных обязательств получатели средств федерального бюджета представляют в орган Федерального казначейства по месту их обслуживания соответствующие акты выполненных работ и счета-фактуры.

Согласно положениям постановления Правительства РФ от 26 декабря 2011 года № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» счет-фактура без НДС заполняется по тем же правилам, которые установлены для оформления обычных счетов-фактур, содержащих НДС.

На основании пункта 2 раздела 2 приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 №1137 в графах основной таблицы, предназначенной для указания ставки налога и его суммы, рассчитанной по этой ставке, в счете-фактуре, составляемой без НДС, делается запись «без НДС».

В Определении от 29.03.2016 N 460-О Конституционный Суд РФ изложил свою позицию, согласно которой:

Лица, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, имеют возможность выбора наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования: они вправе либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм налога на добавленную стоимость и, соответственно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг), либо выставить контрагенту по конкретным операциям по реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, притом что эта сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет (пункт 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации).

Этот документ действует непосредственно и обязателен для исполнения всеми органами власти Российской Федерации.

Нормативные правовые акты не содержат запретов на выставление счетов-фактур без начисления суммы НДС организациями, применяющими УСНО.

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что положения п.2.9 проекта государственного контракта не ограничивают права и законные интересы участников закупки, осуществляющих предпринимательскую деятельность с применением упрощенной системы налогообложения.

 

Согласно требованиям статьи 710 ГК РФ РФ в случае, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работ, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ, при этом, обязанность по доказыванию ложится на заказчика. Предусматривается распределение полученной подрядчиком экономии между сторонами, по согласованию обоих сторон договора.

в пункте 2.10 проекта контракта предусматривается, что экономия, полученная от применения Подрядчиком более совершенных технологий, более дешевых материалов либо в результате сокращения сроков строительства без ущерба для качества работ, распределяется между Подрядчиком и Заказчиком в следующих долях: Подрядчику – 0 %, Заказчику – 100 %.

Учитывая то, что указанные условия проекта контракта не имеют противоречий с положениями ФЗ № 44-ФЗ, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы в указанной части.

По доводам жалобы ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1частями 1.12 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Частью 5 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015г. №99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"  установлено, что к участникам закупки предъявляются дополнительные требования согласно Приложению 1 к данному Постановлению.

Согласно пункту 2 Приложения 1 к Постановлению Правительства №99 для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, заказчик обязан установить дополнительное требование  к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка

При этом в подтверждение соответствия данному требованию участник закупки во второй части заявки должен предоставить копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копию акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.

Следует учесть, что постановление № 99 не устанавливает требований к выбору заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществления указанных в приложении N 1 закупок товаров, работ, услуг, поскольку способ определяется заказчиком в соответствии с частью 5 статьи 24 ФЗ N 44-ФЗ.

Учитывая то, что частью 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ предусмотрены такие виды аукциона, как аукцион в электронной форме и закрытый аукцион, дополнительные требования, согласно приложению N 1 к постановлению N 99, устанавливаются к участникам закупки, осуществляемой путем проведения как закрытого аукциона, так и аукциона в электронной форме.

Заказчик разместил электронный аукцион №0839300000116000009 на выполнение работ по замене ветхих сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения под кодом ОКПД 42.21.22.120, начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 698 636,00 руб. т.е. соответствует требованиям Постановления Правительства №99 от 04.02.2015г., вследствие чего заказчик обязан был установить в документации об электронном аукционе №0339300296616000019 «Строительство магистрального водовода для закольцовки 3-го микрорайона г. Белово»  требование к участникам о наличие опыта исполнения контракта на выполнение соответствующих строительных работ и потребовать предоставления вышеуказанных документов в составе частей заявок.

