Решение б/н Решение по делу № 52/А-10-2015 от 6 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 52/А-10-2015

                                                                

Резолютивная часть решения оглашена «18» апреля 2016 г.                                   г. Кемерово

В полном объеме решение изготовлено «04» мая 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:   Ланцман Людмилы Игоревны – заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:        Чубукова Анатолия Анатольевича – начальника отдела судебной и       правовой работы;

Ананьевой Галины Николаевны – и.о. начальника отдела топливно-энергетического комплекса;

Бердникова Евгения Александровича – ведущего специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи,

в присутствии:

- <…> – представителя ООО «Теплоснабжения» (по доверенности);

- <…> - представителя ООО «Кузбасская энергосетевая компания» (по доверенности);

  • <…>  - представителя ООО «Кузбасская энергосетевая компания» (по доверенности);
  • <…> - представителя ООО «Кузбасская энергосетевая компания» (по доверенности),

 

рассмотрев дело № 52/А-10-2015, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение» (652470, Кемеровская область, г.Анжеро-Судженск, ул. Милицейская, 64; ИНН/КПП 4246004034/424601001 (далее –  ООО  «Теплоснабжение») пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА:

По результатам рассмотрения заявления Общества с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» (650000, г. Кемерово, ул. Н. Островского, 32; ИНН/КПП 4205109750/424950001) (далее – ООО «Кузбасская энергосетевая компания») о наличии в действиях ООО «Теплоснабжение» признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом Кемеровского УФАС России от 09.09.2015 г. № 148 возбуждено дело № 52/А-10-2015 по признакам нарушения ООО «Теплоснабжение» пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по передаче тепловой энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой тепловыми сетями  ООО «Теплоснабжение» в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области, результатом которого является ущемление интересов ООО «Кузбасская энергосетевая компания», а именно в  отказе (уклонении) ООО «Теплоснабжение» от заключения договора  на подключение к системам теплоснабжения объекта ООО «Кузбасская энергосетевая компания», расположенного по адресу: г.Анжеро-Судженск, ул. Тульская, 9.

Определением от 15.09.2015 г. (исх. № 03/9385) рассмотрение дела № 52/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 12.10.2015 г.

12.10.2015 г. на рассмотрении дела № 52/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 52/А-10-2015 необходимо истребование дополнительных доказательств.

Определением от 12.10.2015 г. (исх. №03/10502 от 14.10.2015) рассмотрение дела №52/А-10-2015 было отложено.

Определением от  15.12.2015 г. о продлении срока рассмотрения дела №52/А-10-2015 (исх. №03/12612) срок рассмотрения дела продлен до 15.06.2016 г.

Письмом от 14.12.2015 г. (исх. №03/12564) дело № 52/А-10-2015 было назначено к рассмотрению на 22.12.2015 г.

На заседание Комиссии, состоявшееся 22.12.2015 г., ответчик по делу №52/А-10-2015 - ООО «Теплоснабжение», не явился. Ходатайств от ООО «Теплоснабжение» в адрес Кемеровского УФАС России  не поступало.

Сведениями о надлежащем уведомлении ООО «Теплоснабжение» о дате, времени и месте рассмотрения дела № 52/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 22.12.2015 г. (исх. №03/13007 от 24.12.2015) рассмотрение дела №52/А-10-2015 было отложено на 02.02.2016 г.

На заседании Комиссии, состоявшемся 02.02.2016 г., представителем ООО «Теплоснабжение» было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела №52/А-10-2015, в связи с необходимостью предоставления экспертизы ООО «Сибэнергоаудит» о возможности подключения дополнительных нагрузок к Котельной №4 и проведении мероприятий по ее реконструкции.

Представители ООО «Кузбасская энергосетевая компания» в удовлетворении данного ходатайства возражали. 

Ввиду того, что вопрос о возможности предоставления ООО «Теплоснабжение» экспертизы, проводимой ООО «Сибэнергоаудит» рассматривался до возбуждения дела №52/А-10-2015, в целях соблюдения прав заявителя, а также в связи с тем, что основания, обязывающее Комиссию отложить рассмотрение дела, предусмотренные статьей 47 Закона о защите конкуренции отсутствуют. Комиссией Кемеровского УФАС России было принято решение отказать  ООО «Теплоснабжение» в удовлетворении данного ходатайства. 

Комиссией принято решение об отложении рассмотрения дела № 52/А-10-2015 г. в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

Определением от 02.02.2016 г. (исх. № 03/1045 от 05.02.2016 г.) рассмотрение дела № 52/А-10-2015 было отложено на 03.03.2016 г.

02.02.2016 г. Комиссией изготовлено и направлено в адрес ООО «Кузбасская энергосетевая компания» и ООО «Теплоснабжение» Заключение об обстоятельствах дела №52/А-10-2015 г. (исх. №1060 от 05.02.2016 г.).

02.03.2016 г. ООО «Кузбасская энергосетевая компания» представило в адрес Кемеровского УФАС России (вх. №798э дополнительные пояснения по заключению об обстоятельствах дела № 52/А-10-2015.

Письмом от 02.03.2016 г. (исх. №03/1911) рассмотрение дела № 52/А-10-2015 было перенесено на 18.04.2016 г.

18.04.2016 г. на заседании Комиссии представители ООО «Кузбасская энергосетевая компания» поддержали требования, изложенные в заявлении о нарушении  ООО «Теплоснабжение» требований антимонопольного законодательства, и ходатайствовали о выдаче ООО «Теплоснабжение» предписания о понуждении заключения договора на подключение к системе теплоснабжения объекта ООО «Кузбасская энергосетевая компания», расположенного по адресу: г.Анжеро-Судженск, ул. Тульская, 9.

Представитель ООО «Теплоснабжения» пояснила, что у общества отсутствует техническая возможность подключения к системе теплоснабжения дополнительной нагрузки, в связи с чем в действиях ООО «Теплоснабжения» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

Изучив материалы дела № 52/А-10-2015, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее:

ООО «Теплоснабжение» осуществляет выработку тепловой энергии и обеспечивает теплом и горячей водой жилые дома и бюджетные организации, расположенные в  г. Анжеро-Судженск.

09.04.2014 г. ООО «Кузбасская энергосетевая компания» обратилось в адрес ООО «Теплоснабжение» с заявкой №536 на подключение к системе теплоснабжения объекта, расположенного по адресу: г.Анжеро-Судженск, ул. Тульская, 9, с максимальной тепловой нагрузкой 0,094 Гкал/час.

14.04.2014 г. ООО «Теплоснабжение» письмом №116 в ответ на заявку ООО «Кузбасская энергосетевая компания» №536 от 09.04.2014 г. сообщило, что заявка ООО «Кузбасская энергосетевая компания» принята к рассмотрению, работы по подключению объекта внесены в план работ на 2014-2015 гг. Проект договора о подключении будет направлен в адрес ООО «Кузбасская энергосетевая компания» после установления платы за подключение.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о теплоснабжении и Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307 (далее - Правила подключения).

Согласно части  (см. текст в предыдущей редакции)

 

2 статьи 14 Закона о теплоснабжении вышеуказанное подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются Правилами подключения.

Частью  (см. текст в предыдущей редакции)

 

3 статьи 14 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) отказ потребителю, в том числе застройщику, в заключении договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается.

В соответствии с пунктом 3 Правил подключения подключение к системам теплоснабжения осуществляется на основании договора о подключении к системам теплоснабжения (далее - договор о подключении).

По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение, а заявитель обязуется выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.

Основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения, в том числе в случае необходимости подключения к системам теплоснабжения вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, но не подключенного к системам теплоснабжения.

Пунктом 4 Правил подключения установлено, что договор о подключении является публичным для теплоснабжающих и теплосетевых организаций.

В соответствии с пунктом 8 Правил подключения теплоснабжающая или теплосетевая организация, к которой следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности таких организаций, определенных в схеме теплоснабжения поселения, городского округа.

Для заключения договора о подключении заявитель направляет в адрес исполнителя заявку на подключение к системе теплоснабжения, которая содержит ряд сведений и документов, предусмотренных пунктами 11, 12 и 48 Правил подключения (пункты 11, 12 Правил подключения).

Согласно пункту 14 Правил подключения в случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки и составу прилагаемых документов, предусмотренных пунктами 11, 12 и 48 Правил, исполнитель в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 3 месяцев с даты получения указанного уведомления представить недостающие документы и сведения.

В случае представления сведений и документов, указанных в пунктах 11, 12 и 48 Правил подключения, в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней с даты их получения направляет заявителю подписанный проект договора о подключении в 2 экземплярах.

В случае необходимости установления платы за подключение к системе теплоснабжения в индивидуальном порядке подписанный договор направляется заявителю в 2 экземплярах в течение 30 дней с даты установления уполномоченными органами регулирования платы за подключение.

Вместе с тем Комиссией установлено, что 03.06.2015 г. ООО «Теплоснабжение» обратилось в адрес Региональной энергетической комиссии (далее – РЭК КО) с заявлением об установлении тарифов за подключение объектов, подключаемая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч (здание  ремонтно-механического цеха (ул. Тульская, 9)).

Следовательно, ООО «Теплоснабжение» бездействовало в части рассмотрения заявки ООО «КЭнК» № 536 от 09.04.2014 г. на подключение к системе теплоснабжения.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о теплоснабжении при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) отказ потребителю, в том числе застройщику, в заключении договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается. Нормативные сроки подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 15 Правил подключения также предусмотрено, что при наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения в соответствующей точке подключения отказ потребителю в заключении договора о подключении объекта, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается.

В соответствии с пунктом 16 Правил подключения техническая возможность подключения существует: при наличии резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой энергии, теплоносителя; при наличии резерва тепловой мощности источников тепловой энергии.

Согласно сведениям, представленным Администрацией Анжеро-Судженского городского округа в адрес Кемеровского УФАС России (вх. №7441 от 30.10.2015 г.), схема теплоснабжения Анжеро-Судженского городского округа утверждена на период с 2014-2019гг. с перспективой до 2030 г. (далее – схема теплоснабжения)

Объект капитального строительства, расположенный по адресу: г. Анжеро-Судженск, ул. Тульская, 9, и указанный в заявке ООО «Кузбасская энергосетевая компания», находятся в зоне деятельности ООО «Теплоснабжение» - Котельная № 4.

В таблице 2.4 схемы теплоснабжения представлены балансы располагаемой мощности и присоединенной тепловой нагрузки по состоянию на 2014 год. Согласно данной таблице, по котельной №4 ООО «Теплоснабжение» резерв тепловой мощности составляет 2,610 Гкал/час. Дефицит тепловой мощности по данной котельной отсутствует.

При этом радиус эффективного теплоснабжения, рассчитанный в Схеме теплоснабжения, составляет 6,2 км.

В соответствии с пунктом 20 статьи 2 Закона о теплоснабжение схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Статьей 23 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.

Схема теплоснабжения разрабатывается на основе документов территориального планирования поселения, городского округа, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации.

Таким образом, факт отсутствия технической возможности подключения к системе теплоснабжения объектов ООО «Кузбасская энергосетевая компания», на который указывает ООО «Теплоснабжение» в рамках рассмотрения дела № 52/А-10-2015 о нарушении антимонопольного законодательства, не нашел своего подтверждения.

РЭК Кемеровской области осуществляет тарифное регулирование ООО «Теплоснабжение». В 2014-2015 г. действовали тарифы на тепловую энергию, реализуемую ООО «Теплоснабжение» (г. Анжеро-Судженск) на потребительском рынке в г.Анжеро-Судженске, установленные Постановлением РЭК Кемеровской области №766 от 04.12.2015 г.

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Закона о теплоснабжении  передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Обязательство по передаче тепловой энергии возникает у теплосетевой организации только после осуществления подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления подключения к системе теплоснабжения.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача тепловой энергии неразрывно связана с подключением к системе теплоснабжения, услуги по осуществлению мероприятий по подключению к системе теплоснабжения оказываются непосредственно с целью последующей передачи тепловой энергии для потребителя (подключение к системе теплоснабжения является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче тепловой энергии). Возможность заключения договора на передачу тепловой энергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для теплосетевой организации договора на подключение к системе теплоснабжения.

Следовательно, услуги по осуществлению подключения к системе теплоснабжения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи тепловой энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

При этом данная услуга может быть оказана только теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к тепловым сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему теплопотребляющие установки.

Услуги по передаче тепловой энергии, согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Теплоснабжение», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой тепловыми сетями ООО «Теплоснабжение» в  г. Анжеро-Судженске Кемеровской области.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).

Таким образом, в бездействие ООО «Теплоснабжение» в части рассмотрения заявки  ООО «Кузбасская энергосетевая компания» № 536 от 09.04.2014 г. на подключение к системе теплоснабжения, выразившемся в уклонении от заключения договора на подключение к системе теплоснабжения, результатом которого явилось ущемление интересов ООО «Кузбасская энергосетевая компания», квалифицировано Комиссией как злоупотребление ООО «Теплоснабжение» доминирующим положением на рынке передачи тепловой энергии и является  нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 Учитывая ходатайство ООО «Кузбасская энергосетевая компания» о выдаче ООО «Теплоснабжение» предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а также то, что на момент рассмотрения дела № 52/А-10-2015 нарушение антимонопольного законодательства ООО «Теплоснабжение» не устранено, Комиссия считает необходимым в рамках своих полномочий выдать обществу предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Сведений о материальном ущербе, причиненном ООО «Кузбасская энергосетевая компания» вследствие нарушения ООО «Теплоснабжение» антимонопольного законодательства, в адрес Кемеровского УФАС России не представлено.

 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

решила:

1. Признать ООО «Теплоснабжение» нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством бездействия ООО «Теплоснабжение» в части рассмотрения заявки  ООО «Кузбасская энергосетевая компания» № 536 от 09.04.2014 г. на подключение к системе теплоснабжения, выразившемся в уклонении от заключения договора на подключение к системе теплоснабжения результатом которого явилось ущемление интересов ООО «Кузбасская энергосетевая компания».

2. Выдать ООО «Теплоснабжение» предписание о прекращении нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии:                                                                                            Л.И. Ланцман

 

Члены Комиссии:                                                                                                         А.А. Чубуков    

Г.Н. Ананьева

Е.А. Бердников

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.     

Связанные организации

Связанные организации не указаны