Решение №11/9070 по жалобе от 28 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по жалобе № 042/10/18.1-1676/2020

«26» октября 2020 г.                           г. Кемерово
 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров, утверждения порядка рассмотрения жалоб,

     при рассмотрении жалобы № 042/10/18.1-1676/2020 с участием:

     - представителя АО «Кузбасская лизинговая компания», доверенность, 

     в отсутствие заявителя – ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ», надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,

     рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ), жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» и материалы жалобы № 042/10/18.1-1676/2020,

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.10.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступила жалоба ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на действия заказчика – АО «Кузбасская лизинговая компания» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (извещение № 0439200000120000001, размещено на сайте zakupki.gov.ru).

     По мнению заявителя, нарушение выразилось в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка организации и проведения торгов, а именно:

     - в отсутствии  указания на конкретный вид аттестата аудитора, который требуется для оказания услуг;

     - в нарушении порядка оценки заявок по критерию «квалификация участников закупки», в т.ч. по показателям: «трудовые ресурсы», «наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема», «деловая репутация».

     Уведомлением от 20.10.2020 (исх. № 11/8761) рассмотрение жалобы № 042/10/18.1-1676/2020 было назначено на 26.10.2020 на 14 часов 00 минут.

     23.10.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступили пояснения АО «Кузбасская лизинговая компания», из которых следует, что АО «Кузбасская лизинговая компания» является организацией, в уставном капитале которой доля государственной собственности составляет 100 %. При проведении закупки заказчик руководствовался требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», регулирующими порядок проведения обязательного аудита, в т.ч. в части требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки, а также критериев оценки.  

     Изучив имеющиеся материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

     Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44-ФЗ) установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

    В силу п. 3 ч. 6 ст. 54.4 ФЗ № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с п.п. 3 - 9, 11 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

     Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (далее – ФЗ № 307-ФЗ) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

     Частью 1 ст. 3, ч.ч. 1, 4 ст. 4 ФЗ № 307-ФЗ предусмотрены обязательные требования к субъектам, которые вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также требования к документам, подтверждающим соответствие указанным условиям, а именно:

     - для юридического лица - членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов;

     - для индивидуального аудитора - физического лица - наличие квалификационного аттестата аудитора и членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

     Согласно ч. 7 ст. 11 ФЗ № 307-ФЗ квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом. Саморегулируемая организация аудиторов не вправе выдвигать какие-либо требования или условия при выдаче квалификационного аттестата аудитора. Саморегулируемая организация аудиторов вправе взимать плату за выдачу квалификационного аттестата аудитора, размер которой не должен превышать затраты на его изготовление и пересылку. Датой выдачи квалификационного аттестата аудитора считается дата принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о выдаче аттестата аудитора.

     Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и формы квалификационного аттестата аудитора утверждены Приказом Минфина России от 06.12.2010 № 161н  «Об утверждении порядка выдачи квалификационного аттестата аудитора и формы квалификационного аттестата аудитора» (далее – Приказ № 161н).

    Частью 4.1 статьи 23 ФЗ № 307-ФЗ установлено, что с 01.01.2012 аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной ч. 3 ст. 5 ФЗ № 307-ФЗ.

     Порядок получения квалификационных аттестатов аудиторов, выданных в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», регламентировался Приказом Минфина РФ от 12.09.2002 № 93н «Об утверждении временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации» (далее - Приказ № 93н).

     Вместе с тем, с 2011 года порядок выдачи квалификационных аттестатов аудиторов предусмотрен Приказом № 161н.

     Частью 4.1 статьи 23 ФЗ № 307-ФЗ установлен запрет по осуществлению обязательного аудита в соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ № 307-ФЗ аудиторами, имеющими квалификационные аттестаты, полученные на основании Приказа № 93н.

     Кроме того, п. 3.2.5. проекта договора Приложения № 1 к конкурсной документации, являющегося неотъемлемой частью документации, установлено, что исполнитель обязан провести аудит в соответствии с требованиями ФЗ № 307-Ф3, международных стандартов аудита, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

     Таким образом, с учетом вышеизложенного довод ООО «ГЛОБАЛ АУДИТ» об отсутствии в конкурсной документации конкретного вида аттестата аудитора, который требуется для оказания услуг не нашел своего подтверждения, т.к. заказчик –  АО «Кузбасская лизинговая компания» при установлении требований к участникам закупки руководствовался положениями действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок.

     Довод заявителя о нарушении порядка оценки заявок по критерию «квалификация участников закупки», в т.ч. по показателям: «трудовые ресурсы», «наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема», «деловая репутация» является необоснованным по следующим обстоятельствам:

     Частью 1 статьи 32 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

     - цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

     - расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

     - качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

     - квалификация участников закупки, в т.ч. наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

     Согласно ч. 8 ст. 32 ФЗ № 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

     Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила № 1085).

     В соответствии с п. 27 Правил № 1085 показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в т.ч. наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – «квалификация участников закупки») могут быть следующие показатели:

     а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

     б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

     в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

     г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

     д) деловая репутация участника закупки.

     Согласно приложению 1 к информационной карте установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе, а также указано, что оценка заявок производится в соответствии с Правилами № 1085.

     Заказчиком в конкурсной документации установлен нестоимостной критерий оценки «квалификация участников закупки» и показатели, характеризующие содержание данного критерия, а именно:

     -  обеспеченность трудовыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;

     - количество штатных аудиторов, имеющих право осуществлять аудит организаций с долей собственности государства более 25%;

     - наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

     - деловая репутация участника закупки.

Установленные заказчиком показатели нестоимостного критерия «квалификация участников закупки», а именно: «трудовые ресурсы», «наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема», «деловая репутация», соотвествуют требованиям указанных выше нормативных правовых актов, не препятствуют участию в рассматриваемом конкурсе, не создают преимущества конкретному участнику закупки, поскольку предусматривают возможность участникам конкурса конкурировать по всем критериям, установленным заказчиком в конкурсной документации.

С учетом изложенного, действия заказчика по установлению в конкурсной документации критерия «квалификация участников закупки» и показателей, характеризующих содержание данного критерия («трудовые ресурсы», «наличие опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема», «деловая репутация»), не могут быть расценены как несоответствующие требованиям действующего законодательства Российской Федерации, т.к. осуществлены в соответствии с требованиями ФЗ № 44-ФЗ, Правилами № 1085, не ограничивают круг потенциальных участников закупки.

Руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (вх. № 4759) на действия заказчика – АО «Кузбасская лизинговая компания» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (извещение № 0439200000120000001, размещено на сайте zakupki.gov.ru) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КУЗБАССКАЯ ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ"
ИНН 4205076985, ОГРН 1044205096429
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГЛОБАЛС АУДИТ"
ИНН 6652022791, ОГРН 1076652000336