Решение №05/1111э по жалобе от 20 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 042/07/3-586/2022           

«18» мая 2022 г.                                                                                           г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия) в составе:

при рассмотрении жалобы с использованием систем видеоконференцсвязи, при участии:

- <…> - представителя АО «ПАТП» (доверенность от 13.05.2022  № 1);

- <…> - представителя АО «ПАТП» (доверенность от 13.05.2022   № 2);

- <…> - представителя ООО «Астра Лайт» (доверенность от 10.01.2022 № 5),

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Астра Лайт» и материалы жалобы № 042/07/3-586/2022,

У С Т А Н О В И Л А:

Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «Астра Лайт» (Заявитель) на действия АО «Пассажирское автотранспортное предприятие» (далее – Заказчик, АО «ПАТП») при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на поставку и установку систем видеонаблюдения на автобусы, извещение опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru под № 32211335597 (далее – Закупка).

По мнению Заявителя, Заказчик не в полном объеме ответил на поданный запрос на разъяснение документации. Также Заказчик необоснованно установил завышенные требования к оборудованию, что не соответствует Постановлению Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» (далее – Постановление № 969).

Заказчик в документации ссылается на конкретную модель, конкретного производителя, однако данная модель является проектной и отсутствует на сайте производителя. Заказчик в Техническом задание установил завышенное количество излишних технических характеристик, которые подробно указаны в жалобе. При этом срок исполнения договора установлен 14 дней.

Установленные требования в документации являются заведомо излишними, что приводит к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки.

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 11.05.2022 № 05/1016э рассмотрение жалобы № 042/07/3-586/2022 с использованием систем видеоконференцсвязи было назначено на 18.05.2022 г. на 14 часов 00 минут. Данное уведомление на основании части 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» направлено на адреса электронной почты лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.

18.05.2022 на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России заявитель поддержал доводы жалобы.

Заказчик с доводами заявителя не согласен, так как Заказчик вправе установить требования к закупаемым товарам, работам, услугам исходя из собственных потребностей. Требования, установленные в техническом задание, не противоречат Постановлению № 969.

В разделе технического задания документации указана конкретная модель, конкретного производителя с указанием «или эквивалент», что не противоречит п.3      ч. 6.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Задачей было максимально точно описать продукцию, которую необходимо приобрести. Данная модель SOWA регистратора установлена на двух автобусах и зарекомендовала себя с лучшей стороны, полностью удовлетворят потребностям заказчика по своим основным характеристикам и эксплуатационным свойствам. Модель, указанная в техническом задание указана на сайте производителя, не считается проектной.

Срок на установку и монтаж оборудования 14 дней указан с момента подписания договора. Заказчик устанавливая такой срок исходил из представленных коммерческих предложений организаций и вынесенного требования прокурора Куйбышевского района города Новокузнецка от 15.11.2021 об устранение нарушений требований федерального законодательства в целях обеспечения состояния защищенности граждан от актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры ОА «ПАТП» и снижения криминогенной напряженности в районе.

Подробные пояснения АО «ПАТП» по доводам жалобы, имеются в материалах жалобы (исх. № 292 от 13.05.2022).

Изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-586/2022, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц АО «ПАТП» (далее – Положение), которое разработано в рамках Закона о закупках.

АО «ПАТП» утвердило извещение и документацию о закупке в электронной форме на поставку и установку систем видеонаблюдения на автобусы, извещение опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru под № 32211335597 (далее – Документация).

Относительно довода Заявителя о том, что Заказчик разместил ответ на запрос на разъяснение документации не в полном мере на поставленные вопросы, Комиссия Кемеровского УФАС России считает несостоятельным согласно следующего:

В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках установлено, что в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что запрос на разъяснение поступил 26.04.2022, Заказчик дал ответ 29.04.22 по существу, поставленных вопросов. Все вопросы были относительно конкретных технических характеристик товара, указанных в Техническом задание. Заказчик на все поставленные вопросы ответил. Насколько участник, полученными разъяснениями удовлетворен - это субъективный фактор, который лежит за рамками правовых оценок и зависит, в том числе, от компетентности самого участника.

Доказательств того, что разъяснения Заказчика противоречат Закону о закупках, порядку предоставления разъяснений, установленному Положением о закупках, Заявителем не представлены, а Комиссией Кемеровского УФАС России не выявлено, также не установлено недобросовестное поведение Заказчика при предоставление разъяснения участнику.

 

Относительно довода Заявителя о том, что Заказчик необоснованно установил завышенные, излишние требования к оборудованию в Техническом задание, что не соответствует Постановлению № 969, Комиссия Кемеровского УФАС России считает несостоятельным согласно следующего:

В соответствии с п. 14 раздела 4 Информационной карты Документации установлены требования к качеству, техническим характеристикам услуг, требования к их безопасности, требования к результатам услуг и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг в разделе 6 Технического задания.

Согласно п. 8 Технического задания установлено следующее: Требования к качеству товара: Товар должен соответствовать требованиям, предъявляемым действующим законодательством Российской Федерации к данному виду товара. Поставляемый товар должен быть новым, не бывшим в использовании, свободно поставляемым и продаваемым на территории Российской Федерации. Не допускается поставка товара, бывшего в употреблении. Исполнитель гарантирует Заказчику соответствие качества поставляемого им товара стандартам и требованиям, предъявляемым к товару такого рода. Качество поставляемого товара должно соответствовать принятым ТУ, ГОСТ к материалам изготовления, подтверждается удостоверением качества (сертификатом соответствия). Качество изготовления и применяемые материалы должны обеспечивать надежную эксплуатацию оборудования в течение эксплуатационного срока.

Согласно п. 9 Технического задания установлено, что Исполнитель для выполнения условий по поставке оборудования и монтажа обязан выполнить обязательства в соответствии с требованиями нормативных документов:

- Федеральный закон № 16-ФЗ от 09.02.2007 г. «О транспортной безопасности»;

- Постановление Правительства РФ № 924 от 14.09.2016 г. «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесении изменений в положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»;

- Постановление Правительства РФ № 969 от 26.09.2016 г. «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности».

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В Постановлении № 969 прописаны требования к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности разных групп - разрешение, цветность, частота кадров систем наблюдения, алгоритмы детекции, стандарты записи, особенности функционирования устройств, устойчивость к условиям окружающей среды и многое другое.

В Постановлении не оговариваются технические характеристики оборудования, указаны лишь требования к техническим системам и средствам видеозаписи, так, например, в соответствии с п. 31 раздела 5 Постановления № 696 установлено, что к функциональным свойствам источников видеосигнала предъявляются следующие требования:

а) разрешение (число пикселей в каждом кадре) - не менее 1,2 мегапикселя;

б) горизонтальное разрешение кадра - не менее 1200 пикселей;

в) вертикальное разрешение кадра - не менее 1000 пикселей;

г) геометрические параметры пикселя должны соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 19794-5-2013 "Информационные технологии. Биометрия. Форматы обмена биометрическими данными. Часть 5. Данные изображения лица";

д) использование чересстрочной развертки не допускается;

е) оптическая разрешающая способность по горизонтали должна составлять не менее 800 линий на горизонтальный размер кадра;

ж) оптическая разрешающая способность по вертикали должна составлять не менее 650 линий на вертикальный размер кадра;

з) частота кадров - не менее 25 кадров в секунду;

и) цветность видеоизображения - цветное;

к) максимальное отношение "сигнал - шум" (с выключенной функцией автоматического усиления сигнала) - не менее 42 дБ;

л) относительная дисторсия согласно ГОСТ 20825-75 "Объективы съемочные. Методы измерения аберраций" - не более 1 процента;

м) коэффициент виньетирования согласно ГОСТ 24775-81 "Объективы. Методы измерения виньетирования" - не менее 0,9.

В соответствии с п. 41 раздела 7 Постановления № 969 установлено следующее:

  1. цикличность видеозаписи — не менее 24 часов;
  2. разрешение — не менее 1,2 мегапикселя;
  3. горизонтальное разрешение кадра — не менее 1200 пикселей;
  4. вертикальное разрешение кадра — не менее 1000 пикселей;
  5. степень сжатия — не более 30% по стандарты Н 262 или MJPEG;
  6. оптическая разрешающая способность по горизонтали — не менее 800 линий на горизонтальный размер кадра;
  7. оптическая разрешающая способность по вертикали — не менее 650 линий на вертикальный размер кадра;
  8. частота кадров — не менее 12 кадров в секунду.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целью регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - Заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств.

Из вышеназванного следует, что основной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности товара, что предполагает самостоятельность заказчиков в определении условий закупок и порядка её проведения, а также выявление в результате закупки лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика в рамках проводимой закупки.

Заказчик при описание предмета закупки руководствовался техническими условиями товара, коммерческими предложениями организаций, ГОСТами и иными документами и это является допустимым, потому что в них отражаются технические, функциональным характеристики и безопасность товара.

Заявитель при рассмотрении жалобы не смог пояснить Комиссии Кемеровского УФАС России, какие конкретно технические характеристики товара, указанные в Техническом задание, противоречат Постановлению № 969.

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу, что описание товара не противоречит п. 6.1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, Постановлению № 969. Соответственно, Заказчик при осуществлении закупок исходит из целей своевременного и полного удовлетворения потребностей своих нужд.

В определении Верховного суда Российской Федерации от 02.10.2017 № 309-КГ17-7502 указано: «В отличии от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процессе закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения».

Как указано в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2018 Закон о закупках не обязывает заказчиков обеспечивать участие в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчиков, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к предмету закупки.

Согласно протоколу открытия доступа к заявкам от 06.05.2022 подано 2 заявки на участие в закупке. Заявитель заявку на участия в закупке не подавал. Согласно протоколу рассмотрения заявок от 06.05.2022 заявки участников были признаны соответствующими требованиям документации.

Все участники закупки имеют равные условия при подаче заявки и могут предлагать к поставке товары, полностью соответствующие Техническому заданию.

Основной задачей Закона о закупках является не сколько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

АО «ПАТП» является субъектом транспортной инфраструктуры и оказывает услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на внутригородских и пригородных маршрутах по регулируемым тарифам. Осуществляя данную деятельность в сфере пассажирских перевозок, Заказчик обязан соблюдать требование законодательства РФ о транспортной безопасности и обеспечить качественное оказание услуг населению.

 

Относительно довода Заявителя о том, что Заказчик в документации ссылается на конкретную модель, конкретного производителя, данная модель является проектной и отсутствует на сайте производителя, Комиссия Кемеровского УФАС России считает несостоятельным согласно следующего:

Из представленного отзыва на жалобу, Заказчик пояснил, что данная модель SOWA видеорегистратора установлена уже на двух автобусах и зарекомендовала себя с лучшей стороны, полностью удовлетворят потребностям заказчика по своим основным характеристикам и эксплуатационным свойствам.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что при описании объекта закупки в Техническом задании указана конкретная модель товара или эквивалент, что не противоречит п. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.

Указанная в Техническом задание, модель видеорегистратора SOWA MVT TA 810801, размещена на официальном сайте производителя SOWA, который является российским производителем современных систем и камер видеонаблюдения, по адресу: https://www.sowa.pro/,  с техническими характеристиками, описанием товара, ценой, соответственно предлагается к продаже. Также из представленных трех коммерческим предложений установлено, что одна из организация может предложить к поставке и установке видеорегистратор SOWA MVT TA 810801 или эквивалент.

Участники закупки, являются участниками рынка реализации систем видеонаблюдения на транспорте и имеют возможность поставить товар, соответствующий условиям закупки.

 

Относительно довода Заявителя о том, что Заказчик в Техническом задание установил короткий срок исполнения договора, лишь 14 дней, Комиссия Кемеровского УФАС России считает несостоятельным согласно следующего:

Из представленных пояснении по доводам жалобы, Заказчик определил срок на установку и монтаж оборудования 14 дней, с момента подписания договора и исходил из представленных от организаций коммерческих предложений, а также вынесенного требования прокурора Куйбышевского района города Новокузнецка от 15.11.2021 об устранение нарушений требований федерального законодательства в целях обеспечения состояния защищенности граждан от актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры АО «ПАТП» и снижения криминогенной напряженности в районе.

Комиссией Кемеровского УФАС России проанализированы коммерческие предложения трех участников данного рынка, срок поставки и установки данного оборудования определен 10 - 14 дней, соответственно можно сделать вывод, что для участников данного рынка это реальный срок выполнения договора.

Кроме того, законодательство РФ не раскрывает понятие какой срок считается разумным, а какой нет, это является оценочной категорией.

Согласно Протоколу рассмотрения заявок от 06.05.2022 подано 2 заявки на участие в закупке. Заявки участников были признаны соответствующими требованиям документации. Участники закупки при подачи заявки выражают свое согласие на поставку и установку оборудования в срок 14 дней, с момента подписания договора.

Следовательно, установление срока поставки товара 14 дней с момента получения заключения договора обусловлен потребностями Заказчика и является достаточным, так как позволяет участникам закупки исполнить обязательства по договору.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Астра Лайт» на действия Заказчика АО «ПАТП» необоснованной.

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны