Решение б/н Решение по делу № 55/А-10-2016 от 3 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 55/А-10-2016
г. Кемерово
Резолютивная часть решения оглашена «20» апреля 2017 г.     
В полном объеме решение изготовлено «03» мая 2017 г.  

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:    <…>;
Члены комиссии:    <…>;
    
При ведении аудиозаписи заседания комиссии
при участии:
- <…> – представителя ООО «Электропром» (доверенность от 30.12.2016 № 28);
- <…> - представителя ООО «Электропром» (доверенность от 30.12.2016 № 29/1);
рассмотрев дело  № 55/А-10-2016, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Электропром» (653000, Кемеровская область, г. Прокопьевск, пр. Шахтеров, 1; ИНН 4223038598) (далее – ООО «Электропром») пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции», установила:

25.11.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило заявление АО «ГМС Ливгидромаш» (Орловская область, г. Ливны), указывающее на повышение ООО «Электропром» (Кемеровская область, г. Прокопьевск) цены на поставку комплектующих изделий (электродвигатели П12М72 ОМ5, П40М77 ОМ5 и пускатель ППР1350), необходимых для комплектации агрегатов, поставляемых АО «ГМС Ливгидромаш» в рамках выполнения Государственного контракта для установки на корабль проекта 677 в рамках государственного оборонного заказа, более чем на 5 % цены, рассчитанной с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
23.12.2016 г. приказом Кемеровского УФАС России № 158 возбуждено дело № 55/А-10-2016 по признакам нарушения ООО «Электропром» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на двигатели П12М72 ОМ5, П40М72 ОМ5 и пускатель ППР 1350, предложенной ООО «Электропром» в письме от 11.11.2016 г.
Определением от 26.12.2016 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 17 января 2017 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5. Копии определения были направлены в адрес ООО «Электропром», АО «ГМС Ливгидромаш» и 505 ВП МО РФ заказными письмами с уведомлением о вручении. 
17.01.2017 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представитель АО «ГМС Ливгидромаш» поддержал доводы, изложенные в заявлении и указал на то, что ООО «Электропром» является единственным производителем электродвигателей П12М72 ОМ5, П40М72 ОМ5 и магнитных пускателей ППР-1350, заменить данную продукцию не представляется возможным по причине отсутствия их аналогов. Внесение изменений в технические условия ТУ26-06-984-75 на электронасосы одновинтовые и в технические условия ТУ26-06-836-80 на агрегаты электронасосные, в настоящее время невозможно. В рамках исполнения государственного оборонного заказа АО «ГМС Ливгидромаш» необходимо приобрести по одной единице каждой продукции.
17.01.2017 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представители ООО «Электропром» пояснили, что цена единицы военной продукции рассчитывается исходя из обоснованных затрат на ее производство и определяется методом калькулирования. Ежегодно цена на выпускаемые изделия увеличивалась, но не более чем на утвержденный индекс роста цен. Однако применяемый индекс-дефлятор не компенсирует фактически сложившихся затрат. По расчету предприятия величина накладных расходов на производство продукции оборонного назначения составляет <…> %, военным представительством проведен анализ экономической обоснованности материальных и трудовых затрат в структуре цены по факту 1 полугодия 2016 г., и предложен размер накладных расходов <…> %. На основании данного заключения от 21.10.2016 г., цена на изготовление изделий для АО «ГМС «Ливгидромаш» была снижена с учетом подтвержденного 505 ВП МО РФ уровня накладных расходов в размере <…> %. В том случае, если бы АО «ГМС Ливгидромаш» внесло предоплату за продукцию в начале 2016 г., после получения коммерческого предложения от 15.01.2016 г., то имело бы возможность приобрести продукция по ценам, рассчитанным с  применением индекса-дефлятора на 2016 г. В соответствии с определением Арбитражного суда Кемеровской области от 26.07.2016 по делу № А27-23968/2015 в отношении ООО «Электропром» введена процедура внешнего управления, сроком до 18 месяцев.
