Решение б/н Решение по делу № 55/А-15-2015 от 22 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«20» апреля 2016 г.                                                                                         г. Кемерово

Резолютивная часть объявлена «12» апреля 2016 г.

Решение в полном объеме изготовлено «20» апреля 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

Стельмах С.В. – Врио руководителя управления;

Члены Комиссии:

Полякова Ю.А. – начальник отдела контроля органов власти;

Чубуков А.А. – начальник отдела судебной и правовой работы;

 

Саврасов М.Г. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти.         

в отсутствие: представителей управления по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа, муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа, ООО «АвтоЛайн», извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 55/А-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело № 55/А-15-2015, возбужденное по признакам нарушения управлением по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа (654005, г. Новокузнецк, пр. Кирова, 71) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

установила:

 

По результатам рассмотрения обращения ООО «АвтоЛайн» приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 22.09.2015 г. № 155 было возбуждено дело № 55/А-15-2015 по признакам нарушения управлением по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии 30.06.2015 Приказа № 95 «Об утверждении муниципального задания МБУ «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа.

            Определением от 23.09.2015 г. дело № 55/А-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 22.10.2015 г. на 14 часов 00 минут.

15.10.2015 в адрес Кемеровского УФАС России от управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка поступило ходатайство об отложении рассмотрения данного дела в связи с производственной необходимостью.

20.10.2015 аналогичное ходатайство поступило от ООО «АвтоЛайн».  

Указанные ходатайства были удовлетворены.

Определением от 22.10.2015 г. дело № 55/А-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 12.11.2015 г. на 14 часов 00 минут.

11.11.2015 в адрес Кемеровского УФАС России от МБУ «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа поступило ходатайство об отложении рассмотрения данного дела в связи с производственной необходимостью.

Указанное ходатайство было удовлетворено.

Определением от 12.11.2015 г. дело № 55/А-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 07.12.2015 г. на 11 часов 00 минут.

07.12.2015 г. в адрес Кемеровского УФАС России от управления по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа поступили письменные пояснения по изложенным в материалах дела № 55/А-15-2015 обстоятельствам.

 Из представленных письменных пояснений следует, что муниципальное задание для МБУ «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа утвержденное приказом управления по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа № 95 от 30.06.2015 г. было разработано с учетом требований, установленных статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями постановления администрации г. Новокузнецка от 320.11.2010 № 114 «О совершенствовании правового положения муниципальных учреждений».

Деятельность МБУ «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа по указанным в муниципальном задании услугам в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 2010-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» является муниципальной услугой. Услуги, указанные в муниципальном задании, не являются потребностью муниципального образования. Получателем данной услуги являются физические и юридические лица, а не орган местного самоуправления.

Следовательно, МБУ «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа вправе осуществлять полномочия органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств лишь перед физическим лицом, то есть по оказанию услуг или выполнению работ физическим (юридическим) лицам, а не в отношении тех услуг (работ), которые оказываются для органа местного самоуправления, в целях обеспечения муниципальных нужд.

На заседании комиссии, состоявшемся 07.12.2015 г., учитывая, что для полного и всестороннего рассмотрения дела № 55/А-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства необходимо получение дополнительных доказательств, рассмотрение дела № 55/А-15-2015 было отложено на 22.12.2015 г. на 14 часов 00 минут.

21.12.2015 в адрес Кемеровского УФАС России от управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка поступило ходатайство об отложении рассмотрения данного дела в связи с производственной необходимостью.

Указанное ходатайство было удовлетворено.

Определением от 22.12.2015 г. дело № 55/А-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 16.02.2016 г. на 11 часов 00 минут.

Присутствующий, 16.02.2016 г. на заседании комиссии, представитель управления по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа не признала факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», сообщила, что муниципальное задание для МБУ «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа было принято в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.    

На заседании комиссии, состоявшемся 16.02.2016, Комиссия Кемеровского УФАС России учитывая, что Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был внесен ряд изменений в статью 39.1 Закона о защите конкуренции, согласно которым расширен перечень оснований для выдачи предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции (в ред.  Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ) предупреждение выдается в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении дела № 55/А-15-2015 Комиссия установила необходимость выдачи управлению по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Определением от 16.02.2016 г. дело № 55/А-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 22.03.2016 г. на 11 часов 00 минут.

20.02.2016 г. Кемеровским УФАС России в адрес управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка было направлено соответствующее предупреждение о прекращении в срок до 15.03.2016 г. действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Указанное предупреждение исполнено не было.

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Частью 3 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

Согласно части 4 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Учитывая изложенное 22.03.2016 на заседании комиссии Кемеровского УФАС России принято решение о направлении сторонам заключения об обстоятельствах дела.

Определением от 22.03.2016 г. дело № 55/А-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 12.04.2016 г. на 11 часов 00 минут.

25.03.2016 г. лицам, участвующим в деле № 55/А-15-2015, было направлено заключение об обстоятельствах данного дела.

В срок до 12.04.2016 г. от лиц, участвующих в деле № 55/А-15-2015, в Комиссию не представлены пояснения по обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела.    

В заседание Комиссии, состоявшееся 12.04.2016 г., представители управления по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа, муниципального бюджетного учреждения «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа, ООО «АвтоЛайн», извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 55/А-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства, не явились.  

В назначенное в определении от 22.03.2016 г. время представители ООО «АвтоЛайн», извещенные надлежащим образом, не явились, направили ходатайство о рассмотрении дела № 55/А-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие представителя.

Указанное ходатайство было удовлетворено.  

Руководствуясь частью 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России посчитала возможным рассмотреть дело № 55/А-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие лиц, участвующих в деле № 55/А-15-2015.

Изучив материалы дела № 55/А-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

            30.06.2015 г. управлением по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка был издан приказ № 95 «Об утверждении муниципального задания муниципальному бюджетному учреждению «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа (далее – МБУ ЕЦОПП).

В соответствии с муниципальным заданием на период июнь – декабрь 2015 года и на плановый период 2016 – 2017 гг., утвержденным приказом от 30.06.2015 № 95, МБУ ЕЦОПП в рамках исполнения муниципального задания выполняет работы (оказывает услуги) по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования (реализация и организация изготовления проездных документов. Разработка и согласование в установленном порядке расписаний, а также графиков движения маршрутов наземного транспорта; анализ и мониторинг качества транспортных услуг, предоставляемых населению; учет выполнения транспортной работы маршрутными перевозчиками в соответствии с условиями договоров и др.; сбор, хранение, обработка телематических данных, поступающих с бортовых навигационно-связных терминалов, установленных на транспортных средствах.   

02.06.2015 г. между управлением по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка и МБУ ЕЦОПП было заключено соглашение № 1 о порядке и условиях предоставления субсидии МБУ «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа.

Согласно пункту 1.1 указанного выше соглашения предметом соглашения являются порядок, объем и условия предоставления управлением по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка из средств бюджета города субсидии на возмещение нормативных затрат Учреждения, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ).

В соответствии с Приложением к Соглашению № 1 от 02.06.2015 сумма субсидий на 2015 год составила 14 560 000 руб.

Пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа

Пункт 3 части 1 статьи 17 ФЗ № 131-ФЗ устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов, в том числе, обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Из вышеуказанного следует, что решение вопросов местного значения в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа осуществляется путем финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями в соответствующих сферах.

В соответствии с частью 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Статья 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает, что муниципальным бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что государственное (муниципальное) задание – это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Под государственными (муниципальными) услугами (работами), согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, понимаются услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

 В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям помимо прочих относятся ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации муниципальное задание должно содержать:

- порядок контроля за исполнением муниципального задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

- требования к отчетности об исполнении муниципального задания.

Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:

- определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

- порядок оказания соответствующих услуг.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Из пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, а также организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – ФЗ № 210-ФЗ).

Таким образом, понятие «муниципальные услуги», приведенные в ФЗ № 210-ФЗ и статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются равнозначными.

Согласно пункту 2 статьи 2 ФЗ № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Следовательно, муниципальные услуги должны формироваться и оказываться категориям физических и (или) юридических лиц в установленном муниципальном задании порядке и на основании перечня муниципальных услуг.  

В осуществлении данной деятельности могут принимать участие подведомственные органам местного самоуправления учреждения, предприятия иные организации, в которых размещается муниципальное задание (заказ) на предоставление муниципальных услуг и (или) услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг.

В ходе рассмотрения дела № 55/А-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в Комиссию Кемеровского УФАС России не были представлены документы, подтверждающие, что работы по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования (реализация и организация изготовления проездных документов; разработка и согласование в установленном порядке расписаний, а также графиков движения маршрутов наземного транспорта; анализ и мониторинг качества транспортных услуг, предоставляемых населению; учет выполнения транспортной работы маршрутными перевозчиками в соответствии с условиями договоров и др.; сбор, хранение, обработка телематических данных, поступающих с бортовых навигационно-связных терминалов, установленных на транспортных средствах, включены в перечень муниципальных услуг Новокузнецкого городского округа. 

Решение вопроса местного значения по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа не связано с непосредственным предоставлением органом местного самоуправления услуг (выполнением работ) по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования.

Более того, выполнение работ (услуг) по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования не входит в исключительную компетенцию органов власти в соответствии с их полномочиями или подведомственным им учреждениям, предприятиям.

Действующее законодательство не содержит каких-либо специальных требований к деятельности по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, равно как и требований к субъектам, которые должны (могут)  их осуществлять. Данную деятельность могут осуществлять любые хозяйствующие субъекты в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно части 2 статьи 18 ФЗ № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Работы по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования, на выполнение которых выделяются субсидии, являются потребностью Новокузнецкого городского округа, необходимы для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органа местного самоуправления, так как направлены, в том числе на создание необходимых условий для транспортного обслуживания населения г. Новокузнецка, следовательно, выполнение данных работ и оказание данных услуг относится к муниципальным нуждам, и не может быть отнесено к муниципальным услугам.

В соответствии с частью 1 статьи 54 ФЗ № 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, ФЗ № 44-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 54 ФЗ № 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 1 ФЗ № 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров,  работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок,  предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Пунктом 3 статьи 3 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Статьей 8 ФЗ № 44-ФЗ установлен принцип обеспечения конкуренции,  согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.  Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком,  исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров,  выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками,  специализированными организациями,  их должностными лицами,  комиссиями по осуществлению закупок,  членами таких комиссий,  участниками закупок любых действий,  которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона,  в том числе приводят к ограничению конкуренции,  в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 2 статьи 24 ФЗ № 44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Следовательно, применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары,  работы, услуги,  доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11).

Статья 2 ФЗ № 44-ФЗ устанавливает, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.

Таким образом, органу местного самоуправления не предоставлены полномочия по установлению порядка финансирования выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд, а также установлению категории хозяйствующих субъектов для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд (за исключением случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), установленных ФЗ № 44-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ, части 1  статьи 54 Закона № 131-ФЗ, статьи 24 ФЗ № 44-ФЗ для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для муниципальных нужд требуется размещение заказов путем проведения торгов в форме конкурса (открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса), аукциона (аукциона в электронной форме, закрытого аукциона), запроса котировок, запроса предложений. При этом финансирование затрат на услуги для муниципальных нужд осуществляется за счет местного бюджета, на основании контракта, заключенного по результатам процедур по размещению муниципального заказа.

Из положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, ФЗ № 210-ФЗ, ФЗ № 131-ФЗ, Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ № 44-ФЗ  следует, что работы, услуги Учреждения должны формироваться и оказываться категориям физических и (или) юридических лиц в установленном муниципальным задании порядке на основании перечня муниципальных услуг, а не всему населению в целом либо относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений, при этом органы местного самоуправления не обладают полномочиями по наделению (установлению) подведомственных им муниципальных учреждения, предприятий полномочиями на исключительное выполнение работ или оказание услуг в определенных сферах.

Иное понимание, приводит к тому, что орган местного самоуправления по своему усмотрению может принимать решения о создании нового хозяйствующего субъекта, обеспеченного гарантированным рынком сбыта своих услуг, обладающего правом на осуществление деятельности, приносящей доход (ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») на товарном рынке, на котором орган местного самоуправления выступает заказчиком товаров, работ, услуг для нужд муниципального образования в целях решения вопросов местного значения.

Поручение органом местного самоуправления выполнения работ по организации перевозок пассажиров на маршрутах наземного городского и (или) пригородного пассажирского транспорта общего пользования для муниципальных нужд, не входящих в исключительную компетенцию органов местного самоуправления, подведомственных им учреждениям, независимо от запросов заявителей отдельным исполнителям, определенной организационно - правовой формы: хозяйствующим субъектом – МБУ «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа в рамках выполнения муниципального задания, финансируемого за счет бюджетных средств на основании соглашения о предоставлении субсидий, без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд, не соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 12.01.1996 г.  № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», создает преимущественные условия осуществления деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта определенной организационно-правовой формы, в связи с обеспечением гарантированным рынком сбыта своих услуг, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств при проведении публичных процедур, и в случае признания победителями - оказывать соответствующие услуги на соответствующих товарных рынках.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Кемеровское УФАС России не может согласиться с доводом управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка о том, что приказ управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка № 95 от 30.06.2015 г. «Об утверждении муниципального задания муниципальному бюджетному учреждению «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа соответствует нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятым в соответствии с ним нормам муниципальных правовых актов в связи с тем, что финансирование муниципального бюджетного учреждения в форме субсидии не может быть осуществлена исключительно в рамках бюджетного законодательства без ее соответствующей взаимосвязи с Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Следовательно, соответствие действий управления по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка по изданию приказа № 95 от 30.06.2015 г. «Об утверждении муниципальному бюджетному учреждению «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа муниципального задания» положениям статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации не влечет за собой вывод о правомерности таких действий с точки зрения соблюдения установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольных запретов.

Действия управления по транспорту и связи администрации Новокузнецкого городского округа, в части издания 30.06.2015 Приказа № 95 «Об утверждении муниципального задания МБУ «Единый центр организации пассажирских перевозок» Новокузнецкого городского округа», привели (могли привести) к созданию преимущественных условий осуществления деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов определенной организационно-правовой формы, в связи с обеспечением гарантированным рынком сбыта своих услуг, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств при проведении публичных процедур, и в случае признания победителями - оказывать соответствующие услуги на соответствующих товарных рынках, вступают в противоречие с требованиями пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

 

            1. Признать управление по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            2. Выдать управлению по транспорту и связи администрации г. Новокузнецка предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

  Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии:                                                              С.В. Стельмах

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                 Ю.А. Полякова

 

 

 

                                                                                                                  А.А. Чубуков

 

 

 

                                                                                              М.Г. Саврасов

Связанные организации

Связанные организации не указаны