Приказом № 77 от 06.07.2016 г, размещенным на официальном сайте в документации об электронном аукционе №0339300296616000019    «Строительство магистрального водовода для закольцовки 3-го микрорайона г. Белово» содержатся  следующие дополнительные требования к участникам закупки:

10.3

Дополнительные требования, установленные Правительством Российской Федерации (в соответствии с пп 1.6.3 Раздела I.2 настоящей документации)

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка

<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 №99

«Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»

копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе

Данные действия не  противоречат положениям части  4 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ. Доводы жалобы ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» признаются необоснованными.

 

В результате проведения внеплановой проверки  Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводам о следующих нарушениях требований ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям письма ФАС России от 02 ноября 2014 г. N АЦ/60557/15 согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).

 

Пунктом 10.1 Информационной карты данного аукциона предусматривается следующее.  При осуществлении закупки Заказчиком устанавливаются следующие единые требования к участникам закупки (в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона №44-ФЗ):

соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки Подрядчик обязан иметь допуск СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом, свидетельство о допуске к видам работ 12.9. Гидроизоляция строительных конструкций, 16.1. Укладка трубопроводов водопроводных, 16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей, 16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов, 16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода или п.33.7.«Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Объекты водоснабжения и канализации (наличие допуска СРО по п.33.7. не исключает обязательного наличия предыдущих пунктов).

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Пунктом 10 части 1 статьи 1 ГрК РФ установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.

В соответствии с частью 3 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1частями 1.12 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно требованиям  пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 5 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ определено, что объектом капитального строительства являются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Согласно пункту 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. В силу части 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ, определенные Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами. Частью 3 статьи 52 ГрК РФ определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, указанным выше и /или с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) предусмотрены пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ. Исходя из вышеизложенного, участнику закупки необходимо в составе второй части заявки представить допуск СРО на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), предусмотренный пунктом 33 Приказа Минрегионразвития РФ. В нашем случае по подпункту 33.7 «Объекты водоснабжения».

Частью 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ предусматривается, что заказчик не вправе устанавливать  требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. Указание в документации  ссылки на необходимость одновременно иметь допуски на конкретные виды работ рассматриваются Комиссией Кемеровского УФАС России как нарушающие требования части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ. Комиссия Кемеровского УФАС России рассматривает возможность установления требований о наличии допусков на конкретные виды работ лишь  с оговоркой об условии выполнения работ участником закупки лично.

Заказчиком нарушены требования части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 ФЗ № 44-ФЗ, в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В нарушение изложенной нормы Заказчик включил в Извещение о проведении электронного аукциона сведения в следующем виде:

  1.  Иные дополнительные требования к участникам (в соответствии с частью 2 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

Дополнительная информация к требованию отсутствует

2. Требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (в соответствии с частью 1.1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

Дополнительная информация к требованию отсутствует

3. Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)

Дополнительная информация к требованию отсутствует

Комиссия Кемеровского УФАС России из указанных положений извещения усматривает то, что в Извещении не содержится указание о необходимости наличия у Участника закупки Свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно – по п. 33.7. Объекты водоснабжения, а также иных допусков СРО  по конкретным видам работ и не устанавливаются требования к документам в подтверждение опыта выполнения работ.

Заказчиком нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 63 ФЗ № 44-ФЗ.

 

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» на действия заказчика - МБУ УКС Белово при проведении электронного аукциона №0339300296616000019    «Строительство магистрального водовода для закольцовки 3-го микрорайона г. Белово» необоснованной.

2. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика - МБУ УКС Белово при проведении электронного аукциона №0339300296616000019    «Строительство магистрального водовода для закольцовки 3-го микрорайона г. Белово» частично обоснованной (в части указания на нарушения неуказанием в проекте контракта требований к срокам осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов)).

3. Признать заказчика – МБУ УКС Белово нарушившим требования части 6 статьи 31, части 13 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

4. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

  5. Передать материалы дела № 501/З-2016 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии:                                                   С.В. Стельмах

 

Члены  комиссии:                                                              Д.А. Лыжин

                                                                                               

                                                                                        Т.В. Сиворонова

Связанные организации

Связанные организации не указаны