Определение №09/11452 об отложении рассмотрения дела от 11 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 042/05/5-1680/2019 

«11» ноября  2019г.                                                                               г. Кемерово

 

 Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя

председателя Комиссии:                     

 

 

<…>      

 

- заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                              

<…>

 

 

<…> - 

- начальника отдела рекламы                                                                                                   недобросовестной  конкуренции

и  финансовых рынков;

- заместителя  начальника  отдела рекламы, недобросовестной конкуренции      

и  финансовых рынков.

рассмотрев дело № 042/05/5-1680/2019, возбужденное в отношении <…>  (адрес регистрации: <…>, далее – <…>) о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту -  ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

02.08.2019  в  адрес  Кемеровского  УФАС России через Единый портал государственных   услуг   поступило   обращение   <…>  (вх. от 02.08.2019 № 4152э)   о   наличии   признаков   нарушения  требований ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы по адресу г.Кемерово, пр. <…>.

В рамках рассмотрения данного обращения Кемеровским УФАС России был проведен плановый осмотр наружной рекламы, размещаемой на территории г.Кемерово.

По результатам составлен акт № 08 осмотра наружной рекламы от 16.08.2019, проведена фотосъемка рекламы (фотографии имеются в материалах проверки) и установлено, что по адресу г. Кемерово, пр. <…>, размещена реклама следующего содержания:

- «Берем Все! Самая дорогая оценка в городе. Берем Все!»;

-«КоммисионТорг ЛОМБАРД БЕРЕМ ВСЁ! … ПОКУПАЕМ ДОРОГО! Продажа|Обмен|Залог По любым вопросам звоните <…>».

Из ответа ООО «Т2 Мобайл» (исх. от 30.08.2019 № Исх/2420.00/886-19) следует, что абонентский номер <…> закреплен за физическим лицом <…>.

 Согласно  пункту  1  статьи  3  ФЗ  «О  рекламе»  под рекламой  понимается  информация,  распространенная  любым  способом,  в любой  форме  и  с  использованием  любых  средств,  адресованная неопределенному  кругу  лиц  и  направленная на  привлечение  внимания  к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение  либо  доведение  до  потребителя  которой  является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

 Согласно  пункту  18  Информационного  письма  Президиума  Пленума Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от  25.12.1998  № 37 «Обзор  Практики  рассмотрения  споров,  связанных  с  применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию  является  для  юридического  лица  обязательным  на  основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

В  соответствии  с  пунктом  1  постановления  Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»  информация,  обязательная  к  размещению  в  силу  закона  или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой. При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например,  информации  о  режиме  работы,  реализуемом  товаре),  поскольку размещение  такой  информации  в  указанном  месте  не  преследует  целей, связанных с рекламой.

 К  данным  сведениям  не  применяются  требования  законодательства Российской Федерации о рекламе.

 Так,  указание  на  здании  в  месте  нахождения  организации ее наименования,  адреса  и  режима  ее  работы  относится  к  обязательным требованиям,  предъявляемым  к  вывеске  Законом  Российской  Федерации  «О защите  прав  потребителей»,  следовательно,  такая  информация  не  может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения. Кроме  того,  указание  в  месте  нахождения  организации  профиля  ее деятельности  (магазин,  кондитерская,  ресторан)  либо  ассортимента реализуемых товаров и услуг (техника, продукты, мебель) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы ФЗ  «О рекламе» не распространяются.

 Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том  числе  несовпадающего  с  наименованием  организации,  также предназначено для идентификации магазина для потребителей и не является рекламой.

 Учитывая  изложенное  указание  на  здании  в  месте  нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг, не может рассматриваться в качестве рекламы, соответственно,  на  такую  информацию  не  распространяются  требования ФЗ «О рекламе».

 Однако  размещение  на  конструкции  иной  информации  (например, номера  контактного  телефона  организации,  адреса  электронной  почты (сайта), характеристик  реализуемого  товара)  также  может  рассматриваться  как реклама,  поскольку  Закон  Российской  Федерации «О  защите  прав потребителей» не содержит указания на то, что данная информация является обязательной  к  размещению,  следовательно,  на  такую  информацию распространяются положения Федерального закона «О рекламе».

  Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

 В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»»  при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

 Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

 Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

 Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

 Таким образом, использование в рекламе обозначения «Самая дорогая оценка в городе» является нарушением пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку данная информация не подтверждена документально.

 Статьей 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также не кредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

 Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

 Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

 Согласно части 1.1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – ФЗ «О потребительском кредите (займе)»).

 В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В нарушение данной правовой нормы в рекламе <…> размещена информация о деятельности <…> в качестве юридического лица - ломбарда, что не соответствует положениям специального ФЗ «О ломбардах».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктами 1, 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»,  несёт  рекламодатель.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является <…>. 

30.09.2019 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/5-1680/2019 в отношении <…> и назначено к рассмотрению на 11.11.2019 в 14 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка  с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о возврате отправителю корреспонденции в связи с истечением  срока хранения имеется в материалах дела)

11.11.2019 на рассмотрение дела № 042/05/5-1680/2019 <…>  не явился. Документы и информацию, запрошенные определением о возбуждении дела, ответчик  не представил.

В соответствии с абзацем 4 пункта 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, абзацем 4 пункта 3.48 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия Кемеровского УФАС России,                                                                                                       

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1.Рассмотрение дела № 042/05/5-1680 /2019 отложить.  

2.Назначить  дело  № 042/05/5-1680/2019   к  рассмотрению на  16  декабря 2019 года на 09 часов 00 минут по адресу: 650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5, каб. 309 (регистрация участников дела состоится в  08  часов 50 минут в каб. 316).

3. <…> необходимо представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок до 13 декабря 2019 года копии следующих документов (заверенных надлежащим образом):

- типового договора комиссии, заключенного <…> с потребителями (с приложением 2-3 копий заключенных договоров);

-договора (иного документа), заключенного с оператором связи по абонентскому номеру <…>;

-договора аренды (со всеми приложениями, либо иного документа), заключенного <…> с собственником помещения (другим лицом), которое находится по адресу: г. Кемерово,  пр. <…>;

-договора на изготовление и распространение рекламы вышеуказанного содержания (с указанием периода распространения рекламы);

-платежных документов (счет - фактур, платежных поручений или иных документов), подтверждающих факт оплаты за изготовление и распространение вышеуказанной рекламы.

Дополнительно <…>  необходимо представить письменные пояснения по поводу размещения вышеуказанной рекламы, содержащей признаки нарушения пунктов 1, 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»

Явка <…>, либо представителя <…> с доверенностью, оформленной надлежащим образом, для участия в рассмотрении дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна. 

При себе иметь данное определение (копию определения).

Связанные организации

Связанные организации не указаны