17.01.2017 г. представитель 505 ВП МО РФ на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России подтвердил, что по заключению от 21.10.2016 г. размер накладных расходов ООО «Электропром» на продукцию военного назначения подтвержден в размере <…> %, но между тем по заключению предложено установить цену на изделия, определенную путем индексации. Так же представитель пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации» военные представительства не имеют права вмешиваться в служебную деятельность администрации организаций.
17.01.2017 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2016 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Определением от 17.01.2017 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 01.03.2017 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5.  Копии определения были направлены в адрес ООО «Электропром», АО «ГМС Ливгидромаш» и 505 ВП МО РФ заказными письмами. 
28.02.2017 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство АО «ГМС Ливгидромаш» о рассмотрении дела в отсутствии представителя АО «ГМС Ливгидромаш».
Ходатайство АО «ГМС Ливгидромаш» было удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.
01.03.2017 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представители ООО «Электропром» пояснили, что порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемого по государственному оборонному заказу, установлен Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.08.2006 № 200, калькуляция на изделие включает в себя следующие статьи затрат: «затраты на материалы», «затраты на оплату труда основных производственных рабочих», «дополнительная заработная плата», «страховые взносы на обязательное социальное страхование», «общепроизводственные затраты», «общехозяйственные затраты» и «внепроизводственные затраты». Незавершенное производство не включается при расчете цены изделия ООО «Электропром»  (подробно доводы изложены в пояснениях вх. от 20.02.2017 № 1008). 
01.03.2017 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 55/А-10-2016 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Определением от 01.03.2017 г. рассмотрение дела № 55/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 20.04.2017 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5.  Копии определения были направлены в адрес ООО «Электропром», АО «ГМС Ливгидромаш» и 505 ВП МО РФ заказными письмами. 
Определением от 17.03.2017 г. срок рассмотрения дела № 55/А-10-2016 был продлен до 26.09.2017 г. Копии определения были направлены в адрес ООО «Электропром», АО «ГМС Ливгидромаш» и 505 ВП МО РФ заказными письмами. 
20.04.2017 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство АО «ГМС Ливгидромаш» о рассмотрении дела в отсутствии представителя АО «ГМС Ливгидромаш».
Ходатайство АО «ГМС Ливгидромаш» было удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.
20.04.2017 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представители ООО «Электропром» пояснили, что формирование цены на продукцию, поставляемую в целях государственного оборонного заказа основано на применении нормативно правовых документов, регламентирующих ценообразование на предприятиях, работающих в рамках исполнения государственного оборонного заказа. При исполнении обязательств по государственному оборонному заказу должны соблюдаться интересы как государства в части формирования оптимальной цены на поставляемую продукцию, так и исполнителя, в части обеспечения прибыли, при обоснованности затрат на поставляемую продукцию (подробно доводы изложены в отзыве на заявление  вх.  от 28.03.2017 № 1150э). 
Изучив материалы дела № 55/А-10-2016, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее:
В 2016 г. в рамках выполнения Государственного контракта № 1418187401263020105005166/3/1/2/0014/ГК-15-ДГОЗ от 24.12.2014 АО «ГМС Ливгидромаш» должно поставить по договору от 03.06.2015 г. в адрес АО «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург) насосное оборудование, в том числе агрегат ШФ5-25-3,6/4Б ОМ5 с электродвигателем П40М77 ОМ5 и пускателем ППР1350 и агрегат 1В1,6/5-1,5/2-6 с электродвигателем П12М72 ОМ5.
В соответствии с техническими условиями ТУ 26-06-984-75 на электронасосы одновинтовые 1В1,6/5-1,5/2-6 (приложение 3Д Перечня электрооборудования постоянного тока, используемого с электронасосным агрегатом) используется электродвигатель П12М72 ОМ5 производства ООО «Электропром».
В соответствии с техническими условиями 26-06-836-80 (продолжение приложения Г Перечня 6 электрооборудования, поставляемого комплектно с электронасосными агрегатами) используются электродвигатель П40М72 ОМ5 и магнитный пускатель ППР – 1350 производства ООО «Электропром».
По информации, предоставленной заводами-производителями (АО «Псковский электромашиностроительный завод» (г. Псков), ООО «Электропроект» (г. Екатеринбург), ООО «БИВОЛЬТ» (г. Воронеж), возможность осуществить поставку элктродвигателей П12М72 ОМ5, П40М77 ОМ5 и магнитного пускателя ППР-1350 имеет завод-изготовитель данной продукции ООО «Электропром» (г. Прокопьевск).
По информации, предоставленной АО «ГМС «Ливгидромаш» в адрес Кемеровского УФАС России, внесение изменений в технические условия ТУ 26-06-984-75 на электронасосы одновинтовые 1В1,6/5-1,5/2-6 и в технические условия ТУ 26-06-836-80 на агрегаты электронасосные типа ШФ, касающихся замены элктродвигателей П12М72 ОМ5, П40М77 ОМ5 и магнитного пускателя ППР-1350 ввиду отсутствия их аналогов, невозможно.
Цена изделий, поставляемых ООО «Электропром» в адрес АО «ГМС Ливгидромаш» в 2015 г. составляла:
- двигатель П12М72 ОМ5 – <…> руб. без НДС;
- двигатель П40М72 ОМ5 – <…> руб. без НДС;
- пускатель ППР 1350 – <…> руб. без НДС.
В январе 2016 г. АО «ГМС Ливгидромаш» получило коммерческое предложение от 15.01.2016 г. № 03-10/13 по ценам на двигатели с приемкой ПЗ:
- двигатель П12М72 ОМ5 – <…> руб. без НДС;
- двигатель П40М72 ОМ5 – <…> руб. без НДС.
В соответствии с письмом Минэкономразвития Российской Федерации от 16.10.2015 № 29635-АВ/ДОЗи «О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» индекс цен производителей (ИЦП) по видам экономической деятельности по отрасли 38.9+Dl+DM Производство машин и оборудования (без оружия и боеприпасов), электрооборудования, транспортных средств на 2016 год  составил 108,9 %.
Рост цен в коммерческом предложении от 15.01.2016 г. № 03-10/13 соответствовал индексу-дефлятору.
Согласно заключению 505 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации от 20.02.2016 г. (далее – 505 ВП МО РФ) предложены цены:
- двигатель П12М72 ОМ5 – <…> руб. без НДС;
- двигатель П40М72 ОМ5 – <…> руб. без НДС;
- пускатель ППР 1350 – <…> руб. без НДС.
29.09.2016 г. АО «ГМС Ливгидромаш» направило в адрес ООО «Электропром» письмо № 5516/23-10-1 о необходимости поставки электродвигателей и пускателя по ценам, согласованным заключением 505 ВП МО РФ от 20.02.2016 г.
В письме от 14.10.2016 г. № 16/856 ООО «Электропром» цены на продукцию:
- двигатель П12М72 ОМ5 – <…> руб. без НДС;
- двигатель П40М72 ОМ5 – <…> руб. без НДС;
- пускатель ППР 1350 – <…> руб. без НДС.
В октябре 2016 г. АО «ГМС Ливгидромаш» получило новое заключение 505 ВП МО РФ от 21.10.2016 № 505/653 (далее – заключение от 21.10.2016 г.), в котором военным представительством были предложены следующие цены:
- двигатель П12М72 ОМ5 – <…> руб. без НДС;
- двигатель П40М72 ОМ5 – <…> руб. без НДС;
- пускатель ППР 1350 – <…> руб. без НДС. 
В соответствии с заключением 505 ВП МО РФ от 21.10.2016 г. метод расчета цены 505 ВП МО РФ – индексный.
Военным представительством проведен анализ экономической обоснованности материальных и трудовых затрат в структуре цены (калькуляции) по факту 1 полугодия 2016 г.

№ п/п    Статья калькуляции    Предложено предприятием (руб.)    Предложено военным представительством (руб.) 
1    Стоимость н/часа основных производственных рабочих    <…>    <…>
2    Размер средней з/пл основных производственных рабочих    <…>    <…>
3    Накладные расходы
Общепроизводственные
Общехозяйственные    <…> %
<…> %
<…> %    <…> %
<…> %
<…> %
4    Дополнительная з/пл основных производственных рабочих    <…>%    <…> %
5    Страховые взносы    <…> %    <…>%
6    Транспортно-заготовительные расходы    <…> %    <…> %
7    Рентабельность     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 441    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 441

Ниже приведены результаты анализа экономической обоснованности затрат в структуре цены (калькуляции) в разрезе статей, содержащихся по факту 1 полугодия 2016 года по заключению  505 ВП МО РФ от 21.10.2016 г.:
№ строк    Наименование статей калькуляции    Факт 1 п/г  2016 г. ООО«Электропром» по ГОЗ, тыс.руб.    Согласовано 505 ВП МО РФ, тыс.руб.    Отклонено 505 ВП МО РФ, тыс.руб.
1    Затраты на материалы -всего    <…>    <…>    <…>
    в том числе:            
1.1    Сырье основные материалы    <…>    <…>    <…>
1.2    Покупные полуфабрикаты    <…>    <…>    <…>
1.3    Транспортно-заготовительные расходы    <…>    <…>    <…>
1.4    Возвратные отходы (вычитаются)    <…>    <…>    <…>
2    Основная заработная плата основных производственных рабочих    <…>    <…>    <…>
2.1    Дополнительная заработная плата    <…>    <…>    <…>
2.2    Страховые взносы на обязательное социальное страхование    <…>    <…>    <…>
3    Общепроизводственные затраты    <…>    <…>    <…>
4    Общехозяйственные затраты    <…>    <…>    <…>
5    Производственная себестоимость    <…>    <…>    <…>
6    Внепроизводственных затраты    <…>    <…>    <…>
7    Незавершенное производство    <…>    0    <…>
8    Полная себестоимость    <…>    <…>    <…>
9    прибыль    - <…>    <…>    0
10    Цена, в руб. без НДС    <…>    <…>    0

Согласно заключению 505 ВП МО РФ от 21.10.2016 г. по факту 1 полугодия 2016 г. объем военной продукции достиг 49 % от общего объема выпускаемой продукции ООО «Электропром».
АО «ГМС Ливгидромаш» в адрес ООО «Электром» направило письмо от 31.10.2016 г. № 6250/23-10-1 с предложением о поставке продукции по ценам, указанным в заключение 505 ВП МО РФ от 21.10.2016 г.
11.11.2016 г. АО «ГМС Ливгидромаш» получило письмо, в котором ООО «Электропром» предложило максимально возможное снижение цены:
- двигатель П12М72 ОМ5 – <…> руб. без НДС;
- двигатель П40М72 ОМ5 – <…> руб. без НДС;
- пускатель ППР 1350 – <…> руб. без НДС.
С данным предложение АО «ГМС Ливгидромаш» также не согласилось по причине существенного превышения индекса-дефлятора на 2016 г., установленного Минэкономразвития России.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 02.02.2016 по делу № А27-23968/2015 в отношении ООО «Электропром» была введена процедура банкротства – наблюдение.
 Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 26.07.2016 по делу № А27-23968/2015 в отношении ООО «Электропром» была введена процедура банкротства – внешнее управление сроком на 18 месяцев.
Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела № 55/А-10-2016 приходит к следующим выводам:
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее –  Закон о государственном оборонном заказе) головной исполнитель, исполнители, военные представительства государственного заказчика обязаны представлять в антимонопольный орган информацию о всех фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, если установленная или предлагаемая цена более чем на пять процентов превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о государственном оборонном заказе доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, при котором он осуществляет или имеет возможность осуществлять поставки сырья, материалов и комплектующих изделий, выполнение работ, оказание услуг, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, и в отношении этого хозяйствующего субъекта выполняется хотя бы одно из следующих условий:
1) хозяйствующий субъект включен в установленном порядке в реестр единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
2) хозяйствующий субъект является единственным производителем продукции по государственному оборонному заказу, использование которой, и (или) ее составных частей, и (или) комплектующих изделий при выполнении государственного оборонного заказа предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика.
Следовательно, в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о государственном оборонном заказе положение ООО «Электропром» признается доминирующим, так как данный хозяйствующий субъект является единственным производителем продукции по государственному оборонному заказу, использование которой предусмотрено  ТУ 26-06-836-80 и ТУ 26-06-984-75.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о государственном оборонном заказе антимонопольный орган в порядке, установленном Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в пределах своей компетенции выявляет случаи нарушения запрета на злоупотребление доминирующим положением, возбуждает и рассматривает дела о нарушении указанного запрета.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе  установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:
1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
В соответствии с частью 6 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе государственный оборонный заказ обязателен для принятия единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), определенным законодательными актами Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, при условии, что государственный оборонный заказ обеспечивает уровень прибыли при расчете цены на поставляемую продукцию по государственному оборонному заказу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в отношении определения цены государственного контракта.
Согласно части 1 статьи 9 Закона о государственном оборонном заказе государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется в целях эффективного использования бюджетных средств и создания оптимальных условий для рационального размещения и своевременного выполнения государственного оборонного заказа при соблюдении баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя, исполнителя.
Согласно пунктам 3, 4, 6 части 2 статьи 9 Закона о государственном оборонном заказе государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу основывается на следующих основных принципах:
- обеспечение прибыльности поставок продукции по государственному оборонному заказу;
- обоснованность затрат головного исполнителя, исполнителя;
- соблюдение баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя, исполнителя.
Из приведенных выше норм следует, что при исполнении обязательств по государственному оборонному заказу должны соблюдаться интересы как государства в части формирования оптимальной цены на поставляемую продукцию, так и исполнителя, в части обеспечения прибыли, при расчете за поставляемую продукцию, при обоснованности затрат на поставляемую продукцию.    
          Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 18.04.2008 № 118 утверждены Методические рекомендации по расчету цен на вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем (далее – Методические рекомендации).
Согласно части 2.1 Методических рекомендаций цену единицы военной продукции рекомендуется рассчитывать исходя из обоснованных затрат на ее производство и величины прибыли.
В соответствии с частью 2.2. Методических рекомендаций цену единицы военной продукции рекомендуется определять двумя методами: методом калькулирования или методом индексирования.
Состав затрат при калькулировании единицы военной продукции принимается в соответствии с Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденным Приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 № 200 (далее – Порядок № 200). 
В соответствии с частью 2 Порядка № 200 целью настоящего Порядка является экономически обоснованное определение величины затрат, необходимых для производства и реализации каждой единицы подлежащей поставке продукции, отвечающей требованиям, предъявляемым к ее качеству.
Согласно части 5 Порядка № 200 расчет себестоимости единицы продукции осуществляется по статьям калькуляции, перечень которых приведен в приложении 1 к настоящему Порядку.
Для расчета цены на поставляемый товар ООО «Электропром» применило затратный метод расчета цены, предусмотренный пунктом 32 Положения об определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 407 (далее – Положение № 407).
Затратный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены государственного контракта либо цены государственного контракта с единственным поставщиком, при котором цена единицы планируемой к закупке продукции определяется исходя из состава затрат на ее производство и реализацию, включаемых в стоимость продукции, в виде суммы величин указанных затрат (в том числе с учетом факторов, снижающих эти затраты) и размера прибыли, определяемого в соответствии с разделом V настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 35 Положения № 407 размер рентабельности (прибыли), учитываемый в цене на продукцию: не может превышать 1 процент плановых затрат организации, представляющей предложение о цене, на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), а также работ (услуг) других исполнителей, участвующих в выполнении государственного контракта, и 20 процентов остальных плановых затрат указанной организации на поставку продукции по государственному контракту.

По данному принципу рассчитана цена на изготовление П12М72ОМ5:
    Наименование статей калькуляции    Цена ВП от 01.01.2016 (руб.)    Цена по нормативу, согласованному с ВП от 21.10.2016 (руб.)    Цена по заключению ВП от 21.10.2016 (руб.)
    1    2    3    4
1    Сырье и материалы    <…>    <…>    
2    Покупные полуфабрикаты    <…>    <…>    
3    Транспортные расходы    <…>    <…>    
4    Возвратные отходы (выч.)    <…>    <…>    
5    Итого затрат на материалы    <…>    <…>    
6    Основная з/пл ПП    <…>    <…>    
7    Дополнительная з/пл ПП    <…>    <…>    
8    Страховые взносы    <…>    <…>    
9    Общепроизводственные расходы    <…>    <…>    
10    Общехозяйственные расходы    <…>    <…>    
11    Производственная себестоимость    <…>    <…>    
12    Внепроизводственных расходы    <…>    <…>    
13    Полная себестоимость    <…>    <…>    <…>
14    прибыль    <…>    <…>    -<…>
15    Цена без НДС    <…>    <…>    <…>
    Индекс роста цена к цене предыдущего периода, %     <…>    <…>    
    Накладные расходы, %    <…>    <…>    <…>
        <…>    <…>    - <…>
Строки 1 – 8 отражают прямые затраты на производство изделия, строки 9 и 10 отражают накладные расходы, относимые на производство конкретного изделия. С учетом внепроизводственных расходов и прибыли рассчитана цена на поставляемую продукцию, в размере <…> руб., которая обеспечивает уровень рентабельности <…> %. Если продажа будет осуществляться по цене, указанной в заключении 505 ВП МО РФ от 21.10.2016 г. (столбец 4, строка 15) в размере <…> руб., без учета фактических накладных расходов, то предприятие получит убыток в сумме <…> руб., рентабельность составит «минус» <…> %.
Цена на изготовление П40М72ОМ5:

    Наименование статей калькуляции    Цена ВП от 01.01.2016 (руб.)    Цена по нормативу, согласованному с ВП от 21.10.2016 (руб.)    Цена по заключению ВП от 21.10.2016 (руб.)
    1    2    3    4
1    Сырье и материалы    <…>    <…>    
2    Покупные полуфабрикаты    <…>    <…>    
3    Транспортные расходы    <…>    <…>    
4    Возвратные отходы (выч.)    <…>    <…>    
5    Итого затрат на материалы    <…>    <…>    
6    Основная з/пл ПП    <…>    <…>    
7    Дополнительная з/пл ПП    <…>    <…>    
8    Страховые взносы    <…>    <…>    
9    Общепроизводственные расходы    <…>    <…>    
10    Общехозяйственные расходы    <…>    <…>    
11    Производственная себестоимость    <…>    <…>    
12    Внепроизводственных расходы    <…>    <…>    
13    Полная себестоимость    <…>    <…>    <…>
14    прибыль    <…>    <…>    - <…>
15    Цена без НДС    <…>    <…>    <…>
    Индекс роста цена к цене предыдущего периода, %     <…>    <…>    
    Накладные расходы, %    <…>    <…>    <…>
    Рентабельность, %        <…>    - <…>

Цены на изготовление ППР1300:

    Наименование статей калькуляции    Цена ВП от 01.01.2016 (руб.)    Цена по нормативу, согласованному с ВП от 21.10.2016 (руб.)    Цена по заключению ВП от 21.10.2016 (руб.)
    1    2    3    4
1    Сырье и материалы    <…>    <…>    
2    Покупные полуфабрикаты    <…>    <…>    
3    Транспортные расходы    <…>    <…>    
4    Возвратные отходы (выч.)    <…>    <…>    
5    Итого затрат на материалы    <…>    <…>    
6    Основная з/пл ПП    <…>    <…>    
7    Дополнительная з/пл ПП    <…>    <…>    
8    Страховые взносы    <…>    <…>    
9    Общепроизводственные расходы    <…>    <…>    
10    Общехозяйственные расходы    <…>    <…>    
11    Производственная себестоимость    <…>    <…>    
12    Внепроизводственные расходы    <…>    <…>    
13    Полная себестоимость    <…>    <…>    <…>
14    прибыль    <…>    <…>    - <…>
15    Цена без НДС    <…>    <…>    <…>
    Индекс роста цена к цене предыдущего периода, %     <…>    <…>    
    Накладные расходы, %    <…>    <…>    <…>
    Рентабельность, %        <…>     - <…>

Из приведенных выше таблиц следует, что размер рентабельности (прибыли), учитываемый в цене на продукцию: не превышает 1 % плановых затрат на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), и 20 % остальных плановых затрат на поставку продукции по государственному контракту.
Рост отпускной цены (установленной по нормативу, согласованному с 505 ВП МО РФ от 21.10.2016 г.) на военную продукцию был обусловлен необходимостью возмещения затрат на производство данной продукции.
ООО «Электропром» не превысил накладные расходы, согласованные 505 ВП МО РФ от 21.10.2016 г. в размере <…> %, при расчете цены на продукцию:
     Формула для расчета процентного выражения накладных расходов:
% накладных = (ОПР+ОХР) (тыс.руб.)/ОЗП (тыс.руб.) × 100 %
% ОПР = ОПР (тыс.руб.)/ОЗП (тыс.руб.) × 100 %
% ОХР = ОХР (тыс.руб.)/ОЗП (тыс.руб.) × 100 %, где:
ОПР – общепроизводственные расходы;
ОХР – общехозяйственные расходы;
ОЗП - основная заработная плата.
(<…>+<…>)/<…>× 100 % = <…> % (двигатель П12М72),
(<…>+<…>)/<…>× 100 % = <…> % (двигатель П40М72),
(<…>+<…>)/ <…>× 100 % = <…> % (пускатель ППР1300).
Ниже указаны фактические накладные расходы ООО «Электропром» (общепроизводственные + общехозяйственные) за период 2014 – 2016 г.г. и приведен процент накладных расходов, в том числе общепроизводственных (ОПР) и общехозяйственных (ОХР) расходов.
За рассматриваемы период 2014 – 2016 г.г.:
- абсолютная величина ОПР снизилась со <…> тыс.руб. до <…> тыс.руб., снижение составило <…> тыс.руб.;
- абсолютная величина ОХР снизилась с <…> тыс.руб. до <…> тыс.руб., снижение составило <…> тыс.руб.;
- абсолютная величина расходов по основной заработной плате (ОЗП) снизились с <…> тыс.руб. до <…> тыс.руб., снижение составило <…> тыс.руб.
ООО «Электропром» за рассматриваемый период реализован ряд мероприятий, направленных на сокращение затрат. Постоянное снижение накладных расходов невозможно, так как накладные расходы являются условно-постоянными (отопление и энергоснабжение, вода и водоотведение, услуги охраны, связь, оплата вспомогательного и управленческого персонала, начисления и пр.).
Фактический процент накладных расходов возрос с <…> % до <…> %, при этом в 2014, 2015 г.г. 505 ВП МО РФ согласовывало накладные расходы в размере <…> %.
Наименование    2014    2015    2016    отклонение
    факт     факт    факт    2015/2014    2016/2016    2016/2014
Основная з/пл    <…>    <…>    <…>    -<…>    -<…>    -<…>
ОПР    <…>    <…>    <…>    -<…>    -<…>    -<…>
ОХР    <…>    <…>    <…>    -<…>    -<…>    -<…>
% накладных, в т.ч.:    <…> %    <…> %    <…> %            
% ОПР    <…>    <…>    <…>            
% ОХР    <…>    <…>    <…>            
% накладных, согласованный 505 ВП МО РФ Отклонение фактических расходов от согласованных
    <…> %    <…> %    <…> %    - <…>%    - <…>%    <…>%
Таким образом, при значительном снижении абсолютной величины накладных расходов, сложился рост в процентном выражении.
Необходимо учитывать, что в цене, согласованной военным представительством на протяжении 2014 – 2016 г.г. был заложен размер накладных расходов <…> %, при фактически полученной величине от <…> % (2014 г.) до <…> % (2016 г.), следовательно, поставляемая продукция в 2014 – 2016 г.г. не обеспечивала возмещение понесенных затрат и приносила убытки предприятию. 
Таким образом, формирование ООО «Электропром» цены на продукцию, предлагаемую АО «ГМС Ливгидромаш» в письме от 11.11.2016 г., в рамках исполнения государственного оборонного заказа, осуществлялось с учетом Закона о государственном оборонном заказе и иных нормативных актов, регулирующих порядок расчета и формирования цены на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу и не противоречит Закону о защите конкуренции, так как цена продукции (двигатели П12М72, П40М72 и пускатель ППР1300) не превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
Согласно статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
На основании вышеизложенного руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела № 55/А-10-2016 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Электропром» (653000, Кемеровская область, г. Прокопьевск, пр. Шахтеров, 1; ИНН 4223038598).

  

 


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны