Решение б/н Решение по делу № 56/А-10-2016 от 8 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 56/А-10-2016

г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «31» августа 2017 г.            В полном объеме решение изготовлено «08» сентября 2017 г.  

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: <…>;

Члены комиссии: <…>

<…>;

<…>;

При ведении аудиозаписи заседания комиссии

при участии:

- <…> – представителя АО «КемВод» (доверенность от 11.07.2017 № 134-01);

- <…> - представителя АО «КемВод» (доверенность от 10.04.2017 № 101-01);

- <…> – представителя АО «КемВод» (доверенность от 20.04.2017 № 111-01),

рассмотрев дело  № 56/А-10-2016, возбужденное по признакам нарушения акционерным обществом «КемВод» (650991, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Кирова, 11; ИНН 4205002327) (далее – АО «КемВод») пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

УСТАНОВИЛА:

03.11.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение администрации города Кемерово, по вопросу рассмотрения заявления Глазыриной Н.И. о наличии в действиях АО «КемВод» признаков нарушения антимонопольного законодательства, а именно: в установлении монопольно высокой цены на закрытие – открытие задвижки на один час (отключение от централизованного водоснабжения).

30.12.2016 г. приказом Кемеровского УФАС России № 163 возбуждено дело № 56/А-10-2016 по признакам нарушения АО «КемВод» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на отключение водопроводных сетей диаметром до 100 мм.

Определением от 09.01.2017 г. рассмотрение дела № 56/А-10-2016 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 14 февраля 2017 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5. Копия определения была направлена в адрес АО «КемВод» заказным письмом.

14.02.2017 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представители АО «КемВод» пояснили, что работы по отключению водопроводных сетей диаметром до 100 мм не требуют получение свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в связи с чем, указанные работы могут быть выполнены любым квалифицированным лицом, имеющим специализированную технику. Подробно доводы АО «КемВод» изложены в письме (вх. от 10.02.2017 № 796). 

14.02.2017 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 56/А-10-2016 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 14.02.2017 г. об отложении рассмотрение дела № 56/А-10-2016 было назначено на 13.03.2017 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5. Копия определения была направлена в адрес АО «КемВод» заказным письмом.  

13.03.2017 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представители АО «КемВод» пояснили, что с 01.03.2017 г. введен в действие прейскурант на отключение водопровода по г. Кемерово для физических лиц (закрытие - открытие 1 задвижки). Согласно данному прейскуранту стоимость работ по отключению водопроводных сетей диаметром до 100 мм составляет 4 137 руб.

13.03.2017 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 56/А-10-2016 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 13.03.2017 г. об отложении рассмотрение дела № 56/А-10-2016 было назначено на 24.04.2017 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5. Копия определения была направлена в адрес АО «КемВод» заказным письмом.  

05.04.2017 г. Уведомлением (исх. № 05/2961) рассмотрение дела № 56/А-10-2016 перенесено на 22.05.2017 г. на 14 часов 00 мин.

Определением от 04.04.2017 г. о продлении срока рассмотрения дела № 56/А-10-2017 срок рассмотрения дела продлен до 09.10.2017 г.

22.05.2017 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представители АО «КемВод» пояснили, что не согласны с выводами Кемеровского УФАС России о том, что АО «КемВод» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по отключению водопроводных сетей диаметром 100 мм на территории города Кемерово. Кроме того, представленные в калькуляции АО «КемВод» затраты определены в соответствии с нормативами, действующими на предприятии тарифными ставками, фактически сложившимися затратами. Подробно доводы АО «КемВод» представлены в пояснениях по делу № 56/А-10-2016 (вх. от 22.05.2017 № 3894).

22.05.2017 г. Комиссией Кемеровского УФАС России объявлен перерыв в заседании Комиссии до 26.05.2017 до 10 часом 00 мин.

26.05.2017 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представители АО «КемВод» пояснили, учет затрат на производство регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н. Одним из нормативных документов, который использует АО «КемВод» для расчета стоимости услуг, является Постановление Госстроя РФ «Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства» от 23.02.1999 № 9. Подробно доводы АО «КемВод» представлены в письме (вх. от 26.06.2017 г. № 4670).

26.05.2017 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 56/А-10-2016 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 26.05.2017 г. об отложении рассмотрение дела № 56/А-10-2016 было назначено на 17.07.2017 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5. Копия определения была направлена в адрес АО «КемВод» заказным письмом.  

12.07.2017 г. Уведомлением (исх. № 05/6306) рассмотрение дела № 56/А-10-2016 перенесено на 30.08.2017 г. на 14 часов 00 мин.

22.08.2017 г. Уведомлением (исх. № 05/7747) рассмотрение дела № 56/А-10-2016 перенесено на 31.08.2017 г. на 15 часов 00 мин.

31.08.2017 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России представители АО «КемВод» пояснили следующее: учитывая, что ФОТ является основной составляющей прямых расходов и от него зависит сумма накладных расходов (вне зависимости от того как их определяют: процентом от заработной платы или процентом от накладных), стоимость услуг АО «КемВод» по отключению водопроводных сетей диаметром до 100 мм отличается от стоимости услуг других водоканалов. Среднесписочная численность бригады АО «КемВод» составляет 4 человека, работа которых вошла в расчет фонда оплаты труда при определении стоимости услуг по отключению водопроводных сетей.  Тарифная ставка работников утверждена локальным  нормативным актом АО «КемВод» - Положением об оплате труда. Тарифная сетка и разрядность установлена действующим в обществе штатным расписанием. Подробно доводы АО «КемВод» изложены в дополнениях к пояснениям по делу № 56/А-10-2016 (вх. от 31.08.2017 г. № 6082).

Изучив материалы дела № 56/А-10-2016, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее:

Между ОАО «СКЭК» (далее – Заказчик) и ОАО «КемВод» (далее – Исполнитель) заключен договор на техническое обслуживание имущества и оказание услуг по отпуску питьевой и технической воды и приему сточных вод от 19.08.2003 г. (далее – договора от 19.08.2003 г.)

Предметом договора является:

- техническое обслуживание сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения, передаваемых Исполнителю Заказчиком в рамках настоящего договора по акту приема-передачи, согласно Приложению № 1, в котором указываются характеристика, стоимость передаваемого оборудования;

- оказание услуг заказчику по подаче питьевой и технической воды Абонентам заказчика, приему и очистке сточных вод по сетям и сооружениям водоснабжения и водоотведения, передаваемых Заказчиком Исполнителю и по сетям и сооружениям водоснабжения и водоотведения, являющимися собственностью Исполнителя;

- оказание прочих работ и услуг.

Договор считается продленным на тех же условиях на следующий календарный год, если до конца срока действия договора ни одна из сторон не заявит об отказе от договора.

По сведениям, предоставленным ОАО «СКЭК» в адрес Кемеровского УФАС России, работы по отключению водопроводных сетей диаметром до 100 мм, находящихся во владении ОАО «СКЭК», производятся в рамках основной деятельности ОАО «СКЭК», а также по обращениям абонентов, застройщиков. 

Отключения производятся АО «КемВод», а также могут быть выполнены по согласованию с ОАО «СКЭК» любой специализированной организацией, то есть организацией, обладающей необходимым количеством квалифицированных специалистов и имеющей необходимую материально-техническую базу, привлеченной абонентами и застройщиками. 

При осуществлении отключения АО «КемВод» плата за данные слуги взимается АО «КемВод» на основании заключенного договора по заявке заказчика.

Приказом ОАО «КемВод» от 01.08.2014 г. № Р-198/2017 «Об утверждении накладных расходов и рентабельности на услуги ОАО «КемВод» утверждены и введены с 01.08.2014 г. в действие накладные расходы в размере 90,8 % от суммы прямых расходов; процент рентабельности не более 30 % от суммы прямых и накладных расходов.

В соответствии с приказом АО «КемВод» от 18.04.2016 № П-70/2016 «О введении в действие прейскуранта цен на отключение водопровода, промывку канализационных сетей и устранение закупорки мех.способом» стоимость отключения водопроводных сетей составляет  8 683, 47 руб.

В калькуляции ОАО «КемВод» накладные расходы составляют 3 183,65 рублей (таблица 1), при этом прямые затраты составляют 3 506,23 руб.

Таблица 1

Калькуляция затрат 

на отключение водопроводных сетей диаметром до 100 мм

Время выполнения работ 1,17 час

Статьи затрат Сумма, руб.

1 Фонд оплаты труда <…>

Слесарь АВР 5 разряда <…>

Слесарь АВР 4 разряда <…>

Мастер <…>

2 Страховые взносы <…>

3 Услуги транспорта <…>

ГАЗ-33081 <…>

КАМАЗ-65115-62 <…>

4 ИТОГО прямые  затраты <…>

5 Накладные расходы (90,8%) <…>

6 ВСЕГО затрат с накладными расходами <…>

7 Рентабельность <…>

8 Всего затрат на обслуживание с рентабельностью <…>

9 НДС <…>

10 ВСЕГО  затрат с НДС <…>

 В состав бригады, осуществляющей отключение водопровода, входят 2 слесаря 4 разряда, 2 слесаря 5 разряда и мастер.

Таблица 2

Расшифровка накладных расходов (укрупненная по элементам)

Наименование статей Сумма, руб.

25 «общепроизводственные расходы»

01 «общепроизводственные расходы»

Итого по Амортизация

 

<…>

Итого по Отчисления от ФОТ вспомогательных рабочих <…>

Итого по Отчисления от ФОТ ИТР <…>

Итого по Расходы общепроизводственного назначения <…>

Итого по Расходы общехозяйственного назначения <…>

Итого по Текущее содержание зданий <…>

Итого по Текущее содержание оборудования общехозяйственного назначения <…>

Итого по Текущее содержание производственного оборудования <…>

Итого по Текущее содержание сетей <…>

Итого по Текущее содержание сооружений <…>

Итого по Текущий ремонт <…>

Итого по Услуги вспомогательных производств (для распределения) <…>

Итого по ФОТ вспомогательных рабочих <…>

Итого по ФОТ ИТР <…>

Итого по 25 «Общепроизводственные расходы» <…>

Итого по Амортизация <…>

Итого по Отчисления от ФОТ вспомогательных рабочих <…>

Итого по Отчисления от ФОТ ИТР <…>

Итого по Расходы непроизводственного назначения <…>

Итого по Расходы общепроизводственного назначения <…>

Итого по Расходы общехозяйственного назначения <…>

Итого по Текущее содержание зданий <…>

Итого по Текущее содержание оборудования общехозяйственного назначения <…>

Итого по Текущее содержание производственного оборудования <…>

Итого по Текущий ремонт зданий <…>

Итого по Текущий ремонт оборудования общехозяйственного назначения <…>

Итого по Текущий ремонт сооружений <…>

Итого по Услуги вспомогательных производств (на управление) <…>

Итого по ФОТ вспомогательных рабочих <…>

Итого по ФОТ ИТР <…>

Итого по 26 «Общехозяйственные расходы» <…>

Итого Накладные расходы <…>

 

По информации, предоставленной Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в адрес Кемеровского УФАС России, затраты, связанные с проведением работ по отключению водопроводных сетей по заявкам юридических и физических лиц, то есть с работами не связанными с регулируемым видом деятельности, не включаются в тариф на питьевую воду, установленный ОАО «СКЭК».   

Приказом АО «КемВод» от 27.02.2017 г. № П-78/2017 «О введении в действие калькуляций на отключение водопровода для физических лиц» с 01.03.2017 г. введен в действие прейскурант на отключение водопровода (закрытие – открытие 1-й задвижки) для физических лиц. Согласно данному прейскуранту стоимость отключения водопровода до 100 мм составляет 4 137 руб.

 Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела № 56/А-10-2016 приходит к следующим выводам:

В соответствии со статьей 2  Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) водоснабжение – это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Иные виды услуг, кроме вышеперечисленных не входят в понятие водоснабжения, следовательно не могут быть представлены в рамках договора на оказание услуг по водоснабжению.

Согласно пункту 67 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644) в случае введения в отношении абонента временного прекращения либо ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения по основаниям, указанным в пунктах 4 и 5 части 1, пунктах 2 - 5, 8 и 9 части 3 статьи 21 Закона о водоснабжении, абонент обязан возместить организации водопроводно-канализационного хозяйства расходы на введение временного прекращения либо ограничения и восстановления холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Возмещение расходов, связанных с временным прекращением либо ограничением и восстановлением холодного водоснабжения и (или) водоотведения, производится абонентом на основании расчета, произведенного организацией водопроводно-канализационного хозяйства на основании документально подтвержденных расходов.

На основании пункта 5 части 3 статьи 21 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая холодное водоснабжение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение, транспортировку воды, в случае аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей.

По результатам анализа рынка оказания услуг по отключению водопроводных сетей диаметром до 100 мм в географических границах г. Кемерово в пределах водопроводных и канализационных сетей, эксплуатируемых ОАО «СКЭК» за 2016 год, Кемеровским УФАС России выявлен один хозяйствующий субъект имеющий долю на рынке более 50 % - АО «КемВод» с долей 100 %.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «Закона о защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов. 

Следовательно, АО «КемВод» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по отключению водопроводных сетей диаметром до 100 мм в географических границах г. Кемерово в пределах водопроводных и канализационных сетей, эксплуатируемых ОАО «СКЭК».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе  установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами. 

Сопоставимый товарный рынок, сформировавшийся в условиях конкуренции, отсутствует.

Статьей 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» установлены виды цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию в сфере водоснабжения и водоотведения.

Учет затрат на производство регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденному приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 8 Положения, организация самостоятельно устанавливает перечень затрат, применяемый при организации учета расходов по статьям затрат для целей управления. 

Согласно пункту 10 Положения правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету.

Постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 № 9 утверждена Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно - коммунального хозяйства (далее Методика).

В соответствии с пунктом 3.1 Методики затраты на производство и оказание услуг группируются по элементам и статьям, формируются по месту возникновения, объектам учета, планирования и калькулирования себестоимости.

Под элементами затрат понимаются затраты, однородные по своему экономическому содержанию, а под статьями - затраты, включающие один или несколько элементов.

По характеру участия в процессе производства затраты делятся на основные и накладные. Основные - непосредственно связаны с производством и оказанием услуг: они могут быть прямыми и косвенными, а накладные связаны с обслуживанием отдельных подразделений (цехов, участков) или организации в целом и управлением ими. При исчислении себестоимости часть основных затрат можно прямо отнести на оказание конкретных услуг. К ним относятся затраты на оплату труда, стоимость материалов, топлива, электроэнергии, другие расходы, связанные с конкретным объектом калькулирования. Те же расходы, которые невозможно прямо включить в себестоимость определенного вида услуг (цеховые и общеэксплуатационные расходы), распределяются косвенным путем, то есть пропорционально тому или иному признаку.

Методика разработана на основании «Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатом, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 № 552, которое  утратило силу в связи с введением в Налоговый кодекс Российской Федерации с 01.01.2002 главы 25 «Налог на прибыль организаций».

Таким образом, перечень затрат, включаемых в себестоимость, определен главой 25 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с Положением, порядок учета и распределения накладных расходов между видами услуг определен пунктом 3.5 Положения об учетной политике для бухгалтерского учета ОАО «КемВод», утвержденного приказом от 31.12.2015 № П-293/2015. Система учета и распределения затрат предусматривает распределение всех накладных (общепроизводственные и общехозяйственные) расходов предприятия между всеми видами производства.

Накладные расходы определены как доля распределения на услуги по отключению водопроводных сетей диаметром до 100 мм от общей суммы накладных расходов предприятия.

Согласно пункту 162  Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденных Приказом Минтруда от 07.07.2015 № 349н (далее – Правила по охране труда) работа на сетях водоснабжения и канализации, связанная со спуском в колодцы, резервуары и другие емкостные сооружения, должна выполняться бригадой, состоящей не менее чем из 3 работников.

Среднесписочная численность бригады АО «КемВод» составляет 4 человека, работы которых вошла в фонд оплаты труда при определении стоимости услуг по отключению водопроводных сетей.

В соответствии с пунктом 5.2.1 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденных Постановление Минтруда России от 16.08.2002 № 61  работы, связанные со спуском работников в колодцы, камеры, резервуары, аварийно-регулирующие резервуары, насосные станции без принудительной вентиляции, опорожненные напорные водоводы и канализационные коллекторы, относятся к разряду опасных, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, и должны проводиться по наряду-допуску на выполнение работ повышенной опасности.

На основании пункта 16 Правил по охране труда работы повышенной опасности в организациях жилищно-коммунального хозяйства должны производиться в соответствии с нарядом-допуском на производство работ повышенной опасности (далее - наряд-допуск), оформляемым уполномоченными работодателем должностными лицами по рекомендуемому образцу, предусмотренному приложением к Правилам, которым определяются содержание, место, время и условия производства работ, необходимые меры безопасности, состав бригады и работники, ответственные за организацию и безопасное производство работ. 

В соответствии с пунктами 1.3, 2.3, 4.1.3, 5.1 Инструкции АО «КемВод» о порядке выполнения работ повышенной опасности ИОТ-01-02, наряд-допуск на месте производства работ выписывает мастер.

Таким образом, работа мастера так же включена в расчет фонда оплаты труда при определении стоимости услуг по отключению водопроводных сетей.

Следовательно, установленная АО «КемВод» цена за услуги по отключению водопроводных сетей диаметром до 100 мм на территории города Кемерово не превышает сумму необходимых для производства и реализации работ, услуг расходов и прибыли.

Согласно статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 56/А-10-2016 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях акционерного общества «КемВод» (650991, г. Кемерово, ул. Кирова, 11; ИНН 4205002327).

 

 

Председатель Комиссии:                                                              <…>

 

Члены Комиссии:                                                                             <…>

                                                                                                           <…>

                                                                                                           <